Технологическая карта урока по физике в 10 классах на тему «Электрический ток в газах»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока по физике в 10 классе по теме «Электрический ток в газах».
Тема |
«Электрический ток в газах». |
||||
Номер урока (год/тема) |
68/24 |
||||
Тип урока: |
комбинированный |
||||
Цель |
ознакомить учащихся с условиями и особенностями возникновения электрического тока в газах. |
||||
Задачи |
Образовательные: 1.определить условия и выявить особенности протекания электрического тока в газах; 2.ознакомить учащихся с видами газовых разрядов; 3.рассмотреть, где и как можно использовать электрические явления в газах. Развивающие:
1.способствовать развитию необходимых навыков самостоятельной учебной деятельности; 2.продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету; 3.формировать личностные качества: точность и ясность словесного выражения мысли; сосредоточенность и внимание. Воспитательные: 1.в ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира; 2.обсуждая вопросы и работая над проблемой, воспитывать коммуникативную культуру школьников. 3.в процессе подготовки к выступлению воспитывать у учеников ответственность и самостоятельность. |
||||
Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений об электрических явлениях; 2.умение работать с источниками информации; 3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные результаты. 1.правильное понимание, того как протекает электрический ток в газах, при каких условиях диэлектрик может стать проводником. 2.применение новых знаний в новой ситуации. |
УУД Личностные. Формируются ответственное отношение к учению и коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, оценивать и корректировать полученный результат. Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями. |
||||
Основные понятия темы |
Ионизация, рекомбинация, диэлектрик, проводник, ударная ионизация, термоионизация, фотоионизация, разряд, электрический ток. |
||||
Организация пространства |
|||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся. |
Основные технологии. |
Основные методы. |
Формы работы. |
Ресурсы. Оборудование. |
|
1. Слушают выступление одноклассников и объяснение учителя. 2.Самостоятельно заполняют таблицу. 3. Смотрят демонстрационный эксперимент и объясняют его. 4. Отвечают на вопросы и решают задачи. |
Технология сотрудничества. |
1.словесные; 2.наглядные; 3.практические. |
Индивидуальная, общеклассная, групповая. |
Физическое оборудование: газовые трубки, электрофорная машина, плоский конденсатор, спиртовка, спички. Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация. |
Структура и ход урока.
№ |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Время |
Мотивационно – ориентировочный компонент |
||||||
1. |
Организационный этап |
Психологическая подготовка к общению |
Обеспечивает благоприятный настрой. |
Настраиваются на работу. |
Личностные |
1 мин. |
2. |
Этап проверки знаний. |
Провести контроль знаний учащихся. |
Самостоятельная работа. |
Решают задачи. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
10 мин. |
3. |
Этап мотивации. |
Обеспечить деятельность по определению целей урока. |
Притча «Чего боятся?» Обсуждение. |
Отвечают, обсуждают и определяют тему урока, совместную цель деятельности. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
5 мин |
Операционно – исполнительный компонент |
||||||
3. |
Изучение нового материала. |
Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала. |
Предлагает заполнить таблицу, прослушать сообщения одноклассников, посмотреть эксперименты и обсудить возникшие проблемные вопросы. |
Слушают, заполняют таблицу, смотрят эксперименты, отвечают на вопросы. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
20 мин. |
Рефлексивно – оценочный компонент |
||||||
4. |
Контроль и самопроверка знаний. |
Выявить качество усвоения материала. |
Предлагает ответить на вопросы. |
Отвечают. Обсуждают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
5мин. |
5. |
Подведение итогов, рефлексия. |
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. |
«Пора делать выводы». Предлагает ответить на вопросы. |
Отвечают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
3 мин. |
6. |
Подача домашнего задания. |
Закрепление изученного материала. |
Запись на доске. |
Записывают в дневник. |
Личностные |
1 мин. |
Содержание урока.
