Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе по теме: "Разделительный мягкий знак".
Тема: Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Цель:
– сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах, совершенствование умений писать слова с разделительным мягким знаком;
– развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных;
-- развивать умение употреблять в словах разделительный мягкий знак;
– продолжать учить уметь находить и обозначать орфограмму в слове.
Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить и сравнивать написание, произношение и значения слов с разделительным Ь и без него, сопоставлять и различать функцию Ь – показателя мягкости и функцию разделительного Ь.
Обменяйтесь тетрадями проверьте, написание по словарю. (работа в парах)
3) Составление предложения
Составить предложение со словами молоко, фрукты.
Запишите в тетради. Дайте характеристику предложениям. Разобрать по составу.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5.Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.
1) Сообщение цели
Слова собрала я здесь не зря: Деревья, листья и скамья, Колосья, братья и семья – Чем слова похожи эти отвечайте быстро дети.
(Слова с разделительным мягким знаком) Какова тема урока?
– Сегодня мы будем работать над правописанием слов с разделительным ь.
-Какова цель нашего урока? (ответы детей)
Наша цель – усвоить как можно больше слов, научиться писать эти слова правильно, не пропуская ь. И начнем мы урок с истории.
Сегодня мы поговорим о том, какие функции выполняет именно мягкий знак.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙI. Развитие умений – применение знания.
IV) Первичное закрепление.
1) Формулировка правила.
Ребята, посмотрите к нам на урок прилетел сказочный гость. Отгадайте кто?
Любит тортики, варенье, Сушки, сладости, печенье. Он упитанный вполне... И пропеллер на спине!
Пришел он с угощением.
А вот угостить он нас не может. А почему? Посмотри на слово-угощения? (слово написано с ошибкой.
Нет Ь)
– Куда мы его должны вставить? (между буквами Н и Е)
– Мягкий знак решил подружиться с буквами и встал между согласной буквой Н и гласной буквой Е и разделил их на два отдельных звука. Получилось (читаем вместе НЬЕ в слове варенье и также во втором слове: печенье)
– Какое имя можно дать мягкому знаку? (разделительный)
– Подружившись с этими буквами, мягкий знак захотел найти себе ещё друзей. И в этом мы ему поможем.
Прочитай слова. Спишите. Подчеркни, разделительный Ь и буквы, между которыми стоит Ь.
(Ученик называет буквы, между которыми встал разделительный ь)
ЗДОРОВЬЕ ЛЬЁТ ВЬЮГА ДРУЗЬЯ ВОРОБЬИ
– Какие буквы пишутся перед разделительным мягким знаком? (согласные)
– Какие буквы пишутся после разделительного мягкого знака? (гласные)
– Назови эти гласные буквы. ( Е,Ё,Ю,Я,И )
– Именно только эти гласные стали дружить с разделительным Ь)
– А теперь попробуй сформулировать правило
Вывод: Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Разделительный мягкий знак – орфограмма. Давайте проверим, правы ли мы с помощью учебника. Откройте учебник на стр. 68, и прочитайте правило.
– Молодцы, а мы с вами продолжим нашу работу. Проверим, как вы усвоили правило написания разделительного ь.
– Прочитайте слова на слайде.
1 вариант выписывает слова с разделительным Ь , 2 вариант слова в которых мягкий знак не является раздельным.
– Какую роль выполняет в этих словах разделительный Ь? ( разделяет согласный звук от гласного )
Вывод: Повторим правило
Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.
- Как вы, считаете какую функцию выполняет ь знак во втором случае? (обозначает мягкость предшествующего согласного) Молодцы!
ФИЗМИНУТКА.
– Продолжаем наш урок. Откроем стр. 69 упр.126. Прочитайте задание.
( оцените свою работу)
- Ребята, посмотрите, сегодня мы с вами познакомимся еще с одним новым словарным словом. КОМПЬЮТЕР. Что оно обозначает? Где можно найти ответ на вопрос?
Компьютер – пришло к нам из английского языка и означает оно вычисляю, считаю. Запишите слово, выделите орфограмму.
- Давайте вспомним, что же такое орфограмма. Прочитайте на стр. 69.