Технологическая карта урока Тема :Правописание слов с -пол и -полу

1
0
Материал опубликован 11 December

Технологическая карта урока русского языка (6 класс)

Тема: Правописание пол‑ и полу‑

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: сформировать у учащихся навык правописания слов с приставками пол‑ и полу‑ в соответствии с орфографическими нормами.

Планируемые результаты

Предметные:

знать правила написания пол‑ и полу‑;

уметь применять правило на практике;

распознавать случаи слитного, дефисного и раздельного написания.

Метапредметные:

познавательные: анализировать языковые явления, устанавливать причинно‑следственные связи, делать выводы;

регулятивные: планировать действия, контролировать и оценивать результат;

коммуникативные: участвовать в диалоге, формулировать мысли.

Личностные:

осознание важности грамотного письма;

развитие языковой интуиции.

Оборудование и материалы

учебник русского языка для 6 класса;

раздаточные карточки с упражнениями;

презентация с правилами и примерами;

интерактивная доска/проектор;

таблица «Правописание пол‑ и полу‑».

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин)

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Создание позитивного настроя.

2. Мотивация и актуализация знаний (5 мин)

Беседа: «Почему важно правильно писать слова с пол‑ и полу‑? Приведите примеры таких слов».

Орфографическая разминка: запись под диктовку слов (полутень, пол‑лимона, полметра), обсуждение затруднений.

Формулировка темы и цели урока совместно с учащимися.

3. Изучение нового материала (12 мин)

Наблюдение за языковым материалом: анализ примеров на слайдах/доске.

Выведение правила: совместное формулирование алгоритма правописания.

Презентация правила в виде схемы/таблицы:

Написание

Условие

Примеры

Слитно

полу‑пол‑ + согласная (кроме л)

полуфинал, полвека

Через дефис

пол‑ + гласная; пол‑ + лпол‑ + имя собственное

пол‑яблока, пол‑литра, пол‑Москвы

Раздельно

пол + слово‑определение

пол чайной ложки

Мнемоническое правило «Юля» (Ю — имя собственное, л — буква л, я — гласная).

4. Первичное закрепление (10 мин)

Упражнение 1. Распределить слова по колонкам таблицы (слитно/через дефис/раздельно):
пол…арбуза, полу…финал, пол…литра, пол…стакана, пол…Европы, пол…маленькой чашки.

Упражнение 2. Вставить пропущенные буквы, объяснить выбор написания:
пол…яблока, полу…мрак, пол…листа, пол…города, пол…чайной ложки.

Взаимопроверка по эталону на доске.

5. Практическая работа (8 мин)

Работа в парах: составление 5 предложений со словами на изучаемую орфограмму.

Обмен работами, взаимная оценка по критериям:

правильность написания — 2 балла;

грамотность предложения — 2 балла;

оригинальность — 1 балл.

6. Контроль усвоения (5 мин)

Мини‑тест (5 заданий):

Как пишется пол…лимона?

Выберите правильный вариант: полу…финал или полу финал?

Напишите правильно: пол…Москвы.

Как пишется пол…стакана?

Составьте предложение со словом полутень.

Самопроверка по ключам, выставление оценок.

7. Рефлексия (2 мин)

Незаконченное предложение: «Сегодня я узнал…», «Мне было трудно…», «Я смогу применить…».

Оценка настроения (смайлики: зелёный — всё понятно, жёлтый — есть вопросы, красный — трудно).

8. Домашнее задание (1 мин)

Базовый уровень: упражнение из учебника (правописание пол‑ и полу‑).

Повышенный уровень: составить рассказ (8–10 предложений) на тему «Мой день», используя не менее 5 слов с пол‑ и полу‑.

Творческий уровень: придумать мнемоническое правило (стишок, схема) для запоминания темы.

Критерии оценивания

5 (отлично): безошибочное применение правила, грамотное построение предложений, активное участие.

4 (хорошо): 1–2 ошибки, незначительные недочёты в рассуждениях.

3 (удовлетворительно): 3–4 ошибки, затруднения в объяснении правил.

2 (неудовлетворительно): более 4 ошибок, неумение применять правило.

Дополнительные материалы

Карточки для индивидуальной работы.

Интерактивный тренажёр (онлайн‑упражнения).

Список частотных слов с пол‑ и полу‑ для запоминания.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации