Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Прямое и переносное значение слов»

4
1
Материал опубликован 10 February 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»

Никифоровского района Тамбовской области

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

на тему:

«Прямое и переносное значение слов»

Составитель: Скворцова Маргарита Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Никифоровская СОШ №1»

Тема урока: «Прямое и переносное значение слов»

Класс: 5 класс

Тип урока: урок введения новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные: понимать термины «Лексическое значение слова», «однозначные и многозначные слова», «прямое и переносное значение», определять лексическое значение слова; развивать умение работать с толковым словарём; формировать представление о способах определения прямого и переносного значения слова.

Метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; уметь планировать свою работу и адекватно оценивать свои результаты;

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала; выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; стремиться к достижению общего решения в совместной деятельности.

Личностные:

- осознание значимости решения учебных задач, их связи с реальными жизненными ценностями и ситуациями; формирование положительного настроя в обучении; воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительного отношения к его лексическому запасу; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности; уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в парной работе; развитие уважения друг к другу, воспитание настойчивости в достижении цели.

Технологии: Развивающего обучения, личностно-ориентированная, обучения в сотрудничестве, проблемно-диалогическая, проектная, развития исследовательских навыков, дифференцированного обучения, информационно-коммуникационная, здоровьесбережения.

Формы работы : коллективная, работа в паре, творческая, индивидуальная.

Межпредметные связи: литература (работа с художественным текстом).

Внутрипредметные связи: лексика (работа с толковыми словарями), синтаксис (составить предложение).

Методы обучения: проблемно-поисковый, анализ, метод поискового обобщения.

Виды используемых ИКТ: компьютер, мультимедийная установка, презентация

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Интернет-ресурсы: www.gramota.ru

Материалы и оборудование: толковый словарь С.И. Ожегова, презентация, раздаточный материал

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

 

1.Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие. Психологический настрой на урок.

Координирует деятельность учащихся, проверяет выполнение задания. Мотивирует к учебной деятельности.

Игра «Буква к букве»

«Составьте слово», которое поможет нам сегодня на уроке. (СЛАЙД)

1. Ударный звук в слове КУХОННЫЙ.

2.Непроизносимый согласный звук в слове ЗВЕЗДНЫЙ.

3. Суффикс в глаголе КРИЧАТЬ.

4. Звук в слове туча [?] - согласный, шипящий, глухой, мягкий, непарный.

5. Проверяемая безударная гласная в слове ПРОДАВАЛ.

Какое слово у Вас получилось? (УДАЧА)

-Это слово нам сегодня поможет на уроке.

-Я вам желаю удачи!

-Пожелайте друг другу удачи!

Приветствие.

Работа в паре.

Самостоятельное определение первичного уровня собственных знаний.


 


 


 

Самоопределение.

Формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Анализ объектов с целью выделения признаков

Словесная функция

учителя.

2.Создание проблемной ситуации. Мотивация.

-Послушайте стихотворение А. Барто (слайд)

Мне не хватает теплоты,-

Она сказала дочке.

Дочь удивилась: – Мерзнешь ты

И в летние денечки?

-Ты не поймешь, еще мала,

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: – Я поняла! –

И тащит одеяло.

- Почему дочь не поняла свою маму?

О какой теплоте говорила мать своей дочери? (о сердечном, добром отношении; отрадном чувстве).

- Скажите, а это важно – понимать другого человека?

- Какое еще значение имеет слово теплота? (нагретое состояние чего-нибудь: в дом дал тепло) – прямое значение слова.

Стихотворение читает подготовленный ученик.

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы

Актуализация имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации

Готовность и способность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации.

Формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Анализ объектов с целью выделения признаков

 

3.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Целеполагание.


 


 


 


 


 

Итак, слова «теплота» имеет несколько значений. Как в лексикологии называются такие слова? О чем пойдет сегодня речь на уроке?

(Прямое и переносное значение слов)

- Какова тема урока?

Итак, тема сегодняшнего урока «Прямое и переносное значение слов». Запишите ее в тетради.

Целеполагание.

Сформулируйте цель на урок для себя.

(слова на слайде)

ЦЕЛИ:

УТОЧНЯЮ…

КОНКРЕТИЗИРУЮ…

ОСВАИВАЮ…

УЗНАЮ…

Составление алгоритма действий.(Учащиеся составляю сами, учитель корректирует ответы детей)

- Что нам поможет достичь поставленных целей?

-Изучение теоретического материала.

-Разграничение понятия прямого и переносного значения слова.

