12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Савинова Наталья Евгеньевна15 Россия, Москва, Москва |
Технологическая карта урока по теме «Доказательства эволюции органического мира»
урока естествознания для 2 курса
по теме «Доказательства эволюции органического мира»
Савинова Наталья Евгеньевна
ФГКПОУ «Московское военно-музыкальное училище имени генерал-лейтенанта В.М. Халилова Министерства Обороны Российской Федерации», г. Москва
Предмет: естествознание
Курс: 2
Тема урока: «Доказательства эволюции органического мира»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: семинарское занятие
Цели:
образовательные
- способствовать формированию представлений о биологической эволюции как объективном процессе исторического развития живой природы;
- оценить уровень сформированности знаний по темам «Микроэволюция» и «Макроэволюция»;
- раскрыть сущность доказательств эволюции;
- формировать умение обрабатывать информацию, представленную в различных формах;
воспитательные:
- показать значение каждого вида для целостности живой природы и необходимости её охраны;
- способствовать воспитанию коммуникативной культуры;
- воспитывать чувства взаимоуважения и взаимопомощи;
развивающие:
- развивать умение применять знания для обоснования и аргументации своей позиции;
- развивать умение выражать свои мысли;
- развивать навыки работы с научным текстом;
- способствовать развитию логического мышления (выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи).
Планируемые результаты:
Учащиеся получают представление об основных доказательствах эволюции органического мира; повторяют терминологию и определения уже изученных тем из раздела «Эволюция»; формируют УУД (получают опыт выступлений, развивают коммуникативные навыки, умение слушать и понимать речь других, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение ставить и формулировать проблему).
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в группе, индивидуальная.
Методы обучения: беседа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, взаимообучения, игровой.
Информационное сопровождение: компьютер, интерактивная доска, авторские презентации, раздаточный материал.
Технологическая карта занятия
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Продолжительность этапа, мин. |
1.Организационный момент | Приглашает суворовцев в класс, подготовленный к работе в группах (по рядам стоят карточки с номерами групп; на доске открыт слайд № 1 презентации «Доказательства эволюции»). Выслушивает доклад командира и приветствует суворовцев | Рассадка по рядам и разделение на группы. Доклад командира о готовности к уроку и приветствие преподавателя | 1 |
2.Актуализация знаний | Предлагает взводу ответить на вопрос, что такое эволюция | Вспоминают, отвечают на вопрос (с места) | 1 |
3.Мотивация | Предлагает обсудить в группах, какие примеры можно привести в качестве доказательств эволюции. Выслушивает ответы представителей от групп, выписывает на маркерную доску. | Обсуждают ответы в группах, отвечают представители от групп | 2 |
4.Выявление затруднения | Просит учащихся подумать, есть ли возможность сгруппировать доказательства по типам, систематизировать | Выявляют закономерности, предлагают варианты | 1 |
5.Разработка плана по выходу из затруднения (целеполагание)
| Обобщает предложенные варианты. Демонстрирует слайд № 2 с перечнем групп доказательств эволюции. Предлагает разделить изучение доказательств по группам, передаёт раздаточный материал и объясняет правила работы. Предлагает сформулировать цель работы в группе. | Принимают раздаточный материал, слушают ход работы
Совместно формулируют цель работы в группе: «Изучить полученное доказательство, изложить его товарищам» | 1
1 |
6.Реализация построенного плана | Отслеживает работу в группах; подходит к группам, если видит необходимость в помощи. Составляет список суворовцев по группам | Читают, осмысливают и обсуждают полученное доказательство в группе. Записывают тезисы в рабочую тетрадь | 10 |
7.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Объявляет о завершении работы в группах. Приглашает по очереди Задаёт уточняющие вопросы и вопросы на повторение. Отмечает в своём списке активно работающих суворовцев. | Представители от групп по очереди Отвечают на вопросы самостоятельно и с помощью других представителей групп | 20 |
8. Контроль достижения цели | Предлагает проверить усвоение новых знаний путём угадывания доказательства по рисунку (игровой приём «Угадай-ка»). Открывает слайд № 1 презентации «Доказательства эволюции – проверка знаний» и приглашает трёх суворовцев из разных групп, которые мало работали на других этапах. Объясняет правила ответов (см. Приложение 1). Переключает слайды 2-13. Руководит ходом игры. Фиксирует баллы групп и индивидуальные достижения. | Выходят три представителя разных групп
Суворовцы у доски отвечают, с мест дополняют по сигналу преподавателя, обсуждают ответы товарищей. | 5 |
9.Рефлексия | Предлагается учащимся соотнести записанные на маркерной доске на 3-м этапе примеры доказательств и новые знания, полученные в ходе урока. Объявляются оценки за урок (возможно выборочно, используя записи активности во время урока). Намечается деятельность следующего урока и задаётся творческое домашнее задание (на доску выводится слайд № 28 презентации «Доказательства эволюции»). Уточняет, что лист с заданием должен быть подписан с обратной стороны. Прощание с суворовцами. | Обсуждение результатов, ответы с места
Записывают домашнее задание.
Встают с места, прощаются с преподавателем, по сигналу командира собирают сумки, задвигают стулья и покидают класс | 3 |
Всего: | 45 |
Приложение 1. Правила ответов у доски при работе с графическими слайдами (игровой приём «Угадай-ка»).
При появлении слайда отвечает первый суворовец.
После его ответа преподаватель спрашивает группу о согласии с его мнением. Если ответы правильные – группе засчитывается балл.
Если ответ неправильный, ход переходит к следующему суворовцу и цикл повторяется.