Технологическая карта урока по литературному чтению «Согласные буквы К, к. Звуки [k] – [k']»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Г.о.Подольск
Технологическая карта урока
по литературному чтению 1 класс
«Согласные буквы К, к. Звуки[к], [к,]»
Подготовила
учитель начальных классов
Матвейчук Елена Леонидовна
2019 год
Предметные цели – познакомить со звуками [к], [к'] и буквами К, к; научить выделять новый звук в процессе слого - звукового анализа слова, давать характеристику выделенному звуку, сравнивать его по твёрдости и мягкости; учить читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.
Метапредметные цели:
- познавательные УУД – развивать познавательный интерес в исследовании родного языка, находить пути выхода из проблемных ситуаций, осознанно строить речевые высказывания;
- коммуникативные УУД - развивать умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника;
- регулятивные УУД – формировать умения контролировать, оценивать и корректировать свою деятельность.
- личностные УУД – проявлять познавательную инициативу, формировать личностный смысл учения.
Образовательные ресурсы:
- компьютер, мультимедийный проектор;
- электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина «Азбука» 1 класс;
- учебник В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина «Азбука» 1 класс, 1 часть.
№ п/п |
Этапы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
|
1. |
Организационный момент.
Цель: создать благоприятную обстановку на совместную коллективную деятельность.
Методы организации работы: беседа, самопроверка. |
Друзья мои! Я очень рада
|
Учащиеся психологически настраиваются на учебную деятельность, на совместную работу с товарищами, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе.
|
Личностные УУД: должны выражать положительное отношение к учебному процессу. |
|
2. |
Мотивация к учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.
Цель: актуализировать имеющиеся знания обучающихся.
Предметные задачи: учить сравнивать, обобщать и классифицировать по признакам; формировать умение на основе анализа делать выводы; закрепить навыки плавного слогового чтения с буквой С.
Методы организации работы: коллективная и самостоятельная работа.
|
К нам на урок пришла моя помощница. Отгадайте, кто. Бережлива и игрива. Егоза. Ловка на диво. Классно может вскачь бежать И орешки разгрызать. - Сколько слогов в слове белка? - Назовите 1 слог. - Назовите 2 слог. Чтобы урок был интересным, белочка принесла вам задания.
Рассмотрите задание на доске.
- На какие группы можно разделить буквы? - Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки? - Назовите буквы, которые обозначают согласные звуки? - Как отличить гласные звуки от согласных?
- С какой буквой вы познакомились на прошлом уроке? - Какие звуки имеет эта буква? (на доске слайд) - Я буду называть слова, если услышите твёрдый согласный, поднимают правую руку мальчики, если мягкий – поднимают руку девочки: сахар, карась, серп, колос, Сеня, рис, кисель, соловей, семья
Рассмотрите следующее задание. - Прочитайте слоги: са си су сы со - Назовите слоги с твёрдым согласным. - Какие гласные обозначают твёрдость согласного звука? - Придумайте слова с данными слогами. - Назовите слог с мягким согласным. - Какая гласная смягчила согласный звук? - Придумайте слова с данным слогом.
- А сейчас для вас загадки-шутки от белочки. Загадка для 1 ряда - Что можно видеть с закрытыми глазами? - Назовите первый звук. Дайте ему характеристику. - Найдите схему к этому слову. Загадка для 2 ряда - Как записать «сухая трава» четырьмя буквами? - Назовите первый звук. Дайте ему характеристику. - Найдите схему к этому слову. Загадка для 3 ряда - Какую ноту кладут в суп? - Назовите первый звук. Дайте ему характеристику. - Найдите схему к этому слову.
- О какой букве мы говорили? - Какие звуки она имеет? |
Учащиеся внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.
Белка. 2 слога. бел ка
На гласные и согласные.
у, и, ы, а, о
н, с
Мы познакомились с буквой С.
Согласный глухой твёрдый звук [с]; согласный глухой мягкий звук [с'].
са, су, сы, со а, у, ы, о
Сад, суп, сыр, сок, т.д..
си и
Сила, сирень, сироп, красивый, т.д.
сон
[с] – согласный глухой твёрдый.
сено
[с,] – согласный глухой мягкий.
соль [с] – согласный глухой твёрдый.
Говорили о букве С. Буква С имеет согласный глухой мягкий звук[с'] и согласный глухой твёрдый звук[с]. |
Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать других; уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь оформлять свои мысли в устной форме; Познавательные УУД: уметь выделять звуки [с], [с']; уметь находить, выделять, перерабатывать ранее полученную информацию; Личностные УУД: формировать способность к самооценке.
|
|
3. |
Физкультминутка.
Цели: способствовать укреплению организма, повысить работоспособность учащихся. |
|
Учащиеся выполняют упражнения по заданию учителя. |
Личностные УУД: уметь понимать ценности здоровья.
|
|
4. |
Изучение нового материала. Постановка темы и целей урока
Цели: актуализировать знания учащихся: умение находить, сравнивать, осуществлять анализ объектов с выделением признаков; формировать умения работать в паре, самостоятельно.
Предметные задачи: познакомить с согласными звуками [к] и [к’]; учить выделять и находить новые звуки в словах, составлять звуковые схемы слов с этими звуками, читать слова с изученными буквами.
Методы организации работы: самостоятельная и групповая работа.
|
- Послушайте стихотворение и догадайтесь, о какой букве мы будем говорить дальше с вами на уроке. Ай да клоун! Знаешь, кто он? Этот клоун – … (на доске изображение клоуна)
- Как вы думаете, какие звуки может иметь буква К?
Игра «Узнай звук». - Хлопните в ладоши один раз, если услышите твёрдый звук[к], два раза, если услышите мягкий звук [к']. картина, кино, кровать, колесо, кит, кисель, квартира, компот
Посмотрите на доску. - Кто живет в лесном болоте? (на доске слайд) - Как квакает лягушка? - Назовите первый звук. Дайте ему характеристику. - Послушайте кваканье лесных лягушек (звучит запись)
- А кто сейчас к вам пришел на урок? (на доске слайд) - Как мы позовём котенка? - Назовите первый звук. Дайте ему характеристику. - Послушайте, как мяукает котенок. (звучит запись)
- А сейчас мы отправимся на лужок. - Кого мы видим? (на доске слайд) - Как кричит петушок? - Назовите первый звук. Дайте ему характеристику. - Послушайте, как кричит петушок. (звучит запись)
- В русском языке встречается большая буква К и маленькая к. - В своих тетрадях напечатайте большую и маленькую буквы Кк.
- Какие же звуки имеет буква К?
Посмотрите на доску (на доске слайд) - Прочитайте слоги 1 столбика. - Прочитайте слоги 2 столбика. - Что заметили?
- Какие гласные указывают на мягкость согласного звука? - Какие гласные указывают на твёрдость согласного звука?
- Напечатайте слоги 2 столбика у себя в тетради? - Придумайте слова со слогами.
- Послушайте загадку. Этот зверь живет лишь дома С этим зверем все знакомы У него усы, как спицы Он, мурлыча, песнь поет Только мышь его боится Угадали? Это-… - Напечатайте слово-отгадку в тетради. - Сколько в слове слогов? Сколько звуков? - Назовите 1 звук. Дайте характеристику звуку. - Назовите 2 звук. Дайте характеристику звуку. - Назовите 3 звук. Дайте характеристику звуку. - Выполните звуко – буквенный анализ - нарисуйте схему. - Кто покажет на доске схему к слову кот? - Составьте предложение из 4 слов со словом кот. Нарисуйте схему. |
Учащиеся слушают учителя, грамзапись, смотрят на слайды, отвечают на вопросы.
Буква К
Согласный глухой твёрдый звук [к] и согласный глухой мягкий звук [к']
Лягушка
Ква-ква Звук [к] – согласный глухой твёрдый.
Котёнок
Кис-кис Звук [к,] – согласный глухой мягкий
Петушка Ку-ка-ре-ку Звук [к] – согласный глухой твёрдый.
Учащиеся открывают тетради, печатают большую букву К и маленькую к, чередуя. Буква К имеет согласный глухой твёрдый звук [к] и согласный глухой мягкий звук [к'] ки, ке, кя, кё ка, ко, кы, ку В 1 столбике мягкие согласные звуки, во 2 столбике твёрдые. и, е, я, ё
а, о, ы, у
Кот
1 слог, 3 звука
[к], согласный глухой твёрдый
[о] гласный ударный
[т] согласный глухой твёрдый
Кот Васька пьёт молоко. |
Коммуникативные УУД: уметь участвовать в диалоге, учитывая разные мнения; уметь аргументировать своё мнение; уметь договариваться, приходить к общему мнению; Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; уметь составлять и преобразовывать модели и схемы слов и предложений; уметь определять в звучащем слове твёрдый и мягкий звуки; уметь объяснять значение слова; уметь составлять слоги и слова с изученными буквами; Личностные УУД: формировать способность к самооценке; Регулятивные УУД: уметь контролировать, оценивать и корректировать свою деятельность.
|
|
5. |
Физкультминутка
Цели: способствовать укреплению организма, повысить работоспособность учащихся |
|
Учащиеся выполняют упражнения по заданию учителя. |
Личностные УУД: уметь понимать ценности здоровья
|
|
6. |
Закрепление учебного материала.
Цель: сформировать умение работать самостоятельно, выполнять действия по алгоритму
Предметные задачи: развивать у обучающихся умения слышать и различать новые звуки в словах; выделять новый звук в процессе слого - звукового анализа слов; читать слоги, слова и предложения с изученной буквой
Методы организации работы: фронтальная беседа, групповая и самостоятельная работа
|
Откройте учебники на стр.49 - С какой буквой мы знакомимся? - Какие звуки она имеет?
- Найдите выделенные жирным чёрным шрифтом слова. - Прочитайте первое слово. Назовите первый звук. Дайте характеристику. - Прочитайте второе слово. Назовите первый звук. Дайте характеристику. - Какие же звуки имеет буква К?
- Рассмотрите рисунок. - Что делают мальчики? - Сколько слов в предложении? - Нарисуйте схему к предложению. - Прочитайте диалог по ролям.
Работа с учебником, стр.48 - Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?
- Рассмотрите рисунок. - Как называется сказка? - Кто главный герой? - Кто её автор? - Какой эпизод нарисован? - Составьте предложение к рисунку. - Напечатайте схему.
- Прочитайте пословицы под картинкой, объясните смысл. |
Учащиеся работают по учебнику, отвечают на вопросы
Кони, звук [к] – согласный глухой твёрдый. Кино, звук [к,] – согласный глухой мягкий.
Мальчики косят траву. 3
«Кот в сапогах»
|
Коммуникативные УУД: уметь ориентироваться на позицию партнера; уметь высказывать свои мысли в устной форме Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; уметь отвечать на вопросы учителя Личностные УУД: осознавать алгоритм учебного действия, формировать способность к самооценке Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; уметь контролировать и оценивать свои действия, проявлять самостоятельность.
|
|
7. |
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: мобилизировать учащихся на рефлексию своей работы, способов деятельности, общения, установить соответствие между поставленными задачами урока и его результатами.
|
Давайте подведём итог нашей работы. Продолжите предложения: - Я сегодня познакомился с … - Буква К имеет …. - Я читал … - Составлял … - Мне было легко … - Мне было трудно… Наш урок подошёл к концу. - Давайте поблагодарим нашу помощницу. Белочка сейчас отправляется к своему другу ёжику и прощается с нами. А мы отправим угощение ёжику. У вас в конвертиках лежат яблочки. Положите в корзиночку только одно яблочко, которое расскажет ёжику о вашем настроении на уроке. |
Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку учебной деятельности |
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной речи. Регулятивные УУД: уметь контролировать и оценивать свои действия и действия класса; уметь оценивать степень работы на уроке
|