Технологическая карта урока по теме «Двоичная система счисления. Двоичная арифметика» (Информатика и ИКТ, 8 класс)
Технологическая карта урока изучения нового материала по теме «Двоичная система счисления. Двоичная арифметика»
Калинина Татьяна Сергеевна
Учитель информатики, ГОУ «КРЛ при СГУ»
Название предмета | Информатика |
Класс | 8 |
Предметная линия | УМК по информатике для 7-9 классов авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова |
Учебник | Информатика: учебник для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю, Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 160 с. |
Тема урока | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика |
Цели урока | Цели урока – развитие интересов и способностей учащихся к информатике на основе изучения двоичной системы счисления и арифметических действий на ней. Задачи урока: Обучающие: показать на примерах перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления объяснить алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления научить выполнять основные арифметические действия с числами в двоичной системе счисления (сложение, вычитание, умножение) Развивающие: развивать умение формулировать мысли, критически оценивать свою деятельность; развивать умение обобщать полученные знания, проявлять волевые усилия в самовоспитании; развивать у учащихся умения анализа условия задачи перед выбором способа её решения; активизировать познавательную деятельность посредством использования компьютерных технологий; развивать навыки самоконтроля и самооценки, самоанализа своей деятельности. Воспитательные: воспитывать информационную культуру; побудить интерес к изучению информатики; формирование умения работать самостоятельно, в группах, принимать решения и делать выводы. Предметные: знать основные сведениями о двоичной системе счисления (алфавит, мощность алфавита, основание системы счисления); уметь выполнять перевод с двоичной системы счисления в десятичную и наоборот; уметь выполнять основные арифметические операции над числами в двоичной системе счисления. Метапредметные: уметь анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему; уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать свое мнение; Личностные: понимать значения двоичной системы счисления для жизни человека и человечества; развивать интерес к изучению предмета Информатика |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Форма урока | Комбинированная |
Основные термины и понятия | Двоичная система счисления, основание, алфавит, правила перевода из двоичной системы в десятичную и обратно, правила выполнения арифметических действий. |
Планируемые результаты | Предметные результаты: уметь определять основание системы счисления и ее алфавит; уметь выполнять переводы из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот; уметь выполнять арифметические операции с числами в двоичной системе счисления. Метапредметные результаты: уметь самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему; определять цель учебной деятельности; уметь планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Познавательные УУД: уметь определять понятия, устанавливать аналогии; уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; уметь пользоваться различными источниками информации; уметь наблюдать, читать, слушать; уметь анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; уметь сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы; уметь работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др. Коммуникативные УУД: уметь строить эффективное взаимодействие с одноклассниками; уметь слушать и понимать речь других; уметь задавать вопросы по теме; уметь работать индивидуально и в группе. Регулятивные УУД: уметь понимать свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно; владеть основами самоконтроля, самооценки; уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Личностные результаты: понимать роль фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий |
Виды деятельности на уроке | коллективная (фронтальная) работа, работа в малых группах (парная), самостоятельная работа |
Образовательные технологии | информационно-коммуникациооные технологии; здоровьезберегающие технологии; технологии проблемного обучения; игровые технологии. |
Используемые виды контроля и оценивания на уроке | контроль усвоения учебного материала и оценивание работы обучающихся (осуществляется учителем); самоконтроль усвоения учебного материала и оценивание работы (осуществляется обучающимся: самопроверка, взаимопроверка) |
Необходимое оборудование | магнитная белая доска; мобильный класс; мультимедиа проектор; |
Наглядно-демонстрационный материал и оборудование | презентация по теме урока – Приложение 2; раздаточный материал (карточки для игры «Верно-Неверно», конспект-таблица для учащихся, рефлексия «Лестница успеха») видео-урок «Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную». |
Электронные образовательные ресурсы (в сети Интернет и ЭФУ) | Урок по теме «Двоичная система счисления. двоичная арифметика» https://docs.google.com/document/d/1KiXH1eWY-DiuzGQ4uEH70tIB-FuOop5-9gHwR3DRiWA/edit?usp=sharing |
Рефлексия | Лестница успеха |
Структура урока
№ | Этапы урока | Время (мин) | Содержание | Виды деятельности | Результаты | |||||
Учителя (У) | Учащихся | Предметные | Личностные | Метапредметные (УУД) | ||||||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||||||||
1 | Организационный момент | 2 | Взаимное приветствие учителя и учащихся, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния классного помещения, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания, внутренняя готовность, психологическая организация внимания. | Приветствует учеников, проверяет отсутствующих. Мотивирует учащихся к учебной деятельности. Создаёт эмоциональный настрой. | Рассаживаются по местам. Приветствуют учителя. Слушают. . | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | Самооценка и самоопределение | Умение организовать личное пространство для начала учебной деятельности | Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Умение наблюдать, слушать | Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
2
| Актуализация опорных знаний и умений
| 4 | 1. Повторение ранее изученного материала в форме игры «Верно-неверно». (Ответы учащиеся дают с помощью поднятия карточек «+» (Да) и « - » (Нет)) А) Верно ли, что система счисления с мощностью алфавита равной единице называется унарной? (Да) Б) Верно ли, что алфавит системы счисления — это всевозможные комбинации из знаков системы? (Нет) В) Верно ли, что римская система счисления является непозиционной? (Да) Г) Верно ли что любое число в позиционной системе счисления можно записать в развернутой и свернутой форме? (Да) Д) Верно ли, что основание позиционной системы счисления равно половине количества цифр, составляющих ее алфавит? (Нет) 2. Выход на тему урока (фронтальная работа): Ребята, обратите внимание на карточки, с помощью которых вы отвечали на вопросы. Сколько символов было в вашем алфавите? Следовательно, что вы можете сказать о мощности алфавита? Значит ли это, что основание данной системы счисления равным двум? Где еще вы встречались с двоичной системой счисления? Сформулируйте тему сегодняшнего урока? Тема: Двоичная система счисления. Двоичная арифметика Цель: Изучение двоичной системы счисления и арифметических действий на ней Задачи: 1. Сформулировать алгоритмы перевода из десятичной системы счисления в двоичную и обратно; 2. Рассмотреть арифметические действия в двоичной системе счисления; 3. Закрепить полученные знания; | Зачитывает вопросы игры, слушает и корректирует ответы, дает пояснения на возникшие вопросы Наводящими вопросами направляет к формулировке темы урока, цели урока и задачам; Слушает учащихся Организует контроль за поднятыми руками. | Слушают учителя, отвечают на вопросы поднятием карточек, задают вопросы В активном диалоге формулируют тему урока, цели, задачи | Повторяют понятия: позиционной, непозиционной системы счисления, алфавита, основания системы счисления, знают свернутую и развернутую формы записи числа Умеют применять ранее полученные знания | Формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самовоспитанию. Умение уважительно относиться к одноклассникам. Умение управлять своей познавательной деятельностью. Повышение своего образовательного уровня | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Самостоятельное планирование пути достижения целей. Умение самостоятельно определять цели своего обучения. | Умение анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение структурировать ранее полученные знания | Умение работать индивидуально и в группе, умение слушать и понимать речь других |
3 | Открытие нового знания | 8 | 1. Основные понятия, изучаемые в ходе урока, записываются учащимися в таблицу. Работа с учебником. Ребята самостоятельно разбирают пункт 1.1.2 Двоичная система счисления на стр.8 учебника. Выполнение задания №12 на стр.15 учебника. Один ученик у доски остальные в тетради. Совместно формулируют алгоритм перевода из десятичной системы счисления в двоичную: Алгоритм перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления: 1. Разделить число на 2. Зафиксировать остаток (0 или 1) и частное; 2. Если частное не равно 0, принимаем его за новое делимое и повторяем процедуру, описанную в шаге 1, до тех пор, пока частное не станет равно 0 3. Если частное равно 0, то записать все полученные остатки, начиная с первого, справа налево. | Организует работу. Раздает таблицы, разъясняет правила работы с ней. Выполняет контроль за правильностью заполнения таблицы. Отвечает на вопросы. Организует работу. Выполняет контроль за выполнением задания. Отвечает на вопросы. Оказывает помощь при формулировке алгоритма перевода чисел. | Работают индивидуально с учебником, ведут записи в таблицу, по необходимости задают вопросы. Оформляют задание в таблице, формулирую алгоритм перевода чисел. | Умеют работать с учебником, выделять главное, структурировать, фиксировать в таблице. | Формирование навыков грамотного письма, формирования навыков поиска информации в имеющемся источнике; Формирование навыков конспектирования учебного материала. | Умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу; Владение основами самоконтроля, самооценки; Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. | Развитие познавательной активности; Умение наблюдать, читать, слушать; Умение анализировать, обобщать, структурировать; Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Умение работать с видео, текстом, иллюстрациями и др. | Умение задавать вопросы по теме; Умение работать индивидуально и в группе. |
4 | Первичное закрепление | 3 | Учащиеся выполняют задания в таблице в микро группах (по 2 человека). Алгоритм перевода из десятичной в двоичную систему счисления представлен на слайде. По выполнению осуществляют самопроверку. | Организует работу. Выполняет контроль за выполнением задания. Отвечает на вопросы. Оказывает помощь | Выполняют работу в таблице, с применением полученных знаний. Выполняют самопроверку, с ознакомлением шкалы оценивания. | Знают и умеют применять алгоритм перевода из десятичной в двоичную систему счисления; Умеют оценивать и корректировать выполненную работу | Осознание ценности приобретённых знаний для будущего предметного роста; Критическое оценивание собственных знаний и умений. Осознание и формулирование своих ближайших целей саморазвития. | Умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно; Владение основами самоконтроля, самооценки; Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; Умение корректировать выполненную работу | Умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы; Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения заданий, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | Умение задавать вопросы по теме; Умение работать индивидуально и в группе. Умение слушать и слышать, вступать в диалог. |
5 | Физкультминутка | 2 | Выполнение несложных движений в пределах посадочных мест учащихся | Организует выполнение физкультминутки | Выполняют простые упражнения, ориентируясь на демонстрационный материал | | Снятие утомляемости; Поддержание эмоционального настроя | Умение правильно выполнять поставленную задачу | | Умение работать индивидуально и в группе. |
6 | Открытие нового знания | 4 | Индивидуальная работа по изучению алгоритма перевода чисел из двоичной системы в десятичную. Учащиеся с использованием ноутбуков и наушников просматривают видеоролик по представленной ссылке, выполняют записи в таблице. Совместно с учителем проговаривают алгоритм перевода из двоичной системы счисления в десятичную. Алгоритм перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления: 1. Расставим разряды числа с лева на право начиная с нуля; 2. Каждую цифру числа умножим на 2 в той степени, какой разряд имеет данная цифра в числе; 3. Найдем сумму получившихся произведений. | Организует работу. Выполняет контроль за выполнением задания. Отвечает на вопросы. Оказывает помощь | Просматривают видеоролик, ведут записи в таблице, по необходимости задают вопросы | Умеют работать с видеоматериалом, выделять главное, структурировать, фиксировать в тетради | Формирование навыков грамотного письма, формирования навыков поиска информации в имеющемся источнике; Формирование навыков конспектирования учебного материала | Умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу; Владение основами самоконтроля, самооценки; Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. | Развитие познавательной активности; Умение наблюдать, читать, слушать; Умение анализировать, обобщать, структурировать; Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Умение работать с видео, текстом, иллюстрациями и др. | Умение использовать ИКТ-компетенции; Умение задавать вопросы по теме; Умение работать индивидуально и в группе. |
7 | Первичное закрепление | 3 | Учащиеся выполняют задание на перевод из двоичной системы в десятичную по вариантам. Групповая работа (Каждый учащийся каждого варианта (1 и 2 вариант) каждой колонки (3 колонки) получает задание и выполняет на нем 1 шаг алгоритма, меняется с учащимся со своей же колонки своего варианта и выполняет 2-ой шаг алгоритма, далее по той же схеме 3-й шаг и листок возвращается 1 учащемуся). Далее учащиеся выполняют самопроверку и взаимопроверку. Коррекцию выполненной работы. | Организует работу. Выполняет контроль за выполнением задания. Отвечает на вопросы. Оказывает помощь | Выполняют самостоятельную работу, с применением полученных знаний. Выполняют самопроверку, с ознакомлением шкалы оценивания. | Знают и умеют применять алгоритм перевода из десятичной в двоичную систему счисления; Умеют оценивать и корректировать выполненную работу | Осознание ценности приобретённых знаний для будущего предметного роста; Критическое оценивание собственных знаний и умений. Осознание и формулирование своих ближайших целей саморазвития. | Умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно; Владение основами самоконтроля, самооценки; Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; Умение корректировать выполненную работу | Умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы; Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения заданий, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | Умение задавать вопросы по теме; Умение работать индивидуально и в группе. Умение слушать и слышать, вступать в диалог. |
8 | Открытие нового знания | 5 | Учащиеся совместно с учителем возвращаются к задачам, сформулированным в начале урока, анализирую какие задачи выполнены, а какие предстоит выполнить. Работают с материалом, представленным на Google-диске записывают примеры в таблицу https://docs.google.com/document/d/1KiXH1eWY-DiuzGQ4uEH70tIB-FuOop5-9gHwR3DRiWA/edit?usp=sharing | Организует работу. Выполняет контроль за выполнением задания. Отвечает на вопросы. Оказывает помощь | Знакомятся с материалом, представленным на Google-диске, оформляют таблицу, задают уточняющие вопросы. | Умеют работать с электронными ресурсами, выделять главное, структурировать, фиксировать в тетради | Формирование навыков грамотного письма, формирования навыков поиска информации в имеющемся источнике; Формирование навыков конспектирования учебного материала | Умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу; Владение основами самоконтроля, самооценки; Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. | Развитие познавательной активности; Умение наблюдать, читать, слушать; Умение анализировать, обобщать, структурировать; Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Умение работать с видео, текстом, иллюстрациями и др. | Умение использовать ИКТ-компетенции; Умение задавать вопросы по теме; Умение работать индивидуально и в группе. |
9 | Первичное закрепление | 5 | Учащиеся решают числовой кроссворд в таблице, направленный на закрепление полученных знаний. | Организует работу. Выполняет контроль за выполнением задания. Отвечает на вопросы. Оказывает помощь | Выполняют работу на закрепление полученных знаний в форме числового кроссворда. Выполняют самопроверку, с ознакомлением шкалы оценивания. | Знают и умеют применять правила арифметических действий в двоичной системе счисления, алгоритм перевода из двоичной в десятичную систему счисления. Умеют оценивать и корректировать выполненную работу | Осознание ценности приобретённых знаний для будущего предметного роста; Критическое оценивание собственных знаний и умений. | Умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно; Владение основами самоконтроля, самооценки; Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; Умение корректировать выполненную работу | Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения заданий, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | Умение задавать вопросы по теме; Умение работать индивидуально и в группе. Умение слушать и слышать, вступать в диалог. |
10 | Рефлексия | 2 | Учащимся предлагается выбрать, на какой ступени они находятся, по их мнению, по завершению урока и закрасить этого человека. | Проводит рефлексию. . | Выбирают ступень с изображением человека на которой по мнению учащихся они бы расположили себя к концу данного урока, закрашивают человека. | | Осознавать и называть свои ближайшие цели саморазвития. Осознание ценности приобретённых знаний для будущего предметного роста. Критически оценивать собственные знания и умения. | Умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно. | Умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. | Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
11 | Информация о домашнем задании, инструктаж | 2 | 1.Решить предложенные задания по теме на Google-диске (Пункт 1.2. – Двоичная система счисления (Варианты распределяются учителем) - https://docs.google.com/document/d/1KiXH1eWY-DiuzGQ4uEH70tIB-FuOop5-9gHwR3DRiWA/edit?usp=sharing ). 2. Повторить основные понятия, алгоритмы и правила арифметических действий по заполненной на уроке таблице | Объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание; Задают вопросы | | | | | |