Технологическая карта урока естествознания для 2 курса «Доказательства эволюции органического мира»
урока естествознания для 2 курса
по теме «Доказательства эволюции органического мира»
Савинова Наталья Евгеньевна
ФГКПОУ «Московское военно-музыкальное училище имени генерал-лейтенанта В.М. Халилова Министерства Обороны Российской Федерации», г. Москва
Предмет: естествознание
Курс: 2
Тема урока: «Доказательства эволюции органического мира»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: семинарское занятие
Цели:
образовательные
-
способствовать формированию представлений о биологической эволюции как объективном процессе исторического развития живой природы;
-
оценить уровень сформированности знаний по темам «Микроэволюция» и «Макроэволюция»;
-
раскрыть сущность доказательств эволюции;
-
формировать умение обрабатывать информацию, представленную в различных формах;
воспитательные:
-
показать значение каждого вида для целостности живой природы и необходимости её охраны;
-
способствовать воспитанию коммуникативной культуры;
- воспитывать чувства взаимоуважения и взаимопомощи;
развивающие:
-
развивать умение применять знания для обоснования и аргументации своей позиции;
-
развивать умение выражать свои мысли;
-
развивать навыки работы с научным текстом;
-
способствовать развитию логического мышления (выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи).
Планируемые результаты:
Учащиеся получают представление об основных доказательствах эволюции органического мира; повторяют терминологию и определения уже изученных тем из раздела «Эволюция»; формируют УУД (получают опыт выступлений, развивают коммуникативные навыки, умение слушать и понимать речь других, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение ставить и формулировать проблему).
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в группе, индивидуальная.
Методы обучения: беседа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, взаимообучения, игровой.
Информационное сопровождение: компьютер, интерактивная доска, авторские презентации, раздаточный материал.
Технологическая карта занятия
Этапы урока |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
Продолжительность этапа, мин. |
1.Организационный момент |
Приглашает суворовцев в класс, подготовленный к работе в группах (по рядам стоят карточки с номерами групп; на доске открыт слайд № 1 презентации «Доказательства эволюции»). Выслушивает доклад командира и приветствует суворовцев |
Рассадка по рядам и разделение на группы. Доклад командира о готовности к уроку и приветствие преподавателя |
1 |
2.Актуализация знаний |
Предлагает взводу ответить на вопрос, что такое эволюция |
Вспоминают, отвечают на вопрос (с места) |
1 |
3.Мотивация |
Предлагает обсудить в группах, какие примеры можно привести в качестве доказательств эволюции. Выслушивает ответы представителей от групп, выписывает на маркерную доску. |
Обсуждают ответы в группах, отвечают представители от групп |
2 |
4.Выявление затруднения |
Просит учащихся подумать, есть ли возможность сгруппировать доказательства по типам, систематизировать |
Выявляют закономерности, предлагают варианты |
1 |
5.Разработка плана по выходу из затруднения (целеполагание)
|
Обобщает предложенные варианты. Демонстрирует слайд № 2 с перечнем групп доказательств эволюции. Предлагает разделить изучение доказательств по группам, передаёт раздаточный материал и объясняет правила работы. Предлагает сформулировать цель работы в группе. |
Принимают раздаточный материал, слушают ход работы
Совместно формулируют цель работы в группе: «Изучить полученное доказательство, изложить его товарищам» |
1
1 |
6.Реализация построенного плана |
Отслеживает работу в группах; подходит к группам, если видит необходимость в помощи. Составляет список суворовцев по группам |
Читают, осмысливают и обсуждают полученное доказательство в группе. Записывают тезисы в рабочую тетрадь |
10 |
7.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
Объявляет о завершении работы в группах. Приглашает по очереди Задаёт уточняющие вопросы и вопросы на повторение. Отмечает в своём списке активно работающих суворовцев. |
Представители от групп по очереди Отвечают на вопросы самостоятельно и с помощью других представителей групп |
20 |
8. Контроль достижения цели |
Предлагает проверить усвоение новых знаний путём угадывания доказательства по рисунку (игровой приём «Угадай-ка»). Открывает слайд № 1 презентации «Доказательства эволюции – проверка знаний» и приглашает трёх суворовцев из разных групп, которые мало работали на других этапах. Объясняет правила ответов (см. Приложение 1). Переключает слайды 2-13. Руководит ходом игры. Фиксирует баллы групп и индивидуальные достижения. |
Выходят три представителя разных групп
Суворовцы у доски отвечают, с мест дополняют по сигналу преподавателя, обсуждают ответы товарищей. |
5 |
9.Рефлексия |
Предлагается учащимся соотнести записанные на маркерной доске на 3-м этапе примеры доказательств и новые знания, полученные в ходе урока. Объявляются оценки за урок (возможно выборочно, используя записи активности во время урока). Намечается деятельность следующего урока и задаётся творческое домашнее задание (на доску выводится слайд № 28 презентации «Доказательства эволюции»). Уточняет, что лист с заданием должен быть подписан с обратной стороны. Прощание с суворовцами. |
Обсуждение результатов, ответы с места
Записывают домашнее задание.
Встают с места, прощаются с преподавателем, по сигналу командира собирают сумки, задвигают стулья и покидают класс |
3 |
Всего: |
45 |
Приложение 1. Правила ответов у доски при работе с графическими слайдами (игровой приём «Угадай-ка»).
При появлении слайда отвечает первый суворовец.
После его ответа преподаватель спрашивает группу о согласии с его мнением. Если ответы правильные – группе засчитывается балл.
Если ответ неправильный, ход переходит к следующему суворовцу и цикл повторяется.