12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мешкова Евгения Алексеевна130
2

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме: "Защита и безопасность" 2

Урок окружающего мира в 3 «Б» классе (УМК «Школа России»)

Дата проведения: 28.01.

Тема

Правила безопасного поведения в лесу, на водоеме в разное время года.

Педагогическая цель

Познакомить детей с правилами безопасного поведения в лесу, на водоеме в разное время года, сформировать представления о правилах безопасного поведения в лесу на водоемах; воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Знакомятся с правилами безопасного поведения в лесу, на водоеме в разное время года, сформировывают представления о правилах безопасного поведения в лесу на водоемах; воспитывают бережное отношение к природе.

Личностные результаты

Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше знать; применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением товарищей; проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Познавательные: владеют методом познания окружающего мира - наблюдением; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме; в коммуникации строят понятные для товарищей высказывания, учитывающие, что они знают и видят, а что нет.

Методы и формы обучения

Словесный, наглядный, практический, фронтальная.

Основное содержание темы, понятия и термины

Опасные места, гололёд, гроза, ядовитые растения и грибы, общение с животными.

Образовательные ресурсы

Учебник «Окружающий мир» 3 класс, м/м презентация,













Этап урока, его цель


Вид работы

Содержание взаимодействия с учащимися


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Организация начала урока.

Цель: проверка готовности класса и оборудования;

1. Приветствие.





2. Эмоциональный настрой








3. Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте ребята!

- Меня зовут Маргарита Мусаевна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.



Прозвенел уже звонок,

Как же мы начнём урок?

На уроке мы сидим –

Не шумим и не кричим,

Руку тихо поднимаем,

Если спросят, отвечаем



Прежде чем мы начнём работу, давайте проверим вашу готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник «Окружающий мир», пенал, дневник.

Проверяет готовность класса и оборудования, обеспечивает быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе.

Актуализация знаний и субъективного опыта работы учащихся.

Цель: выявление опорных знаний и способов действий.

1. Фронтальный опрос.




















2.



- Итак, ребята, давайте с вами вспомним, какие опасные ситуации могут возникнуть на квартире или в доме? (Пожар, утечка газа, авария водопровода)

- Как нужно действовать, если в квартире возник пожар? (Если в квартире что-то загорелось, нужно попробовать быстро погасить пламя. Для этого лучше всего набросить на огонь одеяло. Без доступа воздуха, скорее всего он погаснет. Но если видно, что огонь разгорается, немедленно вызывай пожарных. Затем надо убегать из квартиры и звать на помощь. Убегая, закрой за собой входную дверь, чтобы задержать огонь и дым Чтобы уберечься от дыма нужно дышать через мокрое полотенце. Во время пожара нельзя пользоваться лифтом!)

- А что делать, если в квартире вы чувствуете запах газа? (Если в квартире чувствуется запах газа, нужно сразу же открыть окна, чтобы проветрить помещение. Затем проверить все ручки плиты, перекрыть газ с помощью крана на трубе. Не в коем случае при запахе газа не зажигать спичек, не включать свет или электроприборы. Если запах не исчезает, нужно вызывать мастера из газовой службы. Телефон: 04)

- Какую работу выполняют дорожные знаки? (Они помогают регулировать и организовывать движение потоков машин и людей)

- Слайд 1 Что обозначает это знак? (Этот знак сообщает водителю, что впереди пешеходный переход. Там, где установлен это знак, переходить улицу нельзя)

- Слайд 2 Что обозначает это знак? (Этот знак указывает место, где находится пешеходный переход. Именно здесь нужно переходить улицу)

Актуализирует опорные знания и умения.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

III. Целеполагание


Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятия ими задач урока;


1. Введение в тему урока.




2. Определение темы и задач урока.

Иногда можно слышать о том, что кто-то из ребят, находящихся в квартире или доме, по неосторожности, попали в опасную для здоровья и жизни ситуацию.


- Сегодня мы определим опасные места в своей квартире, доме и в ближайших окрестностях и выработаем правила безопасного поведения.

Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели и задач учебно-познавательной деятельности.

Определяют тему и задачи урока под руководством учителя.

IV. Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.




1.


























































































































- Определим опасные места в квартире.

- Для этого отгадаем загадки:

Я из дома на порог

Сделал лишь один шажок,

Дверь закрылась за спиной,

Нет пути передо мной.

Я и дома, и не дома,

Между небом и землей.

Отгадайте-ка, друзья,

Где же я. (На балконе)


Я для дел, для красоты,

Ставят на меня цветы,

Под окнами я нахожусь,

Так, как же я тогда зовусь? (Подоконник)

(На слайде появляются картинки с изображением балкона и подоконника.) Слайд 3

- Подумайте, чем может быть опасен балкон и подоконник? (Ответы учащихся)

- Откройте учебники на стр.20-ой.

- Будем читать текст, слушайте внимательно после прочтения текста я задам вам вопросы.

- Как нужно вести себя возле балкона и подоконника? (Ответы учащихся)

- Ребята, на балконе нельзя перегибаться через перила, играть в подвижные игры и толкаться.

- На подоконник нельзя садиться, лежать, опираться на стекло и москитную сетку, т.к. с виду может показаться, что они прочные, но на самом деле, опираясь на них, вы можете выпасть из окна.

- Рассмотрите иллюстрации под текстом.

- Какие ситуации изобразил художник?

- Сформулируйте правила безопасного поведения, используя частицу НЕ

НЕ свешивайся через перила.

НЕ сиди на перилах.

НЕ играй на балконе.

НЕ вставай, не садись, не ложись на подоконник, если открыто окно. Слайд 4

- Отгадайте загадку

Легкий подъемник

Быстро домчит,

Вверх поднимаясь,

Вниз опускаясь,

Правильно пользуйся им,

Правила выполняя. (Лифт)

Слайд 5

- Подумайте, чем может быть опасен лифт? (Ответы учащихся)

- Прочитайте текст, слушайте внимательно после прочтения текста я задам вам несколько вопросов.

- Что нужно сделать, перед тем как войти в лифт? (Посмотреть под ноги, и убедиться, что кабина тут)

- Ребята, вы должны знать, что ни в коем случае нельзя заходить в лифт с незнакомцем, т.к. он может оказаться преступником. В лифте нельзя прыгать, а также пользоваться им при пожаре и землетрясении.

- Ещё есть очень важное правило: когда вы входите в лифт, то первыми ВСЕГДА должны входить взрослые, а вот когда выходите, то наоборот, первыми выходят дети, а за ними взрослые.

- Сформулируйте правила безопасного поведения, используя частицу НЕ

НЕ входи в лифт с незнакомыми людьми.

НЕ прыгай, не играй в кабине.

НЕ пытайся выбраться самостоятельно из кабины застрявшего лифта, нажми кнопку «Вызов» и жди мастера.

Слайд 6

- В окрестностях дома есть различные опасные места.

Слайд 7

- Одним из таких мест является стройплощадка.

- На стройплощадках навален строительный мусор, здесь много железа и кирпичей, здесь можно споткнуться и упасть.

- Следующим местом опасности является трансформаторная будка.

- Посмотрите внимательно на слайд. Что изображено на трансформаторной будке? (Череп)

- А что означает этот череп? (Опасность)

- Верно, ребята!

- Трансформаторная будка смертельно опасна. Там очень высокое напряжение электрического тока. При случайном касании человеком провода, он наверняка погибнет. В нее нельзя заходить и даже играть рядом.

- Пустыня, парк и лес представляют опасность для детей без сопровождения взрослых. Дети без присмотра могут подвергнуться нападениям бродячих собак, такие случаи имели место. На пустырях, как правило, не чистится территория, и дети могут травмироваться об острые, режущие или колющиеся предметы среди мусора.

- Какие опасные места могут быть недалеко от дома? (Ответы учащихся)

- Безопасно ли гулять в одиночку и с наступлением темноты?

- Сформулируйте правила безопасного поведения, используя частицу НЕ:

НЕ играй на стройке.

