Технологическая карта урока «Тайна наших имён»

4
0
Материал опубликован 13 May 2021

Технологическая карта метапредметного занятия

Учитель - Петрова Людмила Алексеевна

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивационный этап

(2-3 минуты)

Слайд 2.

t1620923503aa.png

 

 

 

1. Вступительное слово учителя:

Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.

Утром ранним кто-то странный
Заглянул в мое окно,
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной!

(С. Пшеничных)

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворении?

Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы оно у всех сегодня было только хорошим на протяжении всего урока.

Дети слушают стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленный вопрос.

 

 

 

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место,

настроиться на работу

на уроке, самоконтроль, коррекция.

 

 

 

II. Целеполагание

(3-4 мин)

Слайды 3-5.

t1620923503ab.png

t1620923503ac.png

 

t1620923503ad.png

2. Стихотворение-загадка

Учитель подводит детей к теме урока через стихотворение-загадку:

- Чтобы помочь вам понять, какая сегодня будет тема урока, я прочту вам стихотворение-загадку:

Нас не было – оно было,

Нас не будет -оно будет;

Никто ни у кого его не видел,

А у каждого оно есть.

Помогает учащимся сформулировать тему урока и задачи.

- Сколько времени заняла у нас данная работа?

- Давайте вспомним, с чего началась наша работа над этим проектом?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Если разговор пойдёт об именах собственных, какую орфограмму мы сегодня повторим?

Высказывают предположения.

Определяют тему, задачу урока.

Проект «Наши имена»

- Мы работали над созданием проекта «Тайна имени» в течение недели. Нам предстояло разобраться в следующих вопросах:

1.Узнать историю выбора своего имени.

2. Познакомиться с историей происхождения имени.

3. Раскрыть значение имени.

4.Поинтересоваться характером людей с таким именем.

5. Разузнать информацию о знаменитостях с таким именем.

6. Найти пословицы, поговорки с нашими именами.

Каждый готовился к защите проекта.

-Повторить орфограмму «Заглавная буква в именах собственных.

 

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД:

целеполагание, смыслообразование, определение круга своего незнания, умение самостоятельно делать выводы.

 

III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

(10-12 мин)

Слайды 6-21

t1620923503ae.png

t1620923503ae.pngt1620923503af.pngt1620923503ag.png t1620923503ah.png

t1620923503ai.png

t1620923503aj.png

t1620923503ak.png

t1620923503al.png

t1620923503am.png

t1620923503an.png

t1620923503ao.png

t1620923503ap.png

 

t1620923503aq.png

 

-Сегодня нас ждёт незабываемое путешествие. Мы побываем в прошлом и будущем при помощи машины времени. Узнаем много интересного о наших именах. Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа.

-Работа по группам.

1,2 группы-работают по толковым словарям, находят значение слова «имя»

3 группа- ребята находят информацию, какие имена девочек являются самыми распространёнными в нашем классе и самыми редкими, что они обозначают. А также представляют результаты исследования «Происхождение имён нашего класса»

4 группа - ребята находят информацию, какие имена мальчиков являются самыми распространёнными и самыми редкими в нашем классе, что они означают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Заглянем в прошлое. Работа в группах.

На столах у вас размещены фотографии. По детским фотографиям вам нужно узнать знаменитых людей. Назвать их полные имена. У вас есть подсказка: рядом с фотографией показаны произведения этих людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Запишите полные имена данных авторов в алфавитном порядке, соблюдая орфографические правила.

 

В тетради ребята записывают число, классная работа. Письменно записывают лексическое значение слова «имя»

Имя - личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа».  Имя человека – это то слово, которое человек слышит чаще всего. Это самое важное слово в жизни человек.

Руководители групп озвучивают результаты совместной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята называют следующих людей: Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Иван Андреевич Крылов «Ворона и Лисица», Сергей Александрович Есенин «Берёза», Михаил Юрьевич Лермонтов «Утёс», Лев Николаевич Толстой «Акула», Николай Алексеевич Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», Максим Горький «Случай с Евсейкой» (это псевдоним писателя, настоящее его имя Алексей Пешков)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают в тетради: Александр, Иван, Лев, Максим, Михаил, Николай, Сергей.

Регулятивные УУД: определять план выполнения задания,

самоконтроль, коррекция.

Познавательные УУД:

перерабатывать, систематизировать, выбирать нужную информацию.

Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное,

высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи, высказывать отношение к увиденному и/или услышанному.

 

IV. Физминутка.

(3-4 минуты)

Игра «Клубочек»

Солнечный клубок мы размотали,

Тянется к нам солнечная нить.

Хорошо, что можно,

Хорошо, что можно

Каждому по солнцу подарить!

Каждому по солнцу подарить!

 

Дети передают друг другу клубочек и называют себя ласковым именем

 

 

Познавательные УУД- учащиеся учатся построению уменьшительно-ласкательных форм.
Личностные УУД-развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал.

V.Представление проектов.

(10-12 мин)

Слайды 22-24

t1620923503ar.png

t1620923503as.png

t1620923503at.png

-А узнаете ли вы своих одноклассников?

Предлагаю заслушать проекты учащихся по теме «Тайна моего имени»

(Продукты проектной деятельности учащихся предоставлены отдельными презентациями).

 

Ребята угадывают своих одноклассников. Учащиеся защищают проекты по теме «Тайна моего имени»

 

Личностные УУД-самоопределение, действия нравственно-этического характера.

Регулятивные УУД - учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата. Познавательные УУД - учащиеся учатся строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные УУД — учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

(8-10 мин)

Слайды 25-27.

t1620923503au.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t1620923503av.png

 

 

 

 

 

t1620923503aw.png

Работа в группах с пословицей.

Предлагаю поработать с пословицами. В конверте находятся слова, из них надо составить пословицу.

(Не имя красит человека, а человек имя.)

Как вы понимаете смысл пословицы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Подвести итог нашей работы на уроке нам поможет синквейн.

Каждая группа составляет свой сиквейн к слову «Имя»

 

 

 

 

 

 

 

-Учитель читает стихотворение ингушского поэта Джемалдина Яндиева «Есть четыре начальных слова…»
Есть четыре начальных слова, и каждый народ
Их вручает ребенку навечно беречь и любить:
Слово ЖИЗНЬ, потому что и он, будет время, умрет,
Слово СМЕРТЬ, потому что обязан он правильно жить,
Слово РОДИНА, что продавать на базаре нельзя,
ИМЯ, данное матерью, пусть беспорочно несет –
Вот наследство, которое всем нам дается, друзья,
И отчета от нас будет требовать вечно народ.

Ребята выкладывают из конверта слова и собирают пословицу. Записывают в тетрадь пословицу и устно объясняют её смысл.

В народе говорят, что не имя красит человека, а человек имя. Имя — это всего лишь личное название человека, которое дается ему при рождении. Намного весомее внутренний мир человека. Человек заслуживает уважение не именем, а собственными поступками. Никогда и никто не оценивает человека по имени. Ведь если ты услышишь, что кого-то зовут Ваня или Маша, тебе это не о чем не скажет. Человек красит свое имя добрыми делами и достойным поведением.

 

Учащиеся составляют синквейн и записывают

в тетрадь.

Имя
Свойственное, особое
Называет, характеризует, обозначает
Несет в себе особую тайну
Название.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные:

оценивать

результаты своей и чужой деятельности,

самоконтроль, самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

учащиеся планируют свою работу, пытаются спрогнозировать результат, оценивают то, что получилось.

Познавательные УУД: выработка умений анализировать,

сравнивать, обобщать,

интерпретировать.

Коммуникативные УУД:

учащиеся учатся сотрудничать, увлечены общей идей. Личностные УУД:

каждый ученик должен самостоятельно сделать выбор нужных фраз на основе социальных и личностных ценностей.

 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации