Урок русского языка в 5 классе на тему «Буквы И – Ы после Ц»
Урок русского языка в 5 классе.
Тема урока: Буквы Ы – И после Ц.
Цели: познакомить с орфограммой «Буквы Ы – И после Ц» и условиями выбора гласной.
Задачи:
обучающие: повторить правописание безударных гласных в корне слова; научить опознавать изучаемую орфограмму; формировать умение обозначать орфограмму. развивающие: развивать логическое мышление учащихся, развивать орфографическую зоркость, монологическую речь. воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, ответственное отношение к обучению.
Универсальные учебные действия:
познавательные:
учебно- познавательный интерес к новому материалу и способам решения учебной задачи;
поиск и выделение необходимой информации;
создание ситуаций для аргументированного выражения собственной точки зрения;
регулятивные:
развивать самостоятельность при совершении учебных действий;
умение проводить целеполагание и планирование собственной деятельности;
умение оценивать результат собственной деятельности и оценивать собственное продвижение;
коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Оборудование: учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях / под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской., издательство «Просвещение», 2018г, мультимедийное оборудование, презентация Power Point "Буквы Ы – И после Ц", индивидуальные рабочие листы, оценочные листы, опорный конспект " Буквы Ы – И после Ц ".
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности
− Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. Возьмите индивидуальные рабочие листы, подпишите их, запишите число, название работы (классная).
Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок.
Будем грамотно писать. На вопросы отвечать.
Посмотрите друг другу в глаза, пожелайте хорошего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю, чтобы урок принес вам знания.
- Посмотрите на эпиграф к уроку: "Много звёзд - украшение неба, много знаний - украшение ума". (Пословица)
- Ребята, согласны ли вы с этим высказыванием?
- А можете ли вы утверждать, что обладаете достаточным объемом знаний, чтобы считать себя умными?
- Как эта пословица может быть связана с содержанием нашего урока?
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Сегодня на уроке мы продолжим наше увлекательное путешествие в мире русского языка и познакомимся с новой орфограммой. Но сначала, чтобы не забыть всё, что мы уже узнали, выполним небольшую работу.
Вам предстоит поработать с ребусами, отгадать зашифрованные там слова.
Ребусы для 1 группы:
зарево | корова | крыжовник | прилагательное | панцирь |
Ребусы для 2 группы:
лисица | отрасль | помидор | циркуль | парашют |
3.Организовать фиксацию учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.
- Какие слова у вас получились? Над какими видами орфограмм вы поработали, записывая отгаданные слова? Какие правила применили? Что у вас вызвало затруднение? Почему у вас возникло затруднение?
4. Организовать постановку цели самими учащимися (целью всегда является устранение причины затруднения).
- Что дальше делать?
– Сформулируйте цель своей деятельности? (запишите в рабочий лист) – Сформулируйте тему урока. (запишите в рабочий лист)
– Где мы можем получить информацию о правописании слов, вызвавших затруднение?
– Что нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели?
5. Проблемное объяснение нового знания
- Проанализируйте данные предложения и попробуйте объяснить, когда после Ц пишется буква – И, а когда- Ы.
Овации в цирке такие бурные, что слышны на улице Курицына.
На улицы города вышли празднично одетые цыгане и цыганки.
На цыпочках к цыплёнку подкрался Петя и цыкнул: «Цыц!».
Учащиеся делают свои выводы –предположения.
- А теперь проверим наши выводы по учебнику. стр.180.
6. Организовать фиксацию нового знания в речи и знаках с помощью эталона.
- Составить таблицу, схему, конспект применения нового правила по эталону.
7. Физкультминутка.
Укрепляем мышцы, (потягиваемся)
Разминаем пальцы,
Прыгаем на цыпочках.
Упражненье «Ножницы».
Ах, какие молодцы!
- Какие слова в разминке относятся к нашей теме? Назовите их. (Мышцы, пальцы, цыпочки, ножницы, молодцы). – Как объясните их написание?
8. Организовать выполнение учащимися (фронтально, в группах, в парах) заданий на применение нового знания в типовых ситуациях.
Задание 1: «Угадай слово» ( работа в группах)
1 группа | 2 группа |
Основной Закон государства. (Конституция) Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой. (Цыкнуть) Систематическое собрание каких-нибудь предметов. (Коллекция) Плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины. (Цитрусовые) Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками. (Циклон) Домик черепахи. (Панцирь) Инструмент для вычерчивания окружностей. (Циркуль) Звуковая установка для защиты автомобиля от угонщиков. (Сигнализация) Знак, обозначающий число. (Цифра) Определённая ступень развития общества, его материальной и духовной культуры. (Цивилизация) | Точная выдержка из какого-либо текста. (Цитата) Хранилище для жидкостей. (Цистерна) Процесс восстановления, возвращения первоначального облика предметам старины. ( Реставрация) Птенец курицы. (Цыплёнок) Болезнь, вызываемая острым недостатком витамина С. (Цинга) Это качество помогает нам принимать верные решения. (Интуиция) Кустарник, произрастающий в в районах с тёплым климатом (Акация) Человек с бледным лицом (Бледнолицый) Стриженый и крашеный мех овцы. (Цигейка) Прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее стрекот. ( Цикада) |
Задание 2. «Распредели слова». Распределите слова в два столбика ЦЫ и ЦИ. (Работа в парах)
Крепкие мышц..., ц...ганёнок, дефиц..т, ц...кнуть на шалунов, участвовать в демонстрац...и, цариц…н, надвигающийся ц...клон, вкусные леденц…, опасная провокац...я, куц…й хвост, ваши сверстниц..., сильная фиксац...я, ц...ганский танец, постоянная дезинформац...я, идти на ц...почках, братья-близнец…, обратная нумерац…я, остров Сиц…лия, ц...пки на руках, ц…стерна молока, сестриц…на книга, чертить ц…ркулем, зимние месяц..., добрые традиц_и, ц...кнуть зубом, ц…рковые артисты.
Задание 3. «Назови слово». Работа с картинками. Назовите слово, изображённое на картинке, объясните его написание. (Фронтальная работа)
мотоцикл | плоскогубцы | циферблат | вакцина | рукавицы |
огурцы | циклон | цыплёнок | коллекция | цистерна |
Самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новое знание.
1.В каких случаях после «ц» пишется буква «и», а в каких — «ы»? Запиши в поле ответа нужную букву.
В корнях слов-исключений пишется ____.
В корнях слов пишется ___.
В словах на «-ц_я» пишется ____.
В окончаниях и суффиксах пишется ____.
2.Вставь пропущенные буквы и объясни написание слов. Подчеркни верный вариант ответа из списка.
В слове панц_рь пишется ___, потому что буква пропущена в корне слова/ в корне слова- исключения/ в слове на ц-я/ в окончании/ в суффиксе.
В слове ц_плята пишется ___, потому что буква пропущена в корне слова/ в корне слова- исключения/ в слове на ц-я/ в окончании/ в суффиксе.
В слове овц_ пишется ___, потому что буква пропущена в корне слова/ в корне слова- исключения/ в слове на ц-я/ в окончании/ в суффиксе.
В слове лисиц_н пишется ___, потому что буква пропущена в корне слова/ в корне слова- исключения/ в слове на ц_я/ в окончании/ в суффиксе.
В слове конференц_я пишется __, потому что буква пропущена в корне слова/ в корне слова- исключения/ в слове на ц-я/ в окончании/ в суффиксе.
3. В каких из приведённых слов пишется «Ы»? Ответ запиши цифрами.
1. Ресниц_ 2. Ц_фра 3. Ц_плёнок 4. Ц_тата 5. Акац_я 6. Мышц_ 7. Птиц_н 8. Станц_я
4. В каких случаях на месте пропуска должна быть буква «И», а в каких — буква «Ы»? Вычеркни из каждого ряда слово, в котором пропущена не такая буква, как в других словах.
Ц_ркуль, зарниц_, на ц_почках. Кузнец_, сестриц_н, демонстрац_я.
Улиц_, ц_линдр, делегац_я. Ц_ган, ящериц_, ц_фровой.
Бледнолиц_й, ц_кл, станц_я. Братц_, ц_плёнок, традиц_я.
5. Вставь пропущенные буквы в словосочетания. Запиши в поле ответа нужную букву.
Сложная операц ___ я Большие ящериц ___ Новый ц__ркуль
Перелётные птиц ___ Посмотреть на ц___ферблат Прикрыть дверц___
Очередная репетиц__я Приветливые продавц___ Куниц___н хвост
10. Рефлексия учебной деятельности. 1) Соотнесение цели и результатов, фиксация степени их соответствия. Вот и подошёл к концу наш урок. Надеюсь, вам понравилось на уроке.
- Какое затруднение было в начале урока? - Какую цель поставили в начале урока? - Вы достигли поставленной цели? – Что нового узнали на уроке?
2) Самооценка учениками своей работы на уроке.
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Оцените свою работу на сегодняшнем уроке, поставьте себе отметку.
- Сдайте индивидуальные рабочие листы и оценочные листы (оценки будут выставлены в журнал)
11. Организовать фиксацию направлений дальнейшей учебной деятельности и согласование домашнего задания (с элементами выбора, творчества).
1) Придумайте рассказ, используя слова с буквами И, Ы после Ц.
2) Составьте кроссворд из слов на –ЦИЯ.
3) Карточка: Образуйте от приведённых ниже слов такие, в которых была бы орфограмма «Гласные И и Ы после Ц». Заполните ими таблицу.
Слова на – ция, - ционный | Слова с суффиксом –ЫН- | Слова с окончанием - Ы |
Компенсировать, дворец, лисица, летописец, гостиница, мудрец, классифицировать, куница, реагировать, украинец, чтец, огурец, птица, падчерица, информировать, улица, пловец, синица, провоцировать, мельница, горница, больница, колесница, декларировать.
- Спасибо за вашу работу на уроке. Урок окончен. До свидания.
Используемая литература:
1.Богданова Г.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
2. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская. Русский язык: Учебник для 5 кл. – М.: 2005;
3. Об изучении орфограмм в ассоциативных рисунках. Пособие для учителей русского языка. – Барнаул: АКИПКРО, 1993 4. Материалы Интернета.