Технологическая карта урока русского языка по теме «Разряды наречий по значению» (6 класс)
Технологическая карта урока русского языка по теме «Разряды наречий по значению» (6 класс)
Сведения об авторе: Стефанова Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы УКП «РДБ» ГОУ РК «Республиканский центр образования» г. Сыктывкара Республики Коми.
На уроке используется электронная форма учебника «Русский язык. 6 класс», авторы Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И.
ЭФУ используется при изучении нового учебного материала (работа с таблицей и полезной информацией о разрядах наречий «Возьмите на заметку!» на стр. 222), на этапе рефлексии (выполнение упражнения № 606 на стр. 225). Также на уроке учитель комментирует домашнее задание (стр. 224, упр.603, 604).
Цель урока: знакомство с разрядами наречий по значению.
Задачи:
- познакомить учащихся с разрядами наречий по значению;
- формировать у учащихся умение находить наречия, определять их значение;
- развивать речь учащихся, коммуникативные умения и навыки;
- на примере пословиц воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||
1. Организационный этап (1 мин.) | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, эмоционально настраивает на продуктивную работу на уроке. | Учащиеся приветствуют учителя, друг друга, проверяют свою готовность к уроку, эмоционально настраиваются на работу на уроке. | |||||||||||||||||||||
2. Этап мотивации (2 мин.) | Предлагает с помощью ребусов определить тему урока. | Активное слушание. Учащиеся формулируют тему урока. В тетради записывают дату и тему урока: «Разряды наречий по значению». | |||||||||||||||||||||
3. Этап актуализация знаний (5 мин.) | Предлагает учащимся вспомнить, что известно о наречии. | Пользуясь планом, рассказывают о наречии: 1) Общее грамматическое значение. 2) Морфологические признаки наречий. 3) Синтаксическая роль в предложении. | |||||||||||||||||||||
4. Целеполагание (2 мин.) | Предлагает учащимся сформулировать цель урока, заполнить таблицу «ЗХУ» (1 и 2 столбики). | Определяют цель своей деятельности, заполняют первые 2 столбика таблицы «ЗХУ»:
| |||||||||||||||||||||
5. Этап фиксирования затруднения и построение проекта выхода из создавшейся ситуации (5 мин.) | Предлагает учащимся подумать над тем, как определить разряд наречий по значению. Предлагает учащимся обратиться к учебнику (§ 61, стр. 222), проверить свои предположения и заполнить таблицу:
| Высказывают свои предположения. Проверяют свои предположения, знакомясь с теоретическим материалом учебника, заполняют таблицу. Делают вывод, что разряды наречий определяют по вопросу. | |||||||||||||||||||||
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (5 мин.) | Проверка выполнения задания. Комментирует ответы учащихся. Предлагает в каждую группу записать по 2-3 своих примера.
Предлагает учащимся подумать, наречий каких групп, по их мнению, больше в русском языке, чем остальных. | «По цепочке» читают (проговаривают) сделанные записи, сверяют их по эталону. Приводят свои примеры. Высказывают свои предположения. Читают материал учебника «Возьмите на заметку!» (стр. 222). Делают вывод о том, что в русском языке больше наречий образа и способа действия, меры и степени. Их количество активно пополняется. | |||||||||||||||||||||
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (7 мин.) | Сообщает учащимся, что урок сегодня не совсем обычный. Предлагает с помощью пословиц определить, о чём пойдёт речь на уроке: 1) … не купишь. 2) … всего дороже. 3) Где … , там и красота. Предлагает учащимся ответить на вопросы: - «Что такое здоровье?» «Что значит быть здоровым?» Предлагает подобрать слова-ассоциации, начинающиеся с букв слова «ЗДОРОВЬЕ». Предлагает обратиться к словарю С.И. Ожегова, прочитать словарную статью о слове «ЗДОРОВЬЕ». Сообщает учащимся, что у русского народа много пословиц о здоровье. Предлагает прочитать пословицы, объяснить их смысл, найти наречия, определить разряды наречий. | Определяют, что на уроке речь пойдёт о здоровье. Учащиеся высказывают своё мнение. Подбирают слова-ассоциации: З – зарядка, занятия спортом, закаливание, Д – диета, доброта, доктор, О – оптимизм, Р – развитие, рацион питания, радость О – отдых, организм, В – витамины, врач, вода, воздух, Ь – Е – еда. Читают словарную статью: 1. Правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. Состояние здоровья. Беречь здоровье. Расстроить здоровье. 2. То или иное состояние организма. Крепкое, слабое здоровье. Как здоровье? На здоровье (выражение доброго пожелания в ответ на благодарность за еду, за угощение или при угощении). Работают с пословицами: 1. Береги платье снову, а здоровье смолоду. 2. Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок. 3. Довеку далеко — всё заживет. 4. Застарелую болезнь лечить трудно. 5. Кто встал до дня, тот днём здоров. 6. Несладко, неладно, зато здорово. 6 учащихся «по цепочке» работают у доски. Остальные учащиеся работают самостоятельно, сверяют правильность выполнения задания, проводят самоанализ и самоконтроль. | |||||||||||||||||||||
8. Физкультминутка (3 мин.) | Проводит «Физкультминутку с наречиями», использует стихотворение Т.А. Меркурьевой: Руку ВЛЕВО. Руку ВПРАВО. Руки ВВЕРХ. Руки ВНИЗ. На носочки поднимись, И на пятки опустись. ДРУЖНО ВМЕСТЕ повернулись, ВЛЕВО, ВПРАВО потянулись, Ножками подвигали, И ЧУТЬ-ЧУТЬ попрыгали. ВПРАВО, ВЛЕВО повернись, А ПОТОМ ВПЕРЁД нагнись, ВНИЗ присядь, ВВЕРХ потянись. А ПОТОМ за стол садись. | Учащиеся выполняют упражнения, на слух определяют и называют разряды наречий по значению. | |||||||||||||||||||||
9. Творческое применение знаний в новой учебной ситуации (10 мин.) | Предлагает учащимся вставить в текст подходящие по смыслу наречия, определить их разряд, сделать вывод о роли здорового образа жизни для человека. Несколько слов о здоровом образе жизни Люди … говорят о здоровом образе жизни, но … их представления ошибочны. Что же это такое? Здоровый образ жизни – это образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление организма в целом. Основной принцип здорового образа жизни – занятие спортом. Физическая активность … стимулирует работу всего организма. При недостатке движения тело … дряхлеет, становится больным. … важной составляющей здорового образа жизни является питание. То, что мы едим, … оказывает влияние на весь наш организм и его функционирование. От поступления тех или иных веществ зависит наше самочувствие, настроение, внимание, память. … одним принципом здорового образа жизни является стрессоустойчивость. Человек … испытывает стресс. Не стоит … переживать из-за ситуаций, на которые вы не в силах повлиять. И … один совет: живите полноценной жизнью, … бывайте на свежем воздухе, … общайтесь с друзьями. И … ваша жизнь будет здоровой и полноценной. Слова-помощники: непосредственно, постоянно, много, тогда, часто, быстро, больше, сильно, очень, ещё, чаще, напоследок (можно дать учащимся при возникновении затруднений). | Учащиеся работают с деформированным текстом, вставляют подходящие по смыслу наречия, определяют разряды наречий, делают вывод о роли здорового образа жизни для человека. | |||||||||||||||||||||
10. Рефлексия содержания учебного материала и деятельности учащихся на уроке (3 мин.) | Предлагает учащимся, используя материал учебника, свои знания о разрядах наречий по значению (стр. 225, упр. 606). Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, заполнить 3 столбик таблицы «ЗХУ», комментирует и оценивает работу учащихся. | Учащиеся рассказывают о разрядах наречий по значению, приводят примеры. Учащиеся делают вывод по теме урока, оценивают свою работу на уроке, заполняют 3 столбик таблицы «ЗХУ»:
| |||||||||||||||||||||
11. Домашнее задание (2 мин.) | Комментирует домашнее задание (выполнение упражнения на закрепление полученных знаний по учебнику). | Учащиеся записывают домашнее задание (стр. 224, упр.603, 604). |
Использованные источники:
ЭФУ Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. Русский язык. 6 класс. – М.: Дрофа, 2019
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: «АЗЪ», 1996
Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. – М.: «Русский язык», 1991
http://q098765.ucoz.net/load/russkij_jazyk/narechie/refleksija_i_fizminutki_na_urokakh_po_teme_narechie/47-1-0-42 - стихотворение Т.А. Меркурьевой «Физкультминутка с наречиями»
Ребус сгенерирован с помощью онлайн-сервиса:
http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&slovo=%C3%D0%D3%CF%CF%DB&skip=2&mode=0
Кияйкина Наталья Федоровна