Технологическая карта урока математики по теме «Порядок выполнения действий», (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок математики в 5 классе по теме "Порядок выполнения действий" показывает реализицию системно-деятельностного подхода в обучении математике. В качестве приложения - презентация к уроку.
ФИО: Боровских Светлана Владимировна
Место работы: МБОУ СШ №35 г. Липецка
Должность: учитель математики
презентация к уроку
PPT / 4.05 Мб
Предмет: математика
Уровень образования: общеобразовательный класс
Тема: "Порядок выполнения действий"Тип урока: открытие нового знания
Класс: 5
Цели урока:
Образовательные:
- актуализировать знания учащихся о порядке выполнения действий;
- ознакомить с правилом порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без;
- совершенствовать вычислительные навыки учащихся ;
- продолжить работу над текстовыми задачами;
Развивающие:
- развитие познавательной деятельности учащихся;
- развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
- развитие умения анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы;
- развитие логического мышления, памяти;
- развитие математического кругозора;
Воспитательные:
-формирование положительной мотивации;
-воспитание потребности в приобретении новых знаний.
Задачи урока:
Образовательные:
-познакомить учащихся с правилами , которые выражают распределительное свойство умножения относительно сложения и относительно вычитания ;
-способствовать приобретению необходимых умений и навыков;
Воспитательные:
-создать атмосферу для развития познавательного интереса учащихся к предмету;
-формировать у учащихся навыки организации самостоятельной работы.
Ресурсы урока: интерактивная доска, карточки для работы в парах, карточки с практическими заданиями по новой теме.
Методы организации работы:
-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),
-наглядные (демонстрация презентации),
-проблемно-поисковый;
-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).
Формы организации работы:
-групповая,
-парная,
-коллективная (фронтальная).
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- закрепить понятия о порядке действий;
- уметь записать выражение по заданному алгоритму;
- составлять алгоритм вычисления заданного выражения;
Метапредметные:
- уметь видеть важность использования правил порядка действии в окружающей жизни;
- уметь обрабатывать информацию;
- контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности;
Личностные:
- развитие активности, находчивости;
- умение общаться в коллективе и в паре;
- умение проговаривать последовательность действий на уроке;
- делать проверку вычислений.
Литература:
Н. Я. Виленкин и др. Математика 5кл. М.: «Мнемозина» 2015.
Этап урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Универсальные учебные действия |
Мотивация к учебной деятельности
|
Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, поясняет, что сегодня урок открытия новых знаний, мобилизирует внимание, создает благоприятный психологический настрой на работу. (Слайд №1): Выясняет как ученики понимают данное высказывание.
|
Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы.
Высказывают свои мысли по данному вопросу, рассуждают.
|
Регулятивные: прогнозирование своей деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Личностные: мотивация учения Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии |
Поработаем устно. 1. Устная разминка на развитие памяти (Cлайд №2): - Найдите сумму чисел 12 и 16; - Найдите разность чисел 37 и 12; - Увеличьте число 6 в 10 раз; - Уменьшите число 35 в 5 раз; - Найдите, на сколько число 63 больше, чем число 30. Проверка (Слайд №3): 12 + 16 = 28 6 ∙10 = 60 35 : 5 = 7 63 - 30 = 33 2. Упростите выражение, запишите в тетрадь через запятую только ответы (Слайд № 4): 5х + 8х 15у – 4у 44а + а 9х – х 27у + 33у.
Проверка (Слайд №5): 5х + 8х = 13х 15у – 4у = 11у 44а + а = 45а 9х – х = 8х 27у + 33у = 60у |
Решают примеры ( результаты записывают в Лист самоконтроля ( Приложение 1))
Проверяют свои результаты.
|
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы . Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения
|
Выявление места и причины затруднения Постановка цели деятельности |
Найдите значения выражений ( Слайд № 6): 2 + 2 · 2 124 – 30 ·3 7 + 7 : 7 25 – 25 : 5 Проверка (Слайд № 7): 2 + 2 · 2 = 2 + 4 = 6 124 – 30 ·3= 124 - 90 = 34 7 + 7 : 7 = 7 + 1 = 8 25 – 25 : 5 = 25 - 5 = 20 Все ли примеры вы решили правильно? Если допустили ошибки, то по какой причине? Анализирует ошибки и предлагает сформулировать тему урока (Слайд №8). Исходя из темы, предлагает сформулировать цели урока ( Слайд № 9). |
Решают примеры и работают с таблицей, ответы записывают в Лист самоконтроля Понимают, что в некоторых примерах допустили ошибки, т.к. нарушили порядок действий.
Формулируют тему урока самостоятельно и записывают в Лист самоконтроля. Формулируют цели .
|
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
|
Построение проекта выхода из затруднения |
Предлагает рассмотреть п.15 учебника. Предлагает ответить на вопросы (Слайд № 10): -Что вы видите на картинке? Как найти правильно решить примеры? -Давайте сформулируем и запишем правила, которые помогут нам решать такие задания (Слайды 11, 12, 13). |
Читают текст учебника.
