12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Филипко Владлена Александровна195
Россия, Ленинградская обл.









Технологическая карта для урока в 4В классе

Тема: «Тундра»









Учитель: Филипко Владлены





Санкт-Петербург

2017



Технологическая карта

Тема: «Тундра»

Класс: 4

Цель: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.

Задачи:

получить представление о природной зоне тундры;

познакомиться с географическим положением тундры;

познакомиться с климатическими условиями зоны;

узнать особенности растительного и животного мира тундры;

познакомиться с населением тундры и его деятельностью.

Формируемые УУД:

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

делать обобщения, выводы, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания в жизненных ситуациях.

формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; строить монологические высказывания, вести диалог, слушать собеседника, уметь работать в группе

прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала, определять цели и задачи усвоения новых знаний;











Основные этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

1-2 минуты

Подготовка рабочего места .

Со звонком: приветствие.

-Здравствуйте ребята, меня зовут Владлена Александровна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Давайте посмотрим вашу готовность к уроку. Нам сегодня понадобится учебник, рабочая тетрадь, письменные принадлежности.

Подготовка рабочего места.

Приветствие учителя. Рассаживаются по группам, определенным заранее

(учащиеся разделились на 5 групп: синоптики, зоологи, ботаники, экологи, социологи; каждая группа располагается за своим отведенным рабочим местом, отмеченным специальной карточкой-названием)

Проверка знаний с предыдущих уроков.

5-7 минут

- С какой природной зоной вы уже знакомы?

- Покажите эту природную зону на карте.

-Скажите, какие явления характерны для климата Арктики?( Имеет низкие температуры воздуха зимой (до −60 °), в среднем −30˚С в январе и +3˚С в июле. Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покровы держатся почти весь год. Зимой здесь долгая полярная ночь (на 75° с. . — 98 суток; на 80° . .— 127 суток; в районе полюса — полгода) . Летом — круглосуточное освещение, но тепла мало, почва не успевает полностью оттаять. Температура воздуха чуть выше 0 ° . Небо часто затянуто серыми облаками, идет дождь (нередко со снегом) , из-за сильного испарения воды с поверхности океана образуются густые туманы.)

-Как растения приспособились к жизни в Арктике?(Территория арктической пустыни лишена кустарников и деревьев, здесь есть лишь изолированные друг от друга и маленькие по площади участки с лишайниками и мхами горных пород, а также различными водорослями каменистого грунта. Эти небольшие островки растительности напоминают оазис среди бесконечных просторов снега и льда. Единственными представителями травянистой растительности является осока и злаки, а цветковых растений – камнеломка, полярный мак, лисохвост альпийский, лютик, крупка, мятлик и щучка арктическая)

-Какие особенности имеют животные ледяной зоны?( Чтобы выжить в столь суровой среде, именно с этой задачей животные и должны успешно справляться. Например, песцы и белые медведи спасаются от морозов благодаря тёплому и густому меху, пернатым помогает рыхлое оперение, а для тюленей спасительной является их жировая прослойка. Дополнительное спасение животного мира от арктического сурового климата обусловлено характерным окрасом, приобретаемым непосредственно к наступлению зимнего периода. Однако, далеко не все представители фауны в зависимости от сезона могут менять данный им природой цвет, к примеру, белые медведи остаются обладателями белоснежного меха на протяжении всех времён года. Естественная пигментация хищников обладает и преимуществами – она позволяет им успешно охотиться и кормить всё семейство)

-Посмотрим, что же вы запомнили об этой природной зоне.

Каждой группе даю кроссворд, тем самым они узнают тему урока.

Разгадывания кроссворда.

1. Короткое название ледяной зоны.(Арктика)

2. Птица с небольшим красным клювом.(Тупик)

3. Название острова, на котором расположен заповедник.(Врангеля)

4. Арктика - царство снега и.. ( Льда).

5. Растения, живущие в толще воды.(Водросли)

6. Вид рыбы, обитающий в северных морях.(Сайда)

КАКОЕ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО У НАС ПОЛУЧИЛОСЬ?

Тундра

- А что бы вы хотели узнать об этой природной зоне (тундра)?


Зона Арктических пустынь




Отвечают на вопрос учителя.





































































































Учащиеся предполагают, что можно узнать ее месторасположение, климат, есть ли там животный и растительный мир, есть ли коренное население.


Подведение к теме

5 минут

-У каждой группы лежит план работы, по которому вы должны работать. Дополнительные материалы лежат у вас в конвертах. Вы можете ими воспользоваться для составления рассказа, который дан у вас по плану.

