Технологическая карта урока информатики в 6 классе «Создание информационных моделей – диаграмм»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока информатики
Учитель: Кряжевских Ольга Владиславовна, учитель информатики МБОУ СОШ №11 г. Кизел.
Класс: 6
Предмет: Информатика
Тема: «Создание информационных моделей – диаграмм».
Этап обучения по данной теме (начальный, основной, завершающий): завершающий по теме «Графики и диаграммы»
Тип урока: урок освоения новых знаний
Образовательные цели:
- познакомить учащихся с понятием «диаграмма», видами диаграмм;
- формировать умение грамотно «читать» диаграммы и представлять информацию с помощью диаграмм;
- способствовать осознанию зависимости здоровья от образа жизни человека.
Воспитательные цели:
- развивать познавательный интерес к предмету;
- формировать умения и навыки учебного сотрудничества;
- приобретать опыт рефлексивно-оценочной деятельности.
Развивающие цели (УУД, компетенции): развитие универсальных учебных действий:
Познавательные УУД:
- извлекать, преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму представления информации;
- развивать умение построения логической цепи рассуждения;
- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя.
Регулятивные УУД:
- развивать умение целеполагания;
- составлять план изучения темы под руководством учителя;
- учиться работать по предложенному учителем алгоритму;
- развивать умение саморегуляции.
Коммуникативные УУД:
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстникам;
- развивать речевую деятельность: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Оборудование: ПК учителя, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал для работы в группах, маркеры.
Оценочная деятельность на уроке (в чем проявится): вербальная, самооценка.
Основные источники информации:
- учебник Босова Л.Л. - Информатика 6 класс ФГОС [2013],
- рабочая тетрадь Босова Л.Л. - Информатика 6 класс ФГОС [2014],
- презентация «Диаграммы».
Технологическая карта урока
Этап | Деятельность учителя, педагога | Деятельность ученика, воспитанника | Формируемые компетенции, УУД | Методические, технологичес-кие приемы | Прогнозируемый результат |
Организационный момент Создание условий для осознанного вхождения обучающихся в пространство деятельности на уроке | Приветствует обучающихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. | Настраиваются на урок и восприятие материала. | Регулятивные УУД: саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии). | Беседа | Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность. |
Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока Мотивация учебной деятельности обучающихся | Подводит обучающихся к формулировке темы урока | Определяют и формулируют тему урока | Познавательные УУД: смыслообразование (установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом). Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной речи. Регулятивные УУД: умение высказывать свое предположение. | Диалог | Обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока: «Диаграммы». |
Постановка цели и задач | Побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к составлению плана изучения темы. | Пытаются сформулировать цели, составляют план изучения для построения нового знания. | Познавательные УУД: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные УУД: целеполагание (постановка учебной задачи); планирование (составление плана и последовательности действий). Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Диалог | Обучающиеся формулируют учебные задачи, составляют план изучения темы, вступают в диалог. |
Актуализация знаний | Организует работу по созданию в памяти системы опорных знаний и умений для осознанного восприятия новых знаний. | Вступают в диалог. Формулируют | Познавательные УУД: логические: обобщение. Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли. | Диалог | Обучающиеся формулируют понятие «диаграмма», приводят примеры ее применения |
Работа над новым материалом Мотивация к учебному действию, организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия | Учитель организует совместный разбор заданий с обучающимися, подводит обучающихся к формулировке видов диаграмм. | Вступают в диалог. Определяют и называют виды диаграмм. | Познавательные УУД: логические: анализ объектов с целью выделения признаков; обобщение. Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли. | Диалог | Обучающиеся вступают в диалог, называют основные виды диаграмм. |
Первичное усвоение новых знаний Самостоятельная деятельность обучающихся по усвоению новых знаний (практикум) | Организует учебное взаимодействие обучающихся в группах для приобретения новых знаний по теме. Выступает в роли консультанта. | Ищут способы решения учебной задачи. Определяют план своих действий. Участвуют в обсуждении содержания материала, переходят к выполнению практического задания: осуществление поисковой деятельности, построение диаграмм по исходным данным, анализ диаграммы. | Познавательные УУД: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, решение рабочих задач; структурирование данных; осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. логические: анализ объектов с целью выделения необходимой информации. Регулятивные УУД: планирование (составление плана действий); оценка (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, оценка результатов работы. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Групповая работа. Исследование. Моделирование. Работа с различными источниками информации. | Выбрана необходимая информация, выполнена практическая часть, осуществлен анализ диаграммы. |
Представление итогов работы | Учитель осуществляет промежуточный контроль выполнения заданий практикума. | Представители групп отчитываются после выполнения каждого задания. | Познавательные УУД: общеучебные: осознанное построение речевого высказывания. Понимание и адекватная оценка выступления. логические: доказательство; обобщение информации. Регулятивные УУД: саморегуляция; оценка (осознание качества и уровня усвоения материала). Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи. | Устное выступление | Представлены итоги работы групп. |
Первичное закрепление нового способа действия | Учитель задает вопросы по теме урока | Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме | Познавательные УУД: общеучебные: осознанное построение речевого высказывания. логические: обобщение информации. Регулятивные УУД: оценка (осознание качества и уровня усвоения материала). Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи. | Фронтальный опрос | Обучающиеся дают ответы на поставленные вопросы. |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Побуждает учащихся к рефлексии. | Рефлексия своих действий. | Регулятивные УУД: оценка (выделение и осознание учащимися того, что усвоено). Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Построение законченного высказывания | Подведены итоги урока. Учащиеся адекватно оценивают свою деятельность на уроке. |
План-конспект урока информатики
Этап | Деятельность учителя, педагога | Деятельность ученика, воспитанника |
Организационный момент создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке | - Здравствуйте, садитесь. Очень рада вас видеть, меня зовут Ольга Владиславовна, сегодня урок информатики проведу у вас я. | - Приветствуют учителя, настраивают на работу |
Подготовка учащихся к работе на основном этапе мотивация учебной деятельности | - Для того, чтобы вы догадались о чем мы будем разговорить, вам необходимо отгадать ребус, представленный на Слайде 1. - Кто из вас догадался, какое слово зашифровано? - Ребята, как вы думаете, что такое диаграмма? - Где и для чего она применяется в жизни? | - называют варианты - отгадывают слово «диаграмма» - отвечают на вопрос: графическое изображение, показывающее зависимость каких-либо величин - отвечают на вопрос: в научных журналах, книгах, ... для визуального представления однотипной информации |
Постановка цели и задач | - Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Молодцы. - Как вы думаете, по какому плану мы с вами будем работать? Что сегодня на уроке мы узнаем? Итак, план нашего урока будет выглядеть следующим образом - Слайд 2: План урока: 1. Что такое диаграмма Какие виды диаграмм существуют Как правильно «читать» и строить диаграммы | - Диаграммы - отвечают на вопрос: предлагают варианты |
Актуализация знаний | - Существует выражение «Его нельзя купить за деньги». Как вы думаете, о чем идет речь? - Ребята, от каких факторов зависит наше здоровье? Наше здоровье зависит от ряда факторов. Слайд: Ученые считают, что 20% всех воздействий на здоровье человека оказывают экологические факторы, 20% - биологические (наследственность), 10% - здравоохранение (качество медицинского обслуживания) и 50% - образ жизни человека. - Я вам сообщила информацию, но далеко не все могут воспринимать ее на слух. Сможете ли вы ответить на вопросы по прослушанной информации? - Посмотрите на эту же информацию на слайде в виде текста Слайд 3. - Как вы думаете, с помощью чего данную информацию можно представить наглядно? - Молодцы, посмотрите на Слайд 3, перед вами таблица. Удобно воспринимать информацию? Существуют ли еще способы наглядного представления информации? Какие? - Диаграмма - Слайд 4. Как вы понимаете данный термин? Что для Вас означает слово диаграмма? Определение – Слайд 5 Диаграмма - графическое изображение, наглядно показывающее соотношение каких-либо величин. | - отвечают на вопрос: о здоровье - отвечают на вопрос: предлагают варианты - затрудняются ответить - отвечают на вопрос: таблица, диаграмма - отвечают на вопрос: предлагают варианты наглядное представление данных, ... |
Работа над новым материалом мотивация к учебному действию, организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия | - Мы с вами на уроке начали говорить о здоровьесбережении. Чтобы быть здоровым нужно соблюдать режим дня. Для вашего возраста есть определенные рекомендации, которые нужно соблюдать. На их основе составлена таблица из распорядка дня для школьника 6 класса. Слайд 11
- Данную таблицу можно наглядно представить с помощью диаграмм. Например, - на Слайде 7 представлен первый вид диаграмм. В виде, каких фигур представлены виды деятельности школьника на этой диаграмме? Как может называться такая диаграмма? Что вы можете сказать по поводу данной диаграммы? график, на оси х располагаются виды деятельности, по оси у – количество затрачиваемых часов. - на Слайде 8 представлен следующий вид диаграмм. В виде, каких фигур представлены виды деятельности школьника на этой диаграмме? Как может называться такая диаграмма? Что вы можете сказать по поводу данной диаграммы? Линейчатая диаграмма: каждой линии - виду деятельности, соответствует свой временной показатель. - на Слайде 9 представлен следующий вид диаграмм. В виде, каких фигур представлены виды деятельности школьника на этой диаграмме? Как может называться такая диаграмма? Что вы можете сказать по поводу данной диаграммы? Столбчатая диаграмма: каждому столбику - виду деятельности, соответствует свой временной показатель. - на Слайде 10 представлен следующий вид диаграмм. В виде, какой фигуры представлены виды деятельности школьника на этой диаграмме? Как может называться такая диаграмма? Что вы можете сказать по поводу данной диаграммы? Круговая диаграмма: каждый сектор представляет собой вид деятельности, а размер сектора – его временное значение. - Мы назвали виды диаграмм, перечислите их. - Мы с вами познакомились только с 4мы видами, а вообще их гораздо больше. | - отвечают на вопрос: ломанная линия - отвечают на вопрос: график - отвечают на вопрос: предлагают свои варианты - отвечают на вопрос: линий - отвечают на вопрос: линейная - линейчатая - отвечают на вопрос: предлагают свои варианты - отвечают на вопрос: столбики - отвечают на вопрос: столбчатая диаграмма - отвечают на вопрос: предлагают свои варианты - отвечают на вопрос: круг - отвечают на вопрос: круговая диаграмма - отвечают на вопрос: предлагают свои варианты - отвечают на вопрос: график, линейчатая, столбчатая и круговая диаграммы |
Физминутка | (Слайд 11) Ребята, встаньте и представьте себе, что вы приглашены на бал в царство диаграмм. Встанем, начиная бал мы Сразу сделайте наклон Бал закончен, господа! | - учащиеся выполняют физминутку вместе с учителем, отвечают на вопрос, какого вида диаграммы не хватает? – говорят график и изображают его. |
Первичное усвоение новых знаний Самостоятельная деятельность обучающихся по усвоению новых знаний (практикум) | - Сегодня мы с вами будем выполнять мини-проекты «Диаграммы вокруг нас». Для этого вы изначально были разделены на 4 группы. У каждой группы есть свой цвет: розовый, оранжевый, желтый и зеленый. Каждому цвету будет соответствовать тип диаграммы, внимание на Слайд 12: график, линейчатая, столбчатая и круговые диаграммы. Перед началом работы мне бы хотелось, чтоб вы вспомнили правила работы в группах, внимание на Слайд 13 На Сладе 14 вы видите алгоритм выполнения практикума: - Обратите внимание на столы, у каждой группы есть свой файл, в нем есть лежит все необходимое для выполнения практикума. - Давайте начнем, 1 задание – Найти определение понятию, за который ответственна группа. Для этого у вас есть распечатка страниц учебник, параграф 12. Время выполнения – 1 минута. Готовы, начали! Готовы? Зачитываем определение, ответственные от групп, готовы? 2 задание – По исходным данным построить диаграмму Для выполнения этого задания у вас есть отдельный листочек и цветные маркера. 2 задание – На основании представленной диаграммы ответить на вопросы. Ответы отмечаем на листочках с заданием. | - работа с раздаточным материалом - работа в группах с распечаткой учебника – поисковая деятельность - зачитывают определение - результаты работ вывесить на доску и проанализировать - выслушать ответы |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Что сегодня на уроке мы рассмотрели? Какие из них вы запомнили? В реальности чаще других встречаются столбчатые и круговые диаграммы. - Где в жизни вы можете встретиться с диаграммами? -Ребята, оцените свою работу на уроке. Продолжите одну из фраз: Сегодня на уроке: я научился… было интересно… было трудно… больше всего мне понравилось… мне показалось важным… для меня было открытием то, что… -Ребята, а у кого другое мнение? Я бы хотела услышать от вас? Спасибо вам, ребята, за урок. Мне с вами было очень приятно общаться. Желаю вам успехов. | - отвечают на вопрос: определение диаграмма, виды диаграмм, перечисляют виды - приводят примеры - оценивают свою деятельность |
Диаграммы. Построение диаграмм.
PPT / 1.27 МбРаздаточный материал
DOC / 397 Кб
Кряжевских Ольга Владиславовна
Кряжевских Ольга Владиславовна
Поскребышева Наталья Олеговна
Данилина Юлия Николаевна
Кряжевских Ольга Владиславовна