Технологическая карта урока. Повторение по теме "Морфемика.Орфография"

2
0
Материал опубликован 1 April

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Повторение по теме «Морфемика. Орфография».«Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением», «Корни с чередованием»


Цель деятельности учителя: систематизировать изученное по теме «Морфемика Орфография»

Тип урока: повторительно-обобщающий

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать предмет изучения лексики, словообразования, орфографии; способы образования; изобразительно-выразительные средства, орфограммы «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением», «Корни с чередованием»

Уметь: находить изученные орфограммы, делать морфемный и словообразовательный разбор слов, находить изобразительно-выразительные средства в тексте

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; формирование информационно-коммуникативной компетентности.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.
















Организационная структура (сценарий) урока.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые УУД

Орг.момент

Эмоциональная и психологическая подготовка

Здравствуйте, ребята! Наверняка вы заметили, что у нас с вами необычный урок, потому что к нам пришли гости, давайте повернемся и поздороваемся. Отлично, повернитесь ко мне. Теперь нам нужно самим настроиться на урок, давайте сделаем глубокий вдох (выдох). А теперь сделаем три глубоких вдоха, чтобы активизировать умственную деятельность. Поворачиваемся друг другу, улыбаемся, садимся


Приветствуют гостей и учителя, создают рабочий настрой.

фронтальная


1.Мотивация (само- определение) к учебной деятельности

Мотивационная подготовка учащихся к усвоению изученного материала

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. Но чему оно будет посвящено, вы должны будете догадаться сами. А отправимся мы с вами на поезде. Вы готовы отправиться в путешествие?

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку

фронтальная

П.: осознают учебно-познавательную задачу.

Р.: планируют необходимые действия, операции

2. Актуализация полученных знаний

Воспроизведение ранее изученного

Чтобы отправиться в путешествие на поезде, что мы должны с вами сделать? Конечно, приобрести билеты. А поможет нам в этом игра «Теоретики» (вопросы по теме «Морфемика. Орфография»)

Я задаю вопрос. Кто знает ответ, поднимает руку.


1.Что такое морфема?

Какие морфемы вы знаете?


2.Что получится, если просклонять или проспрягать слово: однокоренные слова или формы одного и того же слова?

3.Что такое окончание?

4.Что такое основа?

5.Что заключено в основе слова?

6.Что такое корень слова?

7.Однокоренные слова могут относиться только к одной части речи или могут относиться к разным частям речи?

8.Что такое суффикс?

9.Что такое приставка?


Слушают учителя, отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания. Обдумывают ответы на вопросы.










Морфема – это наименьшая значимая часть слова Корень, приставку, суффикс, окончание


Формы одного и того же слова


Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и для связи слов в словосочетании и предложении.


Основа – это часть слова без окончания.

Лексическое значение слова

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.


Могут относиться к разным частям речи


Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов.

Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

фронтальная

П.: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме

К.: отвечают на вопросы учителя, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

3. Целеполагание

Определение темы и целей урока

Как вы думаете, почему именно такие вопросы я вам задавала? Кто уже догадался, какова тема нашего урока? (слайд 2) Что мы с вами должны будем сделать во время нашего путешествия? (цели урока)

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания. Обдумывают ответы на вопросы.

- Это вопросы помогут нам определить тему урока.

- Повторение по теме «Морфемика. Орфография»

- Повторим, что изучает морфемика

- Сделаем морфемный разбор

- Повторим правописание корней с чередованием и т.д.

Фронтальная

Р.: принимают и осознают учебную задачу.

П.: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза.

Л.: осознают свои возможности в учении

4.Включение в систему знаний и повторение

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Работа по мультимедийной презентации

Отправляемся в путешествие. Делимся на вагоны (Первый ряд-любители, второй-путешественники,третий-экстремалы).За каждое верно выполненное задание команда получает от проводника определенные вещи для комфортного путешествия. Начинаем

1 Станция Строительная (слайд 3).

1.приставка как в слове заскочить,

корень как в слове помашет,

суффикс как в слове шляпка,


окончание как в слове каблуки. (Замашки)

2.приставка как в слове подсолнечный,

корень как в слове осинка,

суффикс как в слове малиновый,

суффикс как в слове домик

окончание как в слове стол. (Подосиновик)

3. Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вместе всё - стоит теперь в журнале

( оценка)

Правильный ответ- малиновый чай



Выполняют упражнение

1.приставка как в слове заскочить,

корень как в слове помашет,

суффикс как в слове шляпка,

окончание как в слове каблуки. (Замашки)


2.Приставка как в слове подсолнечный,

корень как в слове осинка,

суффикс как в слове малиновый,

суффикс как в слове домик

окончание как в слове стол. (Подосиновик)

3. Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вместе всё - стоит теперь в журнале

( оценка)






Групповая

Р.: принимают и осознают учебную задачу, находят пути решения проблемы в различных источниках (выполнение домашнего задания с помощью словаря или Интернета, справочной литературы – информационно-коммуникативная компетентность), выполняют работу на интерактивной доске.

П.: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза.

К.: выслушивают своего партнёра, приходят к единому мнению, обсуждают вопросы

Л.: осознают трудности в полученных знаниях

2. Ошибочная(слайд 5)

Исправить орфографические ошибки в тексте (слайд 6, 7)

Перед вами текст. В нем есть орфографические ошибки. Точно такой же текст в ваших путевых листах. Работаем, исправляем ошибки. обсуждаем. Но будьте готовы после выполнения задания не просто назвать слова с ошибками, но и доказать свою точку зрения.


Читают текст, находят ошибки, выходят к доске по 1 от группы и исправляют ошибки в тексте на экране Команда,которая допустила меньше всего ошибок получает коллекцию комиксов Marvel

Случиться в лесу страшный пажар. На большом участке выгорит вся ростительность. Первым деревом, которое выростет на пепелище, будет береза.

Она любит свет и простор, не боиться лютых морозов и весенних замарозков, встречаеться на вечной мерзлоте. 

Ростет береза быстро. Уже через несколько лет после пажара подниметься на горелом мести молодая порасль.


Групповая




4.Спортивная (слайд 9)

(Лучшим -зарядка на тел)


Разгадайка(четвёртая станция)

КАТ (комплексный анализ текста) «Зимний лес»


Прочитайте текст.

1 Назовите тему текста.


2 Назовите основную мысль текста.

3 Найдите в тексте эпитеты.


-4 Метафору

Олицетворение


- Сделайте морфемный разбор слов: посеребрила, зимний, увидишь, лесной, беляк, берёза.

(лучшим –настольные игры)

Выполняют упражнения: находят эпитеты, метафоры, олицетворения; делают морфемный разбор: посеребрила, зимний, увидишь, лесной, беляк, берёза.


-1 Тема – зимний лес

2 Зимний лес похож на сказку.

3 Стройные сосны, ясная береза, нежная береста

4 Пышная причёска стройных сосен, светлые косы берез, зимний убор

5 Зимний сон природы, пороша рассказывает


Корень

Приставка

Суффикс

Окончание

Посеребри-ла, зимний,

увидишь,

лесной,

беляк ,

берёза

Фронтальная, Групповая



6. Заключительная(пятая станция)

Распределения слов в две группы: с буквой О и буквой А

Ребята, подскажите, число призов у каждой команды? (команда, у которой меньше всего будет экспертом и проверит выполнение заданий двух команд) Эксперт получает приз-бесплатный билет на сл.поездку.

Вставляют пропущенные буквы, соотносят слова с буквами, исключают лишнее, доказывают свою точку зрения.

Выгорать

Растение

Отрасль

Росток

Загар

Выращенный

Пригореть

Растительность

Растёт

Выросли

Ростовщик

Ростислав


Фронтальная

Систематизация, проверка знаний


Молодцы, ребята, мы прибыли на конечную станцию. Но готовы ли мы сойти с поезда? Это нужно проверить. Дома вам надо было написать сочинение-миниатюру».«Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» Давайте проверим.


Пишут сочинение, выступают по одному человеку с каждого ряда (зачитывают)



5.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

Ребята, удалось ли нам достичь своих целей? (

- Что было интересно?

- В чём были трудности?

- Чему научились? (слайд 13)


Определяют своё эмоциональное состояние на уроке, рисуют на тетрадных полях смайлик, характеризующий настроение

Фронтальная, индивидуальная

Л,: понимают, в чём значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний и умений

Р.: оценивают свою работу, осознают правило контроля, исправляют и объясняют ошибки


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации