Технологическая карта урока русского языка.
28
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 |
Программа | Перспектива |
Учебник | Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2-х ч., Москва, «Просвещение», 2012 |
Тема урока | Разбор глагола, как части речи. |
Цель урока: | формировать умение проводить разбор глагола как части речи в соответствии с заданным порядком. |
Планируемые результаты: | личностные: - научатся работать самостоятельно в парах и в группе на материале данного урока; - научатся выстраивать свою речь в соответствии с требованиями педагога. - научатся понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности . метапредметные: Регулятивные УУД: - научатся выполнять учебные действия, руководствуясь изученным правилом и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкцией учителя; - научатся определять и формулировать цель деятельности на данном уроке с помощью учителя; - научатся высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом урока; - имеют возможность научиться анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать причину. Познавательные УУД: - научатся делить слова на группы по определённым признакам, овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями; - научатся на основе анализа изучаемого материала делать выводы. Коммуникативные УУД: - научатся высказывать свои мысли по материалу данного урока; - научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре или группе. - получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. предметные: - знают грамматическое понятие «глагол»; - умеют определять глагол среди других частей речи, изменять глагол по временам, числам и родам, - научатся проводить разбор глагола как части речи. |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний. |
Вид урока | Урок-путешествие. |
Формы организации урока: | индивидуальная; фронтальная; парная. групповая |
Оборудование | мультимедийный комплекс учителя (проектор, интерактивная доска) учебник, карточки со словами для индивидуальной, парной, групповой работы, карточка для заполнения (алгоритм) для каждого. |
Автор урока | Павлова Юлия Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» г. Абакана, Республики Хакасия |
Ход урока:
Этапы урока, время. | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
I.Организационный этап. (1 мин.) | Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания. Метод мотивации, фронтальная форма работы. | Слайд 1 (солнечно и небо)
Приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу на уроке. - Здравствуйте, ребята! Здравствуй, солнце золотое Здравствуй, небо голубое! День хороший, как иначе? Я желаю всем удачи! - Ребята садимся. Откройте тетради и запишите число. Кто готов, покажите. (проверить готовность по рядам) | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Садятся. Открывают тетради и записывают число и месяц. | Личностные: эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. | Полная готовность класса, быстрое включение учащихся в урок. |
II. Актуализация новых знаний (2 мин.) | Беседа, ответы на вопросы учителя, мотивация познавательной деятельности, диалог, фронтальная форма работы. | Отгадайте загадку: Хвост ярким пламенем горит, Она по воздуху летит, Прощай любимая планета, На марс везёт меня… (Ракета). Появляется на доске (интерактивной) Слайд 2 - Сегодня предлагаю вам отправиться в космическое путешествие на этой ракете. Слайд 3 на планету Марс! - Но, на нашем пути будут встречаться препятствия, их нужно преодолеть. Слайд 4 И вот первое препятствие, метеоритный дождь. | Отгадывают загадку
| Коммуникативные: -учатся высказывать свои мысли, приводить доказательства. | Научатся выделять существенную информацию, анализировать текст загадки. Актуализируют личный опыт. |
III. Постановка цели и задач урока. (7 мин.)
| Актуализация знаний, определение темы урока. Фронтальная форма работы. | Слайд 5 - На метеоритах какие-то слова, их необходимо распределить в группы и тогда путь откроется. - Объедините слова и прочитайте 1 группу. Что это за группа? Что вы о ней знаете? (На доске вывешивать по ходу разговора группы слов (см. Приложение)) - Следующая? (так все 4 группы озвучат). Как же вы распределили здесь слова? По частям речи. Добавьте еще по два слова. - Всё ли здесь хватает? Какой части речи нет? Слайд 6 - А вот и они. Прочитайте только глаголы. Спишите эти глаголы и добавьте еще два глагола своих. В столбик, с краю, с маленькой буквы. Учитель вывешивает карточку с глаголами, а остальные части речи снимает. -Какие придумали? - А как вы думаете, почему я сразу не включила глаголы? - Я хотела ваше внимание остановить именно на этой группе слов, так как это относится к нашей теме урока. Вы с глаголом много работали и знаете о нем тоже достаточно. - Как вы думаете, какая же тема нашего урока? - А поможет нам путеводитель в виде ракеты у вас на партах. (см. Приложение) – Положите его перед собой и заполните первый овал – 1. глагол. Слайд 7 - А что такое глагол? - Какую же цель поставим перед собой на сегодняшнем уроке? -Вспомним все то, что знаем о глаголе. -Во время нашего путешествия нам необходимо ответить на следующие вопросы (вопросы на доске): 1. Что такое глагол? 2. Каким членом является в предложении? 3. Что можно определить у глаголов? 4. Есть ли глаголы, в которых нельзя ничего определить? - На какой вопрос уже ответили? - Помогли мы ракете, ребята? Но до Марса ещё далеко. - Отправляемся дальше. Слайд 8 (сопровождается звуком, сигнал опасности) - Но стоп, что это за звук? Произошла утечка топлива. - Нам срочно нужна помощь. | Ребята читают слова на доске. Определяют группы: 1 группа слов - сущ, 2 группа - прилаг., 3 группа – местоим. Ребята списывают и готовятся ответить, какие еще свои слова придумали. Определяют тему урока – Глагол. (с помощью учителя уточняют тему: разбор глагола как части речи) В карточке записывают: 1. Глагол и готовятся ответить на вопрос: Что такое глагол? Еще раз повторяют определение глагола. | Регулятивные: учатся определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; выполнять последовательность необходимых операций; высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом; анализировать собственную работу, находить ошибки. Коммуникативные УУД: учатся высказывать свои мысли, доказывать; слушать и понимать других. | Имеют возможность научиться анализировать слова, находить общее и различие. Научатся выдвигать предположения о теме, целях урока. |
IV. Обобщение и систематизация знании. (15 мин.) | 1. Подготовка к исследовательской деятельности. Фронтальная работа | Слайд 9. - Ребята, вот кто нам поможет. Кто это? (картинка ученых и появляется после ответа слово «Учёные»). А что они делают, чем занимаются ученые? Найдите в классе ответы. (исследуют, создают, смешивают, находят). - В столбик составить найденные слова. Прочитайте. - Что общего у этих слов? Что обозначают? На какие вопросы отвечают? Соедините слово ученые с глаголом и прочитайте (показываю с какого слова читать). - Что это получилось? (Предложения) - Это нераспространенные предложения. Давайте распространим предложение «Учёные исследуют.» Ваши варианты. - А у меня получилось вот какое (открывает готовые слова перевернутые на доске). Учёные исследуют разные объекты. - Спишите только это предложение (остальные убираю). Подчеркните главные члены предложения. (А несколько ребят работают с другими предложениями на доске). - Каким членом предложения является глагол? - Давайте посмотрим остальные предложения. Здесь тоже глагол сказуемое. - Вернемся к нашим вопросам, на какой вопрос ответили сейчас? Вывод: еще раз ответим на первый вопрос и 2 вопрос. Слайд 10 - Вернемся к путеводителю, ракете, найдите цифру 6. Подпишите – сказуемое. -Учёные приглашают в лабораторию провести вместе исследование глаголов. Это поможет создать топливо для ракеты. Слайд 11 - У вас на столе колбы и пробирки для опытов (голубые карточки слов в виде колбочек и пробирок). Если не видите их, повернитесь назад. Так мы распределились на группы. - Для начала давайте вспомним правила работы в группе. Если группа готова соедините руки. - Итак, исследуйте слова и найдите ответы на следующие вопросы (на доске): 1. На какие вопросы отвечают эти глаголы? Что можно определить в этих глаголах? 2. Как они называются? | Определяют профессию по картинке и занятие.
