Технологическая карта урока математики по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей», 6 класс
Пояснительная записка к презентации
Этапы урока |
Учитель |
Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) |
||||||||||||
Организационный момент |
Приветствует учеников. Здравствуйте ребята. Давайте проверим, все ли готовы к уроку. Серёжа, что нам необходимо на уроке математики? Достаточно ли вам этого? А начнем мы наш урок с умной мысли: «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому». Так сказал Дьёрдь По́йа, венгерский математик. Как вы думаете, какой смысл заложен в этих словах? Сегодня мы как раз и попробуем это сделать. |
Приветствуют учителя. Проверяют, все ли готово к уроку. Сергей отвечает.
Обращают внимание на слайд.
Отвечают. |
||||||||||||
Актуализация знаний, устная работа Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы(темы и целей урока) |
Ребята, с какими числами мы с вами работали на предыдущих уроках? Но для того, чтобы сделать какое либо открытие, нам необходимо вспомнить то, что мы уже знаем о десятичных дробях. Выполним следующие задания. 1.Прочитайте числа: 2,634; 0,31; 1,3; 201,231. 2.Сравните дроби: Кто желает поработать у доски, все остальные в тетради. а) 3,4 и 3,19; б)6,40 и 6,4; в) 0,31 и 0,126 ; г)0,413 и 0,6 Проверьте себя и оцените, если всё верно, то поставте на полях знак «+». 3.Выразите в сантиметрах и дециметрах: Один желающий у доски, остальные в тетради. 5 дм; 4,25 м; 0,3 м; 14,5 дм. Проверяем, если всё верно, то ставим плюс на полях. 4.Задача Это задача, с которой мы можем столкнуться в жизни, приобретая товар в магазине. Один лист цветной бумаги стоит 2,37р, а другой 1,26р. Сколько стоят два листа бумаги? На сколько первый лист бумаги дороже второго? -Какое задание нужно выполнить? -Почему у вас возникло затруднение? Что нам предстоит сегодня выяснить? Какая же будет тема урока? Абсолютно верно. А теперь давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока Запишите тему урока в тетрадь. |
Десятичные дроби. Сравнивают 3,4 >3,19; 6,40 = 6,4; 0,31 > 0,126 ; 0,413 < 0,6 Выражают 50 см; 425 см; 3 дм; 145 см; Оценивают свою работу. У детей возникает затруднение. Сложить десятичные дроби, выполнить вычитание десятичных дробей. Не знаем алгоритм сложения десятичных дробей. Нам предстоит выяснить, как складывать и вычитать десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. Узнать правило сложения и вычитания десятичных дробей и научиться складывать и вычитать десятичные дроби. Записывают тему урока. |
||||||||||||
Открытие нового знания. Проблемная ситуация |
Давайте попробуем решить задачу двумя способами. Кто догадался как? Помочь увидеть два варианта. Первый вариант пробует решать задачу первым способом, второй вариант вторым способом. Итак, мы решили задачу двумя способами. И оба способа были не совсем быстрыми. Давайте подумаем, как решить задачу быстрее, как выполнить сложение и вычитание быстрее? Наводящий вопрос: как мы обычно выполняем сложение и вычитание натуральных чисел? Кто догадается, как выполнить сложение и вычитание в столбик? Учащимся предлагается немного времени для размышлений. Может кто-то желает попробовать предложить свою гипотезу на доске? Задание выполнено верно. Давайте проверим нашу гипотезу в решении других примеров: а)2,35+4,18=6,53; б)3,8-1,2=2,6; На экране высвечивается еще один пример в)0,76+42,389. Одинаковые ли ответы получились? Давайте посмотрим, какой из них правильный. (На экране появляется слайд с правильным ответом). Какое же решение было верным? А теперь попробуем сформулировать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. Давайте сверим ваши предположения с учебником. Алгоритм выводится на слайде на доске. Алгоритм сложения (вычитания)десятичных дробей. -Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой; -Записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой; -Выполнить сложение, не обращая внимания на запятую; -Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях. |
Предлагают свои версии Предполагаемые ответы: 1)перевести десятичные дроби в обыкновенные, выполнить сложение и вычитание обыкновенных дробей, затем ответ перевести в десятичную дробь; 2)перевести рубли в копейки, сложить, вычесть и обратно перевести в рубли. Представители каждого варианта (по желанию) записывают решение на доске. 1 вариант 1)2,37+1,26=2 + 1=3=3,63 (р.) 2) 2,37-1,26=2 - 1=1=1,11(р.) Ответ: два листа бумаги стоят 3,63 рубля, первый лист дороже второго на 1, 11 рублей. 2 вариант 1)2,37р. +1,26р.= =2р.37к.+1 р.26 к.=3р.63 к. 2) 2р.37к.-1 р.26 к.=1р.11 к. Ответ: два листа бумаги стоят 3,63 рубля, первый лист дороже второго на 1, 11 рублей. В столбик. К доске выходят два ученика по желанию. Один из которых пробует выполнять сложение в столбик, другой - вычитание. 2,37 +1,26 _ 2,37 3,63 1,26 1,11 Учащиеся в группах решают примеры, вынося свое решение на доску. Пробуют решить Предлагают свои версии решения примера:
Дети сравнивают свои ответы с экраном. Последнее. Предлагают свои варианты ответов. Читают текст в учебнике, находят нужную информацию. |
||||||||||||
Физкультминутка |
Ролик с физкультминуткой показать |
Выполняют по ролику. |
||||||||||||
Первичное применение нового знания |
Ну а сейчас настало время применить открытый нами алгоритм на практике. Решение упражнений по учебнику. №245(а,б) №246 (а,б) №248(а,б) Проверьте в парах, обсудите полученные ответы. Опрос о работе в парах. Какой пункт алгоритма нарушен Сравнить с эталоном на слайде. Оцените плюсами каждое задание. |
Желающие ученики решают их в столбик у доски с проговариванием алгоритма Решение. №245 а) б) №246 а) б) №248 а) б) Совещаются в парах |
||||||||||||
Самостоятельная работа |
Самостоятельная работа с взаимопроверкой Выполните действия и расшифруйте слово ( минут): А 0,023+6,4=6,423 Б 14,16+31,12=45,28 П 15,6+4,7=20,3 Д 3,16+5,2=8,36 Е 35+2,73=37,73 О 23,4+5,37=28,77 Оцените свою работу плюсами на полях. |
|
||||||||||||
Итог урока. Рефлексия |
Итак, мы одержали победу! А кто мне готов сказать – какую победу? Какая тема урока у нас была сегодня? Какие цели в начале урока мы поставили? Достигнуты поставленные цели? − Какое открытие для себя вы сегодня сделали? Оцените себя: если у вас _______ плюсов, то оценка «5», _______плюсов, то оценка «4». Все остальные, у кого чуть меньше плюсов думаю постараются и смогут заработать положительную оценку на следующем уроке. |
Узнать правило сложения и вычитания десятичных дробей и научиться складывать и вычитать десятичные дроби. Самостоятельно определяют, насколько сумели достигнуть поставленных на уроке целей. Формулируют алгоритм |
||||||||||||
Домашнее задание |
Записывают домашнее задание. Определяют для себя вариантную часть. |
Дидактический материал
Команда №1.
№ 1. Представьте дробь в виде десятичной дроби
К.0,19 Т. 0,019 П. 0,0019 Л. 0,00019
№ 2. Представьте дробь 3,045 в виде смешанной дроби
А. П. Р.
№ 3. Какое из следующих неравенств является верным?
О. 0,2 > 0,24. А. 6,31 > 6,32.
И. 1,5 < 1,05. Е. 3,06 < 3,1.
№ 4. Какая из следующих записей является верной?
А. 5 дм = 50 см. Л. 5 дм = 0,5 см.
Р. 5 дм = 500 см. Г. 5 дм = 0,05 см.
№ 5. Выразите в килограммах 4 кг 450 граммов
Т. 4,45кг П. 4450 кг Ф. 44, 50
№ 6. Запишите десятичную дробь «ноль целых тридцать семь тысячных».
О. 37,1000; А 0,37; И. 0,037.
№ 7. Между какими соседними натуральными числами находится дробь 3,18?
Н. 3 и 18; Р. 2 и 3; С. 18 и 19; В. 3 и 4
№ 8. Запишите дробь 70,0300 короче.
Н. 70,03; К. 70,3 ; Б. 70,003;
№ 9 Сравните числа 4,599 и 4,8.
А. >, О. <,
№10. Назовите большее из чисел:
Т. 9,070 С. 9, 7 К. 9,698
№11. Какое из чисел нельзя представить в виде десятичной
Т. ; П. ; Д. .
№12. Запишите в виде десятичной дроби число .
Ь. 4,0043 Ъ. 4,043 Я. 4,00043.
Команда №2.
№ 1. Представьте дробь в виде десятичной дроби
Т. 0,19 К. 0,019 Р. 0,0019
№ 2. Представьте дробь 3,045 в виде смешанной дроби
Л. П. Р.
№ 3. Какое из следующих неравенств является верным?
О. 0,2 > 0,24. О. 6,31 > 6,32.
А. 1,5 < 1,05. У. 3,06 < 3,1.
№ 4. Какая из следующих записей является верной?
Д. 5 дм = 50 см. Х. 5 дм = 0,5 см.
П. 5 дм = 500 см. М. 5 дм = 0,05 см.
№ 5. Выразите в килограммах 4 кг 450 граммов
О. 4,45кг А. 4450 кг Ы. 44, 50
№ 6. Запишите десятичную дробь «ноль целых тридцать семь тысячных».
