Технологическая карта урока по теме "Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичную и десятичную системы и обратно"

2
0
Материал опубликован 21 March в группе

Технологическая карта урока

Класс: 8 класс

УМК: Линия УМК Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика . 8

Предмет: информатика

Тема: Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичную и десятичную системы и обратно

Тип урока: комбинированный урок

Место и роль урока в изучаемой теме: 4 урок в изучаемой теме «Системы счисления» (2 урок по переводам чисел из одной СС в другую)

Цель и задачи урока:

Образовательные: формирование умений анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему; формирование умений записывать целые числа в различных позиционных системах счисления, сравнивать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления, формирование навыков перевода небольших десятичных чисел в двоичную и восьмеричную систему счисления; формирование навыков перевода восьмеричных чисел в двоичную и десятичную систему счисления;

Развивающие: совершенствование умений: анализировать, конкретизировать, перекодировать учебную информацию, обобщать и делать выводы; развитие логического и системного мышления; информирование о взаимосвязи и взаимозависимости систем счисления и переводов из одной системы счисления в другую, подведение учащихся к пониманию математических закономерностей, совершенствовать навыки самостоятельной работы с конспектом и учебником; установка на активное участие в решении практических задач.

Воспитательные: понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий. воспитание самостоятельности в принятии решений, формирование понятия о необходимости соблюдения правил работы за ПК; совершенствование учащимися навыков культуры умственного труда, коммуникативных навыков: умения слушать и слышать товарища, участвовать в совместном решении проблем.

Планируемые образовательные результаты

Предметные знания, предметные действия

Универсальные действия

Личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

- применять термины и понятия «системы счисления», «двоичная система счисления», «восьмеричная система счисления», «шестнадцатеричная система счисления». Осознание взаимосвязи этих систем счисления;

- умение характеризовать числа по системе счисления, знать его алфавит;

- исследовать правила перевода в разные системы счисления 2-8-16-10 и обратно;

- решать задачи на сложение и вычитание в разных системах счисления, проводить расчёты и оценивать полученные значения;

- характеристика двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления с точки зрения их использования в компьютерной технике.



- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка,

- ставить цели и составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом другой системы счисления и ее алфавита;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- формирование осознанного подхода к оценке деятельности;

-умение использовать полученные знания на практике;

- презентовать результаты проделанной работы.

- развитие познавательной активности

давать определение понятиям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

объяснять алгоритм действий, применяемый к переводам в разные системы счисления.

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- осуществлять взаимодействие учащихся в группе;

- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.

- формирование навыков самоорганизации

- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни через понимание основ работы за ПК

- активное участие в решении практических задач технологической и социальной направленности,

- развитие научной любознательности, интереса к технической науке, навыков исследовательской деятельности,

- формирование способности инициировать, планировать и самостоятельно выполнять практические задачи;

- формирование математического мышления;

- формирование навыков решения задач..


Этап урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1.

Мотивационный этап


Активизировать внимание обучающихся, создание комфортной атмосферы для успешной работы

фронтальная

Приветствие.

Создает положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность

Проверяют свое рабочее место.

Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: слушать и слышать других..

Личностные:

формирование навыков самоорганизации

Положительный эмоциональный настрой на урок.


Наблюдение

2.






























3.

Этап актуализации знаний




























Выявление затруднения.


Учебная задача: Проверка подготовки к уроку – актуализация знаний.

Самостоятельная работа №1

(Верный ответ равен 1 баллу)


Учебное задание:

1. Какое значение будет являться коэффициентом в двоичной СС для второй СЛЕВА единицы при переводе двоичного числа 11011101 в десятичную СС?

А – 64

Б – 32

В – 128

Г – 256

2. Запишите двоичное число, которое в двоичной СС следует за 1011.

3. Используя арифметические операции в двоичной СС, вычислите разность: 1102-12 Ответ запишите в двоичной СС.

4. Переведите число 139 в двоичную СС.



Обмен тетрадями для взаимной проверки


Устное повторение:

Как записать двоичное число в развернутой форме?

Как перевести десятичное число в двоичную систему счисления?



Парная работа
































фронтальная

Побудить познавательный интерес к новой теме. Повторить знания и умения по прошлому уроку.


Выход на тему урока






Обмен тетрадями. Взаимопроверка


Проверяем чужую работу.

64

1100 (8+4=12)

101 (4+1=5)

10001011 (128+8+2+1)

Проговаривают баллы учителю – максимум 4.








Устные ответы

Предметные: актуализировать знания о понятиях «двоичная СС», «перевод из двоичной СС в десятичную и обратно», «арифметические действия в двоичной СС»


Регулятивные: - формирование осознанного подхода к оценке деятельности


Познавательные: умение осмыслить учебный материал, выделить главные, найти ошибки, установить связи в учебном материале,


Коммуникативные:

строить речевое высказывание, объяснение


Личностные УУД:

формирование математического мышления




Вспоминают правила представление числа в развернутой форме, основы перевода из десятичной системы счисления в двоичную и обратно.


Повторение основ перевода из десятичной системы счисления в двоичную и обратно через записи развернутой формы числа


4.





















































5.














































Формулирование темы и целей урока

















































Объяснение учебного материала











































Учебная задача: подвести к формулированию темы урока, решив задачу



Учебное задание:


Сколько разрядов памяти ПК займет двоичное число?

111011100010111000011111000000

Как можно сэкономить место в памяти ПК?


Каждый верный ответ на уроке – 1 балл









Обучающиеся озвучивают тему урока


Цель урока






Задачи урока:

-узнать:

-научиться:


фронтальная



Ставит проблемный вопрос.


Создает условия успешного ответа, применяя наводящие вопросы..


- Есть такие системы счисления, в которых это число будет выглядеть короче: это системы с основаниями 8 и 16.

- Эти системы так же, как и двоичная применяют в компьютере. Их называют компьютерными системами счисления.


Озвучиваем тему, цель и задачи урока –

Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичную и десятичную системы и обратно

Узнать о компьютерных системах счисления;

Научиться выполнять перевод чисел из десятичной системы в восьмеричную и обратно.


Предметные: вспоминают, как в ПК происходит запись данных и куда; что такое «разряд памяти» и что он хранит; какие еще системы счисления называются «компьютерными».



Коммуникативные: - выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью.

- умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении

Регулятивные: Целеполагание, планирование



Пoзнавательные: Самостоятельное формулирование познавательной цели, формулирование проблемы;

перекодировать учебную информацию.

Отвечают на вопросы.

Формулируют и принимают учебные задачи.



Оценивают свои умения по постановке учебных задач.




Сформулирована цель урока и учебные задачи.




Учебная задача: познакомить обучающихся со способами перевода, записать в конспекте в форме таблицы



Учебное задание:

- просмотреть видеофрагмент

- найти закономерности перевода и выделить одинаковые способы в переводах из одной системы счисления в другую

- записать в таблицу

С. 16 учебника – прочитать правила перевода чисел в разных системах счисления.


Каждый верный ответ на уроке – 1 балл































Фронтальная
















































Ставит задачу по просмотру видеофрагмента. Организует работу по фиксации способов перевода.

Поясняет алгоритмы перевода, алгоритм создания таблицы триад, оказывает педагогическую поддержку.

Создает условия успешного

учения.
























Предметные: определяют основные понятия перевода чисел, вспоминают способы разворачивания числа по основанию с переводом в десятичную систему и обратно, повторяем перевод из десятичной системы счисления, методом деления, строят таблицу триад, изучают способ перевода через таблицу триад



Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

установление причинно- следственных связей;

о взаимосвязи и взаимозависимости способов перевода из двоичной системы счисления в десятичную и из 8-ой системы счисления в десятичную и обратно; подведение учащихся к пониманию закономерностей и одинаковости переводов. Формирования второго столбца общей таблицы переводов из одной СС в другу.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, контроль, коррекция, оценка действий.

Осуществляют просмотр видеофрагмента, запись информации в таблице.

Отвечают на вопросы учителя по разворачиванию числа, способам перевода из двоичной сс в десятичную и обратно.



Выполняют задание по переводу из 10-й системы счисления, перевод через представление числа в развернутой форме, перевод через таблицу триад. Знакомятся с правилами сложения и вычитания в восьмеричной системе счисления.

Сравнивают правила перевода десятичных чисел с поиском закономерностей.

Работают с учебником, делают вывод о закономерностях перевода в разных системах счисления.


Заполняют таблицу способов перевода в тетради.

(Приложение 1, 2)

Записи в тетради.

Заполнена таблица.



6.

Физминутка


Смена деятельности


Организует проведение гимнастики для глаз


Эмоциональная разгрузка

Наблюдение

7

Первичное закрепление нового знания


Учебная задача: решение задачи формата ГИА

С точки зрения приобретенных на уроке знаний, объяснить задачу по определению максимального числа в разных системах счисления и форматах записи ответов:

Среди приведенных ниже трех чисел, записанных в различных системах счисления, найди максимальное и запиши его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запиши только число, основание системы счисления указывать не нужно

528 , 1100102, 2116


Отвечают на вопросы:

Чего нам не хватает для решения этой задачи?