План:

1)Прочитать текст в учебнике и в дополнительном материале.

2)Рассмотреть иллюстрации.

3)Составить рассказ (синоптики-особенности погоды, ботаники-растения, зоологи-животный мир, социологи-занятия населения, экологи-заповедники и красная книга).

-На подготовку даю вам 10 минут. На презентацию 1-2 минуты.

Дети слушают и приступают к работе.

Изучение нового материала

20 мин

-Первыми у нас выступают синоптики. Итак, расскажите нам про особенности погоды в тундре(сразу же после выступления первой группы, задаю вопросы другим группам, что нового они узнали).

Текст для синоптиков::

Тундра отличается очень суровым климатом , живут здесь только те растения и животные, которые выносят холод, сильные ветры, вечную мерзлоту в почве и её не плодородие. Зима продолжительная (8—9 месяцев) и холодная (до−50° С). В середине зимы примерно 2 месяца длится Полярная ночь

Лето бывает 2 месяца. Но растения получают много света (солнце не заходит в течение нескольких месяцев); они быстро распускают листья, цветут и дают семена. Температура редко поднимается выше +10 °С, и заморозки могут ударить в любой момент. Случается, правда, и жара +30, но это исключение.

Весной быстро, словно по взмаху волшебной палочки всё оживает. Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через три месяца снег снова укроет землю.

Дождей мало, гроз и сильных ливней, как правило, не бывает, но всё равно очень сыро из-за частой мороси, низких облаков и тумана с промозглым ветром.

Вопросы для детей:

Сколько по времени длится зима и скольких градусов достигает?

Сколько длится полярная ночь?

Почему в тундре очень сыро?

-Вторыми идут ботаники.(рассказывают про растения живущие в тундре, как они приспособились к жизни. После задаю вопросы про природу).

Текст для ботаников:

Лесов в тундре нет. Его росту мешают три основные причины — холодное и непродолжительное лето, сильные ветры и высокая влажность воздуха. К тому же в тундре много болот. С высоких мест снег сдувается, и почва промерзает настолько, что летом не успевает оттаять. Поэтому в тундре почти повсеместно распространена многолетняя мерзлота. Это тоже не способствует развитию древесной растительности.

Карликовая берёза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни.

Мох ягель – пища для северных оленей. Растёт на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики

Голубика — невысокий тундровый кустарник. Кустарник листопадный .

Плоды голубики- синеватые, округлые ягоды с сизым налетом.

Морошка - ближайший родственник малины. Двудомное растение - плоды состоят из нескольких маленьких сочных плодиков, сросшихся между собой в одно целое.

Брусника — вечнозеленый кустарник с зимующими листьями. Листья её сохраняются на побегах 2-3 года, несколько раз перезимовывают под снегом. Ягоды красного цвета, округлой формы, зимующие. Ими любят полакомиться птицы и звери перед зимовкой или перелетом на юг. Живёт долго, до 300 лет.

Клюква — стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвлённые небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму.

Все растения низкорослые. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, и зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

Большинство тундровых растений — вечнозелёные многолетники. У ряда растений недозревшие плоды зимуют под снегом и вызревают на следующее лето. Некоторые растения даже в цветущем состоянии переносят заморозки. Летом холодная почва тундры сильно затрудняет поглощение воды корнями растений.

Вопросы для детей:

Почему в тундре нет лесов?

Какие растения есть в тундре?

Почему растения пытаются быть ближе к земле?

-Третьи идут зоологи. (рассказывают о животных, как они приспособились к жизни в тундре, как защищаются. Также задаю вопросы.)

Текст для зоологов:

Летом в тундре много комаров, мошек. Их личинки развиваются в водоемах тундры, где для них достаточно пищи (крошечных водорослей, остатков растений)

Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек.

Белая куропатка – травоядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода.

Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что очень плотное. Питается леммингами, куропатками.

Песец – хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется ещё подшерсток.

Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное – питается мхом ягелем. Самое крупное животное тундры, имеет густой мех, зимний подшерсток и подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.

У всех обитателей тундры к зиме накапливается значительный слой подкожного жира, образуется густой мех у зверей, теплый пух у птиц. Своеобразно утепляются конечности на зиму: у песцов появляются как бы теплые стельки, у птиц – подобие валенок. Широкие копыта служат северным оленям то лыжами, то лопатами – для добычи ягеля из-под снега. Полярные совы видят днём, иначе им не пережить многосуточный свет.

Вопросы детям:

Какие птицы обитают в тундре?

