Технологическая карта урока "Создание объемных моделей с помощью компьютерных программ" 7 класс

2
0
Материал опубликован 11 May

Тема урока: Создание объемных моделей с помощью компьютерных программ


Автор: учитель технологии Савченко Елена Романовна МБОУ Одинцовская лингвистическая гимназия


Тип урока: Комбинированный урок


Цели:

заинтересовать учащихся, показать возможности современных программных средств для обработки графических изображений;

познакомить с принципами работы 3D графического редактора Blender

Задачи:

Обучающие: 

дать  знания о моделировании в программе Blender;

способствовать формированию навыков работы в программе Blender.

Развивающие: 

развить техническое  мышление, интерес к техническому творчеству, самообучению

развить представление обучающихся о возможностях современных программных средств

содействовать развитию логического мышления, интеллекта, творческих умений и навыков, индивидуальности

использовать преимущества индивидуальной и групповой работы

развить способность владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата выполнения предложенной задачи

Воспитательные:

формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения

воспитывать положительную самооценку и позитивное отношение к работам других обучающихся.


Планируемые результаты

Личностные:

проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии


Метапредметные результаты:

Познавательные

умение структурировать полученную информацию, выбирать главное;

умение определять логическую последовательность действий и следовать ей в своей деятельности

самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи,

уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения

Коммуникативные:

умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

использовать преимущества индивидуальной и групповой работы

распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

Регулятивные

уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения,

уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Предметные:

понимание и определение понятий «моделирование, 3D-модель»

создавать 3D-модели, используя программное обеспечение;

проводить анализ и модернизацию компьютерной модели;

Оборудование, инвентарь: компьютер, проектор, интерактивная доска, графический 3D редактор «Blender», ноутбуки.

Методы:

- стимулирование интереса (показ работ мастеров компьютерной графики, выполненных в программе Blender);

- наглядные (демонстрация поэтапного выполнения модели в программе Blender);

практические (выполнение самостоятельной работы).

Дидактическая

структура урока

Деятельность

учителя

Формы

организации

учебной

деятельности

Содержание учебной деятельности

Мотивационно-целевой этап

Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам

Диалог / полилог

Сегодня мы с вами окунемся в волшебный мир компьютерной графики. Как вы думаете, что мы будем делать? Каждый из вас сегодня создаст простую объемную модель с помощью компьютерной программы.

Где вам может пригодиться умение создавать объемные модели? Умение создавать объемные модели пригодится в дальнейшей учебе, особенно если вы увлечетесь дизайном, конструированием, архитектурой, созданием компьютерных игр.

Этап актуализации знаний

Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам

Диалог / полилог

Есть несколько видов компьютерной графики: 2D и 3D изображение. Вам знакомы такие понятия? Чем они отличаются?

Где используются 3D модели? (компьютерное проектирование машин и механизмов, построение 3х мерных моделей в науке и медицине, дизайн зданий и интерьеров, создание спецэффектов в кино, компьютерных играх)

Демонстрация видео «Введение в 3D» МЭШ ID:11121466

Основной этап (изучение нового материала)

Объясняет новый материал с презентацией и демонстрацией приемов работы

Фронтальная работа

Учащиеся слушают объяснение, смотрят демонстрацию и одновременно с учителем работают в программе

Blender – это популярная программа для создания трёхмерной компьютерной графики, анимации и интерактивных приложений.

В программе Blender можно познакомиться с основными особенностями 3Dмоделирования, а также научиться использовать различные инструменты для создания или редактирования моделей.

Программа распространена на всех популярных платформах, имеет открытый исходный код и доступна совершенно бесплатно всем желающим.

Скачать программу можно с официального сайта blender.org

При первом запуске появляется диалоговое окно с базовыми опциями.

Щелкнув вне загрузочного экрана, мы увидим интерфейс Blender.

В верхней части окна находится панель, на которой размещены иконка, меню приложения (начинается с File), вкладки для переключения на разную разметку рабочих областей (начинается с Layout), выпадающие меню для выбора сцен и слоев (Scene, View Layer).

Наведем курсор на Файл, Правка, Рендеринг, Окно. Рассмотрим выпадающие меню.

Все остальное место окна приложения разделено на 4 области.

Область (1) – окно 3D вида. В нём создаются и модифицируются объекты, настраивается сцена, материалы, освещение, движение камеры и другие элементы.

Область (2) - временная линия. Здесь располагаются ключевые кадры, необходимые для создания анимации.

Область (3) - структура проекта, где схематично показаны все объекты в сцене. Позволяет сортировать огромное количество объектов в удобном формате.

Область (4) - множество вкладок с различными настройками.

Рассмотрим подробнее область (1) – окно 3D вида. Мы видим две пересекающиеся в центре линии (красную и зелёную) – оси координат X и Y, 3D-курсор, куб, лампу и камеру.

Куб — это отображаемый объект.

Лампа t1746991055aa.png служит источником света (без неё конечное изображение было бы чёрным).

Камера t1746991055ab.png необходима для отображения конечного изображения. С помощью камеры мы видим изображение под тем или иным углом.

Все вместе (куб, лампа, камера) формируют сцену – представление события. Сцена, созданная в программе Blender – это еще не изображение. Формирование изображения по созданной сцене называется рендерингом (отрисовкой).

3D-курсор t1746991055ac.png в центре куба используется для определения места добавления новых объектов. Его можно перемещать щелчком левой кнопки мыши.

Базовые приемы работы.

Многие команды в Blender предпочтительно отдавать с клавиатуры, но можно использовать мышь.

Перемещение в 3D пространстве сцены:

Вращение колесика мыши приближает и удаляет камеру

Движение мыши с зажатым колесиком вращает камеру

Движение мыши с одновременным зажатым колесиком и Shift, перемещает камеру в плоскости экрана.

Что можно делать с объектами:

Выделить:

Кликнуть левой клавишей мыши по объекту

Зажав Shift, кликнуть левой клавишей мыши по нескольким объектам

Использовать прямоугольное выделение (растянуть, зажав Shift и левую клавишу мыши)

Удалить:

Используя клавишу delete или X

Создать или добавить:

В меню редактора вкладка «Добавить», затем в выпадающем меню выбрать МЭШ и куб

Перемещение объекта:

На панели инструментов слева имеется инструмент «Перемещение» t1746991055ad.jpg , который имеет несколько манипуляторов:

Стрелки, позволяют перемещать объект по одной из осей

Если потянуть за белую окружность, объект двигается в плоскости экрана

Прямоугольники позволяют двигать объект сразу по двум осям

Вращение объекта:

На панели инструментов слева имеется инструмент «Вращение» t1746991055ae.jpg, который имеет несколько манипуляторов:

Три манипулятора позволяют вращать объект вокруг одной из осей

Белая окружность вращает в плоскости экрана

Потянув за пространство между манипуляторами, можно вращать по двум осям.

Масштабирование объекта:

На панели инструментов слева имеется инструмент «Масштабирование» t1746991055af.jpg

Три манипулятора позволяют изменять размер объекта по одной из осей

Прямоугольники - по двум осям одновременно

Пt1746991055ag.png ространство между манипуляторами внутри белого круга – по всем трем осям одновременно.




Трансформировать объект:

Есть инструмент, включающий в себя манипуляторы всех трех предыдущих инструментов t1746991055ah.jpg. Позволяет выполнять все манипуляции (перемещение, вращение, масштабирование), не переключаясь между инструментами.

Копировать объект:

Для копирования объекта, его необходимо выделить и одновременно нажать клавиши Shift и D. Затем переместить скопированный объект.


В Блендере есть два основных режима:

Объектный режим t1746991055ai.jpg – работает с объектом как одним целым (все предыдущие действия выполнялись в этом режиме).

Режим редактирования t1746991055aj.jpgпредназначен для изменения формы объекта, путем выделения его вершин, ребер, граней и их перемещения.

Перейдём в режим редактирования, выделим поочередно ребра, грани и вершины и выполним все действия, которые выполняли с объектом (перемещение, вращение, масштабирование).

Экструдировать (выдавить) участок:

На панели инструментов слева расположен инструмент «Экструдировать» t1746991055ak.jpg

Он позволяет выдавить одну грань или несколько граней, ребра и вершины. При выдавливании граней, новая создается параллельно старой.

Выдавить внутрь:

На панели инструментов слева расположен инструмент «Выдавить внутрь» t1746991055al.jpg

Он создает рамку на выделенной грани и позволяет выдавить новую грань внутрь выделенной.

Разрез петлей:

С помощью инструмента «Разрез петлей» t1746991055am.jpg можно создать кольцо ребер вокруг объекта.


Основной этап (практическая работа)

Индивидуальная помощь и контроль за выполнением задания.

Индивидуальная работа учащихся по выполнению учебных заданий;

работа в парах

Приступаем к созданию объемной модели. Сейчас надо применить приобретенные знания и умения.

Последовательность работы:

1. Придумать свою модель, зарисовать в тетради

2. Составить план действий

3. Используя изученные приемы работы в программе, создать свою модель.

4. Провести анализ своей работы. Сравнить результат с эскизом. Сделать выводы. Подкорректировать при необходимости.

Работу можно выполнять вдвоем.

В качестве шпаргалки у вас есть инструкционная карта, но можно все делать самостоятельно.

Этап самоконтроля и самооценки



Чем мы сегодня занимались?

Что узнали нового?

Какие умения закрепили на практике?

Рефлексия



Как вы оцениваете свою работу, все ли свои задумки выполнили? Понравилось?

Было интересно, потому, что… Было не интересно, потому, что…

Спасибо за урок!!


Список литературы:

Прахов А.А. Blender. 3D-моделирование и анимация. Руководство для начинающих, – СПб.: Просвещение,-2009;

http://www.blender.org/;

«Програмишка.РФ» – http://programishka.ru/;

BLENDER 3D для начинающих. Канал CyberLab. https://www.youtube.com/watch?v=1cD13XXpFGQ

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации