Технологическая карта урока «Тайна наших имён»
Технологическая карта метапредметного занятия
Учитель - Петрова Людмила Алексеевна
Этап занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||
I. Мотивационный этап (2-3 минуты) Слайд 2.
|
1. Вступительное слово учителя: Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворении? Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы оно у всех сегодня было только хорошим на протяжении всего урока. |
Дети слушают стихотворение.
Отвечают на поставленный вопрос.
|
Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место, настроиться на работу на уроке, самоконтроль, коррекция.
|
||
II. Целеполагание (3-4 мин) Слайды 3-5.
|
2. Стихотворение-загадка Учитель подводит детей к теме урока через стихотворение-загадку: - Чтобы помочь вам понять, какая сегодня будет тема урока, я прочту вам стихотворение-загадку:
Помогает учащимся сформулировать тему урока и задачи. - Сколько времени заняла у нас данная работа? - Давайте вспомним, с чего началась наша работа над этим проектом?
-Если разговор пойдёт об именах собственных, какую орфограмму мы сегодня повторим? |
Высказывают предположения. Определяют тему, задачу урока. Проект «Наши имена» - Мы работали над созданием проекта «Тайна имени» в течение недели. Нам предстояло разобраться в следующих вопросах: 1.Узнать историю выбора своего имени. 2. Познакомиться с историей происхождения имени. 3. Раскрыть значение имени. 4.Поинтересоваться характером людей с таким именем. 5. Разузнать информацию о знаменитостях с таким именем. 6. Найти пословицы, поговорки с нашими именами. Каждый готовился к защите проекта. -Повторить орфограмму «Заглавная буква в именах собственных.
|
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности. Познавательные УУД: целеполагание, смыслообразование, определение круга своего незнания, умение самостоятельно делать выводы.
|
||
III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). (10-12 мин) Слайды 6-21
|
-Сегодня нас ждёт незабываемое путешествие. Мы побываем в прошлом и будущем при помощи машины времени. Узнаем много интересного о наших именах. Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа. -Работа по группам. 1,2 группы-работают по толковым словарям, находят значение слова «имя» 3 группа- ребята находят информацию, какие имена девочек являются самыми распространёнными в нашем классе и самыми редкими, что они обозначают. А также представляют результаты исследования «Происхождение имён нашего класса» 4 группа - ребята находят информацию, какие имена мальчиков являются самыми распространёнными и самыми редкими в нашем классе, что они означают.
-Заглянем в прошлое. Работа в группах. На столах у вас размещены фотографии. По детским фотографиям вам нужно узнать знаменитых людей. Назвать их полные имена. У вас есть подсказка: рядом с фотографией показаны произведения этих людей.
-Запишите полные имена данных авторов в алфавитном порядке, соблюдая орфографические правила.
|
В тетради ребята записывают число, классная работа. Письменно записывают лексическое значение слова «имя» Имя - личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа». Имя человека – это то слово, которое человек слышит чаще всего. Это самое важное слово в жизни человек. Руководители групп озвучивают результаты совместной работы.
Ребята называют следующих людей: Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Иван Андреевич Крылов «Ворона и Лисица», Сергей Александрович Есенин «Берёза», Михаил Юрьевич Лермонтов «Утёс», Лев Николаевич Толстой «Акула», Николай Алексеевич Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», Максим Горький «Случай с Евсейкой» (это псевдоним писателя, настоящее его имя Алексей Пешков)
Учащиеся записывают в тетради: Александр, Иван, Лев, Максим, Михаил, Николай, Сергей. |
Регулятивные УУД: определять план выполнения задания, самоконтроль, коррекция. Познавательные УУД: перерабатывать, систематизировать, выбирать нужную информацию. Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи, высказывать отношение к увиденному и/или услышанному.
|
||
IV. Физминутка. (3-4 минуты) |
Игра «Клубочек» Солнечный клубок мы размотали, Тянется к нам солнечная нить. Хорошо, что можно, Хорошо, что можно Каждому по солнцу подарить! Каждому по солнцу подарить!
|
Дети передают друг другу клубочек и называют себя ласковым именем
|
Познавательные УУД- учащиеся учатся построению уменьшительно-ласкательных форм. |
||
V.Представление проектов. (10-12 мин) Слайды 22-24 |
-А узнаете ли вы своих одноклассников? Предлагаю заслушать проекты учащихся по теме «Тайна моего имени» (Продукты проектной деятельности учащихся предоставлены отдельными презентациями).
|
Ребята угадывают своих одноклассников. Учащиеся защищают проекты по теме «Тайна моего имени»
|
Личностные УУД-самоопределение, действия нравственно-этического характера. Регулятивные УУД - учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата. Познавательные УУД - учащиеся учатся строить сообщения в устной форме. Коммуникативные УУД — учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
||
VI. Подведение итогов. Рефлексия. (8-10 мин) Слайды 25-27.
|
Работа в группах с пословицей. Предлагаю поработать с пословицами. В конверте находятся слова, из них надо составить пословицу. (Не имя красит человека, а человек имя.) Как вы понимаете смысл пословицы?
-Подвести итог нашей работы на уроке нам поможет синквейн. Каждая группа составляет свой сиквейн к слову «Имя»
-Учитель читает стихотворение ингушского поэта Джемалдина Яндиева «Есть четыре начальных слова…» |
Ребята выкладывают из конверта слова и собирают пословицу. Записывают в тетрадь пословицу и устно объясняют её смысл. В народе говорят, что не имя красит человека, а человек имя. Имя — это всего лишь личное название человека, которое дается ему при рождении. Намного весомее внутренний мир человека. Человек заслуживает уважение не именем, а собственными поступками. Никогда и никто не оценивает человека по имени. Ведь если ты услышишь, что кого-то зовут Ваня или Маша, тебе это не о чем не скажет. Человек красит свое имя добрыми делами и достойным поведением.
Учащиеся составляют синквейн и записывают в тетрадь. Имя |
Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль, самооценка.
Регулятивные УУД: учащиеся планируют свою работу, пытаются спрогнозировать результат, оценивают то, что получилось. Познавательные УУД: выработка умений анализировать, сравнивать, обобщать, интерпретировать. Коммуникативные УУД: учащиеся учатся сотрудничать, увлечены общей идей. Личностные УУД: каждый ученик должен самостоятельно сделать выбор нужных фраз на основе социальных и личностных ценностей.
|