Технологическая карта урока информатики в 6 классе «Создание информационных моделей – диаграмм»

19
5
Материал опубликован 3 February 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока информатики

Учитель: Кряжевских Ольга Владиславовна, учитель информатики МБОУ СОШ №11 г. Кизел.

Класс: 6

Предмет: Информатика

Тема: «Создание информационных моделей – диаграмм».

Этап обучения по данной теме (начальный, основной, завершающий): завершающий по теме «Графики и диаграммы»

Тип урока: урок освоения новых знаний

Образовательные цели:

  • познакомить учащихся с понятием «диаграмма», видами диаграмм;
  • формировать умение грамотно «читать» диаграммы и представлять информацию с помощью диаграмм;
  • способствовать осознанию зависимости здоровья от образа жизни человека.

Воспитательные цели:

  • развивать познавательный интерес к предмету;
  • формировать умения и навыки учебного сотрудничества;
  • приобретать опыт рефлексивно-оценочной деятельности.

Развивающие цели (УУД, компетенции): развитие универсальных учебных действий:

Познавательные УУД:

  • извлекать, преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму представления информации;
  • развивать умение построения логической цепи рассуждения;
  • делать выводы о результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные УУД:

  • развивать умение целеполагания;
  • составлять план изучения темы под руководством учителя;
  • учиться работать по предложенному учителем алгоритму;
  • развивать умение саморегуляции.

Коммуникативные УУД:

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстникам;
  • развивать речевую деятельность: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Оборудование: ПК учителя, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал для работы в группах, маркеры.

Оценочная деятельность на уроке (в чем проявится): вербальная, самооценка.

Основные источники информации:

  • учебник Босова Л.Л. - Информатика 6 класс ФГОС [2013],
  • рабочая тетрадь Босова Л.Л. - Информатика 6 класс ФГОС [2014],
  • презентация «Диаграммы».


Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя, педагога

Деятельность ученика, воспитанника

Формируемые компетенции, УУД

Методические, технологичес-кие приемы

Прогнозируемый результат

Организационный момент

Создание условий для осознанного вхождения обучающихся в пространство деятельности на уроке

Приветствует обучающихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

Настраиваются на урок и восприятие материала.

Регулятивные УУД: саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии).

Беседа

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.

Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока

Мотивация учебной деятельности обучающихся

Подводит обучающихся к формулировке темы урока

Определяют и формулируют тему урока

Познавательные УУД: смыслообразование (установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные УУД: умение высказывать свое предположение.

Диалог

Обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока: «Диаграммы».

Постановка цели и задач

Побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к составлению плана изучения темы.

Пытаются сформулировать цели, составляют план изучения для построения нового знания.

Познавательные УУД: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные УУД: целеполагание (постановка учебной задачи); планирование (составление плана и последовательности действий).

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Диалог

Обучающиеся формулируют учебные задачи, составляют план изучения темы, вступают в диалог.

Актуализация знаний

Организует работу по созданию в памяти системы опорных знаний и умений для осознанного восприятия новых знаний.

Вступают в диалог. Формулируют

Познавательные УУД: логические: обобщение.

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

Диалог

Обучающиеся формулируют понятие «диаграмма», приводят примеры ее применения

Работа над новым материалом

Мотивация к учебному действию, организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия

Учитель организует совместный разбор заданий с обучающимися, подводит обучающихся к формулировке видов диаграмм.

Вступают в диалог. Определяют и называют виды диаграмм.

Познавательные УУД: логические: анализ объектов с целью выделения признаков; обобщение.

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

Диалог

Обучающиеся вступают в диалог, называют основные виды диаграмм.

Первичное усвоение новых знаний

Самостоятельная деятельность обучающихся по усвоению новых знаний

(практикум)

Организует учебное взаимодействие обучающихся в группах для приобретения новых знаний по теме. Выступает в роли консультанта.

Ищут способы решения учебной задачи. Определяют план своих действий. Участвуют в обсуждении содержания материала, переходят к выполнению практического задания: осуществление поисковой деятельности, построение диаграмм по исходным данным, анализ диаграммы.

Познавательные УУД: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, решение рабочих задач; структурирование данных; осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

логические: анализ объектов с целью выделения необходимой информации.

Регулятивные УУД: планирование (составление плана действий); оценка (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, оценка результатов работы.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Групповая работа.

Исследование. Моделирование. Работа с различными источниками информации.

Выбрана необходимая информация, выполнена практическая часть, осуществлен анализ диаграммы.

Представление итогов работы

Учитель осуществляет промежуточный контроль выполнения заданий практикума.

Представители групп отчитываются после выполнения каждого задания.

Познавательные УУД: общеучебные: осознанное построение речевого высказывания. Понимание и адекватная оценка выступления.

логические: доказательство; обобщение информации.

Регулятивные УУД: саморегуляция; оценка (осознание качества и уровня усвоения материала).

Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи.

Устное выступление

Представлены итоги работы групп.

Первичное закрепление нового способа действия

Учитель задает вопросы по теме урока

Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме

Познавательные УУД: общеучебные: осознанное построение речевого высказывания.

логические: обобщение информации.

Регулятивные УУД: оценка (осознание качества и уровня усвоения материала).

Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи.

Фронтальный опрос

Обучающиеся дают ответы на поставленные вопросы.

Рефлексия

(подведение итогов занятия)

Побуждает учащихся к рефлексии.

Рефлексия своих действий.

Регулятивные УУД: оценка (выделение и осознание учащимися того, что усвоено).

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Построение законченного высказывания

Подведены итоги урока. Учащиеся адекватно оценивают свою деятельность на уроке.

План-конспект урока информатики

Этап

Деятельность учителя, педагога

Деятельность ученика, воспитанника

Организационный момент

создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

- Здравствуйте, садитесь. Очень рада вас видеть, меня зовут Ольга Владиславовна, сегодня урок информатики проведу у вас я.

- Приветствуют учителя, настраивают на работу

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

мотивация учебной деятельности

- Для того, чтобы вы догадались о чем мы будем разговорить, вам необходимо отгадать ребус, представленный на Слайде 1.

- Кто из вас догадался, какое слово зашифровано?

- Ребята, как вы думаете, что такое диаграмма?

- Где и для чего она применяется в жизни?

- называют варианты

- отгадывают слово «диаграмма»

- отвечают на вопрос: графическое изображение, показывающее зависимость каких-либо величин

- отвечают на вопрос: в научных журналах, книгах, ... для визуального представления однотипной информации

Постановка цели и задач

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Молодцы.

- Как вы думаете, по какому плану мы с вами будем работать? Что сегодня на уроке мы узнаем?

Итак, план нашего урока будет выглядеть следующим образом - Слайд 2:

План урока:

1. Что такое диаграмма

    Какие виды диаграмм существуют

    Как правильно «читать» и строить диаграммы

- Диаграммы

- отвечают на вопрос: предлагают варианты

Актуализация знаний

- Существует выражение «Его нельзя купить за деньги». Как вы думаете, о чем идет речь?

- Ребята, от каких факторов зависит наше здоровье?

Наше здоровье зависит от ряда факторов.

Слайд: Ученые считают, что 20% всех воздействий на здоровье человека оказывают экологические факторы, 20% - биологические (наследственность), 10% - здравоохранение (качество медицинского обслуживания) и 50% - образ жизни человека.

- Я вам сообщила информацию, но далеко не все могут воспринимать ее на слух. Сможете ли вы ответить на вопросы по прослушанной информации?

- Посмотрите на эту же информацию на слайде в виде текста Слайд 3.

- Как вы думаете, с помощью чего данную информацию можно представить наглядно?

- Молодцы, посмотрите на Слайд 3, перед вами таблица. Удобно воспринимать информацию? Существуют ли еще способы наглядного представления информации? Какие?

- Диаграмма - Слайд 4. Как вы понимаете данный термин? Что для Вас означает слово диаграмма?

Определение – Слайд 5

Диаграмма - графическое изображение, наглядно показывающее соотношение каких-либо величин.

- отвечают на вопрос: о здоровье

- отвечают на вопрос: предлагают варианты

- затрудняются ответить

- отвечают на вопрос: таблица, диаграмма

- отвечают на вопрос: предлагают варианты

наглядное представление данных, ...

Работа над новым материалом

мотивация к учебному действию, организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия

- Мы с вами на уроке начали говорить о здоровьесбережении. Чтобы быть здоровым нужно соблюдать режим дня. Для вашего возраста есть определенные рекомендации, которые нужно соблюдать. На их основе составлена таблица из распорядка дня для школьника 6 класса. Слайд 11

- Данную таблицу можно наглядно представить с помощью диаграмм.

Например,

- на Слайде 7 представлен первый вид диаграмм.

В виде, каких фигур представлены виды деятельности школьника на этой диаграмме? Как может называться такая диаграмма?

Что вы можете сказать по поводу данной диаграммы?

график, на оси х располагаются виды деятельности, по оси у – количество затрачиваемых часов.

- на Слайде 8 представлен следующий вид диаграмм.

В виде, каких фигур представлены виды деятельности школьника на этой диаграмме? Как может называться такая диаграмма?

Что вы можете сказать по поводу данной диаграммы?

Линейчатая диаграмма: каждой линии - виду деятельности, соответствует свой временной показатель.

- на Слайде 9 представлен следующий вид диаграмм.

В виде, каких фигур представлены виды деятельности школьника на этой диаграмме? Как может называться такая диаграмма?

Что вы можете сказать по поводу данной диаграммы?

Столбчатая диаграмма: каждому столбику - виду деятельности, соответствует свой временной показатель.

- на Слайде 10 представлен следующий вид диаграмм.

В виде, какой фигуры представлены виды деятельности школьника на этой диаграмме? Как может называться такая диаграмма?

Что вы можете сказать по поводу данной диаграммы?

Круговая диаграмма: каждый сектор представляет собой вид деятельности, а размер сектора – его временное значение.

- Мы назвали виды диаграмм, перечислите их.

- Мы с вами познакомились только с 4мы видами, а вообще их гораздо больше.

- отвечают на вопрос: ломанная линия

- отвечают на вопрос: график

- отвечают на вопрос: предлагают свои варианты

- отвечают на вопрос: линий

- отвечают на вопрос: линейная - линейчатая

- отвечают на вопрос: предлагают свои варианты

- отвечают на вопрос: столбики

- отвечают на вопрос: столбчатая диаграмма

- отвечают на вопрос: предлагают свои варианты

- отвечают на вопрос: круг

- отвечают на вопрос: круговая диаграмма

- отвечают на вопрос: предлагают свои варианты

- отвечают на вопрос: график, линейчатая, столбчатая и круговая диаграммы

Физминутка

(Слайд 11)

Ребята, встаньте и представьте себе, что вы приглашены на бал в царство диаграмм.

Встанем, начиная бал мы
И покажем диаграммы.
Поднимите руки вверх
И тяните выше, прямо,
Первыми заходят в зал 
Столбчатые диаграммы.

Сразу сделайте наклон
Вправо тут же потянитесь,
Влево ниже наклонитесь,
В линейчатые превратитесь.
Вот оркестр гремит для нас,
Дружно все танцуем вальс,
Поворот налево, поворот направо – 
Круговая диаграмма.

Бал закончен, господа!
Сядьте на свои места.

- учащиеся выполняют физминутку вместе с учителем, отвечают на вопрос, какого вида диаграммы не хватает? – говорят график и изображают его.

Первичное усвоение новых знаний

Самостоятельная деятельность обучающихся по усвоению новых знаний

(практикум)

- Сегодня мы с вами будем выполнять мини-проекты «Диаграммы вокруг нас». Для этого вы изначально были разделены на 4 группы. У каждой группы есть свой цвет: розовый, оранжевый, желтый и зеленый.

Каждому цвету будет соответствовать тип диаграммы, внимание на Слайд 12: график, линейчатая, столбчатая и круговые диаграммы.

Перед началом работы мне бы хотелось, чтоб вы вспомнили правила работы в группах, внимание на Слайд 13

На Сладе 14 вы видите алгоритм выполнения практикума:

- Обратите внимание на столы, у каждой группы есть свой файл, в нем есть лежит все необходимое для выполнения практикума.

- Давайте начнем,

1 задание – Найти определение понятию, за который ответственна группа. Для этого у вас есть распечатка страниц учебник, параграф 12.

Время выполнения – 1 минута. Готовы, начали!

Готовы? Зачитываем определение, ответственные от групп, готовы?

2 задание – По исходным данным построить диаграмму

Для выполнения этого задания у вас есть отдельный листочек и цветные маркера.

2 задание – На основании представленной диаграммы ответить на вопросы. Ответы отмечаем на листочках с заданием.

- работа с раздаточным материалом

- работа в группах с распечаткой учебника – поисковая деятельность

- зачитывают определение

- результаты работ вывесить на доску и проанализировать

- выслушать ответы

Рефлексия

(подведение итогов занятия)

Что сегодня на уроке мы рассмотрели? Какие из них вы запомнили? В реальности чаще других встречаются столбчатые и  круговые  диаграммы.

- Где в жизни вы можете встретиться с диаграммами?

-Ребята, оцените свою работу на уроке.

Продолжите одну из фраз:

Сегодня на уроке:

я научился…

было интересно…

было трудно…

больше всего мне понравилось…

мне показалось важным…

для меня было открытием то, что…

-Ребята, а у кого другое мнение? Я бы хотела услышать от вас?

Спасибо вам, ребята, за урок. Мне с вами было очень приятно общаться. Желаю вам успехов.

