Технологическая карта урока "Страницы истории 20-30-х годов" в 4 классе
Технологическая карта урока
Предмет Окружающий мир Класс 4
Тема урока Страницы истории 20-30-х годов
Тип урока Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цель урока Создать условия для ознакомления с историей образования новой страны – СССР; способствовать формированию представлений учащихся о жизни страны в 20–30-е годы;
Задачи урока:
Образовательные: сформировать представления о жизни страны в 20-30-е годы, о важнейших событиях в России в начале ХХ века.
Развивающие: развивать интерес к истории, устную речь, умение работать с картой, умение анализировать, делать выводы, расширять кругозор.
Воспитательные: воспитание патриотизма, уважения к трудовым подвигам российского народа.
Планируемые результаты:
личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной
метапредметные:
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: формировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала.
предметные: формировать представления об истории образования новой страны – СССР и жизни людей в этой стране.
Дидактические средства: презентация, раздаточный материал, карточки для исторического домино.
Оборудование: компьютер, телевизор.
Используемые методы и приемы:
Дидактические игры: «Историческое домино», «Зиг-Заг». «Историческое домино»: на доске прикреплена одна карточка с понятием/событием/датой, ученик угадывает принцип (основание) построения ряда и демонстрирует свое понимание подбором подходящей карточки. Таким образом, по подобию с игрой «Домино» образуются пары, а затем и цепочки, по которым учащиеся рассказывают материал. «Зиг-заг»: на экране презентации расположена таблица размером 3х3 клетки, в каждой из которых находится дата/личность/событие/город и т.д. Задача учащихся – составить предложения, используя любые три слова на одной линии: по горизонтали, вертикали или диагонали.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, наглядный, практический, игровой
Формы контроля: самопроверка по эталону, взаимоконтроль в группе, тестирование
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая
Этап фрагмента урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
П – познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные, Л – личностные, Пр – предметные | |||
1. Организационно-мотивационный этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Приветствует учащихся. Настраивает учащихся. Читает стихотворение Иосифа Уткина «Двадцатый»: В брони, В крови, В заплатах – Вперед, Вперед, Вперед! – Страдал и шел Двадцатый, Неповторимый год! Организует обсуждение стихотворения. Подсказывает, что в стихотворении спрятана тема урока. | Приветствуют учителя. Обсуждают услышанное стихотворение, обмениваются своим мнениями. | Р: осуществлять волевую саморегуляцию. К: Оформлять свои мысли в устной форме. Л: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в учебном действии. | Организует актуализацию материала прошлых уроков через проведение игры «Историческое домино». Проводит тест по вариантам Подводит итоги актуализации знаний. | По очереди выходят к доске, прикрепляют на доску карточки и строят логические цепочки в форме домино. Комментируют свой выбор. Выполняют задания теста. | Пр: Ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах прошлого. К: владеть диалогической формой речи. П: осуществлять обобщение изученного. Л: Формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся |
3. Выявление места и причины затруднения. | – Вы выбрали правильные ответы под буквами. Прочитайте эти буквы по порядку. Какое слово у вас получилось? (1 вариант – страницы, 2 вариант – истории). Используя эти слова, вы можете прочитать тему урока: «Страницы истории 1920-1930 годов». | Формулируют тему урока. | Пр: Ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах прошлого. К: Воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Р: Определять и формулировать цель деятельности на уроке, самостоятельно формулировать тему и цели урока. П: Определять границы знания/незнания, выдвигать предположения и обосновывать их, определять цель учебной деятельности. Л: Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). | Просит записать тему урока в тетрадь. Организует целеполагание. Спрашивает, что особо интересует учащихся в этой теме. | Формулируют цель урока и задачи. Высказывают свои мнения. | К: Строить монологическую, диалогическую речь. П: Формировать навыки поисковой деятельности, извлекать необходимую информацию, использовать новую информацию для решения учебных заданий. Л: Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе |
5. Реализация построенного проекта. | Объясняет новый материал, сопровождая свой рассказ презентацией и видеоматериалами. – Теперь жизнью страны руководила партия большевиков, завоевавшая свою власть в Гражданской войне. Позднее большевиков стали называть коммунистами. – Государством управляли Советы – правительство большевиков, поэтому и новую власть стали называть Советской. Очень ослабленной вышла Советская республика из пожарища Гражданской войны. Страна была в полной разрухе. Не работали заводы и фабрики. Стоял транспорт. Не было топлива. Лишившиеся погибших на фронтах войны отцов и умерших от голода и лишений матерей, дети стали беспризорными, нищенствовали и попрошайничали. Российские крестьяне оказались без рабочего скота и были вынуждены проводить весенний сев, сами впрягаясь в плуги. Не только город, но и деревня голодали. Большевистское правительство было вынуждено силой забирать на селе у крестьян все те очень маленькие запасы зерна, которые хранились для посева. Холодная зима и засушливое лето стали причинами неурожая, который в 1921 году постиг всю страну. Разразился невиданный голод. Казалось, никогда уже Россия не сможет встать на ноги. Но постепенно жизнь все же начала налаживаться. Большевистское правительство было вынуждено продать за границу много золота и других драгоценностей, для того чтобы на полученные деньги закупить зерно для голодающей России. Постепенно стали восстанавливаться заводы и фабрики, разрушенные войной. Наконец заработали железные дороги. – В 1922 году на территории бывшей Российской империи появилось новое государство – Союз Советских Социалистических Республик или СССР. – Какой город стал столицей СССР? Москва стала столицей Советского Союза. Организует работу по учебнику, карта стр. 134-135. – Очень большую территорию занимал Советский Союз. Для того, чтобы с новым государством начали считаться соседние страны, оно должно было стать сильным и хорошо защищенным, со многими заводами и фабриками, электростанциями, хорошо работающими железными дорогами и речными и морскими путями. Для защиты страны нужны были большая и хорошо вооруженная армия и флот. Но нужны были и грамотные инженеры, учителя, агрономы, ученые. Необходимо было ликвидировать неграмотность, так как в наследство от царской России новой власти досталось почти неграмотное население – мало кто умел читать и писать. – Над школьными тетрадками склонились взрослые. Миллионы людей сели за парты. Образование стало доступно всем. – Но в то же время отечественная культура понесла большие потери. Были варварски уничтожены многие исторические памятники. В Москве был разрушен храм Христа Спасителя. – Значительные изменения произошли и в деревне. Большевистское руководство считало, что одной крестьянской семье очень трудно было в одиночку вырастить хороший урожай, чтобы прокормить себя и продать излишки урожая для горожан. Поэтому было принято решение объединить всех крестьян в крупные коллективные хозяйства – колхозы. Крестьяне работали сообща на колхозных полях, получая за это очень небольшую плату. Все, что было выращено общими усилиями в колхозах, сдавалось государству. Самим колхозникам от этих урожаев доставалось очень мало. Все это позволило со временем накопить значительные запасы сельскохозяйственных продуктов и уже не опасаться, что население страны постигнут новые голодные годы. – Как вы думаете, ребята, легко ли было крестьянам? Все эти успехи в деревне были достигнуты за счет тяжелого труда самих крестьян. Им запрещалось самовольно покидать колхозы и уходить в города для работы на заводах и фабриках. А тех крестьян, кто все же не желал работать в колхозах и хотел трудиться отдельно от всех на своем участке земли, наказывали. У таких крестьян отбирали землю, некоторых вместе с семьями ссылали для работы и проживания в далекую и холодную Сибирь. Как вы думаете, ребята, такое положение крестьян уже было в истории нашей страны? В какое время? Такое положение советского крестьянства очень напоминало жизнь сельчан в царское время, когда они были крепостными. – К концу 30 – х годов СССР сумел добиться больших успехов. Постепенно разворачивалось новое строительство. Проводились новые линии железных дорог. Это была страна с грамотным населением, прекрасными специалистами – инженерами, агрономами, строителями, учителями. Советские люди верили своему руководству и с энтузиазмом строили новое общество, в котором не было бы бедных и богатых, все были бы равны, счастливы и занимались интересной и любимой работой. Покой и труд советских людей защищала Красная Армия, оснащенная самым передовым вооружением. | Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопросы, рассуждают. По карте называют республики СССР и их столицы. Отвечают на вопрос, рассуждают. Отвечают на вопрос, рассуждают | Пр: Объяснять, какие важные события, изменившие судьбу России, произошли в стране в начале XX века. К: Оформлять свои мысли в устной форме. Р: Осуществлять самоконтроль, работать по плану, сверяя свои действия. П: Использовать новую информацию для решения заданий, применять знания в новой ситуации Л: Воспитание сознательного отношения к учёбе и интереса к изучению истории Отечества. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Предлагает учащимся выступить в роли учёных-историков, объясняет задание. Организует выступление групп. | В группах составляют схему для учеников школы об изменениях, произошедших в СССР в 20-30-е годы. Защищают составленные схемы, кратко рассказывая материал. | Пр: Объяснять, какие важные события, изменившие судьбу России, произошли в стране в начале XX века. Р: Учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия. П: Структурирование знаний, установление причинно-следственных связей, доказательство. Л: Формирование мотивов достижения целей, формирование границ «знания» и «незнания». |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | – Впервые советские летчики осуществили перелет на построенном в Советском Союзе самолете в Америку через Северный полюс, причем без единой посадки. Не перечислить трудовых достижений советских рабочих, колхозников. Советские ученые сделали много научных открытий. Были построены сотни новых городов, заводов, электростанций. В колхозах стали использовать трактора и другие машины, значительно облегчавшие труд крестьян. Обучение в школах и институтах, лечение всего народа стало бесплатным. – Как вы думаете, ребята, благодаря чему и кому наша страна добилась таких огромных успехов после гражданской войны, голода и разрухи? Благодаря советскому народу, его труду, и вере в светлое будущее для своих детей. Перенося все невзгоды, выполняя непосильную работу, люди верили, что делают все во имя завтрашнего дня. Они верили в светлое будущее, и это придавало им сил. Организует выполнение заданий рабочей тетради. | Отвечают на вопросы, рассуждают. Выполняют задания в парах. | Пр: Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов. Р: Осуществление итогового и пошагового контроля по результату, внесение необходимых корректив действия после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. П: Перерабатывать и применять полученную информацию. Выполнение действий по алгоритму. Л: Понимают значение знаний для человека и принимают его |
8.Включение в систему знаний повторение. | Организует игру «Зиг-заг». | Составляют предложения, используя любые три слова на одной линии (по горизонтали, вертикали, диагонали). | Пр: Знать понятия: Первая мировая война, революция, Гражданская война. Какие важные события, изменившие судьбу России, произошли в стране в начале XX века. Р: Оценка правильности выполнения действия, выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме. П: Структурирование знаний, построение рассуждения. Л: Формирование мотивов достижения и границ собственного «незнания». |
9. Рефлексия УД на уроке. | Организует беседу по вопросам: – Какую тему изучали сегодня? – Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам достигнуть поставленной цели? – Что вас заинтересовало? Что показалось необычным, вызвало недоумение? Просит проанализировать и оценить свою работу на уроке. На основании выполненных заданий выставляет отметки. Объясняет домашнее задание. | Отвечают на предложенные вопросы. Делятся своими мнениями, рассуждают. Оценивают свою работу. Анализируют выполненные задания. | К: Строить монологическое высказывание, оформлять свои мысли в устной форме. Р: Соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения. П: Систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Л: Формирование границ собственного знания и незнания. |