Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Природа и наша безопасность».
Задачи урока:
Планируемые результаты
Дидактические:
Формировать представление о понятии «природные опасности» и о правилах поведения: во время грозы, сбора ягод и грибов, безопасного поведения при общении с животными;
Формировать умения определять опасности в живой и неживой природе и соблюдать правила безопасного поведения при грозе, сборе ягод и грибов, а также при общении с животными.
Предметные:
Учащиеся научатся объяснять, что такое «природные опасности».
Учащиеся получат возможность объяснять правила поведения: во время грозы, сбора ягод и грибов, безопасного поведения при общении с животными;
Учащиеся научатся определять опасности в живой и неживой природе;
Учащиеся получат возможность соблюдать правила безопасного поведения при грозе, сборе ягод и грибов, а также при общении с животными.
Развивающие:
Формировать умения определять учебную задачу,
планировать свои действия в соответствии с соответствии поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять итоговый контроль по результату;
Формировать умения анализировать, осуществлять классификацию объектов по заданным критериям, обобщение, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно– следственных связей;
Формировать умение владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Метапредметные:
Регулятивные:
Учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Учащиеся получат возможность научиться планировать свои действия в соответствии поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
Учащиеся научатся осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить классификацию объектов по заданным критериям, обобщать;
П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков,
проводить классификацию объектов по заданным критериям
Выявление места и причины затруднения.
Выявление и фиксирование во внешней речи операции, где возникло затруднение и причины затруднения – знания, умения, которых не достает для решения исходной задачи.
Словесный
(беседа)
Наглядный
(демонстрация на слайде)
Предлагает слайд с изображением опасностей в природе для определения темы урока.
Все что вы видите на слайде, это что?
Где все эти опасности присутствуют?
Предлагает назвать тему урока.
Значит, о чем мы сегодня будем говорить?
Знакомятся со слайдом, отвечают на вопросы.
Опасности
В природе
Называют тему урока.
Об опасностях в природе
Ф
П: обобщать.
К: владеть диалогической формой речи.
Построение проекта выхода из затруднения
Постановка цели, согласование темы урока, построение плана действий.
Словесный
(беседа)
Предлагает назвать цель и задачи урока.
Какова наша цель урока?
Чтобы выжить в природе, что необходимо делать? А над чем мы сегодня будем работать?
Откройте учебник и прочитайте
Формулируют цель и задачи урока.
Узнаем, какие опасности может нанести человеку неживая природа и живая природа.
Научимся защищаться от природы.
Изучим правила безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой.
Ф
Реализация построенного проекта
Организация коммуникативного взаимодействия, направленного на приобретение недостающего знания;
Выполнение построенного плана действий;
Решение исходной задачи данной для пробного действия и фиксирование преодоления затруднения
Словесный
(объяснение, беседа)
Частично – поисковый
(работа с учебником)
Наглядный
(демонстрация на слайде)
Практический
(тренажер)
Знакомит с предстоящей работой, организует работу в группах на листах исследователя.
Сейчас мы с вами поработаем в группах.
Гуляя на природе, каждая из ваших групп столкнулась с опасностью. Какая же это опасность и как ее необходимо избежать вы расскажете другим группам, после того как заполните лист исследователя.
Первая группа решила выйти погулять на улице в самую жару. Светило солнце, как вдруг налетел сильный ветер, небо закрыли тёмные тучи и вот что произошло.
Включает аудиозапись со звуком грозы.
И так, что же случилось во время прогулки?
Какая это природа?
А что такое гроза?
Организует проверку выполненного задания первой группы через документ камеру.
Сейчас первая группа расскажет о правилах безопасного поведения при грозе, а все остальные группы слушают внимательно и отмечают у себя в листах исследователя.
Читает ситуации, которые могут произойти во время грозы.
Как обезопасить себя в природе во время грозы
если вы оказались в поле?
Если мы оказались в доме?
Мальчик оказался во время грозы у реки и хотел позвонить маме. Что он делает неправильно? Каковы должны быть его действия?
Можно ли открывать зонт, когда молния?
А кто знает самую безопасную позу при грозе?
Показывает слайд с опасностями живой природы, задает вопросы.