Ребята ищут слова по всему классу, кто находит прикрепляет к доске. Ребята придумывают свои предложения с данной основой. 3 ребят работают у доски, подчеркивают подлежащее и сказуемое. Ребята вписывают в будущий алгоритм. Ребята после слов учителя объединяются в группы. Правила: - Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом. -Говорить тихим голосом, чтобы не мешать другой группе детей. - Умей слушать других. | Коммуникативные УУД: -получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в задании. Регулятивные УУД: Научатся определять план выполнения задания. | Актуализируют знания об основе предложения. Научатся сопоставлять глаголы начальной формы и неопределенной в исследовательской деятельности. |
| 2. Исследовательская деятельность. Групповая работа. | Учитель наблюдает, оказывает при необходимости помощь группам. | Дети анализируют слова, обсуждают ответ, записывают на выданном листе. | Познавательные УУД: учатся анализировать слова по заданным признакам. | Научатся анализировать свою работу по ответам на вопросы. |
3. Фронтальная работа | - Давайте проверим вашу работу. Сначала прочитайте свои слова. Ответьте на вопросы. (спросить 2-3 группы). Слова разные, но вывод одинаковый. - А что пытались определить? (Время, род и число). Молодцы. - Раз это неопределенная форма ничего нельзя определить, значит это начало или как по-другому называется эта форма? (Начальная форма). На какие вопросы отвечает тогда и начальная форма глаголов, и неопределенная? (На доске обозначить вопросы) Слайд 12 - А в путеводитель записать под цифрой 2: н. ф. (что делать? что сделать?). (На слайде обязательно показать место, где нужно записать) - На какой вопрос нашего урока мы ответили сейчас? | Отвечает та группа, которая быстрее справилась, по одному вопросу, по очереди. И еще одну группу. Ученики рассказывают о своих наблюдениях. Ребята возвращаются к алгоритму. | Регулятивные УУД: учатся самостоятельно оценивать свои действия, обосновывать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия; оценивать действия других учеников. | Научатся на основе анализа изучаемого материала делать выводы | |
| | | | | |
| 4. Работа в парах. | Слайд 13 -На пути черные дыры, нужно их преодолеть. А что могут сделать эти черные дыры вы сами и определите после выполнения задания. Слайд 15 - Работаем в парах. Нам помогут зеленые человечки, которые встретились по пути. Итак зеленая карточка. Посовещайтесь, выполните задание, пишите на карточке по очереди. - Сделайте вывод: чем отличаются глаголы? И это отличие над глаголами записать.(На доске задание обязательно). - Кто первый? Что за отличие у глаголов? По очереди читайте. Кто не согласен? Молодцы, всё верно. - Вывод: Какой вывод можно сделать? (глаголы могут стоять в настоящем, будущем или прошедшем времени). Вспомните на какие вопросы отвечают глаголы в этих временах? - Запишем под цифрой 3 в наш путеводитель эту информацию, глаголы могут быть п. вр., н. вр., б. вр. - Так, что могло произойти в черной дыре с нами? (Переместиться в другое время) - Возвращаемся к вопросам нашего урока-путешествия. На какой вопрос частично ответили? | Работа учеников в паре. После исследования ребята самостоятельно формулируют вывод и записывают в алгоритм следующий пункт. | Регулятивные УУД: учатся самостоятельно оценивать свои действия, обосновывать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия; оценивать действия других учеников. Познавательные УУД: Передавать содержание в сжатом, выборочном виде. | |
V. Физминутка (1 мин) | | Слайд 16 - Вставайте, немного отдохнем. - Повторяйте движения за нашим другом инопланетным. | Дети выполняют движения за персонажем на видео ролике. | | |
VI. Обобщение и систематизация знании. (4 мин) | | Слайд 17 -Мы физически отдохнули, а теперь нужно подкрепиться. - У вас на столах космическая еда в тюбиках (см. Приложение). Выполните задание и тогда появятся силы для продолжения путешествия. Внутри начинка - слова, - Внимание, космонавты, задание: распределить слова на 3 группы и сделать вывод. - На какие группы разделили, какой можно сделать вывод? - Но на что вы обратили внимание? А что общего? Эти все глаголы в каком времени? Вывод: род определяем только в глаголах прошедшего времени, именно поэтому я после времени поставила род. Слайд 18 Давайте отметим это в путеводителе под цифрой 4: м. р., ср. р., ж. р. | Ребята работают индивидуально. Раскладывают карточки и распределяют слова по родам на 3 группы. Делают вывод: глаголы прошедшего времени могут быть в мужском, среднем и женском роде. | | Научатся на основе анализа изучаемого материала делать выводы |
| | - Итак полет продолжается, мы молодцы с вами. - Посмотрите на это звездное небо (на доске задание, нужно соединить в пары слова). Попробуем соединить звезды в маленькие созвездия. По какому признаку вы соединили? Вывод: глаголы изменяются или могут стоять в единственном или множественном числе. И это окончательный ответ на наш третий вопрос урока. Давайте полностью ответим. 3. Что можно определить у глаголов? Слайд 19 - Запишем по цифрой 5: ед. ч., мн. ч. и видим что ракета полностью заполнена, а значит мы приближаемся к Марсу. Оказывается нашу ракета – это алгоритм разбора глагола как части речи. | Несколько человек по очереди у доски соединяют по парам слова ед.ч.-мн.ч. Ребята собирают всю информацию, пользуясь алгоритмом в виде ракеты, и отвечают на вопрос. | | |
