Урок биологии в 5 классе «Процессы жизнедеятельности клетки» (Учебник В.В. Пасечника)

0
0
Материал опубликован 22 April 2016

Технологическая карта урока

Тема урока: «Процессы жизнедеятельности клетки».

Учитель биологии: Михалевич Елена Игоревна

Цель

 

 

Познакомить учащихся с проявлениями жизнедеятельности клетки; сформировать представления о движении, питании, дыхании, обмене веществ, росте и размножении растительных клеток.

Задачи.

Образовательная: сформировать первоначальные представления о жизнедеятельности клетки, понятие - о клетке, как о живой единице растительного организма, о взаимосвязи между строением и функциями клетки в растительном организме.

Развивающая: развивать умения составлять и читать схемы, сравнивать и устанавливать причинно следственные связи, выделять главное, приводить примеры, анализировать полученную информацию, делать выводы;

Воспитательная: формировать коммуникативные качества у учащихся, культуру поведения на уроке; воспитывать наблюдательность, самостоятельность и любознательность.

УУД

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя; развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в парах или группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с опорными конспектами.

Основные понятия

Обмен веществ, размножение, хромосомы.

Межпредметные связи

Литература.

Ресурсы

И.Н. Понаморева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова, Биология 5 класс, М., Вентана-Граф, 2012.,

Таблица «Клетка»; Интерактивное наглядное пособие «Клетка»; ИКТ.

Формы учебной деятельности

Индивидуальная, групповая

Технология

Проблемного диалога, критического мышления

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организационный

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Проверяет готовность к уроку.

Сообщает задачи урока.

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.

Проверяет свою готовность к уроку, концентрирует внимание.

Определение цели и задач урока через словесную мотивацию.

   

3. Изучение нового материала.

Этап актуализации знаний.

Организует формулирование темы урока и постановку цели урока Актуализация имеющегося опыта: обеспечивает воспроизведение знаний, умений и способов действия, на базе которых будет организована работа на уроке.

Вступительное слово учителя.

На прошлых уроках мы с Вами изучили органоиды клетки и их значение в клетке. Доказательством того, что клетка является живой, служат ее процессы жизнедеятельности. Их изучение – тема сегодняшнего урока.

«Для того чтобы понять жизнь растения… необходимо прежде ознакомиться с его формой (строение); для того, чтобы понять действие машины, нужно знать ее устройство»

К. А. Тимирязев

Сегодня мы познакомимся с процессами жизнедеятельности клетки и попробуем доказать, что данные процессы характерны и для клетки.

Велико значение растений в природе. Оно обуславливается строением растений и процессами их жизнедеятельности. Мы знаем, что растения состоят из клеток, значит, объяснение процессов происходящих в целом растении необходимо начинать с объяснения процессов происходящих в каждой клетке его организма.

1.А начнем работу с просмотра слайда. Вам предстоит определить, к какому из перечисленных процессов может относиться то, что вы увидите на экране /дыхание клетки/ (Презентация слайд 3)

2.Что еще необходимо клетке для нормальной жизнедеятельности? Питание.

3. Давайте посмотрим, благодаря чему в клетку могут поступать вещества? (Презентация слайд 4). Благодаря полупроницаемости клеточной оболочки, регулирует поступление веществ.

4.Ребята, как вы думаете, что дальше происходит с веществами, которые поступили в клетку? (Презентация слайд 5) Питательные вещества перемещаются по всей клетке и удаляются не нужные, при помощи цитоплазмы (Презентация слайд 6). Вы знаете, что клеток в организме очень много, так вот, цитоплазма одной живой клетки не изолирована, а соединяется через поры соседних клеток, и все клетки взаимосвязаны.

5.Проблемная ситуация: «Чем объясняется, что две дочерние клетки, которые образуются при делении материнской, похожи на нее». Деление – сложный процесс, который состоит из последовательных этапов. Делению предшествует деление ядра. Ядро увеличивается, хорошо заметны тельца, цилиндрической формы – хромосомы. Они передают наследственные признаки от клетки к клетке. Хромосомы копируют себя, образуются две одинаковые части. В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой новой клетки их становится столько же, как и в материнской клетке

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Совместно с учителем формулируют цель урока, отвечают на вопросы, предложенные учителем, записывают тему урока.

1. Выполняют письменно работу по составлению опорного конспекта.

2. Читают текст учебника. Находят информацию в параграфе «Процессы жизнедеятельности клетки»

Изучают рис.26. учебника «Деление клетки». Высказывают свое мнение, формулируют ответ.

Назовите признаки живых организмов

1.Обозначьте на схеме опорного конспекта поступление кислорода и выделение углекислого газа.

2. Отметьте в конспектах поступление веществ в клетку.

4. Сейчас самостоятельно запишите в конспектах значение движения цитоплазмы.

5. Составьте схему деления клетки, правильно расставьте этапы, проверка на экране. Презентация слайд 8. Как должно быть проверьте.

Отгадай загадку:

Двойняшки дочки родились в теремочке, а мамка вдруг пропала, как будто не бывала.

Знают признаки живых организмов.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников

Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

4. Рефлексия урока

Выявить качество усвоения содержания и способов действий, обеспечивает развитие способностей к оценочным действиям, подводит обучающихся к выводу о достижениях цели урока

А сейчас, мы еще раз зайдем в гости к нашей таинственной клетке. И для этого прочитаем сказку. Презентация слайд 10.

Подведение итогов, комментирует оценки, раздает задания для самостоятельной работы.

Смотрят слайды.

Прочитав текст: «Сказка о житие – бытие растительной клетки» отметьте, какие процессы происходят в клетке и сделайте вывод.

Выполнение самостоятельной работы: поставить знаки в тексте «+» (новое), «-» (противоречит), «?» (непонятно), «» (знаем)

Взаимопроверка.

Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
В клетку пища поступает.
Очень даже непростая.
Днем и ночью круглый год.
Поступает кислород.
Должен пищу он окислить,
А из клетки – углекислый.
Часть веществ построит клетку,
(Так растет листок иль ветка)
Часть – отложится в запас,
Что не нужно в тот же час.
Удаляется из клетки.
Коли пища поступает,
Клетка быстро подрастает.
Наступает миг деленья,
Это не одно мгновенье.
Длится рост и размножение.
Столько, сколь живет растение.
И название “растение”
Получило объяснение.
Мы вам сказку рассказали.
Что о клетке вы узнали?

Усвоили понятия жизнедеятельность клетки: дыхание, питание, рост, размножение клетки, движение цитоплазмы.

Делают вывод: «Клетка обладает всеми свойствами живых организмов, поэтому КЛЕТКА – ЖИВАЯ». Презентация слайд 11.

Регулятивные составление плана и умение оценивать правильность и последовательности выполнения действий

5. Домашнее задание.

 

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проводит инструктаж, демонстрирует слайд с дифференцированным домашним заданием. Изучить параграф 7, доработать опорный конспект.

Определяют собственные затруднения в деятельности. Фиксируют домашнее задание в дневник

   

Познавательные:

работать в соответствии с поставленной учебной задачей.

Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи

Комментарии
Комментариев пока нет.