НЕ играй возле трансформаторной будки.

НЕ ходи в парк, в лес, на пустырь один.

НЕ гуляй с наступлением темноты один. Слайд 8

На слайде высвечивается фраза Осторожно: ЛЁД! Слайд 9

- В холодное время года большую опасность на улицах города для взрослых и детей представляет такое природное явление, как гололед.

- Гололёд – это слой плотного льда, образовавшийся на тротуарах и проезжей части. Слайд 10

- В гололедицу лучше носить обувь на нескользящей подошве. Главное – не торопиться, спешка неизбежно приведет вас к потере равновесия, падению и, как следствие, к ушибу.

- Нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом, т.к. дорога скользкая и водитель не успеет остановить машину.

- Без сопровождения взрослых выходить на лёд нельзя, особенно в начале и в конце зимы, когда лед непрочный.

- Что надо делать во время гололеда? (Ответы детей)

Просмотр видеоролика «Лёд!»

- Сформулируйте правила безопасного поведения, используя частицу НЕ:

НЕ толкаться, НЕ бегать и НЕ играть на сколькой дороге.

НЕ подставлять подножки товарищам.

НЕ выходить на лёд без сопровождения взрослых.

НЕ перебегать дорогу перед близко идущим транспортом.

Слайд 11

- Ребята, помимо опасностей, которые подстерегают нас дома, существуют и опасности, которые может преподнести нам природа.

- Отгадаем загадку и узнаем первую опасность:

Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла.

Все сады и огороды,

Всей округи полила (Гроза) Слайд 12

- Ребята, кто знает, что такое гроза? (Гроза – это явление, при котором внутри облаков и между облаками возникают электрические разряды)

- Гроза представляет собой гром и молнию.

- Как вы думаете, что опаснее: гром или молния? (Опаснее молния)

- Чаще всего люди боятся грома, но нужно наоборот бояться молнии, т.к. гром страшен лишь своим громким звуком, а вот молния представляет реальную опасность в виде электрического разряда.

- Отчего бывает гроза? (Из-за перемещения тёплых и холодных воздушных масс)

Просмотр видеоролика «Гроза!»

- Прочитаем в учебнике, на странице 25-ой, как правильно вести себя во время грозы.

- Какие правила безопасности нужно соблюдать, чтобы уберечь себя во время грозы? (Ответы учащихся)

- Ребята, вы должны знать, что во время грозы нельзя разговаривать по мобильному телефону, т.к. радиоволны привлекают электрические разряды.

- В каком месте можно спрятаться от грозы? (В сухой яме, траншее, зарослях кустарника) Просмотр 2-ого видеоролика «Гроза!»

- Сформулируйте правила безопасного поведения, используя частицу НЕ:

НЕ прятаться под деревьями.

НЕ находиться возле линии электропередач.

НЕ разговаривать по мобильному телефону.

НЕ купаться в водоемах. Слайд 13


- Рассмотрите в учебнике иллюстрации на стр.26-ой.

- Как вы думаете это лечебные или ядовитые растения? (Ядовитые растения)

- Вы правы, это ядовитые растения.

- Но очень часто и лечебные растения, при неправильном употреблении становятся ядовитыми. Поэтому даже если вы знакомы с тем или иным растением, употреблять его в пищу КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО!

- Ребята, в принципе без разрешения родителей, ни одно растение употреблять в пищу нельзя и даже трогать руками, потому что многие растения, например, оставляют ожоги.

- Прочитаем информацию на слайдах.

Слайд 14-18


- Рассмотрите в учебнике иллюстрации на стр.27-ой.

- Как вы думаете, какие это грибы? (Ядовитые грибы)

- Ребята, с грибами действует тоже правило: без разрешения взрослых употреблять в пищу, даже известные вам грибы НЕЛЬЗЯ. Потому что многие из них настолько ядовиты, что прикосновение с ними, оставляют яд на руках, которыми вы потом можете съесть пирожок. Тогда яд попадет в организм и может случиться беда.

