Технологическая карта урока географии «Как люди открывали мир» (7 класс)
Технологическая карта урока
Дата:
Класс: 7 класс
Предмет: география
Учитель: Малишевская Светлана Валентиновна
Тема: Как люди открывали мир
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Формы работы обучающихся: индивидуальная и групповая.
Цель урока: организовать познавательную деятельность обучающихся, определить вклад великих учёных и путешественников и землепроходцев в развитие географической науки.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить обучающихся, как менялись представления и знания людей о форме нашей планеты Земля; познакомить с известными путешественниками и их открытиями с древних времен до эпохи Великих географических открытий.
Развивающие:
установить значимость открытий русских путешественников и землепроходцев, а также подвига покорителей Северного полюса, развитие навыков работы с географическими источниками информации.
Воспитательные: формирование географической культуры, развития умения работать в группе, коллективе. Развитие памяти, логического мышления, интеллектуальных способностей.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные: называть имена путешественников и землепроходцев, уметь определять пути следования путешественников.
Личностные: осознание ценностей географических знаний , как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные : - умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, умение овладевать элементарными практическими умениями работы с источниками информации для исследования.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль, коррекция и внесение необходимых дополнений, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Личностные УУД: самоопределение, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, этического оценивания усваиваемого содержания.
Ресурсы:
Источники информации для работы на уроке: Учебник: Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. География материков и океанов: Дрофа, 2010.
Географический атлас. 7 класс. – М.: Дрофа,2008.
Используемые технологии: Информационно-коммуникационная (ИКТ), исследовательская, проектная, здоровьесберегающая.
Методы, приемы работы: частично-поисковый, проблемный, наглядный
Структура урока усвоения новых знаний
Этапы урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
||||||
1. Организационный этап |
Приветствие учителя, проверка готовности к уроку. Настрой на работу |
Создать условия для возникновения потребности включения в учебную деятельность. |
Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам, определение целей, функций участников, способов взаимодействия |
||||||
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
|
Путешествия всегда манили людей, но прежде они были не только интересными, но и крайне сложными. Территории были не изучены, и, отправляясь в путь, каждый становился исследователем. Сегодня мы с вами вспомним и расширим знания о географических открытиях Земли.
|
Ознакомление с целями и задачами урока. Быстрое включение обучающихся в учебный ритм. Анализируют информацию, сравнивают, обобщают.
|
Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий. Коммуникативные: определение функций участников, способов взаимодействия. |
||||||
3. Актуализация знаний. |
Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. Задание по учебнику- найти информацию о исследованиях древних ученых и заполнить таблицу. Индивидуальная самостоятельная работа «Как древние люди представляли себе вселенную»
После выполнения работы, на экран выводятся слайды для самостоятельной проверки и коррекции знаний.
|
Самостоятельная работа, заполнение таблицы.
По учебнику рассматривают и заполняют таблицу- Пифагор, Аристотель, Аристарх Самосский, Птолемей, Геродот, Пифей, Эратосфен.
Делают выводы о вкладе древних ученых в развитии географических открытий.
|
Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Логические: анализ, сравнение, синтез.
Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (в процессе анализа учебного действия) Коммуникативные: определение функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
||||||
4. Постановка проблемного вопроса. |
Путешествия всегда манили людей, но прежде они были не только интересными, но и крайне сложными. Территории были не изучены, и, отправляясь в путь, каждый становился исследователем. Какие путешественники являются самыми известными и что конкретно открыл каждый из них? Почему период истории от конца XV века до середины XVII веков называется Эпохой Великих географических открытий.
|
Анализируют, осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Устанавливают причинно-следственные связи. |
Личностные: самоопределение, смыслоообразование. Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, построение диалога, умение выражения своих мыслей, умение слушать и принять противоположную точку зрения. Логические: выдвижение гипотез и их обоснование |
||||||
5. Физкультминутка |
1. Для глаз. Мы глазами поколдуем. Круг огромный нарисуем! Нарисуем мы окно И большущее бревно. Нарисуем лифта бег: Глазки вниз, глазки вверх! Все зажмурились: раз-два! Закружилась голова. Мы глазами поморгали, Вмиг гирлянды засверкали. Смотрим прямо и вперёд – Это мчится самолёт… Раз моргнули, два моргнули – Наши глазки отдохнули! Выполняется сидя за партами: дети “рисуют” глазами круг, не поворачивая головы “рисуют” окно “рисуют” бревно опустить глаза вниз, поднять глаза вверх крепко зажмурить глаза (3-5 сек.) поморгать глазами 3-5 сек. смотреть прямо перед собой поморгать глазами 3-5 сек. 2. Для нормализации осанки. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 — развести локти в стороны, сводя лопатки — вдох, 3—4 — исходное положение — выдох.
