Технологическая карта урока математики «Деление с остатком» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок математики в 5 классе по теме "Деление с остатком" показывает реализицию системно-деятельностного подхода в обучении математике. В качестве приложения - презентация к уроку.
ФИО: Боровских Светлана Владимировна
Место работы: МБОУ СШ №35 г. Липецка
Должность: учитель математики
Предмет: математика
Уровень образования: общеобразовательный класс
Тема: " Деление с остатком"
Тип урока: открытие нового знания
Класс: 5
Цели урока:
Образовательные:
- актуализировать знания учащихся о делении с остатком;
- повторить название компонентов и результатов действия деления с остатком;
Развивающие:
- развитие познавательной деятельности учащихся;
- развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
- развитие умения анализировать;
- развитие логического мышления, памяти;
- развитие математического кругозора;
Воспитательные:
-формирование положительной мотивации;
-воспитание потребности в приобретении новых знаний.
Задачи урока:
Образовательные:
-познакомить учащихся с правилом деления с остатком;
-способствовать приобретению необходимых умений и навыков;
Воспитательные:
-создать атмосферу для развития познавательного интереса учащихся к предмету;
-формировать у учащихся навыки организации самостоятельной работы.
Ресурсы урока: интерактивная доска, карточки для работы в парах, карточки с практическими заданиями по новой теме.
Методы организации работы:
-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),
-наглядные (демонстрация презентации),
-проблемно-поисковый;
-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).
Формы организации работы:
-групповая,
-парная,
-коллективная (фронтальная).
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
- формирование представлений о значимости математики в развитии современного общества;
- развитие логического и критического мышления;
- развитие умения работать в группе, в паре;
Метапредметные:
-уметь анализировать и осмысливать текст задачи;
- извлекать из текста необходимую информацию;
-строить логическую цепочку;
- оценивать полученный результат;
- осуществлять самоконтроль;
Предметные:
- выполнять деление с остатком;
- научиться называть компоненты при делении с остатком;
- делать проверку вычислений.
Литература:
Н. Я. Виленкин и др. Математика 5кл. М.: «Мнемозина» 2015.
Этап урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Универсальные учебные действия |
Мотивация к учебной деятельности
|
Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, поясняет, что сегодня урок открытия новых знаний, мобилизирует внимание, создает благоприятный психологический настрой на работу. (Слайд №1): "Главная польза математики для обывателей - это то, что она трудна" (А. Александров). Выясняет как ученики понимают данное высказывание.
|
Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы.
Высказывают свои мысли по данному вопросу, рассуждают.
|
Регулятивные: прогнозирование своей деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Личностные: мотивация учения Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии |
- Выполните деление с последующей проверкой (Слайд № 2): 1) 5871 : 57 ( = 103) 2) 213 :8 (= 26, ост 5) 3) 2072 : 37 ( = 56) 4) 5589 : 27 (= 207) 5) 100 : 8 (= 12, ост 4) Предлагает проверить результаты (Слайд № 3): 1) 5871 : 57 = 103 2) 213 :8 = 26( ост 5) 3) 2072 : 37 = 56 4) 5589 : 27 = 207 5) 100 : 8 = 12( ост 4) |
Решают примеры ( результаты записывают в Лист самоконтроля) и понимают, что в примерах 2) и 5) разделить нацело нельзя. Выражают вслух свои затруднения.
Проверяют свои результаты. |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы . Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения
|
Выявление места и причины затруднения Постановка цели деятельности |
– Вы смогли выполнить все задания? Ребята, вы сможете прочитать тему урока, если правильно решите примеры и заполните таблицу (Слайд №4): 23∙11(Е) 10∙6 (И) 77: 1 (О) 52:52 (А) 400:10 (Л) 47∙9 (Д) 1313:13 (Н) 1236:6 (С) 84:6 (Т) 105:5 (К) 8∙125 (М) - Следовательно, тема нашего урока .... (Слайд №5). -Отсюда, цели урока ... |
Понимают, что в некоторых примерах нельзя выполнить деление нацело. Решают примеры и работают с таблицей (Приложение 2), ответы записывают в Лист самоконтроля (Приложение1). Формулируют тему урока самостоятельно и записывают в Лист самоконтроля.
Формулируют цели (Слайд №6): - повторить деление с остатком; -повторить название компонентов при делении с остатком; - научиться выполнять деление с остатком.
|
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
|
Построение проекта выхода из затруднения |
Предлагает рассмотреть п.13 учебника. - Что такое деление с остатком? - Как называются компоненты при делении с остатком? - Как найти делимое при делении с остатком? - Из данных примеров выпишите и решите те, в которых выполняется деление с остатком (Слайд № 7): 47:6 103 : 10 131 :11 42 :6 60 :7 34 :5 30 :5 115 :8 79 : 8 144 :8 |
Читаю текст учебника.
Отвечают на вопросы.
Выполняют задания на доске и в тетрадях и результаты записывают в Лист самоконтроля.
|
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты Коммуникативные:формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты |
Физкультминутка |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся , даёт рекомендации по выполнению. (Слайд №8; 9) |
Поднимает руки класс — это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперёд смотри – это «три». Руки в стороны пошире развернули на «четыре», С силой их к рукам прижать –это «пять». Всем ребятам надо сесть –это «шесть». Так же выполняют гимнастику для глаз |
Коммуникативные: умение работать по заданию Личностные: формирование ЗОЖ |
Реализация построенного проекта (закрепление формируемых знаний и умений) |
-Решите задания № 533 (2,3 ст) и сделайте проверку для 3столбика (Слайд № 10): ж)12080: 63 = 191 (ост. 47) 191∙ 63 +47 = 12080 З) 66500 : 3200 = 20 (ост. 2500) 3200 ∙20 + 2500 = 66500 и) 65306 : 121 = 539 (ост. 87) 539 ∙121 + 87 = 65306
- Ребята, вы выполнили очень важную интеллектуальную работу. - Продолжим нашу работу и решим задачи № 529, 530. |
Решают примеры, применяя правила деления с остатком, результаты записывают в Лист самоконтроля.
Решают задачи у доски и на местах, результат записывают в Лист самоконтроля. |
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение . |
Первичное закрепление во внешней речи |
Предлагает зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи(организует повторно работу с учебником: предлагает рассмотреть все понятия, связанные с делением с остатком, предлагаемые авторами учебника). Разберём еще примеры, используя опорную схему: Решите № 536 (устно). Решите задание № 535(а, б). (Слайд № 11): а) 2053 = 84 ∙24 + 37 2053 = 2016 +37 2053 = 2053 б) 4106 = 79∙ 51 + 77 4106 = 4029 + 77 4106 = 4106 |
Проговаривают понятия (фронтально, в парах).
Отвечают фронтально. Решают два ученика у доски, а остальные решают самостоятельно с последующей самопроверкой(результаты записывают в Лист самоконтроля): |
Познавательные: самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале. Регулятивные: контроль, коррекция |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Предлагает выполнить самостоятельную работу (Приложение 3) с последующей проверкой. |
Выполняют самостоятельную работу по вариантам (карточки с заданиями на партах), сравнивают и записывают ответы в Лист самоконтроля.
|
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные:самоопределение; Коммуникативные: управление своим поведением Познавательные: анализ, синтез, использование общих правил |
Включение в систему знаний и повторение |
Предлагает решить задания по ранее изученному материалу с последующей проверкой: 1) № 539 (а), 2) № 548 (а). |
Выполняют задания под руководством учителя(записывают ответы в Лист самоконтроля) |
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация Личностные: осознание ответственности за общее дело |
11. Рефлексия учебной деятельности |
Предлагает ученикам закончить предложения (Слайд №12): -Сегодня на уроке я узнал ... -Я повторил … -Я закрепил… -Я научился… -Было трудно ... - Было интересно ... - Я смогу ... Предлагает оценить свою работу и результаты. (Слайд №13). |
Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы.
Ученики показывают смайлики. |
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности |
Домашнее задание |
Учитель предлагает дозированное домашнее задание, дает комментарий по его выполнению. (Слайд №14) |
Учащиеся записывают в дневники домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы: № 550 (1ст), 552, 553(а), 556 (а). |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач. Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке |
Приложение 1:
Лист самоконтроля
Вид задания |
Ответ, способ решения |
Шкала баллов |
Суммарный балл за задание |
- Выполните деление с последующей проверкой |
2 |
||
Определение темы урока при работе с таблицей |
2 |
||
Выбор примеров в которых выполняется деление с остатком |
2 |
||
Решение задания Решите задания № 533 (2,3 ст) |
2 |
||
Решение задач № 529, 530. |
2 |
||
Решение № 536 (устно). |
2 |
||
Решите задание № 535(а, б) |
2 |
||
Самостоятельная работа |
4 |
||
Задания по ранее изученному материалу с последующей проверкой |
2 |
||
Суммарный балл за работу |
20 |
Критерии отметок: 20-18б-"5"; 17-15б- "4"; 14-10б – "3"; меньше 10б- "2".
Приложение 2:
423 |
253 |
40 |
253 |
101 |
60 |
253 |
206 |
77 |
206 |
14 |
1 |
14 |
21 |
77 |
1000 |
||
Приложение 3:
1вариант
1) Выполните деление с остатком:
а) 327 на 11
б) 418 на 40
2) Какие остатки могут получиться при делении разных чисел на 16? Приведите примеры.
3) Придумайте два числа, при делении которых на 23 получается остаток 3.
2вариант
1) Выполните деление с остатком:
а) 411 на 40
б) 213 на 4
2) Какие остатки могут получиться при делении разных чисел на 17? Приведите примеры.
3) Придумайте два числа, при делении которых на 12 получается остаток 8.
презентация к уроку
PPT / 599 Кб