Технологическая карта урока "Решение задач на увеличение числа в несколько раз"
Технологическая карта урока
Имеющая категория – Первая квалификационная категория
Запрашиваемая категория– Первая квалификационная категория
Предмет: Математика Класс: 3 В
Учебник: УМК «Школа России», «Математика 3 класс», авторы: М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В Бельтюкова и др.
Тема урока: Решение задач на увеличение числа в несколько раз.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Оборудование: Методическое пособие, учебник «Математика 3 класс» часть 1, рабочая тетрадь по математике для обучающихся 3 класса №1, проектор, ноутбук у учителя, карточки с заданиями, жетоны для фиксации ответов обучающихся, презентация.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
В классе 24 ученика (12 девочек, 12 мальчиков). Уровень развития учащихся высокий, средний и ниже среднего. Дети слышат учителя, активно работают на уроках, умеют работать в группах, в парах, знакомы с правилами поведения учащихся, но не все могут себя контролировать во время урока. По результатам входной контрольной работы по математике, проведенной 10.09.2016 года, в классе 8 учеников написали на «5», что говорит о высоком уровне сформированности знаний, 11 учеников написали на «4», что говорит о среднем уровне сформированности, 5 учеников имеют низкий уровень. Ученики с высоким уровнем быстрее других запоминают приемы вычислений, способы решения задач. Они не нуждаются в предметной наглядности, обычно им достаточно словесного указания на те наблюдения и явления, которые им уже известны. Учащиеся на уроках математики пользуются фразовой речью, свободно поясняют свои действия, в том числе счетные. Они могут обсуждать предстоящую работу, выдвигая, отвергая или принимая способы выполнения заданий. Учащиеся со средним показателем испытывают на уроках математики некоторые затруднения. Эти дети медленнее запоминают выводы, математические обобщения, овладевают приемами работы. Но они могут быть достаточно быстро обучены предметно-практическим действиям, алгоритмам выполнения к математическим заданиям. С низким уровнем сформированности ученики с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). При решении задач ученики исходят из несущественных признаков, опираются на отдельные слова и выражения. Если в тексте нет, например, знакомых слов всего, стало, это сбивает их, и они из-за отсутствия привычных формулировок не могут решить простой задачи. С такими учащимися проводятся учителем дополнительные индивидуальные занятия. По результатам анкетирования, предмет «Математика» нравится 70% учащихся, остальные пока не определились.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений
Этап урока/уровень | Учебные действия | Планируемый уровень достижений результатов обучения | |
Предметные УУД | Решать задачи в одно действие по сформулированным вопросам. Анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма её решения. Научиться обосновывать выбор арифметических действий для решения задачи. Научиться воспроизводить приобретенные знания при решении задач. | Высокий- 8 Средний- 10 Низкий - 6 | |
Метапредметные | Познавательные УУД | Выделять существенную информацию из текста. Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Анализировать. Формулировать проблему. Определять цель учебной деятельности. Закреплять навыки и умения применять алгоритмы при решении задач; приводить примеры, сопоставлять схемы и условия текстовых задач. Ориентироваться в содержании предмета. Соотносить информацию, представленную в разных формах. Структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. | Высокий – 8 Средний – 10 Низкий - 6 |
Регулятивные УУД | Настраивать на продуктивную работу. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Организовать выполнение заданий учителя. Оценивать правильность выполненных действий. Планировать свою деятельность на уроке. Делать выводы по результатам работы; Действовать по алгоритму, правилу. Оценивать свои учебные достижения, поведение. Самостоятельно контролировать свое время и управлять им. Осуществлять самоконтроль. Коррекция знаний, способов деятельности. Соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения. Анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития. | Высокий - 5 Средний - 14 Низкий - 5 | |
Коммуникативные УУД | Договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. Воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи. Оформлять свои мысли в устной форме. Работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний. Высказывать суждения по результатам сравнения. Аргументировать свое мнение. Строить монологическое высказывание; | Высокий - 9 Средний - 10 Низкий - 5 | |
Личностные УУД | Формировать позитивную самооценку. Развивать самосознание неполноты знаний, развивать учебную активность. Проявлять интерес к новому учебному материалу. Формировать мотивы достижения целей Формировать математическую компетентность | Высокий - 7 Средний - 11 Низкий - 6 | |
Этапы урока | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых, приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность учащихся | Формируемые УУД, предметные действия |
1.Мотивационно-целевой | Создать эмоциональный настрой на работу; Включить учащихся в учебную деятельность; Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке. | Словесные методы: беседа. Рефлексия настроения и эмоционального состояния Прием «Отстроченная отгадка» | Фронтальная | Обеспечивает благоприятный настрой и быстрое включение учащихся в деловой ритм Побуждает внимание и активизирует мышление учащихся и их интерес к предмету | - Ребята, перед вами на столах лежат листы, обведи ту ленточку, которая соответствует вашему эмоциональному настроению. - Знаете ли вы, что один из самых популярных продуктов в мире, без которого, пожалуй, не обходится ни один день нашей жизни. Поэтому не удивительно, что у него и есть свой праздник, который отмечается ежегодно 16 октября. Люди разных национальностей всегда бережно и трепетно относились к нему. Ему отводилось самое почетное место на столе, он был и остается символом жизни. Что же это такое? Вы узнаете, только, если будете самыми внимательными и активными. | Настраиваются на работу Выбирают цвет, соответствующий эмоциональному настрою Слушают учителя, предполагают | Личностные УУД: формировать позитивную самооценку Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текста; Коммуникативные УУД: договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. Регулятивные УУД: настраивать на продуктивную работу; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2. Актуальность ранее усвоенных знаний и умений | Систематизировать имеющиеся у учащихся знания; Учить высказывать предложение и уметь его доказывать; Побуждать детей к высказыванию собственного мнения; Снять физическое и интеллектуальное напряжение. | Дидактическая игра. Рефлексия деятельности | Фронтальная | Предлагает серию вопросов на восстановление пройденного материала. Побуждает детей к высказыванию своего мнения, предлагая аргументировать свои высказывания. Подводит детей к постановке учебной задачи, просит сформулировать тему урока. Предлагает оценить свой успех по заданным критериям | - Сегодня я принесла вам игру «Корзину знаний», с помощью нее мы проведем устный счет и проверим, насколько ваши знания полны. Я вам показываю утверждение, а вы мне сигнализируете, верное или неверное оно. Число, которое в 2 раза больше, чем 6. Это 12? Число, которое в 3 раза больше, чем 9.Это 3? Число, которое в 2 раза меньше, чем 6. Это 3? Число, которое в 3 раза меньше, чем 9.Это 2? Если увеличить 17 на 9, то получится 26? Если уменьшить 34 на 9, то получится 38? Если уменьшить 34 на 9, то получится 25? В муравейнике мурашки шили к празднику рубашки. Одному мурашке в руки нужно сшить 4 штуки. Сколько же двум мурашкам нужно сшить всего рубашек? Ответ – 8? У Маши 14 орехов. Она разложила их поровну в 2 кармашка. Сколько орехов в каждом кармашке? Ответ – по 9? У Маши 14 орехов. Она разложила их поровну в 2 кармашка. Сколько орехов в каждом кармашке? Ответ – по 7? - Прокомментируйте свой успех. -И еще одну задачу, я хотела бы вам показать. Кабачок весит 36 кг, а тыква в 9 раз больше. Сколько весит тыква? Ответ – 324? | Сигнализируют в зависимости с правильным ответом. Комментируют свой успех Приходят к выводу, что не все знания им известны. | Предметные УУД: решать задачи в 1 действие по сформулированным вопросам. Личностные УУД: развивать самосознание неполноты знаний, развивать учебную активность Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); анализировать Коммуникативные УУД: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Регулятивные УУД: организовать выполнение заданий учителя; оценивать правильность выполненных действий. |
3. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи) | Создать условия для решения учебной задачи; Учить самостоятельно или совместно с учителем формулировать выводы; Учить анализировать объект, выделять главное. | Словесные методы: беседа Прием «Расчески» | Фронтальная | Организует выявление места затруднения. Формулирует цель урока вместе с учащимися Организует постановку учебной задачи Включает проектор. Показывает слайды. | -Почему возникли затруднения? -Кто догадался, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? -Поставьте цель нашего урока (Научиться…) -Каким тогда будет наш результат? -Чтобы достигнуть нашего результата, мы составим план действий. -Как вы думаете, каким будет первым пункт плана? -Второй пункт плана? -Третий пункт плана? | Выявляют место затруднения под руководством учителя. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. Формулируют цель урока. Предполагают результат. Планируют деятельность по трем пунктам. | Познавательные УУД: формулировать проблему; определять цель учебной деятельности. Коммуникативные УУД: формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: планировать свою деятельность на уроке |
4..Открытие нового знания | Решать УЗ (устных задач) и обсуждать проект её решения. | Практические методы: представление изучаемого материала в сравнительной таблице. Приём «Ульи» Рефлексия деятельности | Групповая | Обеспечивает реализацию метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые приведут учащихся к новому виду задач Подводит учащихся к аргументации вывода | -Чтобы легче достигнуть цели урока, разделимся на группы. -Каждой группе предлагается изучить сначала одну задачу, затем другую. Вам дается время -3 минуты. -Сравните условие этих двух задач. На тарелке было 2 яблока, а слив на 3 больше. Сколько было слив? - Почему выбрали действие сложение? На тарелке было 2 яблока, а слив в 3 раза больше. Сколько было слив? -Решение будет таким же, как и в предыдущей задаче? Почему? -Кто знает, как решить вторую задачу? - Что значит «увеличить на 3»? (Это значит столько же, да еще 3) - Что значит «увеличить в 3 раза»? (Это значит, столько же берем три раза) Решим задачи. Запишите краткую запись. - Почему решали задачу разными действиями, если в задачах было одинаковое слово «больше»? Сделайте вывод. -Если в задаче сказано в несколько раз больше, мы –умножаем. Если в задаче сказано на несколько единиц больше, мы прибавляем.
- Оцените свою работу в группах - Как вы думаете, как же можно назвать этот новый вид задач? -Этот новый вид задач называются «Задачи на увеличение числа в несколько раз» -Как распознать такой вид задач? | Решают задачи Сравнивают Записывают решение задачи в тетрадь. Аргументируют свой ответ Оценивают работу в группах | Предметные УУД: анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма её решения; научиться обосновывать выбор арифметических действий для решения задачи Познавательные УУД: закреплять навыки и умения применять алгоритмы при решении задач; приводить примеры, сопоставлять схемы и условия текстовых задач; Личностные УДД: проявлять интерес к новому учебному материалу. Коммуникативные УДД: работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний. |
5. Первичное закрепление | Уметь использовать новые знания на практике; Закрепить и расширить полученные знания. Проговорить новые знания, запись в виде опорного сигнала. | Групповая форма работы. Прием «Светофор» Рефлексия деятельности | Фронтальная | Выявляет пробелы первичного осмысления учащихся изученного материала | - Чтобы нам правильно распознавать этот вид задач, мы с вами поиграем в игру «Соотнеси». Я вам показываю задачу, а вы должны просигналить мне, каким действием мы будем её решать. 1.Света купила 5 конфет, а Петя в 4 раза больше. Сколько конфет купил Петя? 2.В одной книге 24 страницы, а во второй на 3 страницы больше. Сколько страниц во второй книге? 3.Дима вырезал 7 красных флажков, а синих в 3 раза больше. Сколько синих флажков вырезал Дима? 4.В аквариуме плавало 9 больших рыбок, а маленьких в 3 раза больше. Сколько маленьких рыбок плавало в аквариуме? 5.За лето Петя прочитал 6 книг, а Вася на 4 больше. Сколько книг прочитал Вася? 6.Миша вырезал 16 снежинок, а Коля на 2 больше. Сколько снежинок вырезал Коля? 7.Мама купила арбуз весом 6кг, а папа купил арбуз в 3 раза тяжелее. Сколько килограммов весил арбуз, который купил папа? 8.В корзине 7 кг яблок, а в мешке в 4 раза больше. Сколько килограммов яблок в мешке? 9.В первом классе учится 8 учеников, а во втором классе на 2 больше. Сколько учеников учится во втором классе? 10.