- отвечают на вопрос: определение диаграмма, виды диаграмм, перечисляют виды

- приводят примеры

- оценивают свою деятельность


Диаграммы. Построение диаграмм.
PPT / 1.27 Мб
Раздаточный материал
DOC / 397 Кб
Фото с урока-подготовка учащихся к работе на основном этапе
Фото с урока - актуализация знаний
Фото с урока - работа над новым материалом
Фото с урока - практикум
Фото с урока - наглядный результат выполнения практикума

Предварительный просмотр презентации

17.10.19

Диаграммы. Построение диаграмм. План урока: Что такое диаграмма Какие виды диаграмм существуют Как правильно «читать» и строить диаграммы 17.10.19

Ученые считают, что 20% всех воздействий на здоровье человека оказывают экологические факторы, 20% - биологические (наследственность), 10% - здравоохранение (качество медицинского обслуживания) и 50% - образ жизни человека. Ученые считают, что 20% всех воздействий на здоровье человека оказывают экологические факторы, 20% - биологические (наследственность), 10% - здравоохранение (качество медицинского обслуживания) и 50% - образ жизни человека. № п/п Факторы % воздействия 1 Экологические 20 2 Биологические 20 3 Здравоохранение 10 4 Образ жизни человека 50

№ п/п Факторы % воздействия 1 Экологические 20 2 Биологические 20 3 Здравоохранение 10 4 Образ жизни человека 50

Диаграммы. Построение диаграмм. Диаграмма - графическое изображение, наглядно показывающее соотношение каких-либо величин. 17.10.19

Распорядок дня школьника 6 класса № Деятельность в течение суток час 1 Сон 10 2 Учебные занятия 5 3 Пребывание на воздухе 2 4 Подготовка к урокам 2 5 Компьютер 1

Распорядок дня школьника 6 класса № Деятельность в течение суток час 1 Сон 10 2 Учебные занятия 5 3 Пребывание на воздухе 2 4 Подготовка к урокам 2 5 Компьютер 1

Распорядок дня школьника 6 класса № Деятельность в течение суток час 1 Сон 10 2 Учебные занятия 5 3 Пребывание на воздухе 2 4 Подготовка к урокам 2 5 Компьютер 1

Распорядок дня школьника 6 класса № Деятельность в течение суток час 1 Сон 10 2 Учебные занятия 5 3 Пребывание на воздухе 2 4 Подготовка к урокам 2 5 Компьютер 1

Встанем, начиная бал мы И покажем диаграммы. Поднимите руки вверх И тяните выше, прямо, Первыми заходят в зал  Столбчатые диаграммы. Встанем, начиная бал мы И покажем диаграммы. Поднимите руки вверх И тяните выше, прямо, Первыми заходят в зал  Столбчатые диаграммы. Сразу сделайте наклон Вправо тут же потянитесь, Влево ниже наклонитесь, В линейчатые превратитесь. Вот оркестр гремит для нас, Дружно все танцуем вальс, Поворот налево, поворот направо –  Круговая диаграмма. Бал закончен, господа! Сядьте на свои места.

График Столбчатая диаграмма Линейчатая диаграмма Круговая диаграмма

В группе должен быть ответственный Если не понял, переспроси Один говорит, другие слушают Свое несогласие высказывай вежливо Работать должен каждый на общий результат Правила работы в группе:

Алгоритм выполнения практикума 1. Найти определение понятию 2. По исходным данным построить диаграмму 3. По данной диаграмме составить письменное описание

Сегодня на уроке: Сегодня на уроке: я научился… было интересно… было трудно… больше всего мне понравилось… мне показалось важным… для меня было открытием то, что…

Спасибо за сотрудничество! Спасибо за сотрудничество!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Также, данный материал был размещен мною ранее в сети Интрнет по адресам: 1. https://educontest.net/storage4/article/77147/1.%20Texnologicheskaya%20karta%20yroka_KRYAZHEVSKIKH%20OV.pdf 2. http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/informatika/116546-konspekt-uroka-informatiki-sozdanie-informaci.html

3 February 2017

Оказывается, что моя работа была размещена на сайте в интернете по адресу: http://vseuroki.pro/doc/konspekt-uroka-po-informatike-na-temu-sozdanie-informacionnyh-modeley-diagramm.html Хорошо хоть фамилия моя, потому что я ее не добавляла на данный сайт.

13 February 2017

Очень интересный урок! Спасибо!

4 March 2017

Отличный урок!!!

18 March 2017

Здравствуйте, спасибо за отзыв!

19 March 2017

Похожие публикации