12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Макаренко Ольга Павловна20
6

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Прямое и переносное значение слова»

Технологическая карта урока русского языка

Тема урока: Прямое и переносное значение слова

Класс: 5

Учитель: Макаренко О.П.

Дата проведения: ______ ____________

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с понятием «прямое и переносное значение слова»; научить различать прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «прямое и переносное значение слов», принцип от­ражения в толковом словаре переносного значения слова, роль использования слов с переносным значением в художественных произ­ведениях; уметь находить слова с переносным значением в тексте, толковом словаре; определять переносное значение слова; упо­треблять в своей речи слова с переносным значением; находить и исправлять ошибки в употреблении слов с переносным значением.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных ка­честв личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия: прямое значение слова, переносное значение слова

 

 

 

Организационная структура урока

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, зада­ния и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1. Моти­вация (са­моопреде­ление) к учебной деятель­ности

Эмоциональная, психологиче­ская и мотива­ционная подго­товка учащихся к усвоению изу­чаемого мате­риала

Приветствует учащихся. Учитель читает стихотворение, выполняет физические  упражнения, а учащиеся их повторяют.

Руки, ноги, голова,

Плечи, пояс и спина-

Все имеет имена.

Повернулись, улыбнулись, прямо сели.

И готовы сей же миг изучать родной язык!

 

Слушают учителя, участвуют в диа­логе с учителем. Размещают учеб­ные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Познавательные: осознают учебно-познавательную за­дачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

2.  Актуа­лизация и пробное учебное действие

Воспроизведе­ние ранее изу­ченного, уста­новление преем­ственных связей прежних и но­вых знаний и применение их в новых ситуа­циях. Термино­логический дик­тант, взаимо­проверка

Терминологический диктант.

Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)

Словарный состав языка называется …(лексика)

То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)

Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)

Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)

Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)

 

Выполняют зада­ние, оценивают работу товарищей

Познавательные: осущест­вляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класси­фикации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: форму­лируют собственные мысли, высказывают и обосновы­вают свою точку зрения

3. Выявле­ние места и причины затрудне­ния

Работа с тек­стом, ответы на вопросы

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаружи­вают недостаток своих знаний и желание активно преодоле­вать возникающие противоречия в процессе учебной деятельно­сти (самостоятельно или при незначительной помощи учителя).

     Прослушайте стихотворение:

Мне не хватает теплоты,                                                 - Она сказала дочке.                                                             Дочь удивилась:                                                                              - Мерзнешь ты                                                                          И в летние денечки?                                                                  - Ты не поймешь, еще мала,                                          - Вздохнула мать устало.                                                           А дочь кричит:                                                                             - Я поняла!                                                                              - И тащит одеяло*.

      Почему дочь не поняла свою маму?

      0 какой теплоте говорила мать своей дочери? (О сердечном, добром отношении; отрадном чувстве.)

      Какое еще значение имеет слово «теплота»? (Нагретое состо­яние чего-нибудь: «В дом дали тепло» - прямое значение слова.)

Скажите, а это важно - понимать другого человека? (Да.)

 

Обдумывают от­веты на вопросы и осознают, что знаний недоста­точно для полных ответов

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; прояв­ляют способность к само­оценке своих действий, по­ступков.

Познавательные: устанав­ливают причинно-следствен- ные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

 

Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,                                                            А потом их опускаем.                                                          А потом их развернем                                                               И к себе скорей прижмем.                                                        А потом быстрей, быстрей                                             Хлопай, хлопай веселей

Выполняют эле­ментарные физи­ческие упражне­ния

 

 

 

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

 

 

 

4. Целе- полагание и постро­ение про­екта вы­хода из затруд­нения

 

У мамы сердце золотое

И золотая голова,

И руки мамы золотые,

И спорятся ее дела.

И папа маму называет:

-          Ты человек наш золотой!

Сестричка только вот вздыхает:

-          Ведь золото – металл такой,

Колечко, правда, есть на пальце,

Но руки вовсе не блестят,

А на лице у глаз морщинки,

Не золотые – штучек пять…

И нет на сердце золотого,

А сердце… так оно внутри,

Оно в груди у мамы бьется,

Попробуй, пробу разгляди!

 

- Какое слово встречается в этом стихотворении чаще всего?

 

-          Сколько раз встречается слово «золотой» в тексте? (6.)

 

Как вы уже знаете, при изучении лексики нашими верными помощниками являются  Толковые словари. Обратимся к одному из них

2.Словарно-орфографическая работа

Значение слова «золотая»

 

Таким образом, какова тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить? Сформулируйте цель урока  (узнаем понятие «прямое и переносное значение слов»).

 

Запись темы «Прямое и переносное значение слова».

Слушают стихотворение, извлекают нужную информацию.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему и цели урока.

 

Познавательные: извлека­ют необходимую информа­цию из прослушанного, высказы­ваний одноклассников, систематизируют собствен­ные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану

5. Творче­ская прак­тическая деятель­ность

Раскрытие сущ­ности новых по­нятий, усвоение новых способов учебной и умст­венной дея­тельности уча­щихся. Письменная ра­бота по группам

Как происходит перенос значения с одного предмета на дру­гой? (На основе сходства по определенному признаку.)

 

Задания по группам:

     Укажите, в каких примерах выделенные слова имеют пере­носное значение, а в каких - прямое.

1 гр. Ледяная глыба - ледяной взгляд (перен.).        Море пшеницы (перен.) - голубое море.

2 гр. Копирует чертеж - копирует походку (перен.).

(В первом примере перенос значения произошел на основе ощу­щений; размера, величины; во втором - подобного действия.)

     Теперь предлагаю вам самим заняться поиском. Для работы даны слова: звезда; бежать; хрупкий. Ваша задача — составить с данным словом словосочетание так, чтобы оно употреблялось и в прямом, и переносном значении.

Если мы затрудняемся, нам поможет толковый словарь, где ука­заны все значения слов.

 

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий

Выделяют глав­ное, устанавли­вают причинно- следственные свя­зи между отдель­ными языковыми явлениями

Познавательные: читают и слушают, извлекая нуж­ную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников.

Регулятивные: контроли­руют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно ис­пользуют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осу­ществляют совместную деятельность в парах с учё­том конкретных учебно­познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последова­тельности работы

6. Первич­ное закре­пление с коммен­тирова­нием

Обобщение и систематиза­ция знаний и формирование рациональных способов при­менения их на практике. Обучающая иг­ра. Анализ работ обучающихся

- А теперь поиграем. На столе перед вами карточки со словосо­четаниями, записанными в две колонки: слова с прямым значе­нием и слова с переносным значением. Наша задача - проверить классификацию, правильно ли заполнена таблица. Может быть, какие-то слова включены неверно. Работаем в командах:

          1 гр. - «Знайки» (выписывают словосочетания со словами с прямым значением);

          2 гр - «Почемучки» (выписывают словосочета­ния со словами в переносном значении).

Не забывайте проверять другую часть таблицы.

Материал для работы:

Т..желый ч..модан; твердый грунт; свежий хле(б,п); пл..сти ве­нок; осл.пительная красота.

С..ребро волос; з..лотая пшеница; мягкая похо(д,т)ка; ст..кпянный графин; х..лодный ветер; ж..лезный характер

Принимают уча­стие в обучающей игре, формули­руют собственные мысли, высказы­вают и обосновы­вают свою точку зрения

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом со­зидательном процессе.

Познавательные: осущест­вляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класси­фикации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достиже­ния, осознают возникающие трудности, ищут их причи­ны и пути преодоления

7. Само­стоятель­ная работа с самопро­веркой по эталону

Обобщение и систематиза­ция знаний и формирование рациональных способов при­менения их на практике. Выполнение обучающих упражнений на основе тек­стов учебника или книг для внеклассного чтения

Запишите предложения, объясняя орфограммы и постановку знаков препинания. Определите, в каких предложениях слово колючий употреблено в прямом значении, а в каком - в перенос­ном.

      Отец погладил колючую головку сына.

       На склоне оврага рос колючий кустарник.

       Закружилась метель, косой колючий снег бил в лицо.

      Прочитайте внимательно последнее предложение. Что это - «закружилась метель»? «Закружилась» - о ком можно так ска­зать? (О девочке, которая закружилась в танце.) Что же - ме­тель как живая?

Использование слов в переносном значении в литературе - осо­бый художественный прием, называемый олицетворением.

Он заключается в наделении неживых предметов признаками и свойствами одушевленных, например, плачет дождь, сол­нышко смеется, шепчет камыш.

     Поработаем с материалом упр. 348.

Организует и сопровождает деятельность учащихся по освое­нию лингвистического термина, контролирует правильность выполнения заданий

Выполняют уп­ражнения, форму­лируют собствен­ные мысли, вы­сказывают и обо­сновывают свою точку зрения

Личностные: оценивают содержание с нравственно­этической позиции.

Познавательные: самосто­ятельно выделяют и форму­лируют цель; осуществляют поиск необходимой инфор­мации (из материалов учеб­ника и рассказа учителя, по воспроизведению в па­мяти).

Регулятивные: самостоя­тельно планируют необхо­димые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

8. Включе­ние в сис­тему зна­ний и по­вторение

Объяснитель­ный диктант. Самопроверка и обсуждение работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведе­ний, оценивание

- Объясните орфограммы, подчеркните основы предложений и укажите, в каком значении употреблены глаголы (в прямом или переносном). Найдите олицетворения в тексте.

Дождь уснул. От солнца же поднялась суета ветра, взъероши­лись деревья, забормотали травы и кустарники. И даже сам дождь снова встал на ноги, разбуженный щекочущей тепло­той, и собирал свое тело в облака.

 

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладе­ния новым учебным материалом непосредственно на уроке

Выполняют зада­ние, оценивают свои работы с по­мощью ключа.

В сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками делают вывод

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобре­тают умения использовать полученные знания и уме­ния в практической дея­тельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

9. Рефлек­сия учеб­ной дея­тельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по во­просам

Сегодня на уроке я узнал(а)….

Для меня было новым…..

Меня заставило задуматься…

Для меня стало открытием….

 

Домашнее задание:

1)      Сделать рисунок, на котором можно было бы увидеть переносное значение слова, подписать предложение с этим словом. Можно использовать иллюстрации из детских книг.

2)      П. 66, упр. 350 (устно)

Определяют свое эмоциональное состояние на уро­ке.

Записывают домашнее задание

 

Познавательные: приобре­тают умения мотивирован­но организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

 

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал для работы:

Т..желый ч..модан; твердый грунт; свежий хле(б,п); пл..сти ве­нок; осл.пительная красота.

С..ребро волос; з..лотая пшеница; мягкая похо(д,т)ка; ст..кпянный графин; х..лодный ветер; ж..лезный характер

 

 

Материал для работы:

Т..желый ч..модан; твердый грунт; свежий хле(б,п); пл..сти ве­нок; осл.пительная красота.

С..ребро волос; з..лотая пшеница; мягкая похо(д,т)ка; ст..кпянный графин; х..лодный ветер; ж..лезный характер

 

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Белкина Надежда Владимировна, 11.02.18 в 14:37 0Ответить Пожаловаться
Интересный материал! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.