Добрый день! Сегодня я хотела бы начать наш урок с притчи. Называется она «Чего бояться»?
«Однажды, в жаркий летний день, началась сильная гроза. Все дети прибежали домой. А самой маленькой девочки не было. Мама пошла ее искать. Шел дождь, ярко сверкали молнии, и гремел гром. Маме было страшно. Она закрывала глаза от каждого удара грома и вспышки молнии. Мама нашла свою дочь на улице. Девочка была вся мокрая, но она весело прыгала и танцевала под дождём. А когда сверкала молния, девочка поднимала вверх свое лицо и улыбалась небу.
Мама была очень удивлена. Она спросила:
– Дочка! Ты не боишься? Тебе не страшно?
Улыбаясь, девочка ответила:
– Нет, мама! Мне не страшно! Я не знаю, чего здесь бояться?
А потом сказала:
– Мама! Смотри! Я танцую, а небо меня фотографирует»!
Всем вам, конечно, не раз доводилось наблюдать молнию – это красивое, но опасное явление природы. По оценке метеорологов, за одну секунду в землю ударяют 100 молний. При этом освобождается огромный электрический заряд. Удар молнии распространяется со скоростью 80000 миль в секунду и создает температуру, 50000°С. Такое свечение в атмосфере вызывает у людей удивление и страх. Как вы думаете почему? Обсуждение.
Мне тоже очень интересно как электрический заряд проходит через диэлектрик (воздух)? Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? На какие вопросы нам предстоит узнать ответы? Сформулируйте тему урока.
Совершенно верно. Тема урока «Электрический ток в газах». Я хотела бы сказать, что в природе не существует абсолютных диэлектриков. Упорядоченное движение частиц, то есть ток, можно вызвать в любой среде, однако для этого необходимы особые условия. Сегодня на уроке мы рассмотрим, как протекают электрические явления в газах и как газ можно из очень хорошего диэлектрика превратить в очень хороший проводник. Выясним, при каких условиях возникает, а также какими особенностями характеризуется электрический ток в газах. Сегодня на уроке мне будут помогать ваши одноклассники. Они приготовили для вас интересный теоретический материал и эксперименты. Вы должны внимательно выслушать их, посмотреть опыты, ответить на вопросы и заполнить таблицу. Но для начала нам предстоит вспомнить материал прошлого урока, выполнить самостоятельную работу и проверить свои знания.
Самостоятельная работа по вариантам.
Задание. Решите задачи.
Вариант 1. |
Вариант 2. |
1. Сколько времени потребуется для никелирования изделия, если масса выделившегося никеля 140 грамм, а сила тока 200А? |
1. Сколько времени потребуется для никелирования изделия, если масса выделившегося никеля 140 грамм, а сила тока 300А? |
2. При выполнении лабораторной работы на катоде выделилось 380 миллиграмм меди за 10 минут при силе тока в цепи 2 Ампера. Определите по данным опыта электрохимический эквивалент меди? |
2. Электрохимический эквивалент хрома 0,18 *10-6 кг/Кл. Сколько хрома выделится при электролизе, если через электролит пройдет заряд 20 Кл? |
Критерии оценивания работы.
Общее количество баллов за работу – 10. За каждую задачу по 5 баллов.
0-4 баллов |
5-7 баллов |
8-9 баллов |
10 баллов |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Ответы.
Вариант№1 |
Вариант№2 |
1. 38,9 минуты |
1. 25,9 минуты |
2. 0,3 *10-6 кг/Кл |
2. 3,6 г |
Для проведения урока были определены 4 группы учеников.
1) Докладчики готовят и выступают с сообщениями по теме.
2) Экспериментаторы под контролем учителя настраивают и показывают эксперимент.
3) Оформители готовят чертежи, рисунки, графики.
4) Оппоненты составляют вопросы.
Задание для класса. Прослушайте выступления одноклассников и заполните таблицу.
План |
Ответ |
1. Газовый разряд |
|
2. Ионизация |
|
3. Виды ионизации |
|
4. Рекомбинация |
|
5. Проводимость газов |
|
6. Виды газового разряда |
|
7. Виды самостоятельного разряда |
Пример заполненной таблицы.
План |
Ответ |
1. Газовый разряд |
Процесс протекания электрического тока через газ. |
2. Ионизация |
Процесс распада атома на положительный ион и электрон. |
3. Виды ионизации |
1) Ионизация электрическим полем. Потенциальная энергия электрического поля преобразуется в кинетическую энергию частиц. 2) Термоионизация. Повышение температуры ведет к образованию большого количества свободных зарядов. 3) Фотоионизация. Энергию электронам сообщает электромагнитное излучение высокой частоты (ультрафиолетовое, рентгеновское, гамма - кванты). 4) Ударная ионизация является результатом преобразования кинетической энергии сталкивающихся частиц в энергию отрыва электрона. |
4. Рекомбинация |
Образование нейтрального атома в результате столкновения электрона и положительного иона. |
5. Проводимость газов |
1) электронная (проводимость металлов) 2) ионная (проводимость электролитов) |
6. Виды газового разряда |
1) Несамостоятельный разряд - возникает и существует только при наличии постоянно действующего ионизатора. 2) Самостоятельный разряд – существует при отсутствии постоянно действующего ионизатора. |
7. Виды самостоятельного разряда |
1) Тлеющий разряд: рекламные трубки, люминесцентные лампы. 2) Искровой разряд: искровая обработка материалов. 3) Дуговой разряд: сварка, резка, плавка. 4) Коронный разряд: очистка газов от примесей. |
Демонстрационный эксперимент. Если отсутствует необходимое оборудование можно использовать видео предложенных опытов.
1. Образование искры от электрофорной машины.
2. Свечение газовых трубок.
3. Зависимость электропроводности газа от температуры.
Вопросы и качественные задачи.
1) Какие частицы являются носителями электрического тока в газах?
2) Назовите причины, которые могут вызывать несамостоятельный электрический разряд?
3) За счет, каких факторов поддерживается самостоятельный разряд?
4) Какие виды самостоятельного разряда вы знаете?
5) Вокруг проводов высоковольтной линии образовалась корона. В какие виды энергии превращается при этом электрическая энергия, передаваемая проводами?
6) Почему усиливается коронный разряд вокруг проводов во время дождя или тумана?
7) Почему для уменьшения потерь энергии на корону увеличивают диаметр проводов и применяют полые провода?
8) Почему искровой разряд образуется при напряжении несколько тысяч вольт, а для электрической дуги требуется напряжение 30 - 40 В?
Домашнее задание. Прочитать параграфы 124 - 125.
Рефлексия.
Утверждение |
Полностью согласен |
Частично согласен |
Частично не согласен |
Полностью не согласен |
Я приобрел много новой информации по теме урока |
|
|
|
|
Я чувствовал себя комфортно |
|
|
|
|
Информация, полученная на уроке, пригодиться мне в дальнейшем |
|
|
|
|
Я получил ответы на все свои вопросы по теме урока. |
|
|
|
|
Я обязательно поделюсь информацией с друзьями полученной информацией. |
|
|
|
|
Презентация к уроку
PPTX / 1.05 Мб
Источники.
А.Е. Марон «Задания по физике для учащихся вечерней школы 10класс»//М.: Просвещение, 1987.-64с.
http://fb.ru/article/45072/elektricheskiy-tok-v-gazah
https://bolsunov.com/korotkie-legendy-pritchi-detej-3-klassa.html
«Физика - 10 класс», 2014, учебник Г. Я. Мякишев.
Ботнева Мария Юрьевна
Забелина Маргарита Владимировна
Фоминова Елена Владимировна
Забелина Маргарита Владимировна
Брянцева Елена Петровна
Забелина Маргарита Владимировна