Урок русского языка «Гласные в приставках пре- и при-» (6 класс)
Урок русского языка, 6 класс
Тема: «Гласные в приставках пре- и при-»
Урок изучения нового материала
Технологии: здоровьесбережения, педагогика сотрудничества, критического мышления, коллективная деятельность.
Методы и формы работы: частично-поисковый, парная, беседа, работа с учебником, сравнение лексического значения, обобщение, подстановка (замена форм).
Решаемые проблемы: Какую гласную необходимо писать в приставке? От чего зависит выбор буквы?
Планируемые результаты:
Предметные: научиться правильно писать слова с орфограммой «Гласные в приставках пре- и при-».
Коммуникативные: обмениваться знаниями между членами группы для решения задач.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа лексического значения слова.
Личностные: формирование мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания.
Оборудование: учебник, тетрадь, справочник, раздаточный материал для выполнения упражнения, презентация.
УМК Русский язык 6 класс Т.А.Ладыженской и др. (М.: Просвещение);
Рабочая программа по русскому языку. 6 класс/ Сост. Т.Н.Трунцева. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017.
Длительность урока 40 минут.
Материалы урока размещены на сайтах
https://nsportal.ru/zharkova-iolanta-yurevna
https://урок.рф/zharkovaiolanta
Этапы урока | Содержание | Деятельность учащихся | Время | ||||||||
Оргмомент | Проверка готовности учащихся. Приветствие. У всех ли в классе хорошее самочувствие? Все ли подготовились к уроку? Запись на правой стороне доски: На парте: ручка, учебник, справочник. | Подготовка к уроку. Приветствие. Запись в тетрадях: дата, классная работа. | 1 мин | ||||||||
Орфоэпическая минутка | (СЛАЙДЫ 2-3) Поставьте знак ударения в следующих словах. Прочитайте их вслух.
НО!
| Подготовка к заданиям №4 ВПР. | 1 мин | ||||||||
Анализ примеров | Учитель: (СЛАЙД 4-5) На слайде приведены примеры слов. Что общего наблюдаете во всех словах? Ответы учащихся: одинаковые приставки. Учитель: Мы с вами на уроках, посвященных словообразованию уже выяснили, что каждая морфема заключает в себе определенное лексическое значение, грамматическое значение. Давайте проанализируем примеры. Какое значение в каждом из них несет на себе приставка. Работа в парах. Ответы учащихся. Приклеить – присоединить. Пришкольный – находящийся рябом. Приехать – приближение. Приоткрыть - неполное действие. Учитель: Сделаем вывод. При каком условии в словах мы будем писать приставку при-? Ответы учащихся (устное воспроизведение правила): Приставку при- мы будем писать в словах, в которых эта приставка имеет лексические значения: присоединение, приближение, неполнота действие, близкое расположение. Запись выводов в справочнике в виде таблицы:
Учитель: Рассмотрим следующие примеры. (СЛАЙД 6-7) Работа в парах. Ответы учащихся. Презабавный – очень забавный. Преувеличить – очень сильно увеличить. Прервать – перервать что-то. Пребывать – находиться где-то. Учитель: Сделаем вывод. При каком условии в словах мы будем писать приставку пре-? Ответы учащихся (устное воспроизведение правила): Приставку пре- мы будем писать в словах, в которых эта приставка имеет лексическое значение «находиться где-то» или близка по своему значению со словами «очень» или приставкой пере-. Дополняем запись выводов в справочнике в виде таблицы:
| Работа в группах. Ответы учащихся. | 7 мин | ||||||||
Определение темы урока. Целеполагание | Учитель: Определите тему урока. Ответы учащихся. Правописание гласных в приставках пре- и при-. Запись темы на доске. Учитель: Подумайте, какими могут быть цели нашего урока? Ответы учащихся: узнать условия написания букв е и и в приставках пре- и при-, закрепить умение применять правило на письме. Если учащиеся затрудняются с ответом, учитель помогает сформулировать цель урока. | Запись темы урока в тетради | 2 мин | ||||||||
Выявление места затруднения | Учитель: Посмотрите на материалы 2 СЛАЙДа нашей презентации. Скажите, в каком слове встречается изучаемая орфограмма? Подумайте, какое лексическое значение заключает в себе приставка? Ответы учащихся. Пребывать – он пребывал – она пребывала. Приставка пре-, т к лексическое значение «находиться где-то». Учитель: Посмотрите внимательно на ваши записи. Скажите, в чем главная сложность в применении правила? Ответы учащихся. Сложность в определении лексического значения. Учитель: Как вы думаете, над чем нам с вами стоит поработать? Ответы учащихся. Поработать нам стоит над умением определять лексическое значение приставки. | Находят слово. Применяют правило. Выявляют место затруднения. Делают вывод о том, над каким умением необходимо поработать
| 2 мин | ||||||||
Физкультминутка | 1. Исходное положение - сидя на стуле. Плавные наклоны головы вперед – назад. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. 2. И.п. - сидя, руки на поясе. Повороты головы направо – налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный. 3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. | Выполняют упражнения. | 2-3 мин | ||||||||
Первичное закрепление | Выполнение упражнения № 201, 202 в карточках. | Учатся определять лексическое значение приставки. Работа в парах. | 10 мин | ||||||||
Выявление затруднения | Учитель: Что делать со словами, которые не подчиняются правилу? Давайте прочитаем, что об этом говорят авторы учебника. Ответ учащихся. Чтение дополнительной информации на стр. 115, 116. Эти слова нужно записать в справочник и выучить. | Чтение текста учебника. | 4 мин | ||||||||
Закрепление материала | Выполнение упражнения № 206. | Тренировка в парах. | 5 мин | ||||||||
Включение в систему знаний | Учитель: О правописании какой морфемы мы сегодня говорили? Ответ учащихся. Мы говорили о правописании приставки. Учитель: В чем заключается главная особенность выбора гласной буквы, от чего он зависит? Ответ учащихся. Выбор гласной буквы зависит от лексического значения приставки, а мы знаем, что каждая морфема имеет свое лексическое значение. | Связывают новое знание умение с пройденным материалом | 2 мин | ||||||||
Домашнее задание | Учитель: Домашнее задание: упражнение 207, правила, запись словарных слов в справочник. | Запись в дневниках | 1 мин | ||||||||
Подведение итогов | Учитель: Что нового узнали на уроке? Чему на уроке научились? Какое умение тренировали? Ответ учащихся. Узнали о правописании гласной буквы в приставках пре- и при-. Научились применять правило правописания гласной буквы в приставках пре- и при-.Тренировали умение определять лексическое значение приставок. | Подводят итоги занятия. | 1 мин | ||||||||
Рефлексия | Учитель: На ваших столах лежат карточки зеленого и желтого цветов. Если вы считаете, что на уроке вам все удалось и в дальнейшем правописание изученной орфограммы не представляется вам сложным, положите зеленую карточку. Если вы чувствуете, что необходимо в чем-то дополнительно разобраться, положите желтую карточку. Спасибо за внимание. | Оценивают продуктивность своего занятия. | 1 мин |
Раздаточный материал ПРЕ и ПРИ
DOCX / 14.07 Кб
Презентация «Гласные в приставках пре- и при-»
PPTX / 386.35 Кб
Горбачёва Марина Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Иоланта Юрьевна Жаркова
Горбачёва Марина Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева