12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Киселева Татьяна Гелиевна763
Россия, Коми респ., С. Корткерос
3

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе. Составитель: Киселева Татьяна Гелиевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ» с. Корткерос, Республики Коми

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:

«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Составитель: Киселева Татьяна Гелиевна,

учитель начальных классов МОУ «СОШ» с. Корткерос, Республики Коми


Тип урока: Урок открытия нового знания

Класс: 3

Цель: создание условий для овладения обучающимися знаниями о роли мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью.

Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы.

Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - формировать умения писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих, выделять орфограмму, применять правило написания.

Оборудование: учебник «Русский язык» В.П.Канакина, тетрадь на печатной основе В.П. Канакина   (программа «Школа России»), словарь синонимов, карточки для групповой и парной работы, компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация к уроку.






ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности, создаёт благоприятный психологический климат.

- Добрый день, ребята!

- Проверьте, пожалуйста, как организовано ваше «рабочее место»: как расположены учебник, тетрадь, дневник и школьные принадлежности. К уроку все готовы? Всё готово? Можете присаживаться на свои места.

Чтоб урок прошёл прекрасно,

Хорошо, отлично, классно

Говорю вам пожеланье:

Пожелание удачи, пожелание добра.

Пожелание терпенья и, конечно же, уменья.

- Ведь сегодня на уроке мы проведём ещё одно интересное исследование изучаемой нами части речи. Этот урок поможет вам подняться на ещё одну ступеньку школьной грамотности.

- Но вначале напомните, кто такие исследователи? Какие качества ученика помогают успешной работе на уроке?

- У русского народа есть такая пословица: «Умную речь и слушать приятно». (Слайд 2)

- Как вы её понимаете?

- Я пожелаю вам, чтоб ответы на уроке были только обдуманные, ведь вы сегодня великие исследователи. Вперёд к новым открытиям!




Приветствуют учителя.

Учащиеся проверяют правильность расположения учебника, тетрадей и школьных принадлежностей.
















Отвечают на вопросы.



Отвечают на вопрос.


Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные: формирование навыка подготовки к систематической деятельности на уроке.

Коммуникативные: осознанное использование речевых средств для выражения своих мыслей.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

1. Минутка чистописания

- Я прочитаю вам небольшой текст. А ваша задача будет внимательно прислушаться к звучанию слов в тексте, а затем ответить на мой вопрос. А также постарайтесь запомнить как можно больше слов исследуемой нами части речи.

- А какую часть речи мы исследуем?

- Задача всем ясна?

Учитель читает текст:

«В полночь на манеж вышел циркач и его дочь. На нём был плащ. В руках он держал мяч. Скрипач играл марш. Вот морж поймал мяч. В зале сидела молодёжь. Стояла тишь».

- Группа, каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?

- Назовите их.

- Охарактеризуйте эти звуки. (Слайд 3, анимация 1, 2, 3, 4)



- Назовите буквы, которыми они обозначаются.

- Но давайте ещё вспомним, какие орфограммы связаны с этими буквами.

- Потренируемся в каллиграфическом письме этих букв, записав названные буквосочетания.


- Начертите три шкалы. Что будем оценивать?


- Оцените свою работу. Критерии оценки вы знаете.

- Запишите число, классная работа.

2. Словарная работа. Создание проблемной ситуации с удивлением.

- А сейчас проверим вашу память. Назовите имена существительные, состоящие из 2 слогов, с шипящим на конце.

- Запишите слова полночь, скрипач, подчеркнув известные вам орфограммы.

- Назовите имя существительное, состоящее из 3 слогов, с шипящим на конце.

- Запишите его, подчеркнув известные вам орфограммы.

- Запишите название животного.

- Объясните написание этих слов.


- Проверьте написанное по образцу. (Слайд 4)


- Оцените свою работу. Кто записал все слова без ошибок поставьте «+», кто допустил ошибки - «?»

- Ребята, у кого были допущены ошибки, назовите какие изученные орфограммы вам надо повторить?

- Что вас удивило? Что интересного заметили?

- Какой возникает вопрос?






Имя существительное.





Дети слушают текст.



Шипящие согласные звуки.


[ч’] [щ’] [ш] [ж]

Учащиеся дают характеристику звуков и называют буквы, которыми они обозначаются.


Ч, щ, ш, ж.


Ча, ща, чу, щу, жи, ши, чк, чн, нщ, щн…

Учащиеся записывают буквосочетания.



Правильность, аккуратность, старательность.

Учащиеся оценивают свою работу.





Полночь, скрипач, циркач.




Молодёжь.



Морж.

Ребята объясняют изученные орфограммы.

Проверяют написанное по образцу.


Оценивают свою работу.









Почему в словах полночь и молодёжь пишется ь?

Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Коммуникативные:

формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.


III. Выявление места и причины затруднения.

Цель: обсуждение затруднений. 

- Интересно, почему возник такой вопрос?


-Что вы знаете о роли мягкого знака? (Слайд 4, анимация 1, 2, 3)



-Указывает ли ь на мягкость предшествующего согласного в слове полночь?

- Зазвучал ли шипящий мягко на конце слова молодёжь?

- Какой можно сделать вывод? (Слайд 4, анимация 4)









- Молодцы ребята! Вы как настоящие исследователи поняли, в чём ваше затруднение. Вы уже знаете, что затруднение – это возможность узнать что-то новое.

- Что в этом случае надо сделать?

Мы не знаем, для чего в этих словах употребляется ь.

Ь - показатель мягкости предшествующего согласного; разделительный ь.



Нет.


Нет.


Вывод: Ь в этих словах не указывает на мягкость, [ч‘] ] и без него мягкий. [ш] – как произносился твердо, так и произносится твердо. Значит, он в этих слова выполняет другую роль.







Остановиться и подумать.

Личностные: согласовывать свои цели обучения с целями урока.

Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного.

Познавательные: делать вывод на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения.

IV. Построение   проекта выхода из затруднения.

Цель: устранение возникшего затруднения.

- Что общего у этих слов?


- Итак, что предстоит узнать на уроке?



- Итак, какова тема урока? Слайд 5 , анимация 1.


- Какова цель урока? Слайд 5 , анимация 2.



- Составим план урока. Что должны узнать в первую очередь? А что потом?

Учитель записывает план на доске.

План:

1. Узнать о роли мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

2. Первичное закрепление новых знаний.

3.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

4. Повторение.


- А что мы сейчас сделали?

- Ребята, а как бы вы хотели открыть новые знания – сами или чтобы я открыла вам секрет употребления ь на конце имён существительных после шипящих? Почему?

Это имена существительные с шипящим на конце.

Какую роль выполняет ь на конце имён существительных после шипящих?


«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Узнать о роли ь на конце имён существительных после шипящих.















Спланировали свою работу.



Отвечают на вопросы.

Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные: составлять план решения учебной задачи.


V. Реализация построенного проекта

Цель: реализация построенного проекта.

- Может из вас уже кто-нибудь догадался, какую роль выполняет мягкий знак на конце имён существительных после шипящих?

- Для решения проблемы предлагаю вам поработать в группах. Какие правила работы в группах надо помнить?









Физминутка для глаз.

- Чтобы исследование прошло успешно, предлагаю выполнить физминутку для глаз.



- Выберите в каждой группе ведущего исследователя. Внимательно читайте задания и “шаг за шагом” выполняйте работу.







- Завершаем работу. Прошу выйти ведущего исследователя и представить результат работы.

- К какой части речи они относятся эти слова?

- Что у них общего?

- На какие две группы их можно разделить? (Слайд 6)


- К каким выводам вы пришли?









- А где мы можем проверить наши выводы?

- Откройте учебник на с. 31.


- Какой пункт плана выполнили? Какую задачу выполнили? Отметим в нашем плане.

- А теперь наши новые знания необходимо закрепить.



Дети выдвигают гипотезы.

Дети вспоминают правила:

1. В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Своё несогласие высказывай вежливо.

5. Если не понял – переспроси.


Повторяют за учителем: глазки влево, вправо, вверх, вниз, закрыли, открыли, быстро моргаем и т.д.



Объединяются в группы (каждая группа садится вокруг своего стола)

Работают в группах по карточкам для исследовательской работы: наблюдают, сравнивают и делают выводы.

Приложение 1.


Защищают работы.


Имя существительное.

На конце шипящий.

Имена существительные женского рода и мужского рода.


Выводы: 1. Мягкий знак после шипящих пишется на конце имён существительных женского рода.

2. Мягкий знак в этих словах показывает, что эти имена существительные женского рода.

3. На конце имён существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.

В учебнике.

Сверяют свои выводы с выводами в учебнике.

1 п. Узнали о роли мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Личностные: высказывать своё отношение, объяснять точку зрения.

Регулятивные: проверять гипотезы.

Познавательные: использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывать суждения по результатам сравнения.

Коммуникативные: уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассника, соблюдать правила общения в группе, осуществлять взаимный контроль.

VΙ. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: проговаривание нового знания.

- Итак, какова роль ь в словах: полночь, молодёжь, дочь, тишь?



- Почему ь не пишется в словах: скрипач, морж, плащ, марш?

Физминутка.

- Я буду называть имена существительные с шипящим на конце. Ваша задача определить: пишется ли на конце ь. Что для этого будете определять?

- Если ь пишется, сделайте прыжок, если не пишется – присядьте. Будьте внимательны.

- Сторож, дочь, мышь, москвич, силач, помощь, кирпич, речь, полночь, чиж, плащ.

- Молодцы, хорошо все вместе справились с заданием.

- Какой пункт плана выполнили?

Мягкий знак в этих словах показывает, что эти имена существительные женского рода.


Потому что они мужского рода.



Род.


Выполняют упражнения.



Закрепили полученные знания.

Личностные: согласовать свои наблюдения с наблюдением одноклассников.

Познавательные: делать вывод на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять успешность выполнения задания.


VΙΙ. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

- А теперь попробуйте сами выполнить задание в тетради на печатной основе – с. 26 упр. 53.

ж?ш?щ?ч?ь?

обру__ бага__ шала__ пла__

ре__ пейза__ роско__ помо__

кирпи__ молодё__ бро__ бор__

до__ ро__ мы__ ве__


- Какое задание надо выполнить первым?

- Прочитайте слова про себя. Отметьте слова, которые вызвали у вас затруднение.

- Проверим. Назовите слова, которые вызвали у вас затруднение.

- Прочитаем все слова.

- Теперь все слова понятны?

- Хорошо.

- Какое второе задание?


- Как вы будете выполнять это задание, что не допустить ошибок?

- Для чего это надо сделать?


- Впишите в слова пропущенные буквы в двух любых столбиках на выбор.

*Проверка.

- Над чем работали в задании?



- Проверьте свою работу по слайду. (Слайд 7)

- У кого есть ошибки? В чём они заключаются? Поставьте себе знак «?»

-У кого всё получилось? Поставьте себе «+». Молодцы!










Прочитать.





Называют слова.

Читает один ученик.

Да.



Вписать в слова пропущенные буквы.

Надо сначала определить род у имён существительных.

Чтобы определить: пишется на конце ь или нет.




Сначала определяли род имён существительных, затем вставляли пропущенные буквы.


Познавательные:

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих знаний.

Личностные: уметь применять полученные знания.

VΙΙΙ. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: уточнение существенных особенностей нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний.

- Прочитайте слова на карточках.


- Не хотите ли вы мне задать вопрос?


- Вы правильно заметили слова не подходят к теме урока. Как же нам исправить ситуацию?


- Подберите к каждому имени существительному синоним с шипящим звуком на конце. (Слайд 8)

- А какие слова называют синонимами?

- Если вы затрудняетесь, у вас есть на столах «помощник». Какой?

- Карточка одна на столе. Как будете работать?

- Поработайте в паре, помня о правилах работы в паре.


