Технологическая карта урока математики в 5 классе «Действия с десятичными дробями»
Технологическая карта урока |
|||||
математика |
класс |
5 |
|||
тема урока |
«Действия с десятичными дробями» |
||||
тип урока |
урок обобщающего повторения |
||||
цели |
закрепить основные правила действий сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей, научиться преобразовывать выражения, содержащие десятичную дробь, применять основные законы и правила для решения учебно-познавательных задач |
||||
задачи |
Образовательные: • умение систематизировать знания о правилах арифметических действий с десятичными дробями; • умение анализировать теоретические сведения, применять их на практике, делать выводы. Развивающие: • обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; • планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; • развивать познавательный интерес, мотивацию к предмету. Воспитательные: • умение слушать и вступать в диалог, воспринимать мнение других; • умение воспитывать навыки культуры труда, культуры общения. |
||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
|||
Проявляют познавательный интерес к изучению предмета, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознают причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности, важность и необходимость знаний для человека. |
познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из текстов; умеют определять главное и второстепенное; умеют передавать информацию, сжато, полно, выборочно; выбор наиболее эффективных способов решения задач; регулятивные: умеют составлять план и последовательность действий решения предложенной задачи; формируют навыки отработки алгоритма решения задач; осознание обучающимися того, что уже сделано на данном этапе и что нужно сделать для решения учебно-познавательной задачи; формируют умение видеть проблемы в своей деятельности посредством рефлексии своей деятельности в конце урока. коммуникативные: умеют слушать и считаются с разными мнениями, умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами, и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. |
Показывают умение сравнивать и упорядочивать десятичные дроби; умение выполнять операции сложения, вычитания, умножения, деления десятичных дробей; умение решать текстовые задачи с использованием десятичных дробей. |
|||
Технология |
информационно-коммуникационные, игровые. |
||||
Формы и методы |
метод обучающей игры, поисково-проблемный метод, наглядный, практический. |
||||
Оборудование для урока |
компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями. |
№ п/п |
Этапы урока. Содержание. |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Универсальные учебные действия |
||
Коммуникативные |
Познавательные |
Регулятивные |
||||
1 |
Организационный момент. Мотивация на предстоящую учебную деятельность. |
Здравствуйте ребята. Садитесь. Проверяется готовность к уроку. Проводится эмоциональный настрой на урок. Ребята! Мы долго дроби изучали, Уравнения как решаете, Ребята, как вы думаете, чем сегодня на уроке мы будем заняты? Правильно, повторим правила действий с десятичными дробями. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Определение целей и задач урока. |
Настраиваются на работу во время урока, включаются в его деловой ритм, концентрируют внимание. |
Планирование учебного сотрудничества, умение задавать вопросы, касающиеся предстоящих учебных действий. |
Умение воспринимать и перерабатывать информацию, ставят перед собой цель. |
Принимают и сохраняют учебную цель, организуют свою учебную деятельность. |
2 |
Организация восприятия и осмысления темы урока. Обсуждение возникающих вопросов. |
Сейчас вам предстоит пройти маленький тест на готовность к уроку. Выполните указанные действия и расшифруйте слово: Итак у нас получилось слово «путешествие». Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в необычную страну - страну «Десятичных дробей», побываем на станциях: Вокзал шифров, Герцогство лабиринтов, Город уравнений, Графство дробей, Замок мудрых мыслей, Земство задач, а дорогу нам будут показывать феи. Классу сообщаются цели предстоящей работы. Для этого мы поделимся на команды: организуется деление класса на 6 команд, по 4 человека в каждой. Учитель организует работу в командах, объясняет правила игры: демонстрирует карту путешествия в страну десятичных дробей. Приложение 1. Учитель обращает внимание учащихся на станции, представленные на карте, выдает карточки с заданиями. Учитель показывает на экране таблицу, где указаны соответствующие маршруту станции, и начисление баллов за правильные ответы. Приложение 3. |
Выполняя задание, учащиеся определяют вид деятельности на уроке, затем знакомятся с картой путешествия, представленной на экране, а так же узнают правила игры - путешествия. Повторив действия с десятичными дробями, учащиеся стараются сформулировать цель урока и задают возникшие вопросы. Класс делится на команды (ребята решают примеры, в ответе получают номер своей команды и занимают свои места). Знакомятся с таблицей, в которую будут внесены полученные баллы. |
Умение адекватно воспринимать информацию от учителя. |
Умение воспринимать и переработать информацию. |
Самостоятельное формулирование последовательности промежуточных познавательных целей с учетом конечного результата; составление плана и алгоритма действий. |
3 |
Организация этапов игры 1 станция Вокзал шифров 2 станция Герцогство лабиринтов 3 станция Город уравнений 4 станция Графство дробей 5 станция Замок мудрых мыслей 6 станция Земство задач |
Учитель проверяет выполненные командой задания и выставляет баллы за выполнение заданий, внося их в электронную таблицу, которую ребята видят на экране. Еще раз проговорим правила поведения в команде (группе): - активно участвуй в совместной работе; - внимательно слушай и не перебивай собеседника; - не высмеивай чужие ошибки, но тактично укажи на них. Учитель выдает каждой команде карточки с заданиями: 1.Вокзал шифров а) Решите примеры и расшифруйте пословицу. Ниже представьте их решения. б) Заполните пропуски так, чтобы получилась верная запись. Приложение 2 2. Герцогство лабиринтов Пройдите лабиринт, выполняя действия с дробями, которые встретятся на пути к конечной цели. В ответе укажите результат арифметических операций. Приложение 2 3. Город уравнений Решите уравнения и запишите их решения. Приложение 2 4. Графство дробей. Зная, что 728 ∙ 5609 = 4083352, найдите правильные ответы. Из соответствующих букв составьте название созвездия. б) Не вычисляя, найдите в строках правильные ответы. Из соответствующих букв составьте фамилию известного философа Vǀǀǀ века, который выдвинул гипотезу о происхождении Солнечной системы. В какой стране он жил? Приложение 2 5. Замок мудрых мыслей Расшифруйте названия литературных терминов. Можете ли вы объяснить их смысл? б) Выполните деление и расположите ответы в порядке возрастания, сопоставьте их соответствующим буквам и расшифруйте слово. Приложение 2 6. Земство задач а) Автомобиль расходует на 10 км пути при движении за городом - 0,8 литра бензина, а в городском режиме при движении без пробок – 1л, а в пробке – 1,5 л. По пути на дачу автомобиль проехал по городу 7,3 км, причем 1,8 км из них в пробке, а затем за городом 28,5 км. Сколько бензина затрачено на этот путь? б) Ширина прямоугольника в 3,2 раза меньше длины, а периметр равен 105 м. Найти периметр и площадь квадрата со стороной, равной ширине этого прямоугольника. Приложение 2 |
На каждой станции путешествия учащиеся самостоятельно работают в командах, сообща выполняя задание. Ребята обсуждают решение в команде, а также выбирают того, кто будет заполнять лист ответов и сдавать его учителю для проверки. На каждой из станций школьники выполняют различные типы заданий, по теме: «Действия с десятичными дробями». |
планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками, распределение функций в команде, умение внимательно выслушать не перебивая собеседника; умение сдерживать себя, не высмеивать чужие ошибки, но тактично указывать на них, умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; умение учитывать чужое мнение, умение разрешать разногласия, умение принять чужое решение, умение обратиться за помощью. Постановка вопросов. |
анализ условия задачи с целью выделения основных шагов ее решения, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов работы при решении проблем; установление причинно-следственных связей. Умение выбирать и использовать методы, характерные исследуемой проблеме, использовать догадку, интуицию, использовать некоторые приемы познания мира. Расширение своих знаний в области литературы, астрономии. |
составление плана и последовательности действий; умение осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления, осмысление ошибок и устранении их; контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
4 |
Подведение итогов урока: игры-путешествия. Награждение победителей. |
По окончании игры учитель подводит итоги урока, используя таблицу с выставленными баллами, затем определяет и награждает победителей. Учитель обобщает урок. Рассматривает возникшие вопросы в решении путем разбора заданий, которые показались учащимся трудными. Жители страны «Десятичных дробей», были очень рады гостям, и на прощание дарят вам книгу "Из истории десятичных дробей". Приложение 4 Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. - А какой урок, ребята, вы извлекли из этого путешествия? (Нужно соблюдать правила действий с десятичными дробями.) - А еще ребята, нельзя нарушать законы государства, в котором мы живем или находимся; что нельзя нарушать правила и устав того учебного заведения, в котором мы учимся! Соблюдайте законы и выполняйте правила, и тогда вы облегчите жизнь себе и окружающим вас людям. Учитель предлагает ученикам творческое домашнее задание: придумать и оформить свои задания на тему: «Действия с десятичными дробями». |
учащиеся задают вопросы по возникшим проблемам в выполнении тех или иных заданий. Осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке, анализируя собственные затруднения и ошибки работы команды, как в процессе игры, так и в итоге. |
планирование инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации; умение с достаточной точностью полнотой и выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
осуществление самоанализа и самоконтроля. |
Литература
Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс : учеб. для учащихся образовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. - 31-е изд., стер. - М. : Мнемозина, 2013. - 280 с.
Дорофеев. Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 5 класс. Часть 2. Изд. 2-е, перераб./ Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. - М.: «Ювента», 2011. - 240с.
Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. –192 с.
Приложение 1. Маршрутная карта игры «Путешествие фей в страну десятичных дробей»
https://drive.google.com/drive/recent
Приложение 2. Карточки с заданиями по станциям страны десятичных дробей.
Приложение 3.
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1Fxl2hnR7IaOJx_ixmo0JxFOV3NdpkJRi56s5bwZ5x8I/edit#gid=0
Приложение 4.
https://drive.google.com/drive/recent