Технологическая карта урока алгебры в 8 классе по теме «Решение линейных неравенств»
Технологическая карта урока
Предмет: алгебра
Составил: Бондарева Т. М.
Тема урока | Решение линейных неравенств. | | ||||||
Планируемый результат | Предметные Применять алгоритм решения линейных уравнений в заданиях практического характера Знать общие свойства неравенств Уметь применять свойства неравенств при решении заданий | Метапредметные Коммуникативные: управлять своим поведением, уметь полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные: сравнивать свой способ действий с заданным эталоном для внесения коррективов. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения заданий. Уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. | Личностные Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, устойчивой мотивации к изучению и закреплению материала. | | | |||
Основные термины и понятия | «понятие линейного неравенства», «свойства числовых неравенств», «вынесение общего множителя за скобку», «математическая модель реальной ситуации», «линейное уравнение». | | | |||||
Проблема урока | Организовать работу практического характера, позволяющую самостоятельно вывести правило решения линейного неравенства, используя свойства числового неравенства. | | | |||||
Ход урока | | | ||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся Что делают? | УУД Что делать? (сделать?) | Ссылки на карточки Учи.ру | | |||
I этап. Организационный момент. Цель – активизировать учащихся. | Настраивать обучающихся на работу. Добрый день. Сегодня мы начнем работу с выполнения заданий в интерактивном режиме на сайте Учи.ру | Отвечают на вопросы учителя. -Какую роль играет знание математики в вашей жизни? Для чего они вам нужны? Выполнение заданий по теме «Свойства линейного порядка» | Личностные УУД: укреплять дисциплинарные традиции. Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, аргументируя его. | https://uchi.ru/teachers/groups/7816422/subjects/1/course_programs/9/lessons/6559 | | |||
II этап. Актуализация знаний. Цель – закрепить умения приводить многочлены к стандартному виду, закрепить понятие подобных слагаемых. Закрепить знание алгоритма решения линейного уравнения. | Организовать выполнение задания по правилу.
| Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в работе по решению примеров. Слайд 1. Решите линейное уравнение: 1 . Раскройте скобки. 2 . Перенесите неизвестные слагаемые в левую часть уравнения, а известные слагаемые в правую часть, при этом поменяйте знак тех слагаемых, которые переносили на противоположный. , получили: . 3. Приведите подобные слагаемые: (Слагаемые, имеющие одинаковую буквенную часть, называются подобными) . 4. Разделите левую и правую часть уравнения на коэффициент 2, получили: . Сформулируйте алгоритм решения линейного уравнения. | Регулятивные УУД: обучающийся получит возможность научиться контролировать свою деятельность выполнения задания по правилу, самостоятельно находить и исправлять ошибки. Познавательные УУД: приводить многочлены к стандартному виду, закрепить понятие подобных слагаемых, формулировать алгоритм решения линейного уравнения. Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, аргументируя его. | | | |||
III этап. Целеполагание. Цель – сформулировать цель урока, используя математическую терминологию. | Организовать обсуждение проблемных вопросов и определение темы урока. | - Решите неравенство Каких у вас не хватает знаний, чтобы выполнить задание? Выполните задания по карточкам. Сформулируйте тему урока. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Познавательные УУД Формулировать цель урока через введение проблемного диалога. Коммуникативные УУД Оформлять устную речь, используя математическую терминологию. | https://uchi.ru/teachers/groups/7816422/subjects/1/course_programs/9/lessons/11450 | | |||
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. | Организовать работу практического характера, позволяющую самостоятельно вывести алгоритм решения линейного неравенства. | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов: что такое равносильное неравенство, давайте подумаем, какое уже известное вам правило поможет решить возникшую проблему. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Выполняют задания по карточкам на учи.ру. | | https://uchi.ru/teachers/groups/7816422/subjects/1/course_programs/9/lessons/6536 | | |||
IV этап. Усвоение новых знаний и способов действий. Цель – вывести обучающимися алгоритма решения линейного неравенства. | Обеспечить контроль за выполнением задания. Оказывать необходимую помощь. | Определение: Линейным неравенством называется неравенство вида ax + b ˂ 0 (или ax + b ˃ 0 ), где a и b – любые числа, за одним исключением: a≠ 0 Свойства числовых неравенств помогут нам решать неравенства с переменной, т.е. находить те значения переменной, при которых неравенство с переменной обращается в верное числовое неравенство. Каждое такое значение переменной называют обычно решением неравенства с переменной. Выполните задания по карточкам и сформулируйте свойства числовых неравенств. Свойства числовых неравенств позволяют руководствоваться при решении неравенств следующими правилами: Правило 1. Любой член неравенства можно перенести из одной части неравенства в другую с противоположным знаком, не изменив при этом знак неравенства. Правило 2. Обе части неравенства можно умножить или разделить на одно и то же положительное число, не изменив при этом знак неравенства. Правило 3. Обе части неравенства можно умножить или разделить на одно и то же отрицательное число, изменив при этом знак неравенства на противоположный. | Познавательные УУД: обучение учащихся общим приемам выбора и создания алгоритма решения линейного неравенства Регулятивные УУД: обучающийся научится контролировать свою деятельность по ходу выполнения заданий, работать по плану. Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с реальной ситуацией. Личностные: учиться критически осмысливать свои ошибки, уважительно относиться к ошибкам, допускаемых одноклассниками. | https://uchi.ru/teachers/groups/7816422/subjects/1/course_programs/9?topic_id=484 | | |||
V. Этап первичной проверки понимания изученного. Цель - обучить учащихся общим приемам решения линейных неравенств. | Организовать работу практического характера, позволяющую применить правило применения свойств числовых неравенств при решении линейных неравенств по алгоритму. ? | Выполняют задания по карточкам. Пример. Решите неравенство 3х – 5 ≥ 7х – 15. Решение: 1.Перенесите член 7х в левую часть неравенства, а член -5 в правую часть неравенства и не забудьте при этом изменить знаки и у члена 7х, и у члена -5 (руководствуйтесь правилом 1). Тогда вы получите 3х – 7х ≥ -15 +5, т.е. -4х ≥ -10. 2. Разделите обе части последнего неравенства на одно и то же отрицательное число -4, не забыв при этом перейти к неравенству противоположного смысла (руководствуйтесь правилом 3). Получим: х ≤ 2,5. Это и есть решение заданного неравенства. Ответ: х ≤ 2,5. | Познавательные УУД: осмыслить общие приемы решения линейных неравенств. Регулятивные: самостоятельно создавать алгоритм деятельности, контролировать свою деятельность по результатам выполнения задания. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи, владеть интерактивными компетенциями. | https://uchi.ru/teachers/groups/7816422/subjects/1/course_programs/9/lessons/11451 | | |||
VI. Этап закрепления новых знаний и способов действий. Цель – Формировать навык решения линейного неравенства по алгоритму. | Организовать работу по алгоритму, обеспечить контроль за выполнением задания. Включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов. | Решают уравнение по заданному алгоритму, самостоятельно составляют алгоритм решения линейного неравенства, осуществляют взаимопроверку. Оценивают работу соседа по парте, аргументируя свою отметку. Пример 2. Решите неравенство, проговаривая алгоритм решения. + ˃ 2х - . Решение: 1. Умножьте обе части неравенства на положительное число 15, оставив знак неравенства без изменения (правило 2). Это позволит нам освободиться от знаменателей, т.е. перейти к более простому неравенству, равносильному данному: 15 ( + ) ˃ 15(2х - ); 5х + 3(2х – 1) ˃ 30х -1; 5х + 6х -3 ˃ 30х – 1; 11х – 3 ˃ 30х – 1. 2.Воспользуйтесь для последнего неравенства правилом 1, получите равносильное ему более простое неравенство: 11х – 30х ˃ -1 +3 -17х ˃ 2. 3.Примените правило 3, т.е. разделите обе части неравенства на – 17, изменив при этом знак неравенства на противоположный, получите х ˂ -. Ответ: х ˂ -. | Регулятивные: ученик получит возможность самостоятельно создавать алгоритм деятельности, контролировать свою деятельность по результатам выполнения задания. Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с реальной ситуацией, возникшей при выполнении различных ролей в группе – ведущий и исполнители. | | | |||
VII. Этап применения новых знаний и способов действий. Цель: каждый ученик должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет. | Включить обучающихся в работу в паре. | Осуществляют самоконтроль и мыслительные операции, необходимые для выполнения задания. Решают неравенства по вариантам с последующей взаимопроверкой: Осуществляют коррекцию действий партнера. | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и мыслительные операции, необходимые для выполнения задания. Коммуникативные: уметь работать в паре, осуществлять коррекции действий партнера. Личностные: проявлять инициативу в оказании помощи соученикам. | | | |||
VIII. Этап информации о домашнем задании. Цель: закрепить знания обучающихся, ранее полученные. | Обеспечить понимание целей и содержания задания. Мотивировать выполнения задания. | Выполняют задания по карточкам. | Познавательные: владеть общими приемами решения линейного неравенства по алгоритму. Регулятивные: решать проблемы творческого и поискового характера. Коммуникативные: владеть интерактивными компетенциями. | https://uchi.ru/teachers/groups/7816422/subjects/1/course_programs/9/lessons/14147 | | |||
IX. Этап подведения итогов занятия. Цель – подвести итог проделанной работы на уроке. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся. | Отвечают на вопрос: где можно применить полученные знания? | Коммуникативные: уметь слушать, принимать другую точку зрения, аргументировать свои выводы. | | | |||
XI. Этап рефлексии. Цель – сформировать личную ответственность за результаты своей деятельности. | Оценить знания способов деятельности. | Какие у вас были затруднения на уроке? Нашли ли вы выход из затруднения? Остались ли у вас затруднения после окончания урока? Над чем необходимо продолжить работу? | Личностные: занимать активную познавательную позицию; оценивать результат своей деятельности; формировать объективное отношения к себе. Коммуникативные: Уметь слушать других, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, уметь принимать другую точку зрения. Регулятивные: выделять и формировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень освоения. | | |