В одном пакете лежит 10 кг муки, а в другом пакете на 2 кг больше. Сколько килограммов муки лежит во втором пакете? - Оцените свои знания. | Соотносят действие и задачу Аргументируют свой ответ. Оценивают свои знания. | Личностные УУД: формировать мотивы достижения целей Познавательные УУД: ориентироваться в содержании предмета; соотносить информацию, представленную в разных формах; структурировать учебный материал, выделять в нем главное; Коммуникативные УУД: высказывать суждения по результатам сравнения; аргументировать свое мнение. Регулятивные УУД: организовать выполнение заданий учителя; делать выводы по результатам работы; действовать по алгоритму, правилу. оценивать свои учебные достижения, поведение; |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. | Учить самостоятельно делать вывод о том, что уже умеют. | Метод самостоятельной работы. Индивидуальная форма работы. Рефлексия деятельности | Индивидуальная | Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях Организует деятельность по закреплению методики ответа | - Раз вы уже понимаете, каким действием решать задачу, предлагаю решить одну из задач самостоятельно. Открываем тетради, записываем задачу кратко и решаем её. Приступаем к выполнению задания. Я желаю вам успехов. Вариант 1: 1.Чтобы поужинать, волку достаточно 2 килограмма мяса, но если он голодал, то может съесть в 4 раза больше. Сколько килограммов мяса может съесть голодный волк? 2.Сурок спит 6 месяцев в году, а ёжик на 2 месяца больше. Сколько месяцев спит ёжик? Вариант 2: 1.Маленькая мышка, живущая под корнями деревьев, делает запасы на зиму. В норке мышки было найдено 5 кг семян, а у крота в 4 раз больше. Сколько килограммов семян было у крота? 2.Масса яйца сороки 9 граммов, а вороны на 3 грамма больше. Какова масса яйца вороны? -Почему задачи решали умножением? Сложением? -Прокомментируйте свой успех. | Записывают краткую запись и решение задачи в тетрадь. Аргументируют свой способ решения. Комментируют свой успех. | Личностные УУД: формировать математическую компетентность Предметные УУД: научиться воспроизводить приобретенные знания при решении задач Регулятивные УУД: самостоятельно контролировать свое время и управлять им. организовать выполнение заданий учителя; оценивать правильность выполненных действий; анализировать и оценивать результаты своей деятельности; осуществлять самоконтроль; коррекция знаний, способов деятельности. |
7. Рефлексия деятельности | Организовать рефлексию и самооценку; -Осмысление процесса и результата деятельности; -Анализ школьниками собственных действий, выявление успехов и недочетов в работе. | Метод - незаконченные предложения (рефлексия содержания учебного материала), барометр настроения (рефлексия настроения и эмоционального состояния). | Фронтальная | Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психолога - эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | -Наш урок подходит к концу, рассмотрите свой оценочный лист. Глядя на него, оцените свою деятельность на уроке, используя слова: 1.сегодня я узнал… 2.было интересно… 3.было трудно… 4.теперь я могу… 5.мне захотелось… -Покажите цветом ваше эмоциональное настроение в конце урока, обведи ленточку, сравните настроение начала урока и конца. | Анализируют свой успех/неуспех в учебной деятельности | Личностные УУД: формировать позитивную самооценку Познавательные УУД: систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание; оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Регулятивные УУД: соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; соотносить цели и результаты собственной деятельности; анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития; |
8.Итог урока | Три уровня д/з Прием «Отстроченная отгадка» | Фронтальная | Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Подводит итоги учебного занятия и задает д/з Побуждает внимание и активизирует мышление учащихся и их интерес к предмету | -Какую задачу ставили? -Удалось решить поставленную задачу? -Каким способом? -Какие получили результаты? -Где можно применить новые знания? -Так как вы были сегодня активны и любознательны, открывая вам свой секрет. Один из самых популярных продуктов в мире, без которого, пожалуй, не обходится ни один день нашей жизни, – это, конечно же, вы догадались?…. ХЛЕБ. Поэтому не удивительно, что у него и есть свой праздник – Всемирный день хлеба, который отмечается ежегодно 16 октября. - Люди разных национальностей всегда бережно и трепетно относились к хлебу, к своему кормильцу. Ему отводилось самое почетное место на столе, он был и остается символом жизни. С хлебом встречают, с хлебом провожают. Так давайте же проведем этот день за столом, с горбушкой свежего, хрустящего хлеба и поздравим друг друга с этим большим праздником! А наших гостей, мне бы хотелось тоже угостить вкусным и свежим хлебом. Спасибо за внимание! | |