|
Выполняют комплекс упражнений. |
Регулятивные: ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
||||||
6. Первичное усвоение и проверка новых знаний. |
Организовать построение проекта изучения нового знания:
Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает возможность описать географическое открытие, дату, вклад путешественников. Показать по карте пути следования экспедиций.
|
Обучающиеся ставят цель проекта (что является целью — тема); определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет-ресурсы и т. д.); формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели
Получив тему проекта, учащиеся распределили между собой роли и задания, выполняют их.
|
Познавательные: умение структурировать знания; умение формулировать проблему; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; планирование; прогнозирование. Коммуникативные: постановка вопросов, управление поведением партнера. |
||||||
7. Первичная проверка понимания (реализация построенного проекта) |
Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
Организовать усвоение учащимися нового способа действий во внешней речи (в парах или группах, фронтально
|
Работают в группах, в команде.
Сравнивают, классифицируют объекты по выделенным признакам. Каждая группа учащихся проводит защиту своего проекта.
Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.
Познавательные: поиск и выделе-ние необходимой информации; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения
|
||||||
8. Первичное закрепление |
После выполнения работы, на экран выводятся слайды для самостоятельной проверки и коррекции знаний. Приложение 2 (правильные ответы для самопроверки)
|
Обучающиеся других групп воспринимают информацию и продолжают заполнять таблицу для полноты проекта.
Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения |
Личностные: ценностно-смысловая ориентация обучающихся. Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
||||||
9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их корректировка. Коррекция знаний и способов действий |
Организует выявление типов заданий, где используется новый способ действия. Организует повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности
|
Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
|
Регулятивные: прогнозирование Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
|
||||||
10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Выдает домашнее задание. 1. Параграф 2 2. На контурной карте проложить маршруты путешественников, которые изучали на уроке, но не успели выполнить.
|
Записывают домашнее задание, при необходимости задают вопросы. |
Познавательные: умение структурировать знания; оценивание процессов и результатов деятельности Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
||||||
8. Подведение итогов занятия. |
1. Организовать рефлексию обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одноклассниками
|
Оценивают урок, степень понимания материала. |
Коммуникативные: умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
Приложение 1
Просмотр презентация, обучающиеся проверяют таблицу по слайдам.
Географы Древнего мира |
Дата |
Вклад в открытие мира |
Пифагор |
ок .580-500 до н. э. |
Первым предположил, что Земля не плоская, а имеет форму шара.
|
Геродот |
484- 425 гг до н.э. |
1. Дал описание многих стран, истории и быта народов 2. Посетил Скифию (южная часть России) 3. Описал климат Египта, разливы Нила |
Аристотель |
384-322 до н. э. |
Система мира по Аристотелю Центр – неподвижная Земля, вокруг 8 небесных сфер, на них неподвижные небесные тела: Луна, планеты, Солнце, звезды. 9 сфера – двигатель Вселенной. |
Пифей |
ок. 380 до н. э.— ок. 310 до н. э. |
1. Обогнул берега Испании и Франции 2.Достиг Ирландии и Великобритании 3. Установил зависимость между географической широтой и длиной дня и ночи. |
Аристарх Самосский |
320-250 до н. э. |
Считал, что центром Вселенной является не Земля,а Солнце. |
Эратосфен |
около 276 — 194 гг. до н.э. |
1. Измерил длину экватора и вычислил размеры земного шара 2. Выделил климатические пояса 3. Создал географическую карту населённой части Земли. 4. Первый употребил термин «география». 5. Автор труда «Географика».
|
Птолемей |
ок . 90-160 г. н.э |
Разработал систему мира, в центре которой Земля и вокруг которой вращаются пять планет, Луна и Солнце).Написал труд «Великое математическое построение астрономии» в 13 книгах. |
Приложение 2
Защита проектов, используя слайды презентации
МАРКО ПОЛО (1254—1324)
Первый великий путешественник. В конце тринадцатого века он совершил, по тем временам, невероятный по дальности и длительности поход на Восток. Монголия, Китай, Япония, Юго-Восточная Азия, Персия – вот неполный перечень стран, в которых он успел побывать. Свои впечатления он описал в своей «Книге о разнообразии мира»
Крупнейшим источником дохода Венецианского государства была торговля с дальними странами. Считалось, что чем больше риска, тем выше прибыль. Поэтому не удивительно, что отец Марко Поло много путешествовал в поисках всё новых торговых путей. Сын не отставал от отца: любовь к странствиям и приключениям у него в крови. В 1271 году он отправляется с отцом в свое первое путешествие в Иерусалим.
В 1275 году, то есть через пять лет после отбытия из итальянского порта, купцы оказываются в резиденции Хана Хубилая. Последний принимает их радушно. Особенно ему полюбился молодой Марко. В нем он ценил независимость, бесстрашие и хорошую память. Он не раз предлагал ему участвовать в государственной жизни, доверял важные поручения. В благодарность младший из семьи Поло помогает хану набрать армию, рассказывает об использовании военных катапульт и многое другое. Так прошло 15 лет.
В 1295 году Марко Поло возвращается в Венецию. Ровно через два года его сажают в тюрьму за участие в войне между Генуей и Венецией. Те несколько месяцев, что он провел под стражей, нельзя назвать пустыми и бесплодными. Там он встречает Рустикелло – итальянского писателя, родом из Пизы. Именно он обличает в художественную форму рассказы Марко Поло об удивительных землях, их природе, населении, культуре, обычаях и новых открытиях. Книга имела название «Книга о разнообразии мира», которая впоследствии стала настольной для многих первооткрывателей, в том числе и для Христофора Колумба.
Бартоломео Диаш (ок. 1450—1500)
Португальский мореплаватель, первооткрыватель мыса Доброй Надежды. В 1481—1484 гг. принимал участие в экспедиции к Золотому Берегу. Путешественникам удалось достичь берегов Анголы. 10 октября 1486 г. король Жуан II поручил Диашу возглавить новую экспедицию. Исследователи спорят о цели путешествия. Возможно, перед Диашем стояла задача добраться до Индии. По другой, почти легендарной версии, его команда пыталась отыскать страну, которой управлял некий африканец-христианин по прозвищу Священник Джон.
Экспедиция длилась с августа 1487 г. по декабрь 1488 г. Португальцы обогнули Африку с юга и, выйдя в Индийский океан, повернули обратно. Таким образом был найден морской путь в Индию. Участники плавания стали первыми европейцами, увидевшими южные берега Африки и представителей местного населения — народа койкоин. Лично Диаш, вероятно, дал название мысу Доброй Надежды. Погиб 29 мая 1500 г. недалеко от открытого им мыса Доброй Надежды, когда руководил одним из судов в составе очередной экспедиции, его корабль утонул во время шторма.
ВАСКО да ГАМА (ок. 1469-1524)
Великий португальский мореплаватель. С 1519 года – губернатор Португальской Индии, с 1524 года – индийский вице-король. Биография Васко да Гама полна ярких событий и захватывающих приключений.
Первая индийская экспедиция. В 1497 г. Васко да Гама возглавил морскую экспедицию. 8 июля армада осуществила торжественный выход из Лиссабона и вскоре достигла Канарских островов, которые принадлежали Кастилии. Не желая делиться важной информацией с соперниками-испанцами, Васко да Гама велел обойти острова стороной.
Обогнув мыс Доброй Надежды, экспедиция вошла на территории, бывшие частью торговых маршрутов Индийского океана. Также корабли побывали в портах Мозамбика и Момбаса.
В 1499 г. Васко да Гама возвратился в Португалию. Экономически его экспедиция была достаточно успешной. Выручка от товаров, которые предприимчивый мореплаватель привез из Индии, в 60 раз превысила затраты на организацию морского похода.
Вторая индийская экспедиция. В 1502 г., по распоряжению короля Мануэла, в Индию была направлена новая эскадра во главе с удачливым мореплавателем.
Из содержания краткой биографии Васко да Гама ясно, что путешествие началось 10 февраля. Во время второй индийской экспедиции мореплавателю удалось основать форты в Мозамбике и Софале. Эрабский эмир Килва был покорен португальцами и был обязан выплачивать этой стране дань.