Отвечают на вопросы.
Проговаривают и записывают в тетради правила. |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты Коммуникативные:формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты |
Физкультминутка |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся , даёт рекомендации по выполнению. (Слайды № 14,15) |
"На холме стоит рябинка, Так же выполняют гимнастику для глаз |
Коммуникативные: умение работать по заданию Личностные: формирование ЗОЖ |
Реализация построенного проекта (закрепление формируемых знаний и умений) |
-Решите задания № 627 (а,в,д,ж) Проверка (Слайд № 16): 48 - 29 + 37 - 19 = 37 39∙45 : 65 ∙2 = 54 245: 7 - 224 : 16 + 35 ∙11 = 35 - 14 + 385 = 406 315: ( 162 + 12 ∙24 - 11∙39)+ 558 : 31 = 315 : 21 + 18 = 15 +19 = 34 - Ребята, вы выполнили очень важную интеллектуальную работу.
|
Решают примеры, применяя правила, результаты записывают в Лист самоконтроля.
|
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение . |
Первичное закрепление во внешней речи |
Предлагает зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи(организует повторно работу с учебником: предлагает рассмотреть правила, применяемые при вычислениях, предлагаемые авторами учебника). Разберём еще примеры, используя опорную схему: Продолжим нашу работу. Решите № 629(а). - Из скольких команд состоит программа вычислений? - Сколько действий будет в выражении? - Попробуйте записать данное выражение. Проверка ( Слайд № 17): ( 215 + 748) ∙ (591 - 318) = 262899 1) 215 + 748 = 963 2) 591 - 318 = 273 3) 963 ∙ 273 = 261899 |
Проговаривают понятия (фронтально, в парах).
Отвечают фронтально.
Решает ученик у доски, а остальные решают самостоятельно с последующей самопроверкой, результаты записывают в Лист самоконтроля. |
Познавательные: самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале. Регулятивные: контроль, коррекция |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Предлагает выполнить самостоятельную работу (Приложение 2) с последующей проверкой. |
Выполняют самостоятельную работу по вариантам (карточки с заданиями на партах), сравнивают и записывают ответы в Лист самоконтроля.
|
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные:самоопределение; Коммуникативные: управление своим поведением Познавательные: анализ, синтез, использование общих правил |
Включение в систему знаний и повторение |
Предлагает решить задания по ранее изученному материалу с последующей проверкой: 1) № 635(а,в, д), Проверка (Слайд № 18): а) х + 20 = 37 х = 37 - 20 х = 17 в) а - 37 = 20 а = 20 + 37 а = 57 д) 37 - с = 20 с = 37 - 20 с = 17 2) Работа над задачей № 639 (а, д,е). Проверка (Слайд №19): а) 8х - 7х + 10 = 12 х + 10 = 12 х = 12 - 10 х = 2 д) ( х - 59): 42 = 86 х - 59 = 86 ∙42 х - 59 = 3612 х = 3612 + 59 х = 3671 е) 528 : к - 24 = 64 528 : к = 64 + 24 528 : к = 88 к = 528 : 88 к = 6 |
Выполняют задание под руководством учителя(записывают ответы в Лист самоконтроля) |
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация Личностные: осознание ответственности за общее дело |
11. Рефлексия учебной деятельности |
Предлагает ученикам закончить предложения (Слайд №20): -Сегодня на уроке я узнал ... -Я повторил … -Я закрепил… -Я научился… -Было трудно ... - Было интересно ... - Я смогу ... Предлагает оценить свою работу и результаты. (Слайд №21). |
Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы.
Ученики показывают смайлики. |
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности |
Домашнее задание |
Учитель предлагает дозированное домашнее задание, дает комментарий по его выполнению. (Слайд №22) |
Учащиеся записывают в дневники домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы: № 644, 647(а, в, д), 648 (1ст), 649. |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач. Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке |
Приложение 1:
Лист самоконтроля
Вид задания |
Ответ, способ решения |
Шкала баллов |
Суммарный балл за задание |
Устная разминка |
1 |
||
Нахождение значений выражений |
1 |
||
Формулировка темы урока |
1 |
||
Решение задания № 627 |
4 |
||
Решение задания № 629 |
3 |
||
Самостоятельная работа |
3 |
||
Решение задания № 635 |
4 |
||
Задания по ранее изученному материалу с последующей проверкой № 639 |
3 |
||
Суммарный балл за работу |
20 |
Критерии отметок: 20-18б-"5"; 17-15б- "4"; 14-10б – "3"; меньше 10б- "2".
Приложение 2:
1вариант
1) Упростите выражение:
х ∙ 5 ∙ 20
2) Вычислите:
304 ∙23 - 2345 : 35
2вариант
1) Упростите выражение:
у ∙ 4 ∙ 25
2) Вычислите:
603 ∙72 - 1584 : 18