Технологическая карта урока математики в 5 классе «Действия с десятичными дробями»

9
0
Материал опубликован 27 October 2017 в группе

Технологическая карта урока

 

математика

класс

5

тема урока

«Действия с десятичными дробями»

тип урока

урок обобщающего повторения

цели

закрепить основные правила действий сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей, научиться преобразовывать выражения, содержащие десятичную дробь, применять основные законы и правила для решения учебно-познавательных задач

задачи

Образовательные:

• умение систематизировать знания о правилах арифметических действий с десятичными дробями;

• умение анализировать теоретические сведения, применять их на практике, делать выводы.

Развивающие:

• обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;

• планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;

• развивать познавательный интерес, мотивацию к предмету.

Воспитательные:

• умение слушать и вступать в диалог, воспринимать мнение других;

• умение воспитывать навыки культуры труда, культуры общения.

Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Проявляют познавательный интерес к изучению предмета, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознают причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности, важность и необходимость знаний для человека.

познава­тельные: умеют извлекать необходимую информацию из текстов; умеют определять главное и второстепенное; умеют передавать информацию, сжато, полно, выборочно; выбор наиболее эффективных способов решения задач;

регулятивные: умеют составлять план и последовательность действий решения предложенной задачи;

формируют навыки отработки алгоритма решения задач;

осознание обучающимися того, что уже сделано на данном этапе и что нужно сделать для решения учебно-познавательной задачи;

формируют умение видеть проблемы в своей деятельности посредством рефлексии своей деятельности в конце урока.

коммуникативные: умеют слушать и считаются с разными мнениями, умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами, и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Показывают умение сравнивать и упорядочивать десятичные дроби; умение выполнять операции сложения, вычитания, умножения, деления десятичных дробей; умение решать текстовые задачи с использованием десятичных дробей.

Технология

информационно-коммуникационные, игровые.

Формы и методы

метод обучающей игры, поисково-проблемный метод, наглядный, практический.

Оборудование

для урока

компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями.

п/п

Этапы урока. Содержание.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

1

Организационный момент. Мотивация на предстоящую учебную деятельность.

Здравствуйте ребята. Садитесь. Проверяется готовность к уроку.

Проводится эмоциональный настрой на урок.

Ребята!

Мы долго дроби изучали,
Сравнивали, округляли,
Складывали, вычитали,
Умножали и делили,
Среднее арифметическое находили.
А теперь настал тот час,
Чтоб проверить все у вас.
Как задачи вы решаете,
Дробь на десять умножаете,

Уравнения как решаете,
А примеров много знаете?
Все проверим мы у вас
И в конце дадим наказ:
Иль пятерку вам поставить,
Или подучить отправить!

Ребята, как вы думаете, чем сегодня на уроке мы будем заняты? Правильно, повторим правила действий с десятичными дробями. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Определение целей и задач урока.

Настраиваются на работу во время урока, включаются в его деловой ритм, концентрируют внимание.

Планирование учебного сотрудничества, умение задавать вопросы, касающиеся предстоящих учебных действий.

Умение воспринимать и перерабатывать информацию, ставят перед собой цель.

Принимают и сохраняют учебную цель, организуют свою учебную деятельность.

2

Организация восприятия и осмысления темы урока. Обсуждение возникающих вопросов.

Сейчас вам предстоит пройти маленький тест на готовность к уроку. Выполните указанные действия и расшифруйте слово: Итак у нас получилось слово «путешествие». Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в необычную страну - страну «Десятичных дробей», побываем на станциях: Вокзал шифров, Герцогство лабиринтов, Город уравнений, Графство дробей, Замок мудрых мыслей, Земство задач, а дорогу нам будут показывать феи.

Классу сообщаются цели предстоящей работы. Для этого мы поделимся на команды: организуется деление класса на 6 команд, по 4 человека в каждой.

Учитель организует работу в командах, объясняет правила игры: демонстрирует карту путешествия в страну десятичных дробей.

Приложение 1.

Учитель обращает внимание учащихся на станции, представленные на карте, выдает карточки с заданиями. Учитель показывает на экране таблицу, где указаны соответствующие маршруту станции, и начисление баллов за правильные ответы.

Приложение 3.

Выполняя задание, учащиеся определяют вид деятельности на уроке, затем знакомятся с картой путешествия, представленной на экране, а так же узнают правила игры - путешествия. Повторив действия с десятичными дробями, учащиеся стараются сформулировать цель урока и задают возникшие вопросы. Класс делится на команды (ребята решают примеры, в ответе получают номер своей команды и занимают свои места). Знакомятся с таблицей, в которую будут внесены полученные баллы.

Умение адекватно воспринимать информацию от учителя.

Умение воспринимать и переработать информацию.

Самостоятельное формулирование последовательности промежуточных познавательных целей с учетом конечного результата; составление плана и алгоритма действий.

3

Организация этапов игры

1 станция

Вокзал шифров

2 станция Герцогство лабиринтов

3 станция Город уравнений

4 станция

Графство дробей

5 станция

Замок мудрых мыслей

6 станция

Земство задач

Учитель проверяет выполненные командой задания и выставляет баллы за выполнение заданий, внося их в электронную таблицу, которую ребята видят на экране. Еще раз проговорим правила поведения в команде (группе):

- активно участвуй в совместной работе;

- внимательно слушай и не перебивай собеседника;

- не высмеивай чужие ошибки, но тактично укажи на них.

Учитель выдает каждой команде карточки с заданиями:

1.Вокзал шифров

а) Решите примеры и расшифруйте пословицу. Ниже представьте их решения.

б) Заполните пропуски так, чтобы получилась верная запись.

Приложение 2

2. Герцогство лабиринтов

Пройдите лабиринт, выполняя действия с дробями, которые встретятся на пути к конечной цели. В ответе укажите результат арифметических операций.

Приложение 2

3. Город уравнений

Решите уравнения и запишите их решения.

Приложение 2

4. Графство дробей.

Зная, что 728 ∙ 5609 = 4083352, найдите правильные ответы. Из соответствующих букв составьте название созвездия.

б) Не вычисляя, найдите в строках правильные ответы. Из соответствующих букв составьте фамилию известного философа Vǀǀǀ века, который выдвинул гипотезу о происхождении Солнечной системы. В какой стране он жил?

Приложение 2

5. Замок мудрых мыслей

Расшифруйте названия литературных терминов. Можете ли вы объяснить их смысл?

б) Выполните деление и расположите ответы в порядке возрастания, сопоставьте их соответствующим буквам и расшифруйте слово.

Приложение 2

6. Земство задач

а) Автомобиль расходует на 10 км пути при движении за городом - 0,8 литра бензина, а в городском режиме при движении без пробок – 1л, а в пробке – 1,5 л. По пути на дачу автомобиль проехал по городу 7,3 км, причем 1,8 км из них в пробке, а затем за городом 28,5 км. Сколько бензина затрачено на этот путь?

б) Ширина прямоугольника в 3,2 раза меньше длины, а периметр равен 105 м. Найти периметр и площадь квадрата со стороной, равной ширине этого прямоугольника.

Приложение 2

На каждой станции путешествия учащиеся самостоятельно работают в командах, сообща выполняя задание.

Ребята обсуждают решение в команде, а также выбирают того, кто будет заполнять лист ответов и сдавать его учителю для проверки.

На каждой из станций школьники выполняют различные типы заданий, по теме: «Действия с десятичными дробями».

планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками, распределение функций в команде, умение внимательно выслушать не перебивая собеседника; умение сдерживать себя, не высмеивать чужие ошибки, но тактично указывать на них, умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; умение учитывать чужое мнение, умение разрешать разногласия, умение принять чужое решение, умение обратиться за помощью. Постановка вопросов.

анализ условия задачи с целью выделения основных шагов ее решения, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

самостоятельное создание алгоритмов работы при решении проблем; установление причинно-следственных связей. Умение выбирать и использовать методы, характерные исследуемой проблеме, использовать догадку, интуицию, использовать некоторые приемы познания мира. Расширение своих знаний в области литературы, астрономии.

составление плана и последовательности действий; умение осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления, осмысление ошибок и устранении их; контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

4

Подведение итогов урока: игры-путешествия. Награждение победителей.

По окончании игры учитель подводит итоги урока, используя таблицу с выставленными баллами, затем определяет и награждает победителей. Учитель обобщает урок. Рассматривает возникшие вопросы в решении путем разбора заданий, которые показались учащимся трудными.

Жители страны «Десятичных дробей», были очень рады гостям, и на прощание дарят вам книгу "Из истории десятичных дробей".

Приложение 4

Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок.

- А какой урок, ребята, вы извлекли из этого путешествия?

(Нужно соблюдать правила действий с десятичными дробями.)

- А еще ребята, нельзя нарушать законы государства, в котором мы живем или находимся; что нельзя нарушать правила и устав того учебного заведения, в котором мы учимся!

Соблюдайте законы и выполняйте правила, и тогда вы облегчите жизнь себе и окружающим вас людям.

Учитель предлагает ученикам творческое домашнее задание: придумать и оформить свои задания на тему: «Действия с десятичными дробями».

учащиеся задают вопросы по возникшим проблемам в выполнении тех или иных заданий. Осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке, анализируя собственные затруднения и ошибки работы команды, как в процессе игры, так и в итоге.

планирование инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации;

умение с достаточной точностью полнотой и выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

осуществление самоанализа и самоконтроля.


 

Литература

Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс : учеб. для учащихся образовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. - 31-е изд., стер. - М. : Мнемозина, 2013. - 280 с.

Дорофеев. Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 5 класс. Часть 2. Изд. 2-е, перераб./ Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. - М.: «Ювента», 2011. - 240с.

Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. –192 с.

 

Приложение 1. Маршрутная карта игры «Путешествие фей в страну десятичных дробей»


https://drive.google.com/drive/recent

 

Приложение 2. Карточки с заданиями по станциям страны десятичных дробей.


 

Приложение 3.


 

https://docs.google.com/spreadsheets/d/1Fxl2hnR7IaOJx_ixmo0JxFOV3NdpkJRi56s5bwZ5x8I/edit#gid=0

 

Приложение 4.

 

https://drive.google.com/drive/recent



 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.