Осенью 1503 г. Васко да Гама возвратился в Португалию с богатой добычей. Серьезного назначения от короля не последовало. Только в 1519 году честолюбивый моряк получил графский титул и земельные угодья.
Христофор Колумб
К концу 15 в. люди уже накопили достаточное знаний, чтобы не верить в версию про плоскость Земли. Колумб много читал античные сочинения, где говорилось о том, что планета шарообразная. Скорей всего, проект морской компании об открытии пути в Индию созревал постепенно. Х. Колумб делал расчеты, основываясь на неправильных расчетах, сделанные в 15 в.
Впервые мореплаватель заговорил об экспедиции к Индии в 1485 г., и с этой идеей пошел к португальскому королю. Но при дворе ему отказали, и он решил перебраться в Кастилию. Здесь купцы и банкиры из Андалусии помогли организовать путешествие в дальние страны.
В это же время испанские правители Изабелла и Фердинанд дали согласие на финансирование плавания в Индию. Первая экспедиция продлилась с 1492 по 1493 гг. В 1492 г. из города Палоса вышли три каравеллы – Нинья, Пинта и Санта-Мария, на которых было 90 человек экипажа и помощников Колумба. Во время первого плавания были открыты:
1) Остров Самана.
2) Саргассово море.
3) Багамы.
4) Куба и ее северо-восточное побережье.
5) Гаити – Колумб прошел вдоль северного берега.
Глава Ватикана после открытий, сделанными Колумбом, провел по Атлантическому океану так называемую демаркационную линию – папский меридиан. Так были обозначены разные векторы внешней политики Португалии и Испании, которые касались открытия новых земель. Испанские правители присвоили мореплавателю должности адмирал и вице-король открытых территорий, и согласились выделить средства для второго плавания. Оно продлилось с 1493 по 1496 гг., и по количественным характеристикам отличалось от первого. Во-первых, в подчинении адмирала находилось 17 кораблей. Во-вторых, численность экипажа достигала 2,5 тыс. человек.
Экспедиция исследовала Гаити, где был проведен военный поход для поиска золота, а также открыты:
1) Острова – Гваделупа, Доминикана, Малые Антильские, Поэрто-Рико, Ямайка, Хувентуд.
2) Южные берега Кубы и Гаити.
После второго плавания Колумб отчитывался перед государями Испании и утверждал, что нашел новый путь в Азию. Новые земли были провозглашены собственностью испанской короны. Началась их колонизация, на территории и острова перевозили уголовников, поскольку вольные поселенцы не хотели работать в колониях. Последствия были печальными – разрушены, разграблены, а потом и уничтожены древние империи ацтеков, инков, майя.
Третье плавание длилось с 1498 по 1500 гг., в которое отправилось 6 кораблей. Половина судов во главе с Колумбом прошли через Атлантику. В результате этого путешествия мореплаватель вышел к берегам Южной Америки, обследовав Тринидад, залив и полуостров Пария, реку Ориноко. К 1500 г. экспедиция доплыла к Гаити, здесь адмирала арестовали и отправили в Кастилию. Тут его оправдали и освободили, после чего Колумб стал снова готовиться к дальним странствиям. Ему не давало покоя то, что в течение стольких лет, не был найден западный путь в Индию.
Выпросив у королей деньги, адмирал нанял четыре корабля и отправился в путь. В течение 1502-1504 гг. под испанскую корону перешли новые земли. Среди них остров Мартиника, Гондурасский залив, протяженный берег Южной Америки, омываемый Карибское море. В 1503 г. корабли потерпели крушение у Ямайки. Колумб запросил помощь с острова Санто-Доминго, которая поспела только через год. Ремонт судов позволил адмиралу попасть в Кастилию, куда он добрался в ноябре 1504 г. В это время Христофор Колумба был больным.
Фернан Магеллан (1480 – 1521)
Португальский и испанский мореплаватель, совершивший первое кругосветное путешествие, а также первый с европейцев, кто прошел с Атлантического океана в Тихий.
В 1511 году Магеллан отправился с экспедицией по завоеванию Малак (ныне Малайзия), экспедиция оказалась успешной. После, Магеллан просит португальского короля про финансирование экспедиции к островам пряностей (Молуккским островам) и найти Западный путь к Индии, но король отказывает ему в помощи. И тогда Магеллан просит помощи в испанского короля Карла І, и он соглашается на поддержку экспедиции.
Фернан Магеллан на пяти кораблях отправляется в путь вдоль побережья Южной Америки, затем обходит ее с Юга и доходит до Малак через Запад.
Экспедиция шла с 20 сентября 1519 года по 6 сентября 1522 года – в дальнейшем это путешествие было названо первым кругосветным. С экспедиции вернулось 18 человек и один корабль, а отправилось пять кораблей с экипажем на борту в 280 человек. Большинство членов экипажа умерло от болезней, нехватки продуктов питания и военных столкновений с туземцами.
1) Совершил первое кругосветное путешествие;
2)Дал Тихому океану название из-за того, пока 30 дней шел по нему, океан был спокойным, он встретил ни единого шторма (на самом деле Тихий океан самый буйный из всех);
3) Открыл пролив, который был назван Магеллановым проливом;
4) Стал первым европейцем, который проследовал с Атлантического в Тихий океан.
Фернан Магеллан был убит туземцами, которые не хотели подчиняться испанской короне на острове Мактан Лапу-Лапу 27 апреля 1521 года.
Дополнительная информация
1) Виллем Янсзон (1570-1630)
Один из капитанов на голландских судах, бороздивших океаны в начале XVII века. Статья знакомит с биографией мореплавателя и его открытиях.
Некоторые исследователи предполагают, что будущий моряк родился и вырос в Амстердаме. Первый официальный документ свидетельствует о поступлении на службу и первом плавании в чине помощника капитана на корабле «Голландия», принадлежащем Голландской Ост-Индской компании. Корабль входил в состав эскадры, отправленной торговой компанией в конце 1598 года. Ориентируясь на эту дату, приняли примерное время рождения капитана, как 1570 год.
В начале XVII века Виллем Янсзон совершает еще два рейда в сторону Ост-Индии, второй из них стал известен открытием берега Австралии.
Капитан не знал, что открытые им берега принадлежат новому континенту, считая их частью Новой Гвинеи. Он назвал территорию Новой голландией, и считается первым из европейцев, ступивших на землю Австралии.
2) Джеймс Кук (1728 – 1779)
Исследователь, мореплаватель, первооткрыватель, совершивший три кругосветных путешествия, картограф.
Первой экспедицией Джеймса Кука стало путешествие из Лондона в Ньюкасл. Все свое свободное время Кук проводил, занимаясь самообразованием: он изучал карты, астрономию, географию и математику. За успешную работу был назначен капитаном корабля «Ньюфаундленд».
Но самыми большими достижениями Кука считаются три его путешествия, во время которых были значительно уточнены карты. Первая кругосветная экспедиция проходила с 1768 по 1771 год. Кук как опытный моряк был назначен капитаном единственного судна в экспедиции – «Индевор». В апреле 1769 года команда прибыла на Таити, где установила мирные отношения с аборигенами. Там Кук проводил астрономические наблюдения. Затем команда направилась в Новую Зеландию, а после – к берегу Австралии. Корабль был поврежден рифами, но капитан продолжал двигаться до самого пролива с Новой Гвинеей. Починив корабль в Индонезии, Кук отправился в Кейптаун, а затем – в Лондон.
Второе кругосветное путешествие Д.Кука проходило с 1772 по 1775 год. В январе 1773 впервые в мире был пересечен Южный полярный круг.
Затем с 1776 по 1779 год прошло третье путешествие Кука. На двух кораблях «Резолюшн» и «Дискавери» экспедиция началась летом 1776 года. Командой был открыт остров Кергелен. Затем экспедиция прибыла в Тасманию, Новую Зеландию, на острова Дружбы. После этого в биографии Джеймса Кука был открыт остров Рождества, Гавайские острова. Корабли обошли западную часть Северной Америки, дошли до Аляски. После пересечения Северного полярного круга, попали в Чукотское море. Развернувшись, команда прибыла к Алеутским островам, а затеем к Гавайским. Там отношение гавайцев к морякам стало открыто враждебным, а 14 февраля 1779 года, не смотря на то, что Кук всеми силами старался поддерживать мирные отношения, в одной из стычек он был убит.
3) Открытие Антарктиды. Фаддей Беллинсгаузен (1778-1852) Михаил Лазарев (1788-1852)
Карта путешествия (мореплаватели не смогли высадиться на берег, мешали льды)
Леонард Кристенсен , Карстен Борхгревинк Впервые вступили на материк норвежцы только в 1894г.