VII. Закрепление изученного материала. (7 мин.) | 1. Самостоятельная работа. | - Чтобы нас приняли на Марс выполним последнее задание: упр. 167, с. 93. - Слушаем внимательно. Первый ряд находит глагол из 1 предложения, 2- из второго, 3 - из 3 предложения. Записываем с красной строки, ставим «-« и по алгоритму- разбираем, записываем все характеристики. А на доске ПРИМЕР. - Давайте проверим. Поменяйтесь тетрадями, теперь вы каждый, как командир корабля. Исправим ошибки если есть. А на доске верный вариант разбора. - Поднимите руку кто справился без ошибок, а у кого есть. - Молодцы, достигли цели. А на все ли вопросы урока мы ответили? - Давайте вернемся и проверим. | Работа по рядам, проверка по доске. | Познавательные УУД: Имеют возможность научиться отвечать на простые и сложные вопросы учителя. Регулятивные УУД: имеют возможность научиться анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать причину | - Научатся разбирать глагол по алгоритму |
| |||||
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин.) | | - А теперь время для домашнего задания упр. 168, там вам необходимо быть внимательными, исправить ошибки и записать верный вариант. А для этого вам поможет путеводитель-ракета-алгоритм. | Слушают инструкцию учителя. | Регулятивные УУД: - научатся выполнять учебные действия, руководствуясь изученным правилом и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкцией учителя. | Научатся самостоятельного закреплять свои знания по теме урока. |
IX. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин) | | Итак, наше путешествие закончилась! - Чему научились, что вспомнили? Что это такое (в руках ракета-алгоритм). Слайд 20 - Ой, слышите? (Звуки салюта) В нашу честь раздается салют, только мы не видим его. Для этого нужно сделать следующее. Если вы считаете, что вам было легко и интересно работать, то нарисуйте улыбку на звезде, если были затруднения и ошибки, то нарисуйте нейтральную улыбку (просто черточка), а если у вас ничего не получалось и вы оказалось многого не помните или не знаете, то грустную. Но думаю, что ни у кого ее не будет, ведь мы вместе все путешествовали и помогали друг другу. -Приклейте их на доску. -Ну что ж, вот какой салют на Марсе получился в нашу честь. (Устно оценить отдельных ребят, которые были самыми активными) Слайд 21 Салют Спасибо за урок | Ответы детей. Дети рисуют улыбки и прикрепляют звезды. | Личностные: научатся понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности . Регулятивные УУД: имеют возможность научиться анализировать собственную работу. | Научатся адекватно оценивать свою деятельность на уроке, принимать положительные и отрицательные стороны своей работы. |
На доску
сущ. |
космос |
планеты |
прилаг. |
большой |
холодная |
местоим. |
он |
они |
полететь |
приземлился |
По классу развесить слова-глаголы: исследуют, создают, смешивают, находят (важно слова «учёные, исследуют, разные, объекты» распечатать на листах одного цвета) Слово «учёные» уже есть на доске, перевернутые слова для предложения тоже на доске: разные, объекты.
исследуют |
разные |
объекты. |
создают |
смешивают |
находят |
Учёные |
Учёные создают. |
Учёные смешивают. |
Учёные находят. |
Вопросы на доску, к ним возвращаемся постоянно:
1. Что такое глагол?
2. Каким членом является в предложении?
3. Что можно определить у глагола? Как изменяется глагол?
4. Есть ли глаголы, в которых нельзя определить число, время, род и как они называются?
Приложение : раздаточный материал
1. Ракета для каждого, пустые овалы для постепенного заполнения в процессе урока.
2. Распечатано на голубом цвете листа, с обратной стороны задание. (Деление на группы)
Найти, писать, услышать, радоваться. | Учить, помочь, видеть, показать. |
Улыбаться, поверить, играть, понять. | Рисовать, написать, слышать, поиграть. |
Побежать, дарить, увидеть, помогать. | Сесть, бежать, подарить, обнимать. |
| Шить, нарисовать, купить, лепить. |
3. Инопланетянин распечатан на зеленом листе, с обратной стороны задание (работа в паре).
пожарили ценят ворчали натянут лаяли | пожарили ценят ворчали натянут лаяли |
4. Род глаголов – разрезать карточки и в конверты с изображением космической еды (индивидуальная работа).
увидела | увидела | увидела |
создал | создал | создал |
светило | светило | светило |
радовала | радовала | радовала |
верил | верил | верил |
блестело | блестело | блестело |
| | |
увидела | увидела | увидела |
создал | создал | создал |
светило | светило | светило |
радовала | радовала | радовала |
верил | верил | верил |
блестело | блестело | блестело |
| | |
увидела | увидела | увидела |
создал | создал | создал |
светило | светило | светило |
радовала | радовала | радовала |
верил | верил | верил |
блестело | блестело | блестело |
Проверка на доске упр. 167, с. 93
5. Распечатать на разноцветных листах и раздать каждому.