Технологическая карта урока географии «Мир звёзд» (5 класс)

0
0
Материал опубликован 4 August 2017

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата

 

Предмет

география

Класс

5

Тип урока

Открытия новых знаний

Тема урока

Мир звезд

Цель (планируемые результаты)

- продолжить знакомство учащихся с небесными телами;

- дать представление о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезде; о многообразии звезд по размерам и цвету, раскрыть значение солнечной энергии для живой и неживой природы, сформировать представление о созвездиях.

Этапы урока

Планируемые результаты (формирование УУД)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Первый этап (определение темы урока, постановка цели и задач)

Формирование мотивационной основы учебной деятельности (Л).

Формулирование темы и цели урока (П).

Осознание цели урока (М)

Урок начинается с зачитывания эпиграфа:

«Открылась бездна - звезд полна. Звездам числа нет, бездне – дна». М.В. Ломоносов

Прокомментируйте эти строки.

Учитель: Еще у древних людей возникла необходимость в умении ориентироваться на местности. Передвигаясь к своему жилищу или к местам охоты. Позднее с развитием земледелия, появилась потребность в отсчете времени. Но у людей, живших в то время, не было никаких приборов для измерения времени или расстояния. И они обратили внимание на закономерность в движении солнца, Луны и звезд на небе. Так возникла практическая потребность в изучении небесных тел, а именно звезд.

Вопрос: Что такое звезды?

Ответ: Звезды - это огромные пылающие шары, расположенные очень далеко от нашей планеты.

Учитель. Таким образом, мы продолжаем изучать Вселенную и тема нашего сегодняшнего урока - «Мир звезд.». Называются задачи урока.

Формирование представлений о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезде; о многообразии звезд по размерам и цвету, знакомство с созвездиями.

Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока

Основной этап (планирование и осуществление практической деятельности)

Формирование уважительного отношения к иному мнению (Л)

Высказывание суждений, подтверждая их фактами (М)

Формирование устойчивого познавательного интереса (Л)

Понимание многообразия звезд, как различаются звезды по размерам и цвету размеры и природу Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды. (П)

Смысловое чтение и извлечение необходимой информации (М)

Вспомним …

1 Вопрос: Что такое астероид? В какой части Солнечной системы движется большинство астероидов?

Ответ: Астероиды-малые планеты, «звездоподобные», большинство движется между орбитами Марса и Юпитера.

2 Вопрос: Каково строение кометы? Из чего состоит ее ядро?

Как изменяется внешний вид кометы за время ее движение по орбите?

Ответ: Строение кометы :ядро, газовая оболочка и хвост. Ядро состоит из льда, замерших газов и твердых частичек некоторых других веществ. Хвост состоит – из газов и мелкой пыли.

При приближении кометы к Солнцу – ядро нагревается, образуется газовая оболочка и появляется хвост (млн.км) направлен в строну от Солнца, при удалении хвост и газовая оболочка исчезают.

3 Вопрос: Что такое метеор и метеорит? В чем различие между метеорами и метеоритами?

- Метеоры – световые явления, возникающие при сгорании частичек космической пыли в атмосфере Земли.

- Метеориты – обломки комет и астероидов, упавшие на Землю.

4. Вопрос: Можно ли рассчитать время появления комет? Например, комета Галлея – подходит к Солнцу 1 раз в 76 лет, последний раз видели комету в 1986 г. Когда ожидается ее появление?

Ответ: в 2062 году, через 49 лет.

На сегодняшнем уроке мы познакомились с понятием «звезда», рассмотрим многообразие звезд, размеры и природу Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды.

Что уже вам известно о солнце?

Солнце-центр Солнечной системы; его размеры. Диаметр ≈ в 400 раз >Луны; в109 раз > Земли

Его масса в 333 000 раз больше массы Земли

Свет от него до нас доходит за 8,3 мин.

t° внутри ≈ 15 млн° С

t° на поверхности ≈ 6 000° С

Солнце вращается вокруг своей оси с запада на восток.(рассказ учителя) (слайд 10)

Мир звезд очень разнообразен.

Звезды различаются:

-по размерам (Сверхгиганты, Гиганты, Карлики)

- по цвету (белые, голубые, желтые и красные)

Самые горячие звезды белого и голубого цвета,

менее горячие – желтые

Холодные - красные.

Созвездия - определенные участки звездного неба. Все небо разделено на 88 созвездий на территории нашей страны можно увидеть 54 названия очень многих созвездий пришли к нам из Древней Греции и связаны с персонажами различных мифов и легенд.

Дают ответы на вопросы

Проверяют правильность своих ответов.

- Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность:

-

- Запись в тетрадях уч-ся размеров Солнца

- Самостоятельно составляют схему (кластер) «Звезды»

Называют известные созвездия.

Выписать в тетр. Определение «созвездие»

Заключительный этап (подведение итогов, оценивание, рефлексия)

Ценностное отношение к изучаемой теме (Л)

Умение систематизировать знания по теме «Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеоры, метеориты.» (П)

Умение отвечать на вопросы

-умение спрашивать,

- умение управлять (М)

Вопросы для беседы:

1.

2. Тест (определите какие утверждения
неверные и почему)

Подводит итоги урока.

Что понравилось (не понравилось) на уроке и почему?

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Объясняет д/з §13, Вопросы р.т стр. 34, 35

Подготовить сообщения о происхождении названий звезд и созвездий (отдельным учащимся)

Демонстрируют знания. Формулируют ответ, применяя полученные знания.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения

Записывают домашнее задание в дневник

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации