Технологическая карта занятия
(разработчик – Паршукова Надежда Алексеевна, педагог дополнительного образования).
Тема занятия: «Тайны лесного царства» (в форме «Своя – игра»).
Цель занятия: Формирование бережного и целостного отношения к природе. Задачи, направленные на достижение личностных результатов: - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - формировать уважительное отношение к мнению товарищей. Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Познавательные: Познавательные универсальные учебные действия: - устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; - логическое рассуждение. Регулятивные: - формировать умения прогнозировать предстоящую работу; - развивать умение высказывать своё предположение; - формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию. Коммуникативные: - развивать умение слушать и понимать других; - оформлять свои мысли в устной форме. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения Воспитание экологически развитой личности: - бережное отношение к окружающей среде; - умение ценить, сохранять и преумножать то, что уже имеется; - продолжить формирование ценностного отношения к объектам природы; - вызвать чувство ответственности за свое поведение в окружающей среде.
Тип занятия: совершенствование способов действий и знаний.
Методы: словесные методы: беседа, монолог, подводящий диалог, дискуссия; метод дидактической игры; наглядные и иллюстративные методы.
Форма работы: работа в команде.
Оборудование: компьютер; мультимедийное оборудование; карточки со стоимостью вопросов: 10, 20, 30, 40, 50; лукошки.
Технология: игровые технологии, ИКТ - технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии проблемного обучения.
№ п/п |
Этапы занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
I |
Организационный |
Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный, психологический настрой на деятельность и активизация внимания. Собрались все дети в круг. Я – твой друг и ты мой друг. Крепко за руку возьмёмся И друг другу улыбнёмся. |
Приветствуют учителя и одноклассников, настраиваются на занятие. |
Личностные УУД Формирование мотивации, самоопределение к деятельности. |
II |
Актуализация знаний. |
Если вы угадаете загадку, то вы узнаете, куда мы сегодня отправимся. Встал стеною до небес Перед нами чудо (лес) |
Учащиеся разгадывают загадку |
Личностные УУД Нравственно - этическая ориентация |
III |
Целеполагание |
В нашей Республике Коми много лесов. Лес – большой друг. Поднимите руки, кто был в лесу? Почему мы с лесом дружим, Для чего он людям нужен? Учитель обобщает ответы учащихся. Что такое лес? Мягкая трава, А, сколько тайн в лесном царстве. |
Дискуссия. Ответы. Развитие мыслительных процессов, умение устанавливать причинно-следственные связи. Лес - наше богатство. Лес зелёный наряд нашей земли. Там, где лес – всегда чистый воздух. Для животных он родной дом и кормилец. В лесу можно собирать грибы да ягоды и др. Формулируют тему занятия: «Тайны лесного царства» |
Личностные УУД Нравственно - этическая ориентация Познавательные УУД Общеучебные – поиск и выделение информации. Коммуникативные УУД планирование сотрудничества Регулятивные УУД принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. |
IV |
Основная часть |
Наше мероприятие проводится в форме «Своя – игра». Участвуют две команды. Прослушайте основные правила, которые необходимо соблюдать в игре: Каждой команде предстоит отвечать на вопросы из различных областей знаний. Необходимо выбрать одно задание, с учетом его трудности, которая выражается в его стоимости: 10, 20, 30, 40, 50 баллов. На обсуждение ответа – 20 секунд. Если ответ верный, карточка с суммой баллов переходит в копилку команды. Если ответ не верный, то право ответа на вопрос предоставляется другой команде по их желанию. Карточки с баллами складываются в лукошки, которые есть у каждой команды на игровом столе. По сумме баллов будет определена команда-победитель. Желаю всем успехов! Каждая команда выбирает название. Первыми выбирают номинацию та команда, которая быстрее вспомнит стихотворение или песню, связанное с лесом. |
Активизируется познавательная деятельность детей. |
Коммуникативные УУД Формирование навыков учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем. Познавательные УУД Логические - установление причинно– следственных связей. Личностные УУД Проявление интереса к изучаемой теме, понимание его важности. |
Номинации |