Т. 37,1000; К. 0,37; Л. 0,037;
№ 7. Между какими соседними натуральными числами находится дробь 3,18?
Я. 3 и 18; О. 2 и 3; И. 18 и 19; Ю. 3 и 4
№ 8. Запишите дробь 70,0300 короче.
Б. 70,03; В. 70,3 ; М. 70,003;
№ 9 Сравните числа 4,599 и 4,8.
Е. > И. <
№10. Назовите большее из чисел:
Я. 9,070 Е. 9, 7 О. 9,698
Команда №3.
№ 1. Представьте дробь в виде десятичной дроби
А. 0,19 О. 0,019 З. 0,0019
№ 2. Представьте дробь 3,045 в виде смешанной дроби
Р. П. К.
№ 3. Какое из следующих неравенств является верным?
Р. 0,2 > 0,24. П. 6,31 > 6,32.
Л. 1,5 < 1,05. Т. 3,06 < 3,1.
№ 4. Какая из следующих записей является верной?
И. 5 дм = 50 см. О. 5 дм = 0,5 см.
Я. 5 дм = 500 см. А. 5 дм = 0,05 см.
№ 5. Выразите в килограммах 4 кг 450 граммов
В. 4,45кг Н. 4450 кг Д. 44, 50
№ 6. Запишите десятичную дробь «ноль целых тридцать семь тысячных».
Р. 37,1000; Т. 0,37; Н. 0,037;
№ 7. Между какими соседними натуральными числами находится дробь 3,18?
А. 3 и 18; Я. 2 и 3; Е. 18 и 19; О. 3 и 4
№ 8. Запишите дробь 70,0300 короче.
С. 70,03; П. 70,3 ; Л. 70,003; З. 7,03
№ 9 Сравните числа 4,599 и 4,8.
П. >, Т. <,
№10. Назовите большее из чисел:
Команда №4.
№ 1. Представьте дробь в виде десятичной дроби
Р. 0,19 П. 0,019 Т. 0,0019 К. 0,00019
№ 2. Представьте дробь 3,045 в виде смешанной дроби
И. У. Е.
№ 3. Какое из следующих неравенств является верным?
В. 0,2 > 0,24. Л. 6,31 > 6,32.
П. 1,5 < 1,05. Ш. 3,06 < 3,1.
№ 4. Какая из следующих записей является верной?
И. 5 дм = 50 см. У. 5 дм = 0,5 см.
А. 5 дм = 500 см. Е. 5 дм = 0,05 см.
№ 5. Выразите в килограммах 4 кг 450 граммов
Т. 4,45кг П. 4450 кг В. 44, 50
№ 6. Запишите десятичную дробь «ноль целых тридцать семь тысячных».
А. 37,1000; И. 0,37; Е. 0,037;
№ 7. Между какими соседними натуральными числами находится дробь 3,18?
Д. 3 и 18; К. 2 и 3; В. 18 и 19; Л. 3 и 4
№ 8. Запишите дробь 70,0300 короче.
Ь. 70,03; Ъ. 70,3 ;
№ 9 Сравните числа 4,599 и 4,8.
К. >, Н. <,
№10. Назовите большее из чисел:
А. 9,070 О. 9, 7 У. 9,698
№11. Какое из чисел нельзя представить в виде десятичной
С. ; П. ; Р. .
№12. Запишите в виде десятичной дроби число .
Т. 4,0043 С. 4,043 К. 4,43
№13. Назовите большее из чисел:
Ь. 10, 8 Ъ. 10,080 Я. 10,798
Команда №5.
№ 1. Представьте дробь в виде десятичной дроби
И. 0,19 А. 0,019 О. 0,0019
№ 2. Представьте дробь 3,045 в виде смешанной дроби
П. С. Н.
№ 3. Какое из следующих неравенств является верным?
П. 0,2 > 0,24. Л. 6,31 > 6,32.
Р. 1,5 < 1,05. Т. 3,06 < 3,1.
№ 4. Какая из следующих записей является верной?
Е. 5 дм = 50 см. О. 5 дм = 0,5 см.
А. 5 дм = 500 см. И. 5 дм = 0,05 см.
№ 5. Выразите в килограммах 4 кг 450 граммов
Л. 4,45кг М. 4450 кг Д. 44, 50
№ 6. Запишите десятичную дробь «ноль целых тридцать семь тысячных».
Б. 37,1000; К. 0,37; Л. 0,037
№ 7. Между какими соседними натуральными числами находится дробь 3,18?
И. 3 и 18; Ь. 2 и 3; Р. 18 и 19; Е. 3 и 4
№ 8. Запишите дробь 70,0300 короче.
К. 70,03; В. 70,3 ; С. 70,003; Б.7,03
№ 9 Сравните числа 4,599 и 4,8.
Ч. >, Т. <,
Алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей.
1.Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
2. Записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой;
3. Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
4. Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.