Технологическая карта урока русского языка «Морфологический разбор глаголов. Правописание НЕ с глаголами» (4 класс)
Урок русского языка в 4 А классе (УМК «Школа России») | |
Тема | Морфологический разбор глаголов. Правописание НЕ с глаголами. |
Педагогическая цель | Тренироваться в отработке алгоритма морфологического разбора глагола. Формировать навык правописания НЕ с глаголами. |
Тип урока | Закрепление изученного материала |
Планируемые | Закрепить навык правописания глаголов в прошедшем времени. Учить задавать вопросы к глаголам; развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. |
Личностные | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. |
Универсальные | Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Основные понятия | Глагол, морфологический разбор, правописание НЕ. |
Методы и формы | Фронтальная форма, индивидуальная форма; словесный, практический, наглядный. |
Оборудование | Учебник русского языка, 4 класс, 2 часть, автор В.Г.Горецкий, В.П.Канакина; рабочая тетрадь; мультимедийная презентация |
Этап урока | Виды работ на уроке | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
момент. Цель: организация класса, эмоциональный настрой на работу, мотивация работы обучающихся на уроке. | 1.Приветствие. 2.Эмоциональный настрой 3. Проверка готовности к уроку | -Здравствуйте. - Я желаю вам успехов на уроке. - Проверим готовность к уроку: на столах у вас должны лежать ручки, тетради, учебник русского языка. Так же не будем забывать о том, что сидеть вы должны ровно, ручку держать правильно. | Проверяет готовность класса и оборудования, обеспечивает быстрое включение учащихся в деловой ритм | Приветствуют учителя, организуют рабочее место, включаются в деловой ритм урока. |
Цель: подготовка руки к письму | 1.Пальчиковая гимнастика. | - Подготовим руки к письму. Выполним пальчиковую гимнастику. Вот помощники мои, Как их хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять. Не сидится им опять. Постучали, повертели И работать захотели. Поработали немного, Но дадим им отдохнуть. Теперь когда ваши ручки готовы, приступим к работе. | Осуществляет подготовку учащихся к письму, осуществляет показ выполнения пальчиковой гимнастики. | Учащиеся совершают активные действия под руководством учителя, выполняют пальчиковую гимнастику. |
Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученным темам | 1. Минутка чистописания. 2.Работа со словарным словом 3. Работа с предложением | - А теперь откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, на следующей строчке «Классная работа», обращаем внимание на то, что в словосочетании «Классная работа» удвоенные согласные сс. - Сейчас я вам предлагаю отгадать загадку, отгадкой будет буква, которую мы будем сегодня писать на уроке: Он качалка и кровать, Хорошо на нём лежать. Он в саду или в лесу Покачает на весу. (Гамак) - Что это за буква? (Буква Г). - Обратите внимание на образец написания на доске. - Какое соединение между заглавной и строчной буквами Гг? (нижнее). - Обратите внимание, что сначала пишется буква Гг в соединении, а потом верхний элемент. Обратите внимание, что все элементы имеют одинаковую высоту. - Запишите до конца рабочей строки буквосочетание Гг, соблюдая расстояние и наклон. Слайд 1 - А сейчас мы с вами познакомимся с новым словом: Свобода, ударение падает на второй слог, гласную о, необходимо запомнить правописание безударной гласной о в первом слоге. Обозначает независимость, отсутствие ограничений. Запишем трижды это слово, выделив ударение, подчеркнув орфограммы. Облака проплывали за окном. - Назовите орфограммы в каждом слове. - Спишите предложение, подчеркните орфограммы. -Выполнит разбор предложения у доски, а вы в своих тетрадях. (облака– подлежащее, проплывали – сказуемое,. повеств., невоскл., полное., распрастр.) (Оценки). | Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками . Определяют задачи урока в соответствии с темой. |
Цель: обеспечить восприятие осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала: содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; | 1.Введение в тему урока 2. Создание проблемной ситуации 3.Формулирование темы и цели урока. | - А теперь узнаем тему сегодняшнего урока. - Ребята, посмотрит на доску. Не…навижу, не…смотрел, не…увидил, не…гадовал. Каким правилом мы руководствовались? Какая это орфограмма? Скажите ребята, а перед глаголами бывают предлоги? - Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (мы будем тренироваться в правописании не с глаголами). (оценки). | Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками . Определяют задачи урока в соответствии с темой. |
Цель: обеспечить восприятие осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала: содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательное и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | 1.Выполнение задания №1. 2. Выполнение упражнения 241, с.114 3. Работа с памяткой на с.147 4.Морфологический разбор глаголов Физкультминутка.
5. Выполнение упражнения № 240 на с.113 | И так ребята, вспомним, как мы с вами определяем, пишется глагол слитно с не или раздельно. (Если слово без не употребляется, то пишется слитно, в остальных случаях раздельно). И так ребята, я буду называть глагол с частицей не, а вы должно определить, слитно или раздельно пишется. После того, как мы напишем, проверим. Не поверил, не растратил, не прошел, ненавидел, не нашел, не пропел, негодовал. И так проверим, называя доказательство, почему пишем раздельно, а почему слитно. И так ребята, подведем итог, в каких случаях не пишется слитно с глаголами? Раздельно, молодцы. Знаете ли вы, где зародились Олимпийские игры? Сейчас мы поработаем с текстом. Откройте учебник на странице 114, посмотрите на упражнение 241. Прочтем текст упражнения. Нам нужно ответить на вопросы. И первый вопрос, где проходили Олимпийские игры? Кто в них участвовал? В чем состязались юноши? Почему обычай был священным? А как сейчас относятся к Олимпийским играм? Ребята, помните ли вы алгоритм морфологического разбора глагола? Повторим все вместе, откройте учебник на странице 114. Что мы определяем первым? Как поставить глагол в начальную форму? Как мы определяем спряжение глагола? Как мы определяем время? Что мы пишем в самом конце? Посмотрите на образец письменного разбора. А теперь по тренируемся, будем разбирать у доски. Весной растаял снег. Растаял – глагол. Н.ф. – таять, 1 спр, прошедшее время, м.р, ед.ч., сказуемое. Мы вышли в сад. Вышли – глагол. Что сделали? Н.ф. – выходить, 2 спр, прошедшее время, мн.ч. сказ. У реки цветут цветы. Цветут – глагол. Что делаеют? Н.ф.- цвести, 2 спр., настоящее время, мн.ч., 3 лицо. Мы пишем контрольную. Пишем – глагол. Что делаем? Н.ф.-писать. 1 спр., настоящее время, 3 лицо. Молодцы ребята, а теперь встаньте со своих рабочих мест, отдохнем: Плечики поднять, отвести назад, опустить – 5 раз. Руки: вперед, вверх, на пояс – 5 раз. Гимнастика для глаз. Присаживайтесь. Откройте страницу 113, посмотрите на упражнение 240. Нам нужно образовать от этих глаголов все формы прошедшего времени, выделив суффикс. Какой это будет суффикс? (л, ть). Запишите в тетрадях упражнение 240. Слышал, слышало, слышали, слышала. Растаял, растаяло, растаяла, растаяли. Поздравил, поздравило, поздравила, поздравили. Ответил, ответила, ответили. Увидел, увидела, увидели, увидело. Ужалило, ужалил, ужалила, ужалили. Чистил, чистила, чистило, чистили. Наклеил, наклеила, наклеило, наклеили. Какие окончания мы с вами выделили? Какие окончания в мужском роде? Женском? Среднем? В множественном числе? | Обеспечивает восприятие, осмысление и запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы. | Совершают активные действия, под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания и овладевают способами действия исправлять типичные ошибки и неверные исправления. - структурирование знаний (П); - осознанное и произвольное речевое высказывание (П); - построение логической цепи рассуждений и доказательств ; |
Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. | 1.Выполнение задания по индивидуальным карточкам. | А теперь ребята, вы выполните самостоятельную работу на карточках. Вам нужно заполнить пропуски и вставить буквы в окончания глаголов, вспоминайте какие окончания у первого спряжения, второго. Внимательно читайте текст задания. На клумбе ра__цвели цвет__. Мы с брат__м вышл__ лов__ть баб__чек. Не__прошло и часа, как мы с___братом на__ловили баб__чек. После этого, мы с__братом долго не___могли о__тойти от банки с___баб__чками. Любовал__сь ими, не___могли оторвать глаз. Молодцы ребята. | Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока. | Осуществляют активную и продуктивную деятельность по включению части в целое |
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | 1. Обобщающая беседа | И так ребята, наш урок подошел к концу, вспомним, с какими глаголами мы с вами работали? Какое правило повторили? В каких случаях не пишется слитно? Раздельно? Какие глаголы пишутся всегда слитно? | Дает анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы. | Соотносят самооценку с оценкой учителя, получают информацию о реальных результатах учения. |
2. Рефлексия | - Чему научились на уроке? - Что интересного вы узнали для себя? - Что для вас было труднее всего? - Что для вас было легче всего? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? | Оценивает деятельность учащихся | Производят самооценку деятельности | |
3. Домашнее задание и выставление оценок | Дома вы должны выполнить упражнение 236 на странице 112. Откройте его, прочтет задание…Что нужно сделать в задании? Вы получали оценки по ходу урока, поднесите дневники, я распишусь. | Проводит инструктаж | Запоминают порядок действий и приёмов |