ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА: Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч (закрепление)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: | 1 |
Тема: | Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч (закрепление) |
Цель: | Создание условий для закрепления знаний учащихся о согласном звуке [ч’], буквах Ч, ч, развития речи, памяти логического мышления |
Планируемые результаты
Предметные
Знать: | Ранее изученные звуки и их характеристики; звук [ч’] и буквы Ч,ч, их графический образ |
Понимать: | Отличие буквы от звука |
Применять: | Характеризовать звук [ч’]; читать слоги, слова и предложения с буквой Ч,ч |
Анализировать: | звучащей речи с целью выделения и изучения звуков [ч’] и слого-звуковой анализ слов |
Синтезировать: | Читать слоги, слова и предложения с буквой Ч,ч |
Оценивать: | Полученных знаний о звуках [ч’] и буквах Ч,ч для правильного чтения, для дальнейшего изучения грамоты. |
Метапредметные:
Регулятивные: | - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - умение принимать и сохранять учебную задачу - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
Познавательные: | -соотносить изученную букву со звуком -читать слоги, слова и предложения с изученной буквой. |
Коммуникативные: | - читать вслух слоги, слова и предложения с изученной буквой; - умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других. - сотрудничать с одноклассниками и учителем; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. |
Личностные
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент Мотивация познавательной деятельности Актуализация опорных знаний Целеполагание Организация познавательной деятельности (закрепление пройденного материала) Физминутка Физминутка Подведение итогов Рефлексия | Вот звенит для нас звонок — начинается урок. Я иду, и ты идёшь- Раз, два, три. Я пою, и ты поешь- Раз, два, три. Мы идем, и мы поём- Раз, два, три. Очень дружно мы живем- Раз, два, три. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели, настроились на урок чтения Итак, послушайте загадку: Этот милый, странный душка Безымянною игрушкой Был когда - то в магазине, Сказки ждал он на витрине. И дождался. Стал известным Своей сказкою чудесной. Ты меня, малыш, послушай, У него большие уши, Он коричневого цвета, Его любят все на свете, Знает каждая дворняжка Друга Гены - ..... (ЧЕБУРАШКУ) Чебурашка хочет учиться в школе, но ему сложно даются буквы, ребята, поможем ему справится с заданиями. Для начала, произнесем хором слово Чебурашка, послушаем первый звук. Назовите первый звук в слове. А теперь расскажите об этом звуке все, что знаете. Благодаря этим знаниям мы можем узнать на какой улице живет наш сказочный герой. Давайте посмотрим на карту и узнаем Молодцы! Кто догадался, какой теме будет посвящен наш урок? Верно, раз у нас урок-закрепление, тогда какую мы поставим перед собой цель на этот урок? Кто шагает с сумкой книг рано утром в школу? Какие нужны школьнику учебные принадлежности? Учитель вывешивает карточку на доску: учебник Стальной конек по белому полю бегает, За собой черные следы оставляет. Что это? Учитель вывешивает карточку на доску: ручка Целых 25 зубков Для кудрей и хохолков. И под каждым под зубком Лягут волосы рядком.
Учитель вывешивает карточку на доску: расческа
Ребята, прочтите запись на доске. Что общего у этой записи с отгаданными нами словами? Вот теперь, благодаря Вам, наш Чебурашка знает какие принадлежности ему понадобятся и как должен выглядеть ученик. Проверка- индивидуальный опрос. Вернемся к нашим словам на карточках. Необходимо поставить ударение. Разделить слова на слоги. Доказать. Молодцы! Учебные принадлежности готовы .Продолжаем урок. Ответьте на вопрос: Чему учат в школе? Итак , проведем для нашего Чебурашки первый мини-урок – чтение. Откройте учебники на странице 7. Прочитайте слова сверху. Давайте найдем близкие по смыслу слова и объясним Чебурашке, какое слово лишнее и почему? Правильно. А теперь поиграем в слоговое лото. Придумайте слогами со слогами чай и чу На доске:
выклю ная
ле жой На странице 6 прочитайте слова сверху. Сравните, что общего в этих словах , чем они различаются. Измените слова собака, кошка, сын, Ваня, Таня, мама так, чтобы в них была буква ч. Что стали обозначать слова с появлением в них буквы ч? Давайте выполним небольшую речевую разминку. Проговорим чистоговорку. Назовите слова в которых вы услышали звук [ч’]. Ребята, а вы любите сказки? Тогда послушайте сказку о букве Ч. Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква Я расхвасталась: « Я больше всех грибов набрала, я, я, я, грибы у меня самые лучшие, я, я, я». Буквы рассердились: « Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался». И решили наказать букву Я , отправили ее в самый конец алфавита. Вышла буква Ч и сказала, что никогда не встанет рядом с зазнайкой “ Я ” , а будет дружить с “ А ” . Запомните Ч А ! Запомнили?! А теперь отгадайте загадку. Мы когда идем, стоим, А стоять умеем лежа. Даже если убежим, Мы не двигаемся тоже. Часы нам напоминают о том, что мини-урок подошел к концу. Давайте Чебурашке напомним слова с сочетанием ча, которые встретились на мини-уроке чтения Вы, наверное устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Раз присели, два привстали, Три нагнулись и достали Левой ручкою носок, Правой ручкой потолок. А теперь давайте вместе Все попрыгаем на месте. Повертелись, покрутились И за парту все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. Второй урок – математика. Учитель вывешивает карточку на доску: четыре Чебурашка не может решить одно задание. А вот какое, прочитаем на карточке. Учитель вывешивает карточку на доску: задача - Переплыв через ручей, кот увидел 7 грачей. Лес они перелетели, На берёзу важно сели. Кот решил их напугать И с берёзы всех согнать. Он на дерево залез, Замяукал и исчез. Три грача не утерпели, Поднялись и улетели. Сколько грачей на берёзе теперь? Молодцы! Помогли Чебурашке решить первую задачу Продолжаем урок и я Вам предлагаю следующее задание. Учитель вывешивает карточку на доску: считалка Вернемся к нашим словам на карточках. Разделить слова на слоги и назвать количество. Доказать. Отличная работа! На этом мы заканчиваем мини урок по математики. И переходим к мини-уроку «Окружающий мир» Чебурашка забыл что это за ягоды такие нарисованы у вас в учебниках. Напомните ему, пожалуйста. А какие ягоды вы еще знаете? Прочитайте слова на с.8, в каких из них 3 слога? Составьте схему этих слов и проверьте друг у друга. У кого выполнено не так, исправляем. Что общего в этих словах? На этом закончился урок окружающего мира. Прочитайте текст на стр. 9 Расскажите, о чем он. Прочитайте по ролям (называю, кто будет читать) Кто такие лодыри? Какой совет вы бы дали приятелям? А какой совет дадим Чебурашке, чтобы ему было легко учиться? И последнее наше задание: посмотрите на ленту букв, давайте расскажем Чебурашке, что мы уже о них знаем. Итак, что обозначают буквы? Что обозначают гласные верхнего ряда? Что обозначают гласные нижнего ряда? Какие звуки обозначают согласные верхнего ряда? Какие звуки обозначают согласные нижнего ряда? С каким звуком мы познакомились на последних уроках? Дайте характеристику звука [ч’]. Кто мне напомнит, какую цель мы ставили сегодня на урок? Достигли мы ее? Молодцы! А теперь оцените свою деятельность на уроке: (см. приложение) если вы хорошо и усердно работали, всё всё поняли, то раскрасьте цветочек у Чебурашки красным цветом если у вас возникали трудности, но вы старались – желтым. Если вы плохо работали и не старались, то синим цветом. Ребята, я думаю, что Чебурашке будет теперь намного легче учиться! Спасибо вам! | Дети сопровождают стихотворение движениями. - Чебурашка Дети хором произносят хором слово ми выделяют голосом 1-й звук [ч’] Согл., глухой, непарн., только мягкий и нет твердой пары. И обозначается буквами Ч, ч Он живет на улице Непарных согласных. Закреплению знаний о звуке [ч’] и буквах Ч,ч Повторить знания о букве Ч, читать слова с этой буквой. Ученик Учебники Ученик читает стихотворение В. Берестова -Учитель у меня в портфеле. -Кто? Быть не может! Неужели? -Взгляни, пожалуйста! Он тут, Его учебником зовут. Дети читают слово. Ручка. Дети читают слово Расческа Дети читают слово Дети читают: Чистота – лучшая красота. Дети высказывают свое мнение. (Все отгаданные предметы относятся к принадлежностям ученика, а ученик должен выглядеть опрятным.) Дети по очереди выходят к доске и выполняют задание со словами. У/че′б/ник -3 слога Ру′ч/ка – 2 слога Рас/чёс/ка – 3 слога. Доказывают правилом: сколько в слове гласных – столько и слогов. В слове расчёска ударение ставить не будем, потому что буква ё всегда ударная. Дети встают и поют первый куплет песни «Чему учат в школе». Дети садятся на места. Далее ученик читает стихотворение с карточки Первой букве В слове «чтение»- Букве Ч – Мое почтение. Читают в полголоса Чтение лишнее, потому что у остальных слов есть общая часть, и близкий смысл. Дети составляют и называют слова. Дети читают слова и анализируют. В верхней строчке слова обозначают большой предмет, а в нижней – маленький. Большие предметы превратили в маленькие с помощью буквы Ч. Собачка, кочешка, сыночек, Ванечка, Танечка, мамочка Слова приобрели уменьшительно- ласкательное значение. Дети хором произносят: ЧА – ЧА – ЧА дом из кирпича ЧА – ЧА – ЧА печка очень горяча ЧУ – ЧУ – ЧУ я зажгу свечу АЧ – АЧ – АЧ испеку калач Дети называют слова. Да Это часы. Дети называют слова Дети выполняют упражнения Ученик читает по карточке Да, вы правильно решили: Ч мы пишем, как «четыре». Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя! Дети читают слово Дети читают слово 7-3=4 Дети читают слово, а затем один ученик читает вслух задачку- считалку обращаясь к своему однокласснику. Подогрела чайка чайник, 1 ученик выходит к доске и выполняет задание со словами. За/да/ча – 3слога, Счи/тал/ка – 3 слога Доказывает правилом: сколько в слове гласных – столько и слогов. Малина, крыжовник, вишня Дети называют известные ягоды Брусника, клубника Дети составляют схемы слов и выполняют взаимопроверку. Они состоят из 3х слогов, ударение падает на 2ой слог, у них одинаковые звуковые схемы. Дети читают по ролям. Дети отвечают на вопросы. Не лениться и вовремя выполнять все задания Гласные и согласные звуки. Твердость согласных звуков Мягкость согласных звуков Звонкие согласные звуки Глухие согласные звуки [ч’] Согл., глухой, непарн., только мягкий и нет твердой пары. И обозначается буквами Ч, ч |

Приложение |