12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Владимировна81

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

УМК: Планета знаний

Тема урока: «Части речи» (повторение)

Класс: 4 для детей с ОВЗ (ЗПР)

Ресурсы: учебник «Русский язык» 4 класс, Л.Я. Желтовская, О. В. Калинина, раздаточный материал. 


Цель урока:

Актуализировать знания учащихся об изученных частях речи.


Формируемые УУД:

Познавательные:

    определять части речи по грамматическим признакам и обосновывать своё мнение;

    классифицировать объекты по существенным признакам.

Коммуникативные:

    формировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

    оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию;

Регулятивные умения:

    выполнять учебное задание в соответствии с целью;

    соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

    оценивать качества усвоения материала.

Личностные:

    выполнять самопроверку и самооценку учебного задания;

    использовать, приобретенные знания и умения в практической деятельности.






Характеристика этапов урока


Этап урока и его цель

Деятельность учителя

(содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

1.

Организационный момент «Вхождение в новый день».

Цель: организовать работу учащихся, актуализировать деятельность учащихся.

Начинаем урок русского языка, проверьте готовность к уроку, настройтесь на работу.

Учащиеся приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Сегодня 15 декабря. Настал новый

зимний день. А какой этот день для вас?

Высказывают свои суждения о наступившем дне.

2.

Сообщение темы урока, мотивация к учебной деятельности.

Цели:

1. мотивировать учащихся к повторению темы,

2. создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;

3. организовать планирование учебной деятельности на уроке.

А я для сегодняшнего дня выбрала следующее предложение (записано на доске), прочитайте.

Белое покрывало зимой землю покрывало.

Учащиеся читают предложение, высказывают свои предположения о выборе предложения.



Почему я выбрала такое предложение?

А еще в этом предложении есть «необычное» слово, найдите его. Объясните свой выбор.

Слово покрывало является разными частями речи (существительным, глаголом).

Что помогло вам различить и правильно определить части речи этого слова?

Задавали вопросы.


Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Определять части речи.

Сегодня мы будем совершенствовать умения в определении частей речи.


3.

Актуализация знаний.

Цели:

1. организовать актуализацию знаний об изученных орфограммах;

2. организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

3. актуализировать знания о частях речи.


Начнем мы с зимней речевой разминки (слоги записаны на доске, последние слова записаны на карточках, появляются, когда учащиеся отгадают слово)

Од-од-од (скоро будет Новый)

Скажите предложение хором, с радостью.

Учащиеся отгадывают слова, выполняют задания.



год!

Ит-ит-ит (под ногами снег)

Скажите с вопросительной интонацией.

скрипит.

Ей-ей-ей (я люблю смотреть)

Скажите, как болельщик.

хоккей!

Объясните орфограммы в отгаданных словах.

Учащиеся называют орфограммы в словах и объясняют их.

Какими частями речи являются данные слова, докажите.


    Год (обозначает предмет, отвечает на вопрос что?) существительное.

    Скрипит (обозначает действие, отвечает на вопрос что делает?) глагол.

    Хоккей (обозначает предмет, отвечает на вопрос что?) существительное.

Какие еще части речи вы знаете?

Прилагательное, местоимение, наречие, предлог, союз.

Сформулируйте тему нашего урока.

Определение частей речи.

4.

Проектирование и фиксация знаний.

Цели:

1. акцентировать внимание на цели урока,

2. согласовать тему и цель урока;

3. организовать применение полученного знания,

4. выявить и зафиксировать затруднения в учебной деятельности.




Перед тем как приступить к работе в тетради, сделаем гимнастику для рук.


Учащиеся выполняют упражнения под руководством учителя (4-5 упражнений).

Проверяем посадку, открываем тетради.

Учащиеся проверяют посадку, расположение тетради на столе.

Проговорите число орфографически, запишите в тетрадь.

Учащиеся хором проговаривают число, работают в тетради.

Минутка чистописания. Добавьте к буквам (записаны на доске) элементы, чтобы они превратились в зимние узоры.

С н е г

Учащиеся добавляют элементы к буквам С, н, е, г, записывают.


Прочитайте пословицу на доске, объясните её смысл.

Сильный мороз красит нос.

Учащиеся читают пословицу, высказывают свои мнения.


Запишите пословицу по памяти, проверьте.


Учащиеся записывают пословицу, проверяют написание.

Вспомните тему нашего урока.

Определение частей речи.

Определите и подпишите части речи в пословице. Докажите свое мнение.


    Сильный (какой?) прилагательное.

    Мороз (что?) существительное.

    Красит (что делает?) глагол.

    Нос (что?) существительное.

Подберите к слову «мороз» однокоренное прилагательное, наречие, глагол.


Морозный, морозно, морозит (учащиеся записывают слова на доске и в тетради).

Почему эти слова однокоренные?

У них общее значение и одинаковый корень «мороз».

Прокатимся по морозцу по зимней трассе, гимнастика для глаз (используется схема зрительно-двигательных траекторий).

Учащиеся выполняют упражнения под руководством учителя.

5.



Включение в систему знаний.

