Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Прямое и переносное значение слова»
Технологическая карта урока русского языка
Тема урока: Прямое и переносное значение слова
Класс: 5
Учитель: Макаренко О.П.
Дата проведения: ______ ____________
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с понятием «прямое и переносное значение слова»; научить различать прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «прямое и переносное значение слов», принцип отражения в толковом словаре переносного значения слова, роль использования слов с переносным значением в художественных произведениях; уметь находить слова с переносным значением в тексте, толковом словаре; определять переносное значение слова; употреблять в своей речи слова с переносным значением; находить и исправлять ошибки в употреблении слов с переносным значением.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная
Основные понятия: прямое значение слова, переносное значение слова
Организационная структура урока
Этап урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Приветствует учащихся. Учитель читает стихотворение, выполняет физические упражнения, а учащиеся их повторяют. Руки, ноги, голова, Плечи, пояс и спина- Все имеет имена. Повернулись, улыбнулись, прямо сели. И готовы сей же миг изучать родной язык!
|
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку |
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. |
2. Актуализация и пробное учебное действие |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Терминологический диктант, взаимопроверка |
Терминологический диктант. Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология) Словарный состав языка называется …(лексика) То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение) Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное) Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное) Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)
|
Выполняют задание, оценивают работу товарищей |
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
3. Выявление места и причины затруднения |
Работа с текстом, ответы на вопросы |
Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя). Прослушайте стихотворение: Мне не хватает теплоты, - Она сказала дочке. Дочь удивилась: - Мерзнешь ты И в летние денечки? - Ты не поймешь, еще мала, - Вздохнула мать устало. А дочь кричит: - Я поняла! - И тащит одеяло*. Почему дочь не поняла свою маму? 0 какой теплоте говорила мать своей дочери? (О сердечном, добром отношении; отрадном чувстве.) Какое еще значение имеет слово «теплота»? (Нагретое состояние чего-нибудь: «В дом дали тепло» - прямое значение слова.) Скажите, а это важно - понимать другого человека? (Да.)
|
Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов |
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следствен- ные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
|
Физкультминутка |
Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей |
Выполняют элементарные физические упражнения
|
Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье
|
4. Целе- полагание и построение проекта выхода из затруднения |
|
У мамы сердце золотое И золотая голова, И руки мамы золотые, И спорятся ее дела. И папа маму называет: - Ты человек наш золотой! Сестричка только вот вздыхает: - Ведь золото – металл такой, Колечко, правда, есть на пальце, Но руки вовсе не блестят, А на лице у глаз морщинки, Не золотые – штучек пять… И нет на сердце золотого, А сердце… так оно внутри, Оно в груди у мамы бьется, Попробуй, пробу разгляди!
- Какое слово встречается в этом стихотворении чаще всего?
- Сколько раз встречается слово «золотой» в тексте? (6.)
Как вы уже знаете, при изучении лексики нашими верными помощниками являются Толковые словари. Обратимся к одному из них 2.Словарно-орфографическая работа Значение слова «золотая»
Таким образом, какова тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить? Сформулируйте цель урока (узнаем понятие «прямое и переносное значение слов»).
Запись темы «Прямое и переносное значение слова». |
Слушают стихотворение, извлекают нужную информацию.
Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему и цели урока.
|
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану |
5. Творческая практическая деятельность |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Письменная работа по группам |
Как происходит перенос значения с одного предмета на другой? (На основе сходства по определенному признаку.)
Задания по группам: Укажите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение, а в каких - прямое. 1 гр. Ледяная глыба - ледяной взгляд (перен.). Море пшеницы (перен.) - голубое море. 2 гр. Копирует чертеж - копирует походку (перен.). (В первом примере перенос значения произошел на основе ощущений; размера, величины; во втором - подобного действия.) Теперь предлагаю вам самим заняться поиском. Для работы даны слова: звезда; бежать; хрупкий. Ваша задача — составить с данным словом словосочетание так, чтобы оно употреблялось и в прямом, и переносном значении. Если мы затрудняемся, нам поможет толковый словарь, где указаны все значения слов.
Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий |
Выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями |
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебнопознавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
6. Первичное закрепление с комментированием |
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Обучающая игра. Анализ работ обучающихся |
- А теперь поиграем. На столе перед вами карточки со словосочетаниями, записанными в две колонки: слова с прямым значением и слова с переносным значением. Наша задача - проверить классификацию, правильно ли заполнена таблица. Может быть, какие-то слова включены неверно. Работаем в командах: 1 гр. - «Знайки» (выписывают словосочетания со словами с прямым значением); 2 гр - «Почемучки» (выписывают словосочетания со словами в переносном значении). Не забывайте проверять другую часть таблицы. Материал для работы: Т..желый ч..модан; твердый грунт; свежий хле(б,п); пл..сти венок; осл.пительная красота. С..ребро волос; з..лотая пшеница; мягкая похо(д,т)ка; ст..кпянный графин; х..лодный ветер; ж..лезный характер |
Принимают участие в обучающей игре, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения |
Запишите предложения, объясняя орфограммы и постановку знаков препинания. Определите, в каких предложениях слово колючий употреблено в прямом значении, а в каком - в переносном. Отец погладил колючую головку сына. На склоне оврага рос колючий кустарник. Закружилась метель, косой колючий снег бил в лицо. Прочитайте внимательно последнее предложение. Что это - «закружилась метель»? «Закружилась» - о ком можно так сказать? (О девочке, которая закружилась в танце.) Что же - метель как живая? Использование слов в переносном значении в литературе - особый художественный прием, называемый олицетворением. Он заключается в наделении неживых предметов признаками и свойствами одушевленных, например, плачет дождь, солнышко смеется, шепчет камыш. Поработаем с материалом упр. 348. Организует и сопровождает деятельность учащихся по освоению лингвистического термина, контролирует правильность выполнения заданий |
Выполняют упражнения, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Личностные: оценивают содержание с нравственноэтической позиции. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
8. Включение в систему знаний и повторение |
Объяснительный диктант. Самопроверка и обсуждение работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание |
- Объясните орфограммы, подчеркните основы предложений и укажите, в каком значении употреблены глаголы (в прямом или переносном). Найдите олицетворения в тексте. Дождь уснул. От солнца же поднялась суета ветра, взъерошились деревья, забормотали травы и кустарники. И даже сам дождь снова встал на ноги, разбуженный щекочущей теплотой, и собирал свое тело в облака.
Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке |
Выполняют задание, оценивают свои работы с помощью ключа. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод |
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) |
Заключительная беседа по вопросам |
Сегодня на уроке я узнал(а)…. Для меня было новым….. Меня заставило задуматься… Для меня стало открытием….
Домашнее задание: 1) Сделать рисунок, на котором можно было бы увидеть переносное значение слова, подписать предложение с этим словом. Можно использовать иллюстрации из детских книг. 2) П. 66, упр. 350 (устно) |
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Записывают домашнее задание
|
Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
Материал для работы: Т..желый ч..модан; твердый грунт; свежий хле(б,п); пл..сти венок; осл.пительная красота. С..ребро волос; з..лотая пшеница; мягкая похо(д,т)ка; ст..кпянный графин; х..лодный ветер; ж..лезный характер
|
Материал для работы: Т..желый ч..модан; твердый грунт; свежий хле(б,п); пл..сти венок; осл.пительная красота. С..ребро волос; з..лотая пшеница; мягкая похо(д,т)ка; ст..кпянный графин; х..лодный ветер; ж..лезный характер
|
Белкина Надежда Владимировна