Самостоятельное «добывание» знаний,

активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.

Определение темы урока

Записывают число, тему урока.(на доске)


 

Работа со словом


 

Формирование картины мира; формирование позитивной самооценки.


 

 

Планирование.

Прогнозирование.

Планирование своих действий; адекватное восприятие оценки учителя; оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Постановка вопросов.

Сотрудничество в поиске и выборе информации.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Самостоятельное формулирование цели темы. Формулирование проблемы.

Самооценка.

4.Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов действия.


 


 


 

На доске написаны следующие словосочетания:

Седая голова - седая зима.

-Ребята, какой корень у этих слов.

- А какое значение у этих слов?

Седой - побелевший от старости

На основе сходства (зима – тоже белая)

-А как вы думаете, какое слово появилось первым.

- Правильно, потому что второе «Седая зима» появилось на основе сходства по цвету.

Мы с вами сейчас столкнулись с явлением русского языка - прямым и переносным значением.

-Попробуйте сами привести примеры

1.Работа по учебнику.

Чтение и анализ теоретического материала.

-Обратитесь к теоретическому материалу учебника п.59, исследуйте его и составьте план.

-Дополните наши высказывания о прямом и переносом значении слова.

Резерв

2.Работа в паре.

Упр.336 (устно). Найти в тексте прямое и переносное значение слов, объяснить значение.

Вывод: по каким признакам определяют переносное значение? (по сходству, по смежности)

3.Работа с текстом.

К вечеру голубизна неба опять пала на снега, померкло белое сияние. И березы тянулись, как руки снега. И стволы их у начала сливались с осевшими сугробами. Небо, уронив голубизну на снега, стало легче, невесомее, прозрачней. (Г. Николаева)

Подчеркните слова, употребленные в переносном значении.

Физминутка.

Распределите слова на две группы. Задание по вариантам (Слайд)

1вариант-прямое значение, 2 вариант - переносное. Не забудьте вставить пропущенные буквы, графически объяснить орфограмму. Два человека у доски.

Т..желый ч..модан, мягкая похо(д,т)ка, твердый грунт, ледяной взгляд, золотой ключ(..), холодный ветер, осл..пительная красота, с..ребро волос, свежий хле(б,п), з..лотая пшеница, ст..клянный графин, ж..лезный характер.

Проверьте выполнение задания у доски.

Воспринимают информацию, отвечают на вопросы. Выполняют задания.


 


 


 


 

Работа с учебным материалом. Читают теоретический материал, анализируют.


 


 


 

Работа в паре


 


 


 


 


 


 

.


 


 


 


 


 

Определяют значение непонятных слов.

Формирование картины мира; формирование позитивной самооценки.


 

 

Планирование.

Прогнозирование.

Планирование своих действий; адекватное восприятие оценки учителя; оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Постановка вопросов.

Сотрудничество в поиске и выборе информации.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Самостоятельное формулирование цели темы. Формулирование проблемы.

Самооценка.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

5.Коррекция знаний и способов действий


 


 


 


 


 


 

Резерв. Подберите к выделенным словам прямое значение, переносное (устно)

Определите прямое или переносное значение слов не хлопайте, если прямое, хлопайте, если переносное.

Жар солнца – жар чувства, тяжесть багажа – тяжесть утраты, гибкость ума – гибкость ветки, каменное здание – каменное сердце, зрелый возраст – зрелый плод, молоть зерно – молоть вздор, строить планы – строить мост, хранить ценности – хранить молчание.

Организация диалога, проблемно-поисковой деятельности.

Фронтальная работа


 


 


 


 


 

Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре.

Контроль.

Оценка.

Коррекция.

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

действия

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Самооценка.

Взаимооценка.

6.Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.

 

7.Рефлексия.

-Вернёмся к вашим целям, которые вы стали в начале урока?

Какую цель ставили в начале урока?

Достигли ли вы своей цели?

Какое значение слова называется прямым, переносным?

Домашнее задание. Параграф 6 повторить. Упражнение 30 (устно)

(Слайд)

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Поставьте на полях !-если все было понятно.

?!- не совсем усвоил материал, надо повторить

?-не понял.

Актуализация знаний.


 


 

Записывают домашнее задание.

Смолообразованиеформирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения.

Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Умение выражать свои мысли.

Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.


 


 


 


 


 


 


 


 

Рефлексия - структурирование знаний; выдвижение гипотез и их обоснование.

Самооценка.

Самопроверка.


 


 


 


 


 

Заполнение листов самооценки.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хороший урок.

12 February 2017

Похожие публикации