Технологическая карта урока русского языка по теме «Разряды наречий по значению» (6 класс)

4
1
Материал опубликован 8 April 2020 в группе

Технологическая карта урока русского языка по теме «Разряды наречий по значению» (6 класс)


Сведения об авторе: Стефанова Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы УКП «РДБ» ГОУ РК «Республиканский центр образования» г. Сыктывкара Республики Коми.

На уроке используется электронная форма учебника «Русский язык. 6 класс», авторы Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И.

ЭФУ используется при изучении нового учебного материала (работа с таблицей и полезной информацией о разрядах наречий «Возьмите на заметку!» на стр. 222), на этапе рефлексии (выполнение упражнения № 606 на стр. 225). Также на уроке учитель комментирует домашнее задание (стр. 224, упр.603, 604).

Цель урока: знакомство с разрядами наречий по значению.

Задачи:

- познакомить учащихся с разрядами наречий по значению;

- формировать у учащихся умение находить наречия, определять их значение;

- развивать речь учащихся, коммуникативные умения и навыки;

- на примере пословиц воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап (1 мин.)

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, эмоционально настраивает на продуктивную работу на уроке.

Учащиеся приветствуют учителя, друг друга, проверяют свою готовность к уроку, эмоционально настраиваются на работу на уроке.

2. Этап мотивации (2 мин.)

Предлагает с помощью ребусов определить тему урока.

    

Активное слушание. Учащиеся формулируют тему урока. В тетради записывают дату и тему урока: «Разряды наречий по значению».

3. Этап актуализация знаний (5 мин.)

Предлагает учащимся вспомнить, что известно о наречии.




Пользуясь планом, рассказывают о наречии:

1) Общее грамматическое значение.

2) Морфологические признаки наречий.

3) Синтаксическая роль в предложении.

4. Целеполагание (2 мин.)

Предлагает учащимся сформулировать цель урока, заполнить таблицу «ЗХУ» (1 и 2 столбики).






Определяют цель своей деятельности, заполняют первые 2 столбика таблицы «ЗХУ»:

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)





5. Этап фиксирования затруднения и построение проекта выхода из создавшейся ситуации (5 мин.)

Предлагает учащимся подумать над тем, как определить разряд наречий по значению.

Предлагает учащимся обратиться к учебнику (§ 61, стр. 222), проверить свои предположения и заполнить таблицу:

Разряды наречий по значению

Вопросы

Примеры














Высказывают свои предположения.

Проверяют свои предположения, знакомясь с теоретическим материалом учебника, заполняют таблицу.

Делают вывод, что разряды наречий определяют по вопросу.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (5 мин.)

Проверка выполнения задания. Комментирует ответы учащихся. Предлагает в каждую группу записать по 2-3 своих примера.

Разряды наречий по значению

Вопросы

Примеры

1. Образ и способ действия

Как? Каким образом?

быстро, весело

2. Мера и степень


Сколько? Во сколько раз? На сколько? В какой сте­пени? В какой мере?

мало, втрое

3. Время

Когда? С каких пор? До каких пор?

вчера, давно

4. Место

Где? Куда? Откуда?

далеко, налево

5. Причина

Почему?

сгоряча, сослепу

6. Цель

Зачем? С какой целью?

нарочно, назло

Предлагает учащимся подумать, наречий каких групп, по их мнению, больше в русском языке, чем остальных.

«По цепочке» читают (проговаривают) сделанные записи, сверяют их по эталону.

Приводят свои примеры.











Высказывают свои предположения. Читают материал учебника «Возьмите на заметку!» (стр. 222). Делают вывод о том, что в русском языке больше наречий образа и способа действия, меры и степени. Их количество активно пополняется.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (7 мин.)


Сообщает учащимся, что урок сегодня не совсем обычный.

Предлагает с помощью пословиц определить, о чём пойдёт речь на уроке:

1) … не купишь.

2) … всего дороже.

3) Где … , там и красота.



Предлагает учащимся ответить на вопросы:

- «Что такое здоровье?»

«Что значит быть здоровым?»



Предлагает подобрать слова-ассоциации, начинающиеся с букв слова «ЗДОРОВЬЕ».



















Предлагает обратиться к словарю С.И. Ожегова, прочитать словарную статью о слове «ЗДОРОВЬЕ».



















Сообщает учащимся, что у русского народа много пословиц о здоровье.

Предлагает прочитать пословицы, объяснить их смысл, найти наречия, определить разряды наречий.



Определяют, что на уроке речь пойдёт о здоровье.



Учащиеся высказывают своё мнение.



Подбирают слова-ассоциации:

З – зарядка, занятия спортом, закаливание,

Д – диета, доброта, доктор,

О – оптимизм,

Р – развитие, рацион питания, радость

О – отдых, организм,

В – витамины, врач, вода, воздух,

Ь –

Е – еда.


Читают словарную статью:

1. Правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. Состояние здоровья. Беречь здоровье. Расстроить здоровье.

2. То или иное состояние организма. Крепкое, слабое здоровье. Как здоровье? На здоровье (выражение доброго пожелания в ответ на благодарность за еду, за угощение или при угощении).



Работают с пословицами:

1. Береги платье снову, а здоровье смолоду.

2. Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

3. Довеку далеко — всё заживет.

4. Застарелую болезнь лечить трудно.

5. Кто встал до дня, тот днём здоров.

6. Несладко, неладно, зато здорово.

6 учащихся «по цепочке» работают у доски. Остальные учащиеся работают самостоятельно, сверяют правильность выполнения задания, проводят самоанализ и самоконтроль.

8. Физкультминутка (3 мин.)

Проводит «Физкультминутку с наречиями», использует стихотворение Т.А. Меркурьевой:



Руку ВЛЕВО. Руку ВПРАВО.

Руки ВВЕРХ. Руки ВНИЗ.

На носочки поднимись,

И на пятки опустись.

ДРУЖНО ВМЕСТЕ повернулись,

ВЛЕВО, ВПРАВО потянулись,

Ножками подвигали,

И ЧУТЬ-ЧУТЬ попрыгали.

ВПРАВО, ВЛЕВО повернись,

А ПОТОМ ВПЕРЁД нагнись,

ВНИЗ присядь, ВВЕРХ потянись.

А ПОТОМ за стол садись.

Учащиеся выполняют упражнения, на слух определяют и называют разряды наречий по значению.

9. Творческое применение знаний в новой учебной ситуации (10 мин.)

Предлагает учащимся вставить в текст подходящие по смыслу наречия, определить их разряд, сделать вывод о роли здорового образа жизни для человека.



Несколько слов о здоровом образе жизни

Люди … говорят о здоровом образе жизни, но … их представления ошибочны. Что же это такое?

Здоровый образ жизни – это образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление организма в целом.

Основной принцип здорового образа жизни – занятие спортом. Физическая активность … стимулирует работу всего организма. При недостатке движения тело … дряхлеет, становится больным.

важной составляющей здорового образа жизни является питание. То, что мы едим, … оказывает влияние на весь наш организм и его функционирование. От поступления тех или иных веществ зависит наше самочувствие, настроение, внимание, память.

одним принципом здорового образа жизни является стрессоустойчивость. Человек … испытывает стресс. Не стоит … переживать из-за ситуаций, на которые вы не в силах повлиять.

И … один совет: живите полноценной жизнью, … бывайте на свежем воздухе, … общайтесь с друзьями. И … ваша жизнь будет здоровой и полноценной.

Слова-помощники: непосредственно, постоянно, много, тогда, часто, быстро, больше, сильно, очень, ещё, чаще, напоследок (можно дать учащимся при возникновении затруднений).

Учащиеся работают с деформированным текстом, вставляют подходящие по смыслу наречия, определяют разряды наречий, делают вывод о роли здорового образа жизни для человека.


10. Рефлексия содержания учебного материала и деятельности учащихся на уроке (3 мин.)


Предлагает учащимся, используя материал учебника, свои знания о разрядах наречий по значению (стр. 225, упр. 606).

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, заполнить 3 столбик таблицы «ЗХУ», комментирует и оценивает работу учащихся.




Учащиеся рассказывают о разрядах наречий по значению, приводят примеры.

Учащиеся делают вывод по теме урока, оценивают свою работу на уроке, заполняют 3 столбик таблицы «ЗХУ»:

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)





11. Домашнее задание (2 мин.)

Комментирует домашнее задание (выполнение упражнения на закрепление полученных знаний по учебнику).

Учащиеся записывают домашнее задание (стр. 224, упр.603, 604).


Использованные источники:

ЭФУ Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. Русский язык. 6 класс. – М.: Дрофа, 2019

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: «АЗЪ», 1996

Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. – М.: «Русский язык», 1991

http://q098765.ucoz.net/load/russkij_jazyk/narechie/refleksija_i_fizminutki_na_urokakh_po_teme_narechie/47-1-0-42 - стихотворение Т.А. Меркурьевой «Физкультминутка с наречиями»

Ребус сгенерирован с помощью онлайн-сервиса:

http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&slovo=%C3%D0%D3%CF%CF%DB&skip=2&mode=0




















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за полезный и качественный материал!

11 April 2020

Похожие публикации