Технологическая карта урока русского языка по теме "Глагол"

0
0
Материал опубликован 10 April

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Урок русского языка 3 класс (УМК «Школа России»)

Учитель:

Тема

Глагол.

Педагогическая цель

Систематизировать и обобщить знания о глаголе как о части речи

Тип урока

Обобщение изученного материала

Планируемые результаты (предметные)

Обобщить знание о глаголе как части речи; развивать умение правильно и точно использовать в речи глаголы; находить глаголы в предложении, текстах; закрепить умения разбора предложений; составлять нераспространенные предложения. Развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать, делать выводы, развивать творческую мыслительную деятельность. Формировать умения передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, воспитывать интерес к изучению русского языка.

Личностные результаты

Уметь использовать в работе ранее полученные знания на основе наблюдений; создавать связные устные высказывания на тему; извлекать информацию; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характеров.

Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты; формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Коммуникативные: формирование умения строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Методы и формы обучения

Словесный, практический, наглядный, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия

Глагол, нераспространенное предложение, основа предложения, подлежащее, сказуемое.

Образовательные ресурсы

Учебник русского языка 3 класс , 2 часть; тетрадь, компьютер, карточки, оценочные листы.





Этап урока

Вид урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.


1.Приветствие учащихся.

2.Эмоциональный настрой на работу.

3.Проверка готовности к уроку.


-Здравствуйте, ребята.

-Садитесь. Не забываем, что сидеть вы должны ровненько, спинки держать прямо, упираясь в спинку стула, между вами и партой должен помещаться один кулачок, ручки лежат на партах, ножки ровненько стоят на полу. Покажите, как вы умеете правильно сидеть.

-Давайте проверим вашу готовность к уроку. На партах у вас должны лежать тетради, учебник, пенал и дневник. Все готовы к уроку?

Приветствует учащихся; проверяет готовность к уроку; организует внимание школьников; эмоционально настраивает на урок.

Приветствуют учителя; проверяют готовность к уроку; эмоционально настраиваются на урок; готовят руки к письму




Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук

1.Упражнения на развитие рук и пальцев.

-Чтобы подготовить наши руки к письму проведем пальчиковую гимнастику.

Я хочу построить дом,

Чтоб окошко было в нём,

Чтоб у дома дверь была,

Рядом чтоб сосна росла.

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

Солнце было, дождик шёл,

И тюльпан в саду расцвёл!

Осуществляет показ и проведение пальчиковой гимнастики.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Минутка чистописания.

Цель: закрепить знания, повторить учебный материал, пройденный ранее, развитие логического мышления.

1.Минутка чистописания.


-Откройте ваши тетради, запишите число и классная работа. Не забывайте, что в слове «классная» удвоенная «с».

- Обратите внимание соединение каких букв представлено у вас на доске? (Сн Ве на)

- Какой вид соединений у данных букв?

- Запишите соединения букв в своих тетрадях, соблюдая расстояние и наклон.

- Какое слово можно составить из данных соединений? (весна)

- Что такое весна ?

- Что происходит весной?

Ставит перед учащимися учебную задачу, контролирует её выполнение. Контролирует написание букв.



Определяют одинаковый звук в пропущенных словах.

Прописывают буквы


2.Словарная работа.

















-Сейчас мы проведем словарную работу. У каждого из вас на парте лежит карточка, на которой написаны слова с пропущенными буквами. Работая в парах, вставьте пропущенные буквы и поставьте ударение в словах.

(Б_гут, цв_тет, б_жит, св_тить, л_тает, з_ленеет, щ_бечут, нар_дилась, наб_жали, зап_ют)

- На какую орфограмму пропущенные буквы? (безударная гласная)

-Как убедиться в написании той или иной буквы? (необходимо подобрать проверочное слово, в котором безударная гласная будет ударной)

-Запишите слова в тетрадь с комментированием.

- Совершенно верно.



Организует словарную работу


Выполняют словарную работу


Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

1.Введение в тему урока


- Какой частью речи являются данные слова? (глаголом)

- Что вы знаете о глаголе? (Глагол- это часть речи которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?)

- Для чего в речи нужны глаголы? (для того, чтобы описывать действия предметов)

- Ребята, как вы думаете какой будет тема нашего сегодняшнего предмета? (Глагол)
- Сегодня мы вспомним и обобщим знания о глаголе.

Ставит перед учащимися проблемную ситуацию. Подводит учащихся к формулированию целей урока.

Формулируют цели урока вместе с учителем. Понимают социальную и практическую ценность изучаемого материала.

Обобщение изученного материала.

Цель: обеспечить восприятие и первичное освоение учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

1.Работа по теме урока


2.Беседа по теме урока.





3. работа с текстом
















4. работа с предложением





5. работа с временем глагола










- Ребята, посмотрите в рабочий лист задание 1.

- Прочитайте.

- Вот и …(наступила) долгожданная весна. С юга …(прилетели) птицы. По деревьям ….(постукивает) дятел. Сквозь кусты … (пробирается) луч солнца. Вскоре животные …(проснутся) от зимней спячки. Вот-вот вся природа …. (оживет)!

-Чего не хватает в этом тексте? (Не хватает глаголов)

-Почему вы решили, что не хватает глаголов? Докажите. (Отсутствует действие)

-Что обозначают глаголы? (Действие предмета)
- Подберите самостоятельно к первому предложению подходящий по смыслу глагол.
- Прочитайте первое предложение. (Вот и НАСТУПИЛА долгожданная весна)
- Подберите подходящий по смыслу глагол ко второму предложению.

- Прочитайте второе предложение. (С юга ПРИЛЕТЕЛИ птицы)
- Подберите глагол к третьему предложению.

- Прочитайте третье предложение.

- Слова какой части речи вы вставили в рассказ? (Часть речи – глагол)

- Выпишите в рабочий лист первое предложение и подчеркните, грамматическую основу.

ВОТ И НАСТУПИЛА ДОЛГОЖДАННАЯ ВЕСНА.

- Прочитайте грамматическую основу.(Весна наступила)

- Каким Членом предложения является глагол? ( сказуемым)

_что вы еще можете сказать о форме данного глагола? (глагол стоит в прошедшем времени)

- Какие еще времена глаголов вы знаете? (наст, буд.)

- Ребята, посмотрите внимательно на глаголы. Распределите их в три группы.

-По какому признаку будем их распределять?(по временному признаку)

- Какие времена глаголов вы знаете? (наст.вр., пр.вр., буд.вр.)

Пр.вр.

Наст.вр.

Буд.вр.

Наступила

Постукивает

Проснутся

Прилетели

Пробирается

Оживет

- Что мы с вами сейчас выполнили? (распределили глаголы по трем группам)

- Как изменялись данные глаголы? (по временам)

- Обратите внимание в каком времени употреблен глагол в первом предложении? (глагол НАСТУПИЛА употреблен в прошедшем времени )

- Что нам указывает на то, что данный глагол стоит в прошедшем времени? (наличие суффикса Л)

- Давайте с вами обратимся к написанному тексту и прочитаем второе предложение

1. С юга ПРИЛЕТЕЛИ птицы.

-Какой глагол употреблен в данном предложении? (прилетели)

- В каком времени потреблен данный глагол? (в прошедшем времени)

- что нам указывает на то, что глагол стоит в прошедшем времени? (суффикс Л)

- Как изменяется глагол? (по времени)

- Какие бывают времена глагола? (Настоящее, прошедшее и будущее)

- Теперь изменим представленный глагол по времени и запишем получившиеся предложения.

1. С юга ПРИЛЕТЕЛИ птицы.

2. С юга ЛЕТЯТ птицы.

3. С юга ПРИЛЕТЯТ птицы.

- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (что делает? что делают?)

- Что обозначают глаголы настоящего времени? (Глаголы настоящего времени обозначают действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи)

- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени что делал? что сделал?)

- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (Что делает? Что делают?)

- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? (что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?)

- Что обозначают глаголы будущего времени? (Глаголы будущего времени обозначают действия, которые еще не произошли, но произойдут в будущем времени, после момента речи)

- Ребята, время глагола каким признаком является? (не постоянным)

- Почему? (потому что изменяется по 3м временам)

-Молодцы.

-Теперь немного отдохнем.

Обеспечивает учащимся закрепление и систематизацию знаний о глаголе как части речи.








Организует работу с текстом; даёт целевую установку: найти в каждом предложении основу и подчеркнуть


Обобщают знания о глаголе. Отвечают на вопросы.











Объясняют роль глаголов в тексте.


Физкультминутка.

Цель: снизить утомляемость учащихся, профилактика утомления мышц.



Я буду показывать вам движения, а вы будете повторять.

Я сижу – мы сидим

Я смотрю – мы смотрим

Я стою – мы стоим

Я бегу-мы бежим

Я думаю – мы думаем

Я прыгаю- мы прыгаем

Я хлопаю –мы хлопаем

Я топаю- мы топаем

Я присаживаюсь – мы присаживаемся




5. определение числа глагола


- Что мы сейчас с вами выполняли? (действия)

- Ребята, кто же из вас заметил, что происходило с глаголами? (они изменялись)

- Как они изменялись ? (по числам)

-Прослушайте стихотворение. Будьте готовы отвечать на вопросы.

Ручейки по улице

Все журчат и журчат.

Журавли курлыкают

И летят, и летят.

- Какие глаголы встретились в данном четверостишье? (называют глаголы)

- что общего у всех этих глаголов? (все глаголы стоят во множественном числе)

- Верно. Поставьте все эти глаголы в единственное число и прочитайте четверостишье.

Ручей по улице

Все журчит и журчит.

Журавль курлыкает

И летит, и летит.


- Запишите получившееся стихотворение с измененным числом глагола, под диктовку по строчкам.

_- Ребята, что мы закрепили в ходе данного упражнения? (число глагола)

- Какие бывают числа глаголов? (единственное и множественное)

- Число глагола какой это признак? (непостоянный)

КЛАСТЕР

- с какой частью речи, мы свами работали на уроке? (глагол)

- На какие вопросы отвечает глагол? (что делать, что сделать)

- Как изменяется глагол? (по временам)

Какие времена глаголов вы знаете ? (наст.вр., пр.вр., буд.вр.)

Как еще изменяются глаголы? (по числам)

Какие числа глаголов вы знаете? (ед.ч., и мн. Ч.)

Осуществляет профилактику переутомления, показывает образец выполнения упражнений.


Выполняют движения по образцу учителя.


Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

1.твопрческое задание


2.Рефлексия.





3.Выставление оценок.

Сейчас вам предстоит выполнить творческое задание.

В ходе урока на нашей доске появилось достаточное количество глаголов.

К какому времени году они относятся? (весна)

Сейчас каждый из вас станет творцом слова.

У каждого на столе лежит рабочий лист. Вам необходимо записать свой текст о весне используя глаголы, которые встречались нам в ходе урока. После чего вы нарисуете изображение природы с отражением своей души и настроения на сегодняшний день.

С помощью вопросов, побуждает учеников к высказыванию своего мнения.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации