12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Власенко Марина Ивановна7639
Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст. Стародеревянковская
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
3

Технологическая карта урока русского языка "Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах"

Урок русского языка в 4 А классе (УМК «Школа России»)


Тема

Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах

Педагогическая цель

Познакомиться с правописанием  глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться;  Научиться задавать вопросы к глаголам. Формирование умения различать и правильно писать возвратные глаголы в начальной форме и в 3-м лице.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые
результаты
(предметные)

Познакомиться с правописанием  глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться;  научиться задавать вопросы к глаголам; развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Личностные
результаты

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основные понятия
и термины

Глагол, возвратный глагол, возвратные частицы ся (сь).

Методы и формы

Фронтальная форма, индивидуальная форма; словесный, практический, наглядный.

Оборудование



Учебник русского языка, 4 класс, 2 часть, автор В.Г.Горецкий, В.П.Канакина; рабочая тетрадь; мультимедийная презентация









Этап урока


Виды работ на уроке

Содержание взаимодействия с учащимися.

Организационный

момент.

Цель: организация класса, эмоциональный настрой на работу, мотивация работы обучающихся на уроке.

1.Приветствие.


2.Эмоциональный настрой


3. Проверка готовности к уроку

-Здравствуйте.


- Я желаю вам успехов на уроке.


- Проверим готовность к уроку: на столах у вас должны лежать ручки, тетради, учебник русского языка.

Так же не будем забывать о том, что сидеть вы должны ровно, ручку держать правильно.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: подготовка руки к письму

1.Пальчиковая гимнастика.


- Подготовим руки к письму. Выполним пальчиковую гимнастику.

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Поработали немного,

Но дадим им отдохнуть.

Теперь когда ваши ручки готовы, приступим к работе.

Актуализация знаний.

Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученным темам

1. Минутка чистописания.


















2.Словарная работа




- А теперь откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, на следующей строчке «Классная работа», обращаем внимание на то, что в словосочетании «Классная работа» удвоенные согласные сс.

- Сейчас я вам предлагаю отгадать загадку, отгадкой будет буква, которую мы будем сегодня писать на уроке:

Все барашки букву знают,
Только чуточку смягчают.
Известно мне да и тебе,
Что эта буква — буква ...

- Что это за буква? (Буква Б).

- Обратите внимание на образец написания на доске.

- Какое соединение между заглавной и строчной буквами Бб? (нижнее).

- Обратите внимание, что сначала пишется буква б в соединении, а потом верхний элемент.

Обратите внимание, что все элементы имеют одинаковую высоту.

- Запишите до конца рабочей строки буквосочетание Бб, соблюдая расстояние и наклон.

Слайд 1

- А сейчас мы с вами повторим написание ранее изученных словарных слов.

Посмотрите на слайд. Вам нужно заполнить пропуски в тексте. Слова представлены внизу на слайде:

На Челябинском заводе выпустили серию наградных медалей «За отвагу». Эту медаль крепят на китель командирам, одержавших победу в битве с врагом. Медаль состоит из особого сплава железа и меди. В честь победы будет салют, который будет видно со всех уголков города.

(в слове завод, ударение падает на второй слог, гласную букву о, запомним, что в первом слоге пишется буква а, в слове командир, ударение падает на третий слог гласную букву и, запомним написание безударной гласной в первом слоге о, победа, ударение падает на второй слог, букву е, запомним правописание безударной гласной о, железо, ударение падает на второй слог, гласную букву е, запомним написание безударной гласной е в первом случаи, на конце пишется о, так как 2 склонение, салют, ударение падает на второй слог, гласную букву ю, запомним, правописание безударной гласной а.

Запишем эти слова в ваши тетради по диктовку.

Составим предложение со словарными словами:

В этом году я видел салют.

- Назовите орфограммы в каждом слове.

- Спишите предложение, подчеркните орфограммы.

-Выполнит разбор предложения у доски, а вы в своих тетрадях. (я– подлежащее, видел– сказуемое, салют – дополнение. повеств., невоскл., полное., распрастр.)

- Ребята, для чего мы должны уметь красиво и разборчиво писать? (ответы учащихся)

- Молодцы, верно. Но, мы должны писать не только красиво и разборчиво, необходимо помнить и о грамотности вашего письма.

(Оценки).

Целеполагание

Цель: обеспечить восприятие осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала: содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу;

1.Введение в тему урока




2. Создание проблемной ситуации


3.Формулирование темы и цели урока.

- А теперь узнаем тему сегодняшнего урока.

- Ребята, посмотрит на слайд, прочтет...

Тот труда не бои(т…ся),

Кто умеет труди(т…ся).

- Запишите в свои тетради. Что вы вставили на место пропусков?

Мнения разделились, Итак, что же получается?

Задание было одно, а вы его выполнили по разному ? Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем?

- Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (познакомимся с правилами написания возвратных суффиксов -ся и –сь при написании возвратных глаголов. (оценки).

Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала: содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательное и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

1.Работа с правилом на странице 104











2. Выполнение упражнения 211, с.102










3. Выполнение упражнения 220, с. 105








Физкультминутка.




4. Выполнение упражнения на с.103 упр. 215



- Узнаем, что же обозначают возвратные глаголы. (глаголы с суффиксом ся).

- Откройте учебники на странице 104. Прочитайте правило про себя. Теперь в слух прочитает…

- И так, какие глаголы называются возвратными? (те, у которых есть суффикс ся).

- На какие вопросы отвечают возвратные глаголы в неопределенной форме? (что делать, что сделать?).

- А как пишется суффикс ся, если это возвратный глагол неопределенной формы? (пишется мягкий знак).

- Что сказано о глаголах 3 лица неопределенной формы? (мягкий знак не пишется). Так, как должны быть написаны глаголы в поговорке? (не боится, трудиться). Выделите ся , как суффикс, подчеркните мягкий знак.


- Теперь, проверим, как вы запомнили правило. Выполним упражнение 217. Прочитает задание к упражнению… Что нужно сделать в упражнении? (сравнить написание выделенных глаголов и списать две первые строчки предложения).

-Сравним написание выделенных глаголов: купаться, купаются, валяется. Какой из этих глаголов, глагол неопределенной формы? (купаться, в нем есть мягкий знак). А остальные глаголы? (глаголы в форме третьего лица, в них не пишется мягкий знак). Запишем два первых предложения под диктовку.

- Ребята, согласны ли вы, что в существительном братца и купаться на конце слышится ца? Какой вывод можно сделать? (нужно быть внимательным, а чтобы не ошибиться, нужно выучить правило).

- Вспомните, как называется человек, который пишет стихи? (поэт). Сейчас мы с вами поработает со стихотворением поэтессы Натальи Забилы.

- Посмотрите на упражнение 220. Прочтет задание. Что нужно сделать? (записать, объясняя выбор орфограмм). Встает – встать, золотой – золото, волнуется – волнение (3 лицо), пшеница - словарное слово, колос – колосок, налитой – налить, склониться – (отвечает на вопрос что сделать?).

И так ребята, повторим, в каком случаи перед суффиксом ся пишется мягкий знак? (если глагол отвечает на вопрос что сделать?. А не пишется? 9в 3м лице).

Молодцы ребята, а теперь встаньте со своих рабочих мест, отдохнем:


Плечики поднять, отвести назад, опустить – 5 раз.

Руки: вперед, вверх, на пояс – 5 раз.

Гимнастика для глаз.

Присаживайтесь.


- вспомним, какие местоимение второго лица в единственном числе. (ты).

- Местоимения третьего лица в единственном числе? (он, она, оно).

-Сейчас ребята, мы с вами поупражняемся в образовании глаголов в форме второго, третьего лица единственного числа. Мы выполним это упражнение устно.

Здоровается - здороваться, прощается – прощаться, извиняется – извиняться.

- Молодцы ребята, вы очень хорошо запомнили правило. (оценки)

Закрепление знаний и способов.

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

1.Самостоятельное выполнение упражнения







А теперь ребята, небольшая самостоятельная работа. На странице 105, упражнение 219. Вам нужно списать предложения, вставляя пропущенные буквы, выделяя орфограммы правописания тся и ться. Автора высказывания не нужно писать. Передаем тетради на первый ряд в открытом виде.

Подведение итогов урока.

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.


1.Обобщающая беседа.


И так ребята, с какими глаголами мы сегодня познакомились? (с возвратными). На какие вопросы отвечают возвратные глаголы? (что делать/сделать?). В каком случае пишется мягкий знак перед суффиксом ся? В каком случаи не пишется мягкий знак?


2. Рефлексия

- Чему научились на уроке?

- Что интересного вы узнали для себя?

- Что для вас было труднее всего?

- Что для вас было легче всего?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

3. Домашнее задание и выставление оценок

Дома вы должны выполнить упражнение 221 на странице 106. Откройте его, прочтет задание…Что нужно сделать в задании? 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.