Технологическая карта урока русского языка «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах»

Урок русского языка в 4 А классе (УМК «Школа России») | |
Тема | Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах |
Педагогическая цель | Познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; Научиться задавать вопросы к глаголам. Формирование умения различать и правильно писать возвратные глаголы в начальной форме и в 3-м лице. |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Планируемые | Познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам; развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. |
Личностные | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. |
Универсальные | Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Основные понятия | Глагол, возвратный глагол, возвратные частицы ся (сь). |
Методы и формы | Фронтальная форма, индивидуальная форма; словесный, практический, наглядный. |
Оборудование | Учебник русского языка, 4 класс, 2 часть, автор В.Г.Горецкий, В.П.Канакина; рабочая тетрадь; мультимедийная презентация |
Этап урока | Виды работ на уроке | Содержание взаимодействия с учащимися. |
Организационный момент. Цель: организация класса, эмоциональный настрой на работу, мотивация работы обучающихся на уроке. | 1.Приветствие. 2.Эмоциональный настрой 3. Проверка готовности к уроку | -Здравствуйте. - Я желаю вам успехов на уроке. - Проверим готовность к уроку: на столах у вас должны лежать ручки, тетради, учебник русского языка. Так же не будем забывать о том, что сидеть вы должны ровно, ручку держать правильно. |
Пальчиковая гимнастика. Цель: подготовка руки к письму | 1.Пальчиковая гимнастика. | - Подготовим руки к письму. Выполним пальчиковую гимнастику. Вот помощники мои, Как их хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять. Не сидится им опять. Постучали, повертели И работать захотели. Поработали немного, Но дадим им отдохнуть. Теперь когда ваши ручки готовы, приступим к работе. |
Актуализация знаний. Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученным темам | 1. Минутка чистописания. 2.Словарная работа | - А теперь откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, на следующей строчке «Классная работа», обращаем внимание на то, что в словосочетании «Классная работа» удвоенные согласные сс. - Сейчас я вам предлагаю отгадать загадку, отгадкой будет буква, которую мы будем сегодня писать на уроке: Все барашки букву знают, - Что это за буква? (Буква Б). - Обратите внимание на образец написания на доске. - Какое соединение между заглавной и строчной буквами Бб? (нижнее). - Обратите внимание, что сначала пишется буква б в соединении, а потом верхний элемент. Обратите внимание, что все элементы имеют одинаковую высоту. - Запишите до конца рабочей строки буквосочетание Бб, соблюдая расстояние и наклон. Слайд 1 - А сейчас мы с вами повторим написание ранее изученных словарных слов. Посмотрите на слайд. Вам нужно заполнить пропуски в тексте. Слова представлены внизу на слайде: На Челябинском заводе выпустили серию наградных медалей «За отвагу». Эту медаль крепят на китель командирам, одержавших победу в битве с врагом. Медаль состоит из особого сплава железа и меди. В честь победы будет салют, который будет видно со всех уголков города. (в слове завод, ударение падает на второй слог, гласную букву о, запомним, что в первом слоге пишется буква а, в слове командир, ударение падает на третий слог гласную букву и, запомним написание безударной гласной в первом слоге о, победа, ударение падает на второй слог, букву е, запомним правописание безударной гласной о, железо, ударение падает на второй слог, гласную букву е, запомним написание безударной гласной е в первом случаи, на конце пишется о, так как 2 склонение, салют, ударение падает на второй слог, гласную букву ю, запомним, правописание безударной гласной а. Запишем эти слова в ваши тетради по диктовку. Составим предложение со словарными словами: В этом году я видел салют. - Назовите орфограммы в каждом слове. - Спишите предложение, подчеркните орфограммы. -Выполнит разбор предложения у доски, а вы в своих тетрадях. (я– подлежащее, видел– сказуемое, салют – дополнение. повеств., невоскл., полное., распрастр.) - Ребята, для чего мы должны уметь красиво и разборчиво писать? (ответы учащихся) - Молодцы, верно. Но, мы должны писать не только красиво и разборчиво, необходимо помнить и о грамотности вашего письма. (Оценки). |
Целеполагание Цель: обеспечить восприятие осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала: содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; | 1.Введение в тему урока 2. Создание проблемной ситуации 3.Формулирование темы и цели урока. | - А теперь узнаем тему сегодняшнего урока. - Ребята, посмотрит на слайд, прочтет... Тот труда не бои(т…ся), Кто умеет труди(т…ся). - Запишите в свои тетради. Что вы вставили на место пропусков? Мнения разделились, Итак, что же получается? Задание было одно, а вы его выполнили по разному ? Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем? - Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (познакомимся с правилами написания возвратных суффиксов -ся и –сь при написании возвратных глаголов. (оценки). |
Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала: содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательное и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | 1.Работа с правилом на странице 104 2. Выполнение упражнения 211, с.102 3. Выполнение упражнения 220, с. 105 Физкультминутка. 4. Выполнение упражнения на с.103 упр. 215
| - Узнаем, что же обозначают возвратные глаголы. (глаголы с суффиксом ся). - Откройте учебники на странице 104. Прочитайте правило про себя. Теперь в слух прочитает… - И так, какие глаголы называются возвратными? (те, у которых есть суффикс ся). - На какие вопросы отвечают возвратные глаголы в неопределенной форме? (что делать, что сделать?). - А как пишется суффикс ся, если это возвратный глагол неопределенной формы? (пишется мягкий знак). - Что сказано о глаголах 3 лица неопределенной формы? (мягкий знак не пишется). Так, как должны быть написаны глаголы в поговорке? (не боится, трудиться). Выделите ся , как суффикс, подчеркните мягкий знак. - Теперь, проверим, как вы запомнили правило. Выполним упражнение 217. Прочитает задание к упражнению… Что нужно сделать в упражнении? (сравнить написание выделенных глаголов и списать две первые строчки предложения). -Сравним написание выделенных глаголов: купаться, купаются, валяется. Какой из этих глаголов, глагол неопределенной формы? (купаться, в нем есть мягкий знак). А остальные глаголы? (глаголы в форме третьего лица, в них не пишется мягкий знак). Запишем два первых предложения под диктовку. - Ребята, согласны ли вы, что в существительном братца и купаться на конце слышится ца? Какой вывод можно сделать? (нужно быть внимательным, а чтобы не ошибиться, нужно выучить правило). - Вспомните, как называется человек, который пишет стихи? (поэт). Сейчас мы с вами поработает со стихотворением поэтессы Натальи Забилы. - Посмотрите на упражнение 220. Прочтет задание. Что нужно сделать? (записать, объясняя выбор орфограмм). Встает – встать, золотой – золото, волнуется – волнение (3 лицо), пшеница - словарное слово, колос – колосок, налитой – налить, склониться – (отвечает на вопрос что сделать?). И так ребята, повторим, в каком случаи перед суффиксом ся пишется мягкий знак? (если глагол отвечает на вопрос что сделать?. А не пишется? 9в 3м лице). Молодцы ребята, а теперь встаньте со своих рабочих мест, отдохнем: Плечики поднять, отвести назад, опустить – 5 раз. Руки: вперед, вверх, на пояс – 5 раз. Гимнастика для глаз. Присаживайтесь. - вспомним, какие местоимение второго лица в единственном числе. (ты). - Местоимения третьего лица в единственном числе? (он, она, оно). -Сейчас ребята, мы с вами поупражняемся в образовании глаголов в форме второго, третьего лица единственного числа. Мы выполним это упражнение устно. Здоровается - здороваться, прощается – прощаться, извиняется – извиняться. - Молодцы ребята, вы очень хорошо запомнили правило. (оценки) |
Закрепление знаний и способов. Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. | 1.Самостоятельное выполнение упражнения | А теперь ребята, небольшая самостоятельная работа. На странице 105, упражнение 219. Вам нужно списать предложения, вставляя пропущенные буквы, выделяя орфограммы правописания тся и ться. Автора высказывания не нужно писать. Передаем тетради на первый ряд в открытом виде. |
Подведение итогов урока. Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | 1.Обобщающая беседа. | И так ребята, с какими глаголами мы сегодня познакомились? (с возвратными). На какие вопросы отвечают возвратные глаголы? (что делать/сделать?). В каком случае пишется мягкий знак перед суффиксом ся? В каком случаи не пишется мягкий знак? |
2. Рефлексия | - Чему научились на уроке? - Что интересного вы узнали для себя? - Что для вас было труднее всего? - Что для вас было легче всего? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? | |
3. Домашнее задание и выставление оценок | Дома вы должны выполнить упражнение 221 на странице 106. Откройте его, прочтет задание…Что нужно сделать в задании? |