- Проверим, что у вас получилось. Какие слова являются синонимами к данным?


- В каких словах употребили ь? Почему?


- Молодцы! Хорошо поработали в парах. Какую задачу мы выполнили? Отметим плюсом.

Доктор, неправда, друг, родник, сила, безветрие. (Приложение 2)

Почему даны слова, неподходящие к нашей теме урока?

Подобрать к каждому имени существительному синоним с шипящим звуком на конце.





Синонимы – это слова близкие по смыслу.

Словарь синонимов.

В паре.

Дети работают в паре. Приложение 2.

Доктор - врач, неправда - ложь, друг - товарищ, родник - ключ, сила - мощь, безветрие - тишь.

Ложь, мощь, тишь. Потому что это существительные женского рода.




Повторили изученный материал.

Познавательные:

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из различных источников.

Личностные: уметь высказывать своё мнение и отстаивать его.

Регулятивные: сопоставлять свой выбор с выбором другого человека.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог в паре, участвовать в коллективном обсуждении.


ΙΧ. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель: осознание обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.

- Какую цель мы поставили вначале урока?

- Удалось ли нам её достичь?

- О какой новой роли мы узнали на уроке?



- Когда пишется мягкий знак после шипящих на конце имён существительных?



- Мы познакомились с новой орфограммой. Достаточно ли только знать правило, чтоб грамотно писать?

- Что поможет вам применять новое правило?

- Для тех, кто желает дома поработать творчески домашнее задание будет таким: 1. Составить алгоритм. В этом вам поможет правило уч.с. 31.

2. На выбор уч.с. 31 – правило, с.31 – 32 упр. 52 или 53.

- Начертите в тетради «Лесенку успеха». Оцените свои знания.

- Кто считает, что он понял новую тему и может рассказать другим, нарисуйте человечка на верхнюю ступеньку.

- Если вы не уверены в своих знаниях, хотя с самостоятельной работой справились, нарисуйте человечка на 3-й ступеньке.

- Если вы можете рассказать о новом знании друзьям или родителям, но сделали ошибки в самостоятельной работе, нарисуйте человечка на 2-й ступеньке.

- Те, кто не разобрался в новой теме, кому нужна ещё помощь, нарисуйте человечка на нижней ступеньке лестницы.

- Поднимите руку те, кто поставил себя на нижнюю ступеньку. Кто из вас может рассказать почему?

- Поднимите руку те, кто поставил себя на 2-ю или на 3-ю ступеньку. Кто из вас может рассказать почему?

- Поднимите руку те, кто поставил себя на верхнюю ступеньку. Кто из вас может рассказать почему?

- Не расстраивайтесь, у кого не всё получилось. Ведь это только первый урок по теме. У вас всё получится.

- Урок окончен. Спасибо всем за работу! (Слайд 9)






ь в именах существительных после шипящих указывает на женский род.

Мягкий знак пишется после шипящих на конце имён существительных женского рода.


Надо его уметь применять.

Алгоритм.




Записывают д/з в дневник.



Дети оценивают свою работу на уроке, рисуют человечков на выбранную ступеньку «лесенки успеха».







Дети высказывают свои мнения.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме.




Приложение 1.

1. Прочитайте слова: Полночь, скрипач, молодёжь, дочь, морж, тишь, плащ, марш.

2. Определите, к какой части речи они относятся. __________________________________

3. Что у них общего? __________________________________________________________

4. На какие две группы их можно разделить?

5. Запишите слова, распределив их в группы, в таблицу, запишите названия столбиков.

6. Понаблюдайте, где пишется Ь, где не пишется.

7. Сделайте вывод.













Вывод: 1. Мягкий знак после шипящих пишется на конце имён существительных _____________________

2. Мягкий знак в этих словах показывает, что эти имена существительные ______________________

3. На конце имён существительных ___________________ рода после шипящих мягкий знак _______________.




Приложение 2.

доктор - ______________________

неправда - ______________________

друг- ______________________

родник - ______________________

сила - ______________________

безветрие - _____________________

























Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.