Цель:

1. выполнять учебное задание в соответствии с целью;

2. установить степень усвоения учебного материала, а именно: группировать слова по частям речи;

3. продолжить закреплять умения строить и писать предложения, используя изученные части речи,

4. выполнять самопроверку и самооценку учебного задания,

5. проверять задание и вносить корректировку,

6. мотивировать познавательную деятельность учащихся.


Повторим изученные орфограммы, вставьте пропущенные буквы в слова

Со…нце, в..юга, сн…гирь, р..ка, к..рмушка.

Учащиеся выполняют задания по командам на доске (у каждого в команде одно слово).


Объясните орфограммы.


Учащиеся объясняют написание слов, подбирают проверочные слова.

Какой частью речи являются слова?

Существительными.

Почему?


Обозначают предметы, отвечают на вопросы: кто? что?

В каком числе стоят существительные? Почему?

В единственном числе, обозначают один предмет.

Определите род этих существительных.


Солнце (ср.р.), вьюга (ж.р.), снегирь (м.р.), река (ж.р.), кормушка (ж.р.)

Запишите данные слова под диктовку в тетрадь в 1ый столбик. Проверьте.

Учащиеся записывают слова под диктовку учителя, проверяют написание.

С какой частью речи часто дружит имя

существительное?

С именем прилагательным.

Подберите и запишите во 2ой столбик подходящие по смыслу имена прилагательные, устно задавайте вопросы.

Учащиеся подбирают и записывают имена прилагательные.


Какие словосочетания у вас получились, прочитайте.

Учащиеся читают варианты словосочетаний.

А теперь распределите глаголы, чтобы они подходили к данным словосочетания, запишите их в 3ий столбик.

Висит, бушует, сидит, светит, замёрзла

Учащиеся выбирают глаголы, записывают в тетрадь.


Расставьте глаголы (на карточках) по местам, прочитайте, что получилось.

Учащиеся расставляют карточки с глаголами по местам, проверяют запись в тетради.

Каким глаголом можно заменить глагол «бушует».

Злится

Составьте предложение с глаголами (бушует, злится). Какой глагол уместнее употребить в ваших предложениях.

Учащиеся составляют предложения, зачитывают, объясняют выбор глаголов.

Прокатимся по зимнему лесу на лыжах, физкультминутка.

Мы на лыжах в лес идем,

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер,

Он деревья крутит, вертит

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

Учащиеся говорят слова и выполняют упражнения.


Вернемся к словам, записанным в тетради в столбиках, составьте из слов 2ой строчки предложение.

Бушует сильная вьюга.


Запишите и разберите его по членам предложения.

Учащиеся записывают предложение, выполняют разбор.

Сравните разбор предложения с образцом на доске.

Проверяют.

Распространите данное предложение однородными членами.

Учащиеся предлагают свои варианты предложений.

Запишите предложение, разберите, составьте схему.

Учащиеся записывают предложение, разбирают, составляют схему.

Проверим схемы разбора.

Учащиеся зарисовывают схемы предложения, объясняют свое мнение.

6.

Повторение и обобщение учебного материала.

Цель:

1. зафиксировать содержание урока;

2. соотносить цель урока и полученные результаты.

Чем мы занимались сегодня на уроке?


Тренировались в определении частей речи.

Какие части речи вы знаете?


Прилагательное, существительное, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз.

Для чего нужны разные части речи?


Учащиеся высказывают свои суждения.

Что помогает правильно определить части речи?

Постановка вопросов к словам, определение, чем выражено слово.

Как вы думаете, какое будет итоговое задание?

Определение частей речи.

Определите части речи в тексте, можно пользоваться памяткой в учебнике.

Зима в лесу.

Идёшь зимой по лесу и любуешься. Снег серебрится алмазами. Снежная шуба покрыла деревья. Удивительно в лесу зимой!

Учащиеся самостоятельно определяют части речи в тексте.


Сколько разных частей речи встретилось в тексте, какие?

Учащиеся высказывают свои мнения.


Проверьте выполнение задания друг у друга.

Учащиеся проверяют работы.

7.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

1. организовать рефлексию и самооценку учениками собственной ученой деятельности;

2. наметить дальнейшие цели деятельности,

3. осознать собственную успешность при изучении данной темы.

Кому было легко определять части речи, кто испытывал трудности?

Учащиеся высказывают свои мнения.


Определите, как вы сегодня работали на уроке, запишите в тетради, можно использовать памятку.

Памятка (оценка работы на уроке)

1.Работал быстро.

2. В тетради писал аккуратно.

3. Отвечал на вопросы правильно.

4. Работал активно.

5. Слушал внимательно.

6. Часто поднимал руку.

7. Давал правильные ответы.

8. Допустил мало ошибок.

9. Старался.

10. Был уверен в себе.

Учащиеся письменно высказывают мнение о своей работе на уроке.



8


Опубликовано


Комментарии (1)

Язенина Ольга Анатольевна, 24.09.19 в 23:09 0Ответить Пожаловаться
Ольга Владимировна! Интересный урок!!! Поздравляю Вас с достойной наградой! Пусть она будет не последней на Вашем творческом пути!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.