Какие звери живут в тундре ?

Как они приспосабливаются к жизни в тундре?

-Четвертая группа-социологи.( говорят про население тундры, про занятия людей. (Вопросы другим группам).

Текст для социологов:

Плотность населения в тундре невелика: меньше 1 человека на 1кв.км. Здесь живут ханты, манси, эскимосы, эвенки, саами, ненцы, якуты, чукчи и др. Коренные жители занимаются оленеводством, рыболовством (навага, нельма и др.), охотой (песцы, морской зверь, песец, волк, куропатки, гуси, утки и др.). Зимой из замороженной рыбы готовят строганину – состругивают стружкой мясо, добавляя в него приправы, ягоды; в такой еде много витаминов. Оленеводы разводят домашних северных оленей. Круглый год животные должны быть на пастбищах. Бригады оленеводов со стадами всё время перемещаются по тундре. Ездят люди на оленьих упряжках.

Крупнейшие города тундры – Мурманск и Норильск. В недрах тундры найдены огромные богатства – нефть, уголь, железная руда, каменная соль, золото и др.

В то же время, за исключением окрестностей довольно неуютных заполярных посёлков и районов добычи полезных ископаемых, тундра России ещё мало изменена человеком.

Вопросы детям:

Занятия населения тундры?

Какие крупные города тундры?

Кто живет в тундре?


-Пятая группа это экологи. Мы вас слушаем. (рассказывают о заповедниках, о животных занесенных в красную книгу. Вопросы к группам).

Текст для экологов:

Таймырский государственный природный заповедник создан в 1979 г.

Из-за организационных трудностей начал реально функционировать только с 1985 г. Заповедник располагается на площади 1 374 тыс. га в центре восточной части Таймырского полуострова, предназначен для охраны и изучения природных сообществ тундры. Главный охраняемый вид — краснозобая казарка. На территории заповедника расположен один из самых северных лесных участков земного шара Ары-Мас (Лесной остров). Единственная лесная порода участка — даурская лиственница. В заповеднике зарегистрировано 16 видов млекопитающих, около 50 видов гнездящихся птиц, более 20 видов рыб. Животное население богаче на склонах и возле водоемов. Здесь встречаются: сапсан, зимняк, белая сова, краснозобая казарка, гусь-гуменник. Широко распространены кулики и чайки. На озерно-болотных участках много серебристых чаек, бургомистров, средних поморников, встречаются чернозобая и полярная гагары. Во время миграций по берегам водоемов можно встретить северных оленей. Повсюду распространен песец, встречаются белая и тундряная куропатки. В озере Таймыр обитают ценные виды рыб: сиговые, лососевые, хариусовые, нельма, муксун, палия. К со­жа­ле­нию, вме­ша­тель­ство че­ло­ве­ка в хруп­кий мир тунд­ры при­во­дит к непо­пра­ви­мым из­ме­не­ни­ям: трак­то­ры и вез­де­хо­ды силь­но раз­ру­ша­ют почву, вы­ра­бот­ка по­лез­ных ис­ко­па­е­мых на­ру­ша­ет ба­ланс, от­хо­ды про­из­вод­ства за­гряз­ня­ют во­до­е­мы. Животные тундры занесенные в Красную книгу- снежный барс, красный волк, краснозобая казарка, манул кречет.

Вопросы детям:

1)Какие заповедники есть в тундре?

2)Какие животные тундры занесены в Красную книгу?

3)Каким образом люди губят тундру?



Обобщение:

- Чем отличаются природные условия тундры и арктических пустынь?

- Почему растительный и животный мир тундры богаче, чем в зоне арктических пустынь?

- В чем заключается приспособленность растений и животных тундры к суровым условиям?

- Какой вред наносит экологии тундры хозяйственная деятельность человека?



Закрепление материала- 5-7 минут

-Теперь открываем рабочую тетрадь, страница 45 задание 7.

Выполнение работы.



Рефлексия

2 минуты

-Что для вас было трудно сегодня?

-Что было интересно?

Ответы детей.

Домашнее задание

Учебник страница 84-94 пересказ каждого абзаца.

Рабочая тетрадь страница 42-46,все задания.


Итог

Мне понравилось, как работала 1 группа. Вы молодцы. Очень хорошо работала 4 группа.

Спасибо за урок, до свидания.

Прощание с учителем.



Используемая литератураhttp://fb.ru/article/172950/kak-zaschitit-vozduh-ot-zagryazneniya-rekomendatsii-ekologov

http://www.renclassic.ru/Ru/Journal2/1135/1148





























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.