Технологическая карта урока русского языка по теме "Глагол"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этап урока | Вид урока | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||
Организационный момент. Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству. | 1.Приветствие учащихся. 2.Эмоциональный настрой на работу. 3.Проверка готовности к уроку. | -Здравствуйте, ребята. -Садитесь. Не забываем, что сидеть вы должны ровненько, спинки держать прямо, упираясь в спинку стула, между вами и партой должен помещаться один кулачок, ручки лежат на партах, ножки ровненько стоят на полу. Покажите, как вы умеете правильно сидеть. -Давайте проверим вашу готовность к уроку. На партах у вас должны лежать тетради, учебник, пенал и дневник. Все готовы к уроку? | Приветствует учащихся; проверяет готовность к уроку; организует внимание школьников; эмоционально настраивает на урок. | Приветствуют учителя; проверяют готовность к уроку; эмоционально настраиваются на урок; готовят руки к письму | |||||||||
Пальчиковая гимнастика. Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук | 1.Упражнения на развитие рук и пальцев. | -Чтобы подготовить наши руки к письму проведем пальчиковую гимнастику. Я хочу построить дом, Чтоб окошко было в нём, Чтоб у дома дверь была, Рядом чтоб сосна росла. Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, Солнце было, дождик шёл, И тюльпан в саду расцвёл! | Осуществляет показ и проведение пальчиковой гимнастики. | Выполняют пальчиковую гимнастику. | |||||||||
Минутка чистописания. Цель: закрепить знания, повторить учебный материал, пройденный ранее, развитие логического мышления. | 1.Минутка чистописания. | -Откройте ваши тетради, запишите число и классная работа. Не забывайте, что в слове «классная» удвоенная «с». - Обратите внимание соединение каких букв представлено у вас на доске? (Сн Ве на) - Какой вид соединений у данных букв? - Запишите соединения букв в своих тетрадях, соблюдая расстояние и наклон. - Какое слово можно составить из данных соединений? (весна) - Что такое весна ? - Что происходит весной? | Ставит перед учащимися учебную задачу, контролирует её выполнение. Контролирует написание букв. | Определяют одинаковый звук в пропущенных словах. Прописывают буквы | |||||||||
2.Словарная работа. | -Сейчас мы проведем словарную работу. У каждого из вас на парте лежит карточка, на которой написаны слова с пропущенными буквами. Работая в парах, вставьте пропущенные буквы и поставьте ударение в словах. (Б_гут, цв_тет, б_жит, св_тить, л_тает, з_ленеет, щ_бечут, нар_дилась, наб_жали, зап_ют) - На какую орфограмму пропущенные буквы? (безударная гласная) -Как убедиться в написании той или иной буквы? (необходимо подобрать проверочное слово, в котором безударная гласная будет ударной) -Запишите слова в тетрадь с комментированием. - Совершенно верно. | Организует словарную работу | Выполняют словарную работу | ||||||||||
Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | 1.Введение в тему урока | - Какой частью речи являются данные слова? (глаголом) - Что вы знаете о глаголе? (Глагол- это часть речи которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?) - Для чего в речи нужны глаголы? (для того, чтобы описывать действия предметов) - Ребята, как вы думаете какой будет тема нашего сегодняшнего предмета? (Глагол) | Ставит перед учащимися проблемную ситуацию. Подводит учащихся к формулированию целей урока. | Формулируют цели урока вместе с учителем. Понимают социальную и практическую ценность изучаемого материала. | |||||||||
Обобщение изученного материала. Цель: обеспечить восприятие и первичное освоение учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | 1.Работа по теме урока 2.Беседа по теме урока. 3. работа с текстом 4. работа с предложением 5. работа с временем глагола | - Ребята, посмотрите в рабочий лист задание 1. - Прочитайте. - Вот и …(наступила) долгожданная весна. С юга …(прилетели) птицы. По деревьям ….(постукивает) дятел. Сквозь кусты … (пробирается) луч солнца. Вскоре животные …(проснутся) от зимней спячки. Вот-вот вся природа …. (оживет)! -Чего не хватает в этом тексте? (Не хватает глаголов) -Почему вы решили, что не хватает глаголов? Докажите. (Отсутствует действие) -Что обозначают глаголы? (Действие предмета) - Прочитайте второе предложение. (С юга ПРИЛЕТЕЛИ птицы) - Прочитайте третье предложение. - Слова какой части речи вы вставили в рассказ? (Часть речи – глагол) - Выпишите в рабочий лист первое предложение и подчеркните, грамматическую основу. ВОТ И НАСТУПИЛА ДОЛГОЖДАННАЯ ВЕСНА. - Прочитайте грамматическую основу.(Весна наступила) - Каким Членом предложения является глагол? ( сказуемым) _что вы еще можете сказать о форме данного глагола? (глагол стоит в прошедшем времени) - Какие еще времена глаголов вы знаете? (наст, буд.) - Ребята, посмотрите внимательно на глаголы. Распределите их в три группы. -По какому признаку будем их распределять?(по временному признаку) - Какие времена глаголов вы знаете? (наст.вр., пр.вр., буд.вр.)
- Что мы с вами сейчас выполнили? (распределили глаголы по трем группам) - Как изменялись данные глаголы? (по временам) - Обратите внимание в каком времени употреблен глагол в первом предложении? (глагол НАСТУПИЛА употреблен в прошедшем времени ) - Что нам указывает на то, что данный глагол стоит в прошедшем времени? (наличие суффикса Л) - Давайте с вами обратимся к написанному тексту и прочитаем второе предложение 1. С юга ПРИЛЕТЕЛИ птицы. -Какой глагол употреблен в данном предложении? (прилетели) - В каком времени потреблен данный глагол? (в прошедшем времени) - что нам указывает на то, что глагол стоит в прошедшем времени? (суффикс Л) - Как изменяется глагол? (по времени) - Какие бывают времена глагола? (Настоящее, прошедшее и будущее) - Теперь изменим представленный глагол по времени и запишем получившиеся предложения. 1. С юга ПРИЛЕТЕЛИ птицы. 2. С юга ЛЕТЯТ птицы. 3. С юга ПРИЛЕТЯТ птицы. - На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (что делает? что делают?) - Что обозначают глаголы настоящего времени? (Глаголы настоящего времени обозначают действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи) - На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени что делал? что сделал?) - На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (Что делает? Что делают?) - На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? (что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?) - Что обозначают глаголы будущего времени? (Глаголы будущего времени обозначают действия, которые еще не произошли, но произойдут в будущем времени, после момента речи) - Ребята, время глагола каким признаком является? (не постоянным) - Почему? (потому что изменяется по 3м временам) -Молодцы. -Теперь немного отдохнем. | Обеспечивает учащимся закрепление и систематизацию знаний о глаголе как части речи. Организует работу с текстом; даёт целевую установку: найти в каждом предложении основу и подчеркнуть | Обобщают знания о глаголе. Отвечают на вопросы. Объясняют роль глаголов в тексте. | |||||||||
Физкультминутка. Цель: снизить утомляемость учащихся, профилактика утомления мышц. | | Я буду показывать вам движения, а вы будете повторять. Я сижу – мы сидим Я смотрю – мы смотрим Я стою – мы стоим Я бегу-мы бежим Я думаю – мы думаем Я прыгаю- мы прыгаем Я хлопаю –мы хлопаем Я топаю- мы топаем Я присаживаюсь – мы присаживаемся | | | |||||||||
| 5. определение числа глагола | - Что мы сейчас с вами выполняли? (действия) - Ребята, кто же из вас заметил, что происходило с глаголами? (они изменялись) - Как они изменялись ? (по числам) -Прослушайте стихотворение. Будьте готовы отвечать на вопросы. Ручейки по улице Все журчат и журчат. Журавли курлыкают И летят, и летят. - Какие глаголы встретились в данном четверостишье? (называют глаголы) - что общего у всех этих глаголов? (все глаголы стоят во множественном числе) - Верно. Поставьте все эти глаголы в единственное число и прочитайте четверостишье. Ручей по улице Все журчит и журчит. Журавль курлыкает И летит, и летит. - Запишите получившееся стихотворение с измененным числом глагола, под диктовку по строчкам. _- Ребята, что мы закрепили в ходе данного упражнения? (число глагола) - Какие бывают числа глаголов? (единственное и множественное) - Число глагола какой это признак? (непостоянный) КЛАСТЕР - с какой частью речи, мы свами работали на уроке? (глагол) - На какие вопросы отвечает глагол? (что делать, что сделать) - Как изменяется глагол? (по временам) Какие времена глаголов вы знаете ? (наст.вр., пр.вр., буд.вр.) Как еще изменяются глаголы? (по числам) Какие числа глаголов вы знаете? (ед.ч., и мн. Ч.) | Осуществляет профилактику переутомления, показывает образец выполнения упражнений. | Выполняют движения по образцу учителя. | |||||||||
Подведение итогов. Рефлексия. Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. | 1.твопрческое задание 2.Рефлексия. 3.Выставление оценок. | Сейчас вам предстоит выполнить творческое задание. В ходе урока на нашей доске появилось достаточное количество глаголов. К какому времени году они относятся? (весна) Сейчас каждый из вас станет творцом слова. У каждого на столе лежит рабочий лист. Вам необходимо записать свой текст о весне используя глаголы, которые встречались нам в ходе урока. После чего вы нарисуете изображение природы с отражением своей души и настроения на сегодняшний день. | С помощью вопросов, побуждает учеников к высказыванию своего мнения. | |