Технологическая карта урока «Соотношение между сторонами и углами треугольника» (Геометрия, 7 класс)
Технологическая карта учебного занятия по геометрии в 7 классе.
Пояснительная записка.
Тема занятия: «Соотношение между сторонами и углами треугольника» - первый урок по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» из главы «Соотношение между сторонами и углами треугольника» курса геометрии 7класс (учебник Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов).
Цель: Рассмотреть теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника и их применение при решении задач; совершенствовать навыки решения задач на применение теоремы о сумме углов треугольника.
Планируемый результат: (предметные; метапредметные; личностные)
П: умение применять теорему о сумме углов треугольника, находить углы
П: проводить исследование, позволяющее формулировать выводы об углах и сторонах треугольника
М: понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;
М: отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
М: развитие внимания, наблюдательности, умения анализировать;
Л: умение организовать самоконтроль и взаимоконтроль;
Актуальность: Понятие «Соотношение между сторонами и углами» является важным при изучении геометрии.
Задачи, связанные с нахождением длин сторон или углов в треугольниках, часто встречаются на математических олимпиадах и КИМах ГИА. Этот материал широко применяется не только в различных разделах школьного курса геометрии, но и в курсе высшей математики, а также физики. Треугольники имеют широкое применение в нашей повседневной жизни. Весь теоретический материал постоянно подкрепляется решением практических примеров.
Требования к учителю: владеть ИКТ, компетентность учителя по данной теме, умение регулировать деятельность обучающихся, владение культурой речи, доброжелательность.
Риски: различный уровень подготовки обучающихся; нехватка времени на выполнение заданий.
Способы преодоления рисков: использование дидактического материала, устная работа в начале занятия.
Методы, формы, технологии: беседа, наглядный, поисковый и объяснительно-иллюстративный методы; работа в парах, развития критического мышления
Обоснование выбора учебного материала
Формулировки заданий необходимо излагать в различных интерпретациях с тем, чтобы повышалась математическая культура учащихся. Стараться комбинировать задания по нарастанию сложности, проводить дифференцирование таким образом, чтобы закладывалась устойчивая потребность учиться, пытаясь самостоятельно мыслить.
Учёт психологических особенностей в пояснении теоретического и подборе практического материала темы «Соотношение между сторонами и углами треугольника» в подростковом возрасте благотворно влияет на общий уровень эмоциональной атмосферы, закладывающей устойчивый интерес к изучаемому объекту.
И при отборе теоретического материала, необходимо выделять те проблемы, которые ученики могут решить самостоятельно при минимальной поддержке учителя. Формы работы на занятиях побуждают обучающихся к самостоятельному поиску решения учебной проблемы темы, что предполагает самостоятельную работу учащихся по овладению теоретическими знаниями под незаметным руководством учителя. В результате такой работы формируются умения школьников работать по заданному алгоритму, умения постоянно работать самостоятельно, умения вычленять и формулировать главное.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | УУД | Продукт деятельности | Методы и Формы работы |
Организационный | Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | Фронтальная | Прогнозирование своей деятельности Умение слушать и вступать в диалог | Готовность к уроку |
Мотивационный | Создание условий для включения учащихся в деятельность по усвоению понятий. Формирование целостного мировоззрения. Слайд 3 | Учащиеся высказываются Выполняют работу по готовым чертежам, Самопроверка. | П. овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания К. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками Л. развитие готовности и способности обучающихся к саморазвитию | Повторение основных понятий, необходимых для достижения поставленной цели, корректировка | Фронтальная, индивидуальная работа |
Постановка целей и задач урока | Предлагаются практические задачи. Слайды 5-6 | Высказывают свои решения. | П: умение выделять и формулировать цель урока К: умение проводить классификации, логические обоснования Р: умение прогнозировать | Привлечено внимание, сформулирована тема и цель урока | Фронтальная, индивидуальная работа |
Аналитический. 1.Исследовательская работа в парах 2. Доказательство теоремы | Исследовательская работа. (Слайд 7) П редлагает учащимся сделать вывод о соотношении сторон и углов треугольника. Слайд 8 работа с учебником, доказательство теоремы. | Выполняют измерения с помощью ПК сравнивают и обсуждают в парах результаты измерений, делают вывод. Проводят самоконтроль, корректируют ответы. | П: умение анализировать, извлекать необходимую информацию; точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики К: умение слушать и вступать в диалог Р: обсуждение в парах | Сформулированы Соотношения На основании практической работы. Теорема доказана | Фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах, работа с учебником |
Освоение способов действий. | Практические задачи. Слайды 10-12 | Выполняют задания, сравнивают ответы, проводят самоконтроль, корректируют ответы. | П: умение применять результаты исследования; Л: уверенность в себе, удовлетворение от полученного умения; К: умение выражать свои мысли. | Правильно выполнены задания. | Индивидуальная работа. Работа в парах. |
Контроль | Предлагаются задания (слайде 13) с последующей самопроверкой | Дети выполняют задания, самоконтроль, корректируют ответы. | П: умение применять свойства Л. умение самостоятельно планировать пути достижения целей Р: умение контролировать и корректировать деятельность | Выполнены задания, проведена корректировка | Парная, индивидуальная |
Рефлексия. Подведение итогов занятия | Предлагает учащимся провести рефлексию своей деятельности. Притча. Даётся домашнее задание | Соотносят цели, задачи и результат; высказываются; записывают д/з | П: умение соотносить задачи и результат Р: самооценка Л: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. | Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. | Индивидуальная |
Притча. У Плутарха есть известная притча о работниках, которые под горячим солнцем везли тачки с камнями для строительства. Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому из них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку с тяжёлыми камнями». По-иному ответил второй: «просто выполняю свою работу, тем самым зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм». Все они выполняли одну и ту же работу, но думали о ней, а, следовательно, и выполняли её по-разному.
Попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
Кто возил камни? Кто выполнял свою работу? Кто строил храм?
«Соотношения между сторонами и углами треугольника».
Цель работы: уяснить понятие: соотношение между сторонами и углами треугольника.
Ход работы:
1.Откройте чертеж живой геометрии «Соотношения между сторонами и углами треугольника».
2. Следуйте инструкциям, которые там даны.
3. Заполните таблицу: Соотношения между сторонами и углами треугольника
№ изменений | Противолежащие | Противолежащие | Противолежащие | |||
Угол (АВС) | Сторона АС | Угол (ВАС) | Сторона ВС | Угол (ВСА) | Сторона АВ | |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
4. Подчеркните больший угол и большую сторону при каждом изменении треугольника.
Вывод: ______________________________________________________________