Технологическая карта урока. Повторение по теме "Морфемика.Орфография"
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Повторение по теме «Морфемика. Орфография».«Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением», «Корни с чередованием»
Цель деятельности учителя: систематизировать изученное по теме «Морфемика Орфография»
Тип урока: повторительно-обобщающий
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать предмет изучения лексики, словообразования, орфографии; способы образования; изобразительно-выразительные средства, орфограммы «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением», «Корни с чередованием»
Уметь: находить изученные орфограммы, делать морфемный и словообразовательный разбор слов, находить изобразительно-выразительные средства в тексте
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; формирование информационно-коммуникативной компетентности.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.
Организационная структура (сценарий) урока.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые УУД |
Орг.момент | Эмоциональная и психологическая подготовка | Здравствуйте, ребята! Наверняка вы заметили, что у нас с вами необычный урок, потому что к нам пришли гости, давайте повернемся и поздороваемся. Отлично, повернитесь ко мне. Теперь нам нужно самим настроиться на урок, давайте сделаем глубокий вдох (выдох). А теперь сделаем три глубоких вдоха, чтобы активизировать умственную деятельность. Поворачиваемся друг другу, улыбаемся, садимся | Приветствуют гостей и учителя, создают рабочий настрой. | фронтальная | |
1.Мотивация (само- определение) к учебной деятельности | Мотивационная подготовка учащихся к усвоению изученного материала | Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. Но чему оно будет посвящено, вы должны будете догадаться сами. А отправимся мы с вами на поезде. Вы готовы отправиться в путешествие? | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку | фронтальная | П.: осознают учебно-познавательную задачу. Р.: планируют необходимые действия, операции |
2. Актуализация полученных знаний | Воспроизведение ранее изученного | Чтобы отправиться в путешествие на поезде, что мы должны с вами сделать? Конечно, приобрести билеты. А поможет нам в этом игра «Теоретики» (вопросы по теме «Морфемика. Орфография») Я задаю вопрос. Кто знает ответ, поднимает руку. 1.Что такое морфема? Какие морфемы вы знаете? 2.Что получится, если просклонять или проспрягать слово: однокоренные слова или формы одного и того же слова? 3.Что такое окончание? 4.Что такое основа? 5.Что заключено в основе слова? 6.Что такое корень слова? 7.Однокоренные слова могут относиться только к одной части речи или могут относиться к разным частям речи? 8.Что такое суффикс? 9.Что такое приставка? | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания. Обдумывают ответы на вопросы. Морфема – это наименьшая значимая часть слова Корень, приставку, суффикс, окончание Формы одного и того же слова Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и для связи слов в словосочетании и предложении. Основа – это часть слова без окончания. Лексическое значение слова Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Могут относиться к разным частям речи Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов. Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. | фронтальная | П.: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме К.: отвечают на вопросы учителя, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
3. Целеполагание | Определение темы и целей урока | Как вы думаете, почему именно такие вопросы я вам задавала? Кто уже догадался, какова тема нашего урока? (слайд 2) Что мы с вами должны будем сделать во время нашего путешествия? (цели урока) | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания. Обдумывают ответы на вопросы. - Это вопросы помогут нам определить тему урока. - Повторение по теме «Морфемика. Орфография» - Повторим, что изучает морфемика - Сделаем морфемный разбор - Повторим правописание корней с чередованием и т.д. | Фронтальная | Р.: принимают и осознают учебную задачу. П.: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза. Л.: осознают свои возможности в учении |
4.Включение в систему знаний и повторение | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Работа по мультимедийной презентации | Отправляемся в путешествие. Делимся на вагоны (Первый ряд-любители, второй-путешественники,третий-экстремалы).За каждое верно выполненное задание команда получает от проводника определенные вещи для комфортного путешествия. Начинаем 1 Станция Строительная (слайд 3). 1.приставка как в слове заскочить, корень как в слове помашет, суффикс как в слове шляпка, окончание как в слове каблуки. (Замашки) 2.приставка как в слове подсолнечный, корень как в слове осинка, суффикс как в слове малиновый, суффикс как в слове домик окончание как в слове стол. (Подосиновик) 3. Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали, Вместе всё - стоит теперь в журнале ( оценка) Правильный ответ- малиновый чай | Выполняют упражнение 1.приставка как в слове заскочить, корень как в слове помашет, суффикс как в слове шляпка, окончание как в слове каблуки. (Замашки) 2.Приставка как в слове подсолнечный, корень как в слове осинка, суффикс как в слове малиновый, суффикс как в слове домик окончание как в слове стол. (Подосиновик) 3. Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали, Вместе всё - стоит теперь в журнале ( оценка) | Групповая | Р.: принимают и осознают учебную задачу, находят пути решения проблемы в различных источниках (выполнение домашнего задания с помощью словаря или Интернета, справочной литературы – информационно-коммуникативная компетентность), выполняют работу на интерактивной доске. П.: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза. К.: выслушивают своего партнёра, приходят к единому мнению, обсуждают вопросы Л.: осознают трудности в полученных знаниях |
2. Ошибочная(слайд 5) Исправить орфографические ошибки в тексте (слайд 6, 7) Перед вами текст. В нем есть орфографические ошибки. Точно такой же текст в ваших путевых листах. Работаем, исправляем ошибки. обсуждаем. Но будьте готовы после выполнения задания не просто назвать слова с ошибками, но и доказать свою точку зрения. | Читают текст, находят ошибки, выходят к доске по 1 от группы и исправляют ошибки в тексте на экране Команда,которая допустила меньше всего ошибок получает коллекцию комиксов Marvel Случиться в лесу страшный пажар. На большом участке выгорит вся ростительность. Первым деревом, которое выростет на пепелище, будет береза. Она любит свет и простор, не боиться лютых морозов и весенних замарозков, встречаеться на вечной мерзлоте. Ростет береза быстро. Уже через несколько лет после пажара подниметься на горелом мести молодая порасль. | Групповая | |||
| | | |||
4.Спортивная (слайд 9) (Лучшим -зарядка на тел) Разгадайка(четвёртая станция) КАТ (комплексный анализ текста) «Зимний лес» Прочитайте текст. 1 Назовите тему текста. 2 Назовите основную мысль текста. 3 Найдите в тексте эпитеты. -4 Метафору Олицетворение - Сделайте морфемный разбор слов: посеребрила, зимний, увидишь, лесной, беляк, берёза. (лучшим –настольные игры) | Выполняют упражнения: находят эпитеты, метафоры, олицетворения; делают морфемный разбор: посеребрила, зимний, увидишь, лесной, беляк, берёза. -1 Тема – зимний лес 2 Зимний лес похож на сказку. 3 Стройные сосны, ясная береза, нежная береста 4 Пышная причёска стройных сосен, светлые косы берез, зимний убор 5 Зимний сон природы, пороша рассказывает Корень Приставка Суффикс Окончание Посеребри-ла, зимний, увидишь, лесной, беляк □, берёза | Фронтальная, Групповая | |||
| | 6. Заключительная(пятая станция) Распределения слов в две группы: с буквой О и буквой А Ребята, подскажите, число призов у каждой команды? (команда, у которой меньше всего будет экспертом и проверит выполнение заданий двух команд) Эксперт получает приз-бесплатный билет на сл.поездку. | Вставляют пропущенные буквы, соотносят слова с буквами, исключают лишнее, доказывают свою точку зрения. Выгорать Растение Отрасль Росток Загар Выращенный Пригореть Растительность Растёт Выросли Ростовщик Ростислав | Фронтальная | |
Систематизация, проверка знаний | | Молодцы, ребята, мы прибыли на конечную станцию. Но готовы ли мы сойти с поезда? Это нужно проверить. Дома вам надо было написать сочинение-миниатюру».«Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» Давайте проверим. | Пишут сочинение, выступают по одному человеку с каждого ряда (зачитывают) | | |
5.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | Ребята, удалось ли нам достичь своих целей? ( - Что было интересно? - В чём были трудности? - Чему научились? (слайд 13) | Определяют своё эмоциональное состояние на уроке, рисуют на тетрадных полях смайлик, характеризующий настроение | Фронтальная, индивидуальная | Л,: понимают, в чём значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний и умений Р.: оценивают свою работу, осознают правило контроля, исправляют и объясняют ошибки |