Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Правописание НЕ с деепричастиями»
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Правописание НЕ с деепричастиями»
Дата проведения 31.01.2018.
Учитель Клименко А.Е.
УМК Учебник «Русский язык 6 класс»/С.И. Львова. В.В. Львов
Тема |
Правописание НЕ с деепричастиями |
Тип урока: |
Урок формирования первоначальных предметных умений |
Цель урока |
-обеспечение усвоения обучающимися орфограммы «Правописание Не с деепричастиями»; -обеспечение первичного усвоения новых предметных и метапредметных знаний по теме. |
Задачи: |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: --организовать деятельность обучающихся по усвоению орфограммы; --обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли. РАЗВИВАЮЩИЕ: -продолжить формирование логического мышления, внимания и памяти, умения анализировать; -развивать коммуникативные навыки работы в группах; ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: -создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к истории родного города. |
Этап урока, |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Перечень УУД, выполняемых обучающимися на соответствующих этапах |
1)Организационный этап. |
Здравствуйте. Мне очень приятно, что новый учебный день мы начинаем вместе. А с каким настроением вы пришли на занятие? Похлопайте в ладоши те - кто не выспался сегодня - кто вкусно позавтракал - кто рад видеть соседа Кто готов работать. |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность своего рабочего места. |
КОММУНИКАТИВНЫЕ: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. |
Послушайте притчу. Некий царь однажды решил проверить, на что способны его подданные. Он велел привезти огромный камень и положить его поперёк дороги. Сам он спрятался и стал смотреть, как себя поведут люди. А люди ходят, всячески пытаются обойти камень, поругивают царя, мол, что это он совсем не заботится о том, чтобы убрать препятствие с их пути. Царь наблюдает. И вот подъехал один крестьянин на телеге, запряжённой быками. Видит — камень на дороге, препятствие, и не только для него — для всех людей. Поругивая царя, он распряг быков, подвёл под камень доски, обвязал его верёвками и с неимоверными усилиями стащил с дороги. Смотрит, а под камнем лежит кошелёк с золотом. Поднял крестьянин его и обнаружил записку: «А это награда тому, кто преодолевает препятствия».
На пути изучения русского языка много камней-препятствий, которые нам предстоит преодолеть. А наградой будет хорошее владение русской речью. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Прокомментировать орфограммы. |
Формулируют цели и задачи урока. |
ЛИЧНОСТНЫЕ: ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; РЕГУЛЯТИВНЫЕ: умение анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; КОММУНИКАТИВНЫЕ: --умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
3) Актуализация знаний. |
Посмотрите запись на доске. 1. (Не)глубокая речка, а мелкая. 2. (Не)брежная запись. 3. (Не)хотел уезжать. 4. Сказал (не)правду. 5. Вовсе (не)интересная книга. 6. (Не)здоровый вид. 7. В гости (не)пришёл. 8. (Не)приятель атаковал. 9. (Не)нависть к врагу. 10. (Не)лёгкая, а трудная работа. - Какие знания вам пригодились? (правописание не с разными частями речи) - А всегда ли не с глаголом пишется раздельно? (нет, в словах исключениях пишется слитно) - Назовите глаголы исключения - Написание НЕ с какой частью речи мы еще не рассматривали? (с деепричастием) - Можете назвать тему урока? (Правописание не с деепричастием). Записать. - Какую цель вы ставите перед собой? узнать правило написания НЕ с деепричастием научиться правильно писать деепричастие с НЕ Нам необходимо повторить сведения о деепричастии. Играем в лингвистический футбол. -Что называется деепричастным оборотом? (Это деепричастие с зависимыми словами). - Каким членом предложения является деепричастный оборот? (Является обстоятельством). - Что еще знаем о деепричастиях и деепричастных оборотах? (Они всегда на письме выделяются запятыми). От каких слов образуются деепричастия? - Итак, основные сведения о деепричастном обороте вами усвоены. |
Проговаривают по цепочке. Вспоминают и формулируют определения основных понятий, правила написания не с разными частями речи. Корректируют в случае необходимости ответы своих товарищей. Задают вопросы, отвечают на вопросы своих одноклассников. |
ЛИЧНОСТНЫЕ: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; РЕГУЛЯТИВНЫЕ: умение идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему, выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: умение выстраивать логическую цепь, выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений; умение строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; КОММУНИКАТИВНЫЕ: корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы |
4) Первичное усвоение новых знаний. |
Что объединяет эти выражения? Глазам своим (не)верить. И бровью (не)шевельнув. (В них есть не.) А что различает? (В первом предложении не с глаголом, а во втором – с деепричастием). Что знаем о написании не с глаголами? (Не с глаголами пишется раздельно за исключением слов, которые без не не употребляются). Как пишется не с деепричастиями? Сравните самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника, затем В целях запоминания правила школьники один раз читают правило про себя, затем рассказывают соседу по парте. - Составьте алгоритм: 1. Определить часть речи. 2. Проверить - употребляется слово без не Да Нет Раздельно Слитно У кого есть вопросы? |
Приводят примеры. Пишут под диктовку. Составляют алгоритм. Отвечают на вопросы. Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. Сравнивают свой вывод и вывод учебника. Находят в тексте информацию. Работают с учебником.
|
ЛИЧНОСТНЫЕ: коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; РЕГУЛЯТИВНЫЕ: умение определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей; ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: умение строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; КОММУНИКАТИВНЫЕ: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью |
5) Первичная проверка понимания + физкультминутка |
Если раздельно – приседаем: не веря недоумевая не находя не замечая не произнося не стихая ненавидя не дождавшись не узнав не радуясь не чувствуя не страшась не возмущаясь невзлюбив |
Выполняют упражнение. |
ЛИЧНОСТНЫЕ: ценность здорового и безопасного образа жизни; РЕГУЛЯТИВНЫЕ: умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: умение самостоятельно осуществляя причинно- следственный анализ |
6) Первичное закрепление. |
Лингвистический эксперимент. Вы не просто выбрали карточку нужного цвета, а выбрали себе профессию: синий –Грамотеи. Вставить пропущенные буквы желтый – знаток пунктуации. Вставить пропущенные знаки препинания зеленый – сыщик. Подчеркнуть деепричастные обороты. |
Выполняют задание в группе. Осуществляют коллективную проверку. |
ЛИЧНОСТНЫЕ: российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; РЕГУЛЯТИВНЫЕ: умение определять главную проблему, выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); КОММУНИКАТИВНЫЕ: договариваться о правилах и вопроса для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.) |
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
ТЕСТ Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает: Найдите словосочетание с деепричастием: б. Укрепил болт в. Вырастив урожай г. Запер на замок в. дополнением 7. Какое деепричастие пишется раздельно. а. Не)годуя |
Выполняют задание. Осуществляют самопроверку. |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; работать по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: умение выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно- следственный анализ; КОММУНИКАТИВНЫЕ: умение работать индивидуально |
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Выписать из художественных текстов 5 предложений с деепричастиями или деепричастными оборотами ИЛИ Записать слова с изученной орфограммой для словарного диктанта ИЛИ Приготовить сообщение о гербе родного города. |
Записывают домашнее задание. |
ЛИЧНОСТНЫЕ: знание истории своего края; РЕГУЛЯТИВНЫЕ: выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для решения достижения цели; |
9) Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Выберите фразеологизм. Как работали на уроке? С огоньком Через пень колоду Засучив рукава Как лошадь С чем уходите с урока? Светлая голова Каша в голове Как ощущали себя на уроке? Как рыба в воде Ни рыба ни мясо Не в своей тарелке. Похлопайте в ладоши те, - у кого остались вопросы - кто разобрался в теме -кто уходит с урока в хорошем настроении |
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. |
КОММУНИКАТИВНЫЕ: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей |
Сафонова Елена Валерьевна