- При сборе грибов, помните главное правило грибника «Не знаешь – не бери!»

- Прочитаем информацию на слайдах.

Слайд 19-23

- Прочитаем на стр.27-ой, как избежать отравления ядовитыми растениями и грибами.

- Сформулируйте правила безопасного поведения, используя частицу НЕ:

НЕ брать в рот плоды и другие части незнакомого вам растения.

НЕ собирать грибы, которые ты не знаешь.

Слайд 24


Ребята, лесные путешествия полны опасностей. Кроме ядовитых грибов и растений, мы можем встретить опасных животных.

Кому посвящена следующая загадка?

Лежит веревка,

Шипит плутовка.

Брать опасно –

Укусит. Ясно? (Змея.)

Где встречаются змеи? (В лесу)

Прочитайте текст о змеях на странице 28-ой и будьте готовы ответить на мои вопросы.

- Может ли змея укусить человека просто так? (Нет, только в целях самозащиты)

- Как нужно вести себя в лесу, чтобы избежать встречи со змеей? (Нужно идти как можно более шумно, шевелить перед собой палкой траву, и тогда змея, у которой очень хороший слух, услышит ваше приближение и уползет)

- Что нужно сделать, если тебя укусила змея? (Обратиться в больницу)

Ни в коем случае нельзя пытаться высосать яд из ранки, т.к. во рту у человека есть трещинки и ранки, которые могут даже не болеть и мы о них не знаем, но в эти места может всосаться яд.

- Кто знает, какая ядовитая змея распространена в нашей стране? (Гадюка) Слайд 25

- Гадюку можно узнать по темной зигзагообразной полосе на спине. Змея обязательно оценит территорию с повышенной влажностью.

- Кто знает, какая неядовитая змея распространена в нашей стране? (Уж) Слайд 26

- Уж – вид неядовитых змей. У нас в стране наиболее распространены обыкновенный и водяной ужи. Предпочитает густые заросли на берегу рек, на болотах, или в лесах, где влажная почва. Его можно повстречать на старых плотинах. Часто они поселяются вблизи от человека, если тот живет недалеко от воды. Может заползти прямо в дом, в погреб, или спрятаться во дворе в куче мусора. Размер его около метра, но бывает и до 2 м. Самки гораздо крупнее самцов.

Слайд 27 – сравнение гадюки и ужа.

- Человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. Поэтому, даже общаясь с нашими любимыми кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности. Слайд 28

- Прочитаем текст на странице 28-ой. Последний абзац.

- Итак, что в первую очередь нужно сделать, после игры с кошкой или собакой? (Помыть руки)

- Почему? (Потому что на их шерсти могут быть яйца глистов)

- Можно ли гладить чужих кошек или собак? (Нет! Потому что не знаешь, понравится им это или нет)

- Можно ли трогать кошку или собаку, когда она охраняет своих детенышей? (Нет, т.к. она может укусить)

- Можно ли убегать от собаки? (Нет, т.к. она может решить, что ты её боишься, и помчится за тобой)

- Что нужно сделать, если тебя укусила собака? (Обратиться в больницу)

- Сформулируйте правила безопасного поведения, используя частицу НЕ:

НЕ заходить в заросли травы и НЕ лезть в высокие кустарники.

НЕ ходить по траве босиком, если человек не видит, куда наступает.

НЕ трогать змею, если вы ее увидели.

НЕ гладить незнакомых кошек и собак.

НЕ отнимать у животных детенышей.

НЕ трогать животных во время еды.

Организует внимание учащихся. Знакомит учащихся с символикой края и района.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.



































































Физкультминутка


Снимает напряжение, усталость.

Выполняют элементарные физические упражнения (по видеообразцу)














4. Творческая работа.











V. Итог урока

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.


1.Обобщающая беседа


Задает вопросы, подводит итог урока.

Отвечают на вопросы учителя; формулируют выводы в соответствии с задачами урока.

2.Рефлексия

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились


Проводит рефлексию деятельности.

Оценивают свою деятельность с помощью учителя.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.