1. Номинация по теме: «Птицы» Вопрос на 10 баллов - Какая птица не высиживает яиц и птенцы не знают своей матери (Кукушка) Вопрос на 20 баллов - Об этой ночной птице ходит много небылиц, считают ее вестником беды. Птица эта истребитель грызунов. (Сова) Вопрос на 30 баллов – Какая птица к зиме белеет? (куропатка) Вопрос на 40 баллов – У какой птицы самый длинный язык? (У дятла) Вопрос на 50 баллов – Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди снега? (Клест) 2. Номинация по теме: «Животные» Вопрос на 10 баллов - Какое животное в народе прозвали «косым»? Вопрос на 20 баллов – Как называется наука о животных? Вопрос на 30 баллов – Почему муравьи закрывают ходы в муравейнике? ( К дождю) Вопрос на 40 баллов – Какому зверю принадлежат эти уши? ( Лисы) Вопрос на 50 баллов – Какое животное называют «сохатым»? (Лося. Сохатый – от слова «соха» - это орудие труда, палка с разветвленным наконечником, на которую похожи рога старого лося.) 3. Номинация по теме: «Деревья» Вопрос на 10 баллов - Какое дерево, по праву, считается символом России? (Береза) Вопрос на 20 баллов – Как называется дубовые леса? (Дубравы) Вопрос на 30 баллов - Какое дерево сбрасывает хвою на зиму? (Лиственница) Вопрос на 40 баллов –Это дерево напоминает вечнозеленую пирамиду. Его можно узнать по коротким колючим иголкам-хвоинкам, расположенным на ветке по одной, и длинным, свисающим вниз шишкам. (Ель) 4.Номинация по теме: «Кустарники» Вопрос на 10 баллов – Какая ягода чаще всего встречается в лесах и оврагах, хорошо растет по берегам речушек и озер, ею часто лакомятся медведи? (Малина) Вопрос на 20 баллов Я черная, красная, белая, Вопрос на 30 баллов - В народе этот кустарник называют «дикой розой». Встречается на опушках леса, в зарослях кустарников. Плоды мясистые, ягоды жёлтые, красной или чёрно-бурой окраски, содержащие в себе целебные свойства. (Шиповник) Вопрос на 40 баллов - Это очень ядовитый кустарник. Ядовиты все его части. Никогда нельзя брать в рот его аппетитные красные ягоды. (Волчье лыко) Вопрос на 50 баллов - Весной она украшена кружевом белых цветков, а осенью, как огоньки, блестят ярко-красные гроздья её сочных плодов. (Калина) 5.Номинация по теме: «Грибы» Вопрос на 10 баллов - Как по-другому называют гриб боровик? (Белый гриб). Вопрос на 20 баллов - Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки) Вопрос на 30 баллов - Какие ядовитые грибы носят «юбочку»? (Мухоморы) Вопрос на 40 баллов – Смертельно ядовитые грибы, «родственники» мухомора. (Бледные поганки). Вопрос на 50 баллов -Шляпка у этого гриба по краю лохматая, шерстистая. От этого и произошло название гриба: древнерусское слово «вовна» означает шерсть, гриб волнуется, ясно почему: «Как бы не испортили шляпки бахрому» (волнушка). 6.Номинация по теме: «Охрана леса» Вопрос на 10 баллов – Как называется книга, в которую занесены исчезающие виды организмов, или тех, кто нуждаются в специальных мерах защиты? (Красная книга) Вопрос на 20 баллов -Участок территории, на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена. (Заповедники) Вопрос на 30 баллов - Как называется заповедник в Республике Коми? (Печоро-Илычский заповедник) Вопрос на 40 баллов - Какое стихийное бедствие наиболее опасно для леса? ( Пожар) Вопрос на 50 баллов - Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота) |
|||
В середине занятия проводится физкульминутка Дружно за руки возьмёмся, Тихо по лесу пройдёмся Только в лес мы зашли- Появились комары. Руки вверх- хлопок над головой. Руки вниз- хлопок другой. Вправо-вверх- опять -комар. Влево-вниз-какой кошмар! Дальше по лесу шагаем И медведя мы встречаем. Руки за голову кладём И вразвалочку идём Впереди из-за куста Смотрит рыжая лиса. Мы лисицу обхитрим - На носочках побежим. Встанем, дети, на носочки – |
Осуществляют профилактику утомления.
|
Личностные: установка на здоровый образ жизни |
||
V |
Подведение итогов |
-Что в наших силах? - Ребята! Будьте верными друзьями природы. Любите, охраняйте, сажайте, оберегайте леса. ПОМНИТЕ: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ С ОГНЁМ В ЛЕСУ! Подсчет баллов.
|
Дискуссия. Педагог совместно с детьми подводит итог занятия |
Познавательные: Ориентируются в своей системе знаний. Личностные: Осознают свои возможности в учении. Регулятивные: Осуществляют контроль учебных действий. |
VI |
Рефлексия |
Организует рефлексию деятельности на занятии, предлагает ответить на вопросы: Продолжите фразы Мне хотелось бы… Я желаю ребятам… Я желаю себе… Какое у вас настроение после занятия?
Составление синквейна. |
Осуществляют самооценку собственной деятельности, степень ее результативности. |
Регулятивные УУД проводят рефлексию деятельности, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний, анализируют, воспринимают, интерпретируют и обобщают информацию. |
VII |
Награждение, поощрение. |
-За то, что хорошо работали на занятии, хочу подарить вам буклет с правилами. И, чтоб каждый из вас, когда пойдет в лес, помнил и выполнял эти правила. |
Дьячкова Наталья Анатольевна
Надежда Алексеевна Паршукова
Панагушина Елена Аркадьевна
Надежда Алексеевна Паршукова