Технологическая карта урока с конспектом по математике в 4 классе на тему «Решение задач»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: Решение задач
УМК «Начальная школа 21 века»
Класс: 4
Тип урока: усвоение новых знаний
Цель урока: решают задачи на нахождение четвертого пропорционального
Задачи урока:
Дидактические | Планируемые результаты |
1. Понимать условие задачи на нахождение четвертого пропорционального | Пр1. Называет определения понятий «расход за 1», «количество», «общий расход» Пр2. Оформляет условие задачи в таблицу, указывая расход за 1, количество и общий расход |
2. Выполнять решение задачи на нахождение четвертого пропорционального | Пр3. Составляет алгоритм решения данной задачи Пр4. Решает задачу по заданному алгоритму |
Развивающие | |
1.Планировать и осуществлять работу в соответствии с учебной задачей на уроке | К1. Оформляет ответ в устной форме П1. Извлекает необходимую информацию из текста, из таблицы Р1. Формулирует цель урока |
Воспитательные | |
1. Понимать и принимать школьные правила | Л1. Соблюдает правила поведения на уроке |
2. Принимать базовые ценности (уважение к другим людям) | Л2. Уважительно относится к учителю и одноклассникам |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р- регулятивные, К- коммуникативные) | Личностные | |||||||
Организационный этап | Понимать и принимать школьные правила | Словесный (инструктаж) | Приветствует учащихся. Призывает к деятельности. Создаёт эмоциональный настрой | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Ф | Л1. | |||
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Планировать и осуществлять работу в соответствии с учебной задачей на уроке. Принимать базовые ценности (уважение к другим людям). | Словесный (беседа) | Подводит к теме урока. Предлагает учащимся сформулировать цель. | Формулируют тему и цель урока | Ф | Презентация | Р1. | Л2. | |
Первичное усвоение новых знаний | Понимать условие задачи на нахождение четвертого пропорционального. Выполнять решение задачи на нахождение четвертого пропорционального | Наглядный (презентация),Словесный (беседа), Практический (упражнение) | Знакомит учащихся с условием задачи. Беседа о компонентах задачи, оформление краткой записи. Организует работу на составление алгоритма решения задачи. Оформляет решение задачи совместно с учащимися. | Оформляют краткую запись. Составляют алгоритм решения задачи. | Ф | Учебник. Математика 4 класс часть1, 46 стр., презентация. | Пр1. Пр2. Пр3. Пр4. | К1. | Л2. |
Первичная проверка понимания | Выполнять решение задачи на нахождение четвертого пропорционального. Планировать и осуществлять работу в соответствии с учебной задачей на уроке. | Наглядный (работа с текстом) Словесный (беседа) Практический (упражнение) | Организует работу на решение подобной задачи самостоятельно. Фронтальная проверка. | Выполняют задания учителя. | И, Ф | Учебник | Пр1. Пр2. Пр4. | К1. П1. | |
Первичное закрепление | Выполнять решение задачи на нахождение четвертого пропорционального. Планировать и осуществлять работу в соответствии с учебной задачей на уроке. | Наглядный (работа с текстом) Словесный (беседа) | Организует работу на решение задачи самостоятельно детьми. Проверка по образцу, оценивание. | Выполняют задания учителя. | И, Ф | Раздаточный материал, презентация | Пр4. | К. | Л2. |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Понимать и принимать школьные правила | Словесный (беседа) | Помогает учащимся сформулировать выводы по изученному материалу | Формулируют выводу по изученному материалу. | Ф | К. | Л1. |
Приложение
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | -Чтобы узнать, над какой темой мы сегодня будем работать посмотрите на экран. Что вы видите? -Верно, ребята. Тема сегодняшнего урока решение задач. -Исходя из темы, какие мы можем поставить цели на урок. - Приступим к достижению наших целей. |
- Узнаем новое о решении задач. - Научимся решать задачи. - Решать задачи и т.д. |
Первичное усвоение новых знаний | - Откройте тетради, отступите 4 клеточки вниз от предыдущей работы, запищите сегодняшнюю дату, классная работа. - Вернемся к нашей задаче, которая на слайде. За 5 дней в семье израсходовали 10 кг овощей. Сколько овощей израсходовали за 3 дня, если каждый день расходовали овощей поровну? -О чем говорится в задаче? -Как удобно оформить данную задачу? Обратите внимание, о чем говорится в ней. - Сколько будет столбцов в нашей таблице? - Значит, что первым мы запишем в таблицу? Как назовем первый столбец? (Если затрудняются, то «Самым первым мы должны указать расход овощей за 1 день») - Что значит расход овощей за 1 день? (Оформление таблицы на доске, а дети у себя в тетрадях.) - Вторым столбцом? Как назовем его, чтобы указать дни, за которые семья расходовала овощи? -Третий столбец? Как назовем его, где укажем, сколько овощей израсходовали? - Что известно в задаче? Какой расход овощей был за 1 день? - Что значит «поровну»? - Значит, пишем одинаково. - Что еще известно? -Как это запишем в таблицу? -Записываем (учитель фиксирует на доске). - Что-нибудь еще известно? -Как это запишем? - Что требуется найти? - Как будем решать данную задачу? Давайте составим алгоритм решения. - Что будем делать первым шагом? Как? -Что будем делать дальше? -Третий шаг? - Попробуем решить задачу по алгоритму. -Как вы думаете, расход овощей за 1 день будет больше или меньше, чем общий расход? Почему? -Проверим. - Выходи к доске. - Верно, расход овощей за 1 день будет меньше, чем общий расход, решив задачу, мы это доказали. | -Говорится об овощах и за сколько дней их израсходовали. - Удобно будет оформить ее в таблице. - 3 (Если скажут 2, то «Сможем ли мы сразу узнать, сколько израсходовали овощей за 3 дня?») - Расход овощей за 1 день. - Это значит то количество овощей, которое расходует семья за 1 день -Количество дней. - Общий расход овощей. - Неизвестно, но знаем, что поровну. - Одинаково. - За 5 дней 10 кг израсходовали. - Количество дней – 5, а общий расход овощей – 10 кг. -Да, 3 дня, но неизвестен общий расход овощей за это количество дней. - Количество дней – 3, а общий расход вопрос. - Сколько израсходовали овощей за 3 дня? - Найдем расход овощей за 1 день. Общий расход овощей поделим на количество дней. - Зная, что расход овощей в 1 день было одинаковым. Мы расход овощей за 1 день (то, что мы нашли) умножим на количество дней. -Запишем ответ. - Расход овощей за 1 день будет меньше, чем общий расход, так как общий расход овощей означает количество овощей за несколько дней (в данном случае за 3 таких дня). -Чтобы найти расход овощей за 1 день, мы: 1) 10:5=2(кг)- израсходовали овощей за 1 день -Чтобы найти общий расход овощей за 3 дня, мы: 2) 3*2=6(кг)- израсходовали овощей за 3 дня Ответ: 6 кг. |
Первичная проверка понимания | - Откройте учебник на 46 стр., № 2. Прочитайте задачу. - Попробуйте составить таблицу самостоятельно. Что называю, стоимостью одного предмета? -Верно, не забываем это. -Давайте проверим (учитель оформляет таблицу на доске). - Сколько столбцов получилось? (отношение учащихся к ответам одноклассников) -Название столбцов. - Что известно о цене? Какое слово помогло определить вам это? -Что известно о количестве и стоимости ткани? -Что требуется найти? - Находим самостоятельно, используя наш алгоритм решения. Фронтальная проверка -Чтобы найти цену, мы: -Чтобы найти стоимость 9 м ткани, мы: - Ответ? | - За 6 м ленты заплатили 18 рублей. Сколько рублей стоит 9 м такой ткани? -Ценой. -Три. - Цена, количество (ткани), стоимость (ткани). - Цена одинаковая. Слово «такой ленты». - Количество ткани - 6 м, стоимость – 18 р., а 9 м – стоимость неизвестна. - Сколько рублей стоит 9 м такой ткани? -1) 18:6=3(р.)- цена 1м ткани -2) 9*3=27(р.)- стоимость 9 м ткани - Ответ: 9 м. |
Первичное закрепление | -Теперь закрепим наши знания. У вас на столах карточка с задачей решите её самостоятельно. -Проверьте и оцените свою работу по образцу, который на доске. | Выполняют задания учителя. |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | - Подведем итоги урока. -Какая тема была у нас сегодня на уроке? - Что значит «общий расход», «цена», «стоимость», «количество»? -Вернемся к целям. Достигли ли мы их? -Продолжите фразы «Я сегодня на уроке узнал…..» «Я научился…» «Я понял…..» «Мне было интересно…» «Мне было непонятно…» | - Решение задач. - Общий расход – сколько всего было израсходовано, за какой-либо промежуток времени, цена – стоимость одного предмета, стоимость – сколько заплатили за какое-либо количество товара, количество – это то, сколько того или иного товара. Ответы учащихся. |
Карточка 1. За 2 кг лука заплатили 16 рублей. Сколько рублей уплатили за 5 кг такого же лука? |