Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Прямое и переносное значение слов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»
Никифоровского района Тамбовской области
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
на тему:
«Прямое и переносное значение слов»
Составитель: Скворцова Маргарита Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Никифоровская СОШ №1»
Тема урока: «Прямое и переносное значение слов»
Класс: 5 класс
Тип урока: урок введения новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные: понимать термины «Лексическое значение слова», «однозначные и многозначные слова», «прямое и переносное значение», определять лексическое значение слова; развивать умение работать с толковым словарём; формировать представление о способах определения прямого и переносного значения слова.
Метапредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; уметь планировать свою работу и адекватно оценивать свои результаты;
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала; выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; стремиться к достижению общего решения в совместной деятельности.
Личностные:
- осознание значимости решения учебных задач, их связи с реальными жизненными ценностями и ситуациями; формирование положительного настроя в обучении; воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительного отношения к его лексическому запасу; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности; уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в парной работе; развитие уважения друг к другу, воспитание настойчивости в достижении цели.
Технологии: Развивающего обучения, личностно-ориентированная, обучения в сотрудничестве, проблемно-диалогическая, проектная, развития исследовательских навыков, дифференцированного обучения, информационно-коммуникационная, здоровьесбережения.
Формы работы : коллективная, работа в паре, творческая, индивидуальная.
Межпредметные связи: литература (работа с художественным текстом).
Внутрипредметные связи: лексика (работа с толковыми словарями), синтаксис (составить предложение).
Методы обучения: проблемно-поисковый, анализ, метод поискового обобщения.
Виды используемых ИКТ: компьютер, мультимедийная установка, презентация
Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Интернет-ресурсы: www.gramota.ru
Материалы и оборудование: толковый словарь С.И. Ожегова, презентация, раздаточный материал
Этапы урока (время) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Формы оценивания |
||||
Личностные: |
Регулятивные: |
Коммуникативные: |
Познавательные: |
|||||
1.Организационный момент Мотивация к учебной деятельности. |
Приветствие. Психологический настрой на урок. Координирует деятельность учащихся, проверяет выполнение задания. Мотивирует к учебной деятельности. Игра «Буква к букве» «Составьте слово», которое поможет нам сегодня на уроке. (СЛАЙД) 1. Ударный звук в слове КУХОННЫЙ. 2.Непроизносимый согласный звук в слове ЗВЕЗДНЫЙ. 3. Суффикс в глаголе КРИЧАТЬ. 4. Звук в слове туча [?] - согласный, шипящий, глухой, мягкий, непарный. 5. Проверяемая безударная гласная в слове ПРОДАВАЛ. Какое слово у Вас получилось? (УДАЧА) -Это слово нам сегодня поможет на уроке. -Я вам желаю удачи! -Пожелайте друг другу удачи! |
Приветствие. Работа в паре. Самостоятельное определение первичного уровня собственных знаний.
|
Самоопределение. |
Формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию. |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Анализ объектов с целью выделения признаков |
Словесная функция учителя. |
|
2.Создание проблемной ситуации. Мотивация. |
-Послушайте стихотворение А. Барто (слайд) Мне не хватает теплоты,- Она сказала дочке. Дочь удивилась: – Мерзнешь ты И в летние денечки? -Ты не поймешь, еще мала, Вздохнула мать устало. А дочь кричит: – Я поняла! – И тащит одеяло. - Почему дочь не поняла свою маму? О какой теплоте говорила мать своей дочери? (о сердечном, добром отношении; отрадном чувстве). - Скажите, а это важно – понимать другого человека? - Какое еще значение имеет слово теплота? (нагретое состояние чего-нибудь: в дом дал тепло) – прямое значение слова. |
Стихотворение читает подготовленный ученик. Слушают стихотворение, отвечают на вопросы Актуализация имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации |
Готовность и способность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации. |
Формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию. |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Анализ объектов с целью выделения признаков |
||
3.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Целеполагание.
|
Итак, слова «теплота» имеет несколько значений. Как в лексикологии называются такие слова? О чем пойдет сегодня речь на уроке? (Прямое и переносное значение слов) - Какова тема урока? Итак, тема сегодняшнего урока «Прямое и переносное значение слов». Запишите ее в тетради. Целеполагание. Сформулируйте цель на урок для себя. (слова на слайде) ЦЕЛИ: УТОЧНЯЮ… КОНКРЕТИЗИРУЮ… ОСВАИВАЮ… УЗНАЮ… Составление алгоритма действий.(Учащиеся составляю сами, учитель корректирует ответы детей) - Что нам поможет достичь поставленных целей? -Изучение теоретического материала. -Разграничение понятия прямого и переносного значения слова. |
Самостоятельное «добывание» знаний, активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Определение темы урока Записывают число, тему урока.(на доске)
Работа со словом
|
Формирование картины мира; формирование позитивной самооценки.
|
Планирование. Прогнозирование. Планирование своих действий; адекватное восприятие оценки учителя; оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
Постановка вопросов. Сотрудничество в поиске и выборе информации. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Самостоятельное формулирование цели темы. Формулирование проблемы. |
Самооценка. |
|
4.Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов действия.
|
На доске написаны следующие словосочетания: Седая голова - седая зима. -Ребята, какой корень у этих слов. - А какое значение у этих слов? Седой - побелевший от старости На основе сходства (зима – тоже белая) -А как вы думаете, какое слово появилось первым. - Правильно, потому что второе «Седая зима» появилось на основе сходства по цвету. Мы с вами сейчас столкнулись с явлением русского языка - прямым и переносным значением. -Попробуйте сами привести примеры 1.Работа по учебнику. Чтение и анализ теоретического материала. -Обратитесь к теоретическому материалу учебника п.59, исследуйте его и составьте план. -Дополните наши высказывания о прямом и переносом значении слова. Резерв 2.Работа в паре. Упр.336 (устно). Найти в тексте прямое и переносное значение слов, объяснить значение. Вывод: по каким признакам определяют переносное значение? (по сходству, по смежности) 3.Работа с текстом. К вечеру голубизна неба опять пала на снега, померкло белое сияние. И березы тянулись, как руки снега. И стволы их у начала сливались с осевшими сугробами. Небо, уронив голубизну на снега, стало легче, невесомее, прозрачней. (Г. Николаева) — Подчеркните слова, употребленные в переносном значении. Физминутка. Распределите слова на две группы. Задание по вариантам (Слайд) 1вариант-прямое значение, 2 вариант - переносное. Не забудьте вставить пропущенные буквы, графически объяснить орфограмму. Два человека у доски. Т..желый ч..модан, мягкая похо(д,т)ка, твердый грунт, ледяной взгляд, золотой ключ(..), холодный ветер, осл..пительная красота, с..ребро волос, свежий хле(б,п), з..лотая пшеница, ст..клянный графин, ж..лезный характер. Проверьте выполнение задания у доски. |
Воспринимают информацию, отвечают на вопросы. Выполняют задания.
Работа с учебным материалом. Читают теоретический материал, анализируют.
Работа в паре
.
Определяют значение непонятных слов. |
Формирование картины мира; формирование позитивной самооценки.
|
Планирование. Прогнозирование. Планирование своих действий; адекватное восприятие оценки учителя; оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
Постановка вопросов. Сотрудничество в поиске и выборе информации. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Самостоятельное формулирование цели темы. Формулирование проблемы. |
Самооценка.
|
|
5.Коррекция знаний и способов действий
|
Резерв. Подберите к выделенным словам прямое значение, переносное (устно) Определите прямое или переносное значение слов не хлопайте, если прямое, хлопайте, если переносное. Жар солнца – жар чувства, тяжесть багажа – тяжесть утраты, гибкость ума – гибкость ветки, каменное здание – каменное сердце, зрелый возраст – зрелый плод, молоть зерно – молоть вздор, строить планы – строить мост, хранить ценности – хранить молчание. |
Организация диалога, проблемно-поисковой деятельности. Фронтальная работа
|
Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре. |
Контроль. Оценка. Коррекция. |
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений действия |
Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
Самооценка. Взаимооценка. |
|
6.Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.
7.Рефлексия. |
-Вернёмся к вашим целям, которые вы стали в начале урока? Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли вы своей цели? Какое значение слова называется прямым, переносным? Домашнее задание. Параграф 6 повторить. Упражнение 30 (устно) (Слайд) - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Поставьте на полях !-если все было понятно. ?!- не совсем усвоил материал, надо повторить ?-не понял. |
Актуализация знаний.
Записывают домашнее задание. |
Смолообразованиеформирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения. |
Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. |
Умение выражать свои мысли. Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. |
Рефлексия - структурирование знаний; выдвижение гипотез и их обоснование. |
Самооценка. Самопроверка.
Заполнение листов самооценки. |
Демидович Лариса Николаевна