А можем ли мы решить задачу, не зная основы перевода из 16-й СС в десятичную, предполагая, что перевод похож на предыдущие?

Каждый верный ответ на уроке – 1 балл


Работа в паре

Организует работу в паре. Раздает задания, инструкции, алгоритмы, оказывает педагогическую поддержку.

Создает условия успешного

учения.


Предметные: определяют алгоритм решения подобных задач. Производят известные переводы. Определяют необходимость умений перевода из 16-й системы счисления. Делают предположение об одинаковых правилах перевода, но сталкиваются с проблемой табличного перевода числа в 16-сс.



Познавательные:

развитие познавательной активности, поиск и выделение необходимой информации;

установление причинно- следственных связей;

подведение учащихся к пониманию закономерностей переводов;

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, контроль, коррекция, оценка действий.

Личностные:

- формирование навыков решения задач

Регулятивные:

-умение использовать полученные знания на практике

Определяют:

1)Десятичный эквивалент числа 528

Представим число 528 в развернутой форме по основанию 8:

528 = 5∙8 + 2∙1 = 4210

2)Десятичный эквивалент числа 1100102

Определим десятичный эквивалент двоичного числа 1100102:

1100102 = 32 + 16 + 2 = 5010


Проверяют возможность нахождения десятичного эквивалента числа 2116

Представим число 2116 в развернутой форме по основанию 16:

2116 = 2∙16 + 1∙1 = 3310


Отвечают на вопросы.





Записи в тетради.

8

Включение в систему знаний и умений.

Практическая работа за ПК

Учебная задача: Проверь с помощью компьютерного калькулятора задачи в разных системах счисления

Самостоятельная работа №2

Каждое задание – 1 балл


(Приложение 3)

Работа за компьютером

Организует работу за ПК. Обеспечивает техническую сторону проведения самостоятельной работы.


Предметные: применение знаний по переводу чисел, в том числе и в других системах счисления – 1 вариант – 5-я сс.

Вспоминают способы перевода в римскую систему счисления.

Познавательные: -развитие познавательной активности;

поиск и выделение необходимой информации;

Личностные:

- формирование навыков решения задач

Регулятивные:

-умение использовать полученные знания на практике.

Решают задания, проверяют за компьютером

Опыт практической

работа за ПК,

работа по карточкам

9.

Подведение итогов работы

Рефлексия


Над какой темой работали?

Где могут пригодиться эти знания?

«Быстрые вопросы»:

Итак, повторим:

Назовите алфавит 8-й СС.

Какое основание у 8-й СС?

Как формируются триады?

Как сделать перевод из 10-й СС в 8-ую?

Как сделать перевод из 8-й в 10-ую СС?

Как сделать перевод из 8-й в 2-ую СС?


Что было интересным?

Какие трудности испытывали при изучении темы?

Оцените свой уровень знаний, психологическое состояние и работу на уроке.

Баллы и отметки за урок:

1 - 2

2

3 - 4

3

5 - 6

4

7 и более

5

индивидуально

Организует самоанализ деятельности. Выслушивает и комментирует ответы обучающихся.

Познавательные:

проводят рефлексию способов и условий своих действий.


Личностные:

проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неудачи).


Регулятивные:

- формирование осознанного подхода к оценке деятельности.

- участвуют в подведении итога урока.

Коммуникативные:

- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.


Дают ответы на вопросы.


0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

8

Рассказывают, как формируются триады по столбикам

Делением на основание СС

Разложение в развернутой форме

триады

Итоговая таблица урока (приложение 2)








Подводят итог урока.

Проводят самооценку результатов своей деятельности

Самооценка

10

Организация домашней работы.

Оценивание обучающихся


§ 1.3.1

Стр. 28. задания 1, 3, 4*

Индивидуальные карточки


По желанию: Найдите ответ на вопрос – Как обозначаются цвета в графическом редакторе Photoshop?


индивидуально


Озвучивает домашнее задание.

Оценивает достижения обучающихся.

Сопровождает комментариями выставленные отметки.

Выставляет отметки в журнал (электронный журнал).

Личностные:

- личностное самоопределение.

- установление связи между целью учебной деятельностью и ее результатом

- формирование навыков самоорганизации

Записывают домашнее задание в дневник.

Заносят отметки в дневники.

Наблюдение


ПриложениеDOCX / 358.44 Кб














в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации