Технологическая карта урока русского языка по теме «Упражнение в правильном написании окончаний глаголов, определение спряжения»
Урок русского языка в 4 А классе (УМК «Школа России») | |
Тема | Упражнение в правильном написании окончаний глаголов, определение спряжения. |
Педагогическая цель | Упражняется в правильном написании окончаний глаголов, тренироваться в определении спряжения глаголов. |
Тип урока | Закрепление изученного материала. |
Планируемые | Сформировать умение писать грамотно безударные личные окончания глаголов, закрепить умение определять спряжение глаголов. |
Личностные | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. |
Универсальные | Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Основные понятия | Глагол, окончание, спряжение. |
Методы и формы | Фронтальная форма, индивидуальная форма; словесный, практический, наглядный. |
Оборудование | Учебник русского языка, 4 класс, 2 часть, автор В.Г.Горецкий, В.П.Канакина; рабочая тетрадь; мультимедийная презентация |
Этап урока | Виды работ на уроке | Содержание взаимодействия с учащимися. |
Организационный момент. Цель: организация класса, эмоциональный настрой на работу, мотивация работы обучающихся на уроке. | 1.Приветствие. 2.Эмоциональный настрой 3. Проверка готовности к уроку | -Здравствуйте. - Я желаю вам успехов на уроке. - Проверим готовность к уроку: на столах у вас должны лежать ручки, тетради, учебник русского языка. Так же не будем забывать о том, что сидеть вы должны ровно, ручку держать правильно. |
Пальчиковая гимнастика. Цель: подготовка руки к письму | 1.Пальчиковая гимнастика. | - Подготовим руки к письму. Выполним пальчиковую гимнастику. Ветер по лесу летал, (плавные, волнообразные движения ладонями) Ветер листики считал: (загибать по одному пальчику) Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки – золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. (спокойно уложить ладони на стол) Теперь когда ваши ручки готовы, приступим к работе. |
Актуализация знаний. Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученным темам | 1. Минутка чистописания. 2.Словарная работа | - А теперь откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, на следующей строчке «Классная работа», обращаем внимание на то, что в словосочетании «Классная работа» удвоенные согласные сс. - Сейчас я вам предлагаю отгадать загадку, отгадкой будет буква, которую мы будем сегодня писать на уроке: Эта буква звонко лает, - Обратите внимание на образец написания на доске. - Какое соединение между заглавной и строчной буквами Щщ? (верхнее). Обратите внимание, что все элементы параллельны, так же не забывайте, что петелька не должна быть очень длинной. - Запишите до конца рабочей строки буквосочетание заглавной и строчной букв Щщ, соблюдая расстояние и наклон. - Ребята, для чего мы должны уметь красиво и разборчиво писать? (ответы учащихся) - Молодцы, верно. Но, мы должны писать не только красиво и разборчиво, необходимо помнить и о грамотности вашего письма. Слайд 2 - А сейчас мы с вами повторим написание ранее изученных словарных слов. Посмотрите на слайд. Будем отгадывать ребусы: Назад, вперед, сеялка, сверху, снизу, везде, свитер. (в слове назад, ударение падает на второй слог, гласную букву а, запомним, что пишется слитно, вперед, ударение падает на второй слог гласную букву е, запомним, что пишется слитно, сеялка, ударение падает на первый слог, букву е, запомним правописание безударной гласной я, сверху, ударение падает на первый слог, гласную букву е, запомним, что пишется слитно, снизу, ударение падает на первый слог, гласную букву и, запомним, что пишется слитно, везде, ударение падает на второй слог, гласную букву е, запомним, правописание безударной гласной е. Запишем эти слова в ваши тетради. Составим устно предложение, используя словарные слова. Запишем предложение у доски, а вы в своих тетрадях. Мама связала теплый свитер. - Назовите орфограммы в каждом слове. - Спишите предложение, подчеркните орфограммы. -Выполнит разбор предложения у доски, а вы в своих тетрадях. (мама – подлежащее, связала – сказуемое, повеств., невоскл., полное., распрастр.) (Оценки). |
III.Целеполагание Цель: обеспечить восприятие осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала: содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательное и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала | 1.Введение в тему урока 2.Формулирование темы и цели урока. | - А теперь узнаем тему сегодняшнего урока. Для этого посмотрите внимательно на слайд. Что написано? (глаголы). Сл.3 Гуля.ть, иск.ть, дум.ть, езд.ть, сто.ть, помн.шь, терп.шь, люб.ть. - Заполним пропуски в окончаниях. - На какие группы мы можем их поделить? (1 и 2 спряжение). - А что такое спряжение? (изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени). - Какие глаголы мы относим к первому спряжению? (ать, еть, оть, уть). - Какие глаголы мы относим ко второму спряжению? (ить). Назовите исключения, относящиеся ко второму спряжению: слышать, гнать, дышать, держать, смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть и зависеть. Молодцы ребята. -Поделим глаголы на группы: 1 спр. Гулять, искать, думать, стоять. 2 спр. Помнишь, терпишь, любить. - Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (повторим правописание окончаний глаголов и поупражняемся в определении спряжений глаголов.) |
Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала: содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательное и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | 1.Работа на с. 101, упр. 207. Физкультминутка. 2. Выполнение упражнения на с.136 упр. 259
| А сейчас поупражняемся в распределении глаголов, откройте учебник на странице 101. Посмотрите на упражнение 207. Прочитайте задание про себя, в слух прочитает…. И так, что же нужно сделать в упражнении? (распределить глаголы на три группы…). Сначала, проговорим устно, какие буквы мы вставим на месте пропусков: вертим, подарим, свяжем, угощаем, услышим, грузим, вытерпим, посмотрим, солим, расколем, спрягаем, машем, пишем, прогоним. -вспомним, какие глаголы относятся к первому спряжению? (ать, еть, оть, уть) -второму спряжению? (ить). -назовите глаголы исключения. (слышать, гнать, дышать, держать, смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть и зависеть.) Запишем сначала глаголы первого спряжения под диктовку, теперь второго спряжения. Теперь запишем исключения. В правописании чего вы сейчас тренировались? А теперь отдохнем, встаньте со своих рабочих мест. Плечики поднять, отвести назад, опустить – 5 раз. Руки: вперед, вверх, на пояс – 5 раз. Гимнастика для глаз. Присаживайтесь. Помните ли вы что такое антонимы? (слова, противоположенного значения). Приведите пример: белый – черный, светлый – темный. Молодцы ребята, а теперь посмотрите на упражнение 208. Прочитаете задание про себя. Прочитает в слух… Что нужно сделать в предложении? (списать, вставляя пропущенные буквы, выделить окончания глаголов, обозначив их спряжение). Спряжение будем записывать над глаголом. Антонимы мы выделим, когда запишем полностью упражнение. Дождик вымочит (2), а солнышко высушит (2). Упустишь (2) минутку, потеряешь (1) час. Месяц светит (2), но не греет (1). Не разгрызешь (1) ореха, не попробуешь (1) ядра. Поспешишь (2) – людей насмешишь (2). Кто вечера солгал (1), тому сегодня не поверят (1). Молодцы ребята, в правописании каких частей речи мы с вами упражнялись? (глаголов). |
Закрепление знаний и способов. Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. | 1. Игра «Верно – неверно» 2. Работа по индивидуальным карточкам. | А теперь, не много поиграем, игра называется «Верно – неверно». Я буду называть глагол и его спряжение, если верно, то вы поднимаете руки вверх, если нет, то хлопаете в ладоши: Брить (2 спр)- 1 спр. Говорить (2 спр). Пилить (2 спр). Сверкать (1 спр). Слышать (1 спр). Клеить (2 спр). Терпеть (1 спр). Встречать (1 спр). Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились. Продолжим работать Заполните пропуски: Весной теч__т ручей, сквозь густую траву. Омывая, еще не прогревшуюся землю, своими ч__стыми, весен__имы водами. Где – то, в_дали, чирика__т воробьи, круж__т над полем гордый Орел. Весной все ож__ва__т, словно просыпа__тся от сна. Уже совсем скоро, зацвет__т первые цветы, на дерев__ях распуст__тся листва. Весь мир утон__т в зел__не. А теперь с обратной стороны выпишите: 3 глаголы первого спряжения и три глагола второго спряжения. Подпишите свои листочки и передайте их на первые парты. |
Подведение итогов урока. Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | 1.Обобщающая беседа. | И так ребята, что мы сегодня с вами повторили? (правописание окончаний глаголов). Вспомним, что такое спряжение? Какие глаголы относятся к первому спряжению? Второму? Молодцы ребята, вспомним глаголы исключения. |
2. Рефлексия | - Чему научились на уроке? - Что интересного вы узнали для себя? - Что для вас было труднее всего? - Что для вас было легче всего? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? | |
3. Домашнее задание и выставление оценок | Дома вы должны выполнить упражнение 209 на странице 101. Откройте его, прочтет задание…Что нужно сделать в задании? Вы получали оценки по ходу урока, поднесите дневники, я распишусь. |
Учитель:___________________