Посмотрите на слайд и скажите, об опасностях в какой природе мы сейчас поговорим?
Организует проверку выполненного задания второй группы через документ камеру.
Прошла гроза. Засветило солнышко. Запели птички и мы продолжаем свой путь в лес. Какая красота! Здесь много разных растений и грибов. Но мы помним, что в природе кроме полезных растений существуют и опасные, которые нельзя есть, а к некоторым даже и прикасаться.
Сейчас вторая группа нам расскажет о правилах, что необходимо знать, чтобы не отравиться ядовитыми растениями или грибами. Задает вопросы, касающиеся правил безопасности при отравлении грибами и растениями. А что же нужно сделать, если ты все- таки отравился?
Как вы думаете, почему
нельзя уничтожать несъедобные грибы?
Организует работу с тренажером «Ядовитые грибы и растения»
Соберите в корзину те грибы, которые являются съедобными, а ядовитые грибы поместите в мусорную корзину.
Отметьте ядовитые растения красным крестиком.
Рассказывает о ядовитом растении, распространившемся в Новосибирской области.
В Новосибирской области распространилось такое растение как борщевик. Если в жаркое время вы возьмете его в руки, то получите ожоги.
Организует проверку выполненного задания третей группы через документ камеру.
В лесу нас поджидает еще одна опасность. Как вы думаете, кто это может быть?
К какой группе относятся змеи?
Сейчас третья группа нам расскажет о правилах безопасности при встрече со змеями.
Предлагает показать, как выйти из змеиного места.
Кто из вас знает, если вы попали в змеиное место, то как нужно выйти из него?
Возвращаемся с экскурсии домой, и встречают нас четвероногие друзья - это кто?
Ребята, а вы знаете, что человек может пострадать
не только от диких животных, но и от домашних. Они могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками нужно соблюдать правила безопасности.
Знакомит с правилами поведения с домашними животными.
Что необходимо сделать, если вас укусила змея, собака или кошка?
Знакомятся с предстоящей работой, работают в группах.
Слушают аудиозапись.
Началась гроза.
Неживая.
Это природное явление, при котором мы видим молнию, а затем слышим гром.
Первая группа рассказывает о выполненном задании, другие группы фиксируют у себя в листах исследователя
Анализируют ситуации, высказывая правильность их выполнения.
Следует найти какую – либо низменность (яма, овраг) либо просто сесть на корточки, но не ложиться на землю.
Закрыть все окна и двери. Не пользоваться телефоном. Выключить все электроприборы и не подходить к электропроводке, розеткам или щитку. Не находиться рядом с окнами.
Подальше отойти от берега и выключить телефон, убрав его от себя.
Нет. Железные спицы могут притянуть молнию.
Показывают позу.
Знакомятся со слайдом, отвечают на вопросы.
Живой природы
Вторая группа рассказывает о выполненном задании, другие группы фиксируют у себя в листах исследователя
Отвечают на вопросы.
Сообщить взрослым, которые обратятся в скорую помощь.
Для некоторых животных они служат лекарством.
Осуществляют работу с тренажером.
Слушают.
Третья группа рассказывает о выполненном задании, другие группы фиксируют у себя в листах исследователя
Пресмыкающиеся
Показывают.
Собаки
Знакомятся с правилами поведения с домашними животными
Г
Ф
объяснять, что такое «природные опасности»;
определять опасности в живой и неживой природе;
объяснять
правила поведения: во время грозы;
определять опасности в живой и неживой природе;
объяснять правила поведения: во время сбора ягод и грибов;
определять опасности в живой и неживой природе;
определять опасности в живой и неживой природе;
объяснять правила поведения: во время безопасного поведения при общении с животными;
Р: планировать свои действия в соответствии поставленной задачей и условиями её реализации;
К: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
П: строить сообщения в устной форме;
К: владеть диалогической формой речи.
П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
К: владеть диалогической формой речи.
П:проводить классификацию объектов по заданным критериям
К: слушать и понимать речь других.
Р: осуществлять пошаговый контроль по результату
К: слушать и понимать речь других.
осознание правил поведения в живой и неживой природе.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Организация усвоения учащимися нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи;
Словесный
(объяснение);
Практический
(нахождение неправильных действий в тексте)
Организует работу в паре на исправление неправильного поведения в природе.
Вы получаете карточку с заданием, на которой описывается поведение ребят в природе. Вам нужно прочитать и подчеркнуть неправильные действия ребят.
Мы с ребятами отдыхали у реки, на краю деревни. Вдруг сгустились тучи, и вскоре пошёл сильный дождь, началась гроза.
Серёжа не испугался и продолжал купаться. Два брата – Олег и Петя – убежали домой. Коля и Андрей спрятались под высоким деревом, стоявшим на краю деревни. Игорь прикрылся от дождя листом железа, который нашёл на берегу. А я забрался в густые заросли кустарника.
Организует проверку через демонстрацию на слайде.
Подчеркивают неправильные действия ребят в природе.
Выполняют проверку.
П
определять опасности в живой и неживой природе;
объяснять правила поведения: во время грозы, сбора ягод и грибов, безопасного поведения при общении с животными;
П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Р: осуществлять итоговый контроль по результату
осознание правил поведения в живой и неживой природе.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Применение нового учебного содержания в типовых задачах; Организация рефлексии усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы;
Проверка на основе сопоставления с эталоном своего умения
Организует самостоятельную работу на выполнение теста.
1 Какие предметы притягивают заряды молнии?
1) из дерева
2) из глины
3) из бумаги
4) из металла
2 Отметь опасное растение.
1) крыжовник
2) шиповник
3) крапива
4) ландыш
3 Укажи смертельно ядовитый гриб.
1) мухомор
2) ложноопёнок
3) бледная поганка
4) ложнодождевик
4 Отметь неядовитую змею.
1) кобра
2) уж
3) гюрза
4) гадюка
5 Найди неверное высказывание.
1) Во время грозы спрячься в сухой яме.
2) Не ешь плоды незнакомых растений.
3) Не собирай незнакомые грибы.
4) Домашние собаки безопасны.
6 Подумай, в какой ситуации змея не нападет на человека.
1) человек прошел мимо
2) человек наступил на змею
3) человек ударил змею
4) человек ловит змею
7 Выбери действия, которые нельзя совершать во время грозы.
1) купаться
2) уйти с открытого места
3) стоять под высоким деревом
4) стоять возле металлических предметов
Выполняют тест
1 - 4
2 - 4
3 - 3
4 - 2
5 - 4
6 - 1
7 – 1, 3, 4
И
осознание правил поведения в живой и неживой природе.
Включение в систему знаний и повторений
Повторение нового знания; Выяснение, в каких известных типах заданий может быть использовано новое знание
Словесный
(Беседа)
Организует подведение итогов.
Некоторые природные явления (например, гроза), растения, грибы, дикие и домашние животные могут быть опасны для жизни. Чтобы избежать опасности, необходимо знать определённые правила, с которыми сегодня мы познакомились.
Задает вопросы по теме урока.
Как вести себя во время грозы?
Что вы узнали о ядовитых грибах и растениях?
Как вести себя с домашними животными?
Какие цель мы ставили перед собой в начале урока? Достигли ли мы ее?
Слушают.
Отвечают на вопросы.
Ф
объяснять правила поведения: во время грозы, сбора ягод и грибов, безопасного поведения при общении с животными;
соблюдать правила безопасного поведения при грозе, сборе ягод и грибов, а также при общении с животными.
К: слушать и понимать речь других;
К: владеть диалогической формой речи.
осознание правил поведения в живой и неживой природе.
Рефлексия учебной деятельности
Рефлексия и самооценка обучающихся собственной учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Словесный
(объяснение)
Информирует о домашнем задание.
Важно это не только знать, но и научить других.
Поэтому ваше задание – составить памятки по любой опасности. Рассказать своим братьям, сестрам и родителям.
Организует рефлексию учебной деятельности обучающихся.
Продолжите предложение:
«Я узнал»
«Я повторил»
«Я запомнил»
«Я расскажу своим друзьям, братьям, сестрам»
Записывают домашнее задание.
Дополняют предложения, оценивают свою деятельность на уроке.