Урок биологии в 5 классе «Процессы жизнедеятельности клетки» (Учебник В.В. Пасечника)
Технологическая карта урока
Тема урока: «Процессы жизнедеятельности клетки».
Учитель биологии: Михалевич Елена Игоревна
Цель
|
Познакомить учащихся с проявлениями жизнедеятельности клетки; сформировать представления о движении, питании, дыхании, обмене веществ, росте и размножении растительных клеток. |
Задачи. |
Образовательная: сформировать первоначальные представления о жизнедеятельности клетки, понятие - о клетке, как о живой единице растительного организма, о взаимосвязи между строением и функциями клетки в растительном организме. Развивающая: развивать умения составлять и читать схемы, сравнивать и устанавливать причинно следственные связи, выделять главное, приводить примеры, анализировать полученную информацию, делать выводы; Воспитательная: формировать коммуникативные качества у учащихся, культуру поведения на уроке; воспитывать наблюдательность, самостоятельность и любознательность. |
УУД |
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя; развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в парах или группах, обмениваться информацией с одноклассниками. Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с опорными конспектами. |
Основные понятия |
Обмен веществ, размножение, хромосомы. |
Межпредметные связи |
Литература. |
Ресурсы |
И.Н. Понаморева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова, Биология 5 класс, М., Вентана-Граф, 2012., Таблица «Клетка»; Интерактивное наглядное пособие «Клетка»; ИКТ. |
Формы учебной деятельности |
Индивидуальная, групповая |
Технология |
Проблемного диалога, критического мышления |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||
1.Организационный |
Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Проверяет готовность к уроку. Сообщает задачи урока. |
Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока. Проверяет свою готовность к уроку, концентрирует внимание. |
Определение цели и задач урока через словесную мотивацию. |
||
3. Изучение нового материала. Этап актуализации знаний. |
Организует формулирование темы урока и постановку цели урока Актуализация имеющегося опыта: обеспечивает воспроизведение знаний, умений и способов действия, на базе которых будет организована работа на уроке. Вступительное слово учителя. На прошлых уроках мы с Вами изучили органоиды клетки и их значение в клетке. Доказательством того, что клетка является живой, служат ее процессы жизнедеятельности. Их изучение – тема сегодняшнего урока. «Для того чтобы понять жизнь растения… необходимо прежде ознакомиться с его формой (строение); для того, чтобы понять действие машины, нужно знать ее устройство» К. А. Тимирязев Сегодня мы познакомимся с процессами жизнедеятельности клетки и попробуем доказать, что данные процессы характерны и для клетки. Велико значение растений в природе. Оно обуславливается строением растений и процессами их жизнедеятельности. Мы знаем, что растения состоят из клеток, значит, объяснение процессов происходящих в целом растении необходимо начинать с объяснения процессов происходящих в каждой клетке его организма. 1.А начнем работу с просмотра слайда. Вам предстоит определить, к какому из перечисленных процессов может относиться то, что вы увидите на экране /дыхание клетки/ (Презентация слайд 3) 2.Что еще необходимо клетке для нормальной жизнедеятельности? Питание. 3. Давайте посмотрим, благодаря чему в клетку могут поступать вещества? (Презентация слайд 4). Благодаря полупроницаемости клеточной оболочки, регулирует поступление веществ. 4.Ребята, как вы думаете, что дальше происходит с веществами, которые поступили в клетку? (Презентация слайд 5) Питательные вещества перемещаются по всей клетке и удаляются не нужные, при помощи цитоплазмы (Презентация слайд 6). Вы знаете, что клеток в организме очень много, так вот, цитоплазма одной живой клетки не изолирована, а соединяется через поры соседних клеток, и все клетки взаимосвязаны. 5.Проблемная ситуация: «Чем объясняется, что две дочерние клетки, которые образуются при делении материнской, похожи на нее». Деление – сложный процесс, который состоит из последовательных этапов. Делению предшествует деление ядра. Ядро увеличивается, хорошо заметны тельца, цилиндрической формы – хромосомы. Они передают наследственные признаки от клетки к клетке. Хромосомы копируют себя, образуются две одинаковые части. В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой новой клетки их становится столько же, как и в материнской клетке Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. |
Совместно с учителем формулируют цель урока, отвечают на вопросы, предложенные учителем, записывают тему урока. 1. Выполняют письменно работу по составлению опорного конспекта. 2. Читают текст учебника. Находят информацию в параграфе «Процессы жизнедеятельности клетки» Изучают рис.26. учебника «Деление клетки». Высказывают свое мнение, формулируют ответ. |
Назовите признаки живых организмов 1.Обозначьте на схеме опорного конспекта поступление кислорода и выделение углекислого газа. 2. Отметьте в конспектах поступление веществ в клетку. 4. Сейчас самостоятельно запишите в конспектах значение движения цитоплазмы. 5. Составьте схему деления клетки, правильно расставьте этапы, проверка на экране. Презентация слайд 8. Как должно быть проверьте. Отгадай загадку: Двойняшки дочки родились в теремочке, а мамка вдруг пропала, как будто не бывала. |
Знают признаки живых организмов. |
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. |
4. Рефлексия урока |
Выявить качество усвоения содержания и способов действий, обеспечивает развитие способностей к оценочным действиям, подводит обучающихся к выводу о достижениях цели урока А сейчас, мы еще раз зайдем в гости к нашей таинственной клетке. И для этого прочитаем сказку. Презентация слайд 10. Подведение итогов, комментирует оценки, раздает задания для самостоятельной работы. |
Смотрят слайды. Прочитав текст: «Сказка о житие – бытие растительной клетки» отметьте, какие процессы происходят в клетке и сделайте вывод. Выполнение самостоятельной работы: поставить знаки в тексте «+» (новое), «-» (противоречит), «?» (непонятно), «» (знаем) Взаимопроверка. |
Загляните на часок |
Усвоили понятия жизнедеятельность клетки: дыхание, питание, рост, размножение клетки, движение цитоплазмы. Делают вывод: «Клетка обладает всеми свойствами живых организмов, поэтому КЛЕТКА – ЖИВАЯ». Презентация слайд 11. |
Регулятивные составление плана и умение оценивать правильность и последовательности выполнения действий |
5. Домашнее задание.
|
Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проводит инструктаж, демонстрирует слайд с дифференцированным домашним заданием. Изучить параграф 7, доработать опорный конспект. |
Определяют собственные затруднения в деятельности. Фиксируют домашнее задание в дневник |
Познавательные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи |