Технологическая карта урока труда в 5 классе
Технологическая карта урока.
Тема урока: "Конструкционные материалы. Древесина и древесные материалы, их свойства. Практическая работа «Изучение свойств древесины»" (5 класс)
Автор: Григорь Сергей Иванович, учитель труда МОУ гимназии №45 г. Комсомольск-на-Амуре.
Цель урока: Знакомство с видами основных конструкционных материалов, древесиной, её строением, пиломатериалами и древесными материалами. Формировать умения различать породы древесины и виды пиломатериалов.
Задачи урока: - Ознакомить учащихся с видами основных конструкционных материалов .
- Ознакомить учащихся с древесиной, её строением и областью применения.
- Ознакомить с пиломатериалами и древесными материалами.
- Научить различать породы древесины и виды пиломатериалов.
- Научить подбирать нужный материал для изделия.
- Развивать экологическое мышление, кругозор, интерес к предмету.
- Воспитывать дисциплинированность и аккуратность, бережное отношение к природе.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний, урок комбинированный.
Оборудование: столярный верстак, шило, заготовки из различных пород древесины
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Наглядные пособия: образцы конструкционных материалов (металл, пластик, камень, кирпич), пиломатериалов и древесных материалов (ДСП, ДВП, шпон, фанера) плакат с изображением строения ствола дерева; примеры (фотографии) изделий различного назначения из древесины различных пород, презентация Power Point.
Форма организации деятельности учащихся: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
В процессе работы на уроке учащиеся формируют следующие универсальные учебные действия:
Личностные:
- формирование интереса к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения;
- умение соотносить полученные результаты с поставленной целью;
- развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;
- готовность и способность к самообразованию.
Метапредметные:
- планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения;
- извлечение необходимой информации из беседы, рассказа, лекции;
- учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).
Планируемые предметные результаты:
Понимание и определение понятий конструкционных материалов, древесина, строение древесины, пиломатериалы, древесные материалы;
умение различать древесину
Основные понятия: Конструкционные материалы их виды, древесина, лиственные и хвойные породы, строение древесины, текстура, пиломатериалы (доска, брус, бруски, горбыль), элементы пиломатериалов (пласть, ребро, торец, кромка), древесные материалы (фанера, шпон, ДСП, ДВП).
Ход урока
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Слайды | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный этап | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Активация учащихся | Приветствие класса. Проверка готовности класса к проведению занятия | Приветствие учителя, контроль своей готовности к предстоящему занятию. | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Учитель предлагает детям отгадать, о чем говорится в стихотворении. Я и лодка, я и дом, Конь с веревочным хвостом, Карандаш в твоем пенале Тоже из меня создали. Хоть на суше я живу, Бросишь в реку - поплыву Но смотри, держи меня Ты подальше от огня! Вопросы: 1.Как вы понимаете выражение «рукотворный мир»? 2.Какие природные материалы вы знаете? 3.Приведите примеры изделий из глины. 4.Какие изделия можно изготовить из металла? 5.Из чего делают бумагу? 6.Какие строительные материалы вам известны из древесины? 7. Можно ли всё изготовить из древесины? Тема урока: «Конструкционные материалы. Древесина и древесные материалы, их свойства.». | Стихотворение о древесине Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их Формулируют ответы на вопросы: 1.Множество предметов, которые нас окружают, сделаны руками человека. 2.Например, глина, металлы, древесина, известняк, гранит и другие. 3.Например, горшки, кувшины, игрушки. 4.Например, гвозди, ножницы, вилки, ложки, ножи. 5.Из древесины. 6.Например, доски, брёвна и другие. Учащиеся формулируют тему урока. Обучающиеся записывают тему в свои рабочие тетради. Формулируют цель урока, определив границы знания и незнания. - познакомиться - изучить - научиться разграничивать - формировать Цель урока: Познакомиться с видами основных конструкционных материалов, древесиной, пиломатериалам и их строением и областью применения. | 1 2. слайд – тема урока. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выявить уровень знаний и степень готовности к усвоению нового материала. | Проанализировать полученные знания и умения по предмету знаю – хочу узнать - узнал - Создание проблемной ситуации | Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему. Заполнение таблицы знаю-хочу узнать | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Первичное усвоение новых знаний | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организовывать осмысленное восприятие новой информации. | Проводит объяснение нового материала, помогает разобрать сведения о видах конструкционных материалов (металл, пластик, древесина и т.д), строении древесины, породах древесины; видах пиломатериалов и элементах (пласть, ребро, торец, кромка), и древесных материалах. - Учитель ведет рассказ самостоятельно или рассказывает заранее подготовленный ученик. Древесина – это природный конструкционный материал. Её получают из стволов срубленных деревьев различных пород. Древесная порода – это вид многолетнего древесного растения. Древесина как конструкционный материал весит меньше, чем металлы, легко режется, хорошо склеивается и соединяется гвоздями и шурупами. Также достоинством древесины является её красивый внешний вид. Поэтому с давних времён человек широко применяет этот материал в строительстве, при изготовлении мебели, спортивного и садового инвентаря, музыкальных инструментов, художественных изделий и многого другого. | Участвуют в беседе, формулируют выводы, делают записи в рабочей тетради. - Выступление заранее подготовленного ученика | 3. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Первичная проверка понимания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способствовать эмоциональному настрою и развитию познавательного интереса к теме. | Задает вопросы: - достоинства и недостатки древесины в сравнении с другими конструкционными материалами; - объясните, как вы считаете, в чем назначение древесины, - строение древесины и породы древесины; - пиломатериалы и элементы; - древесные материалы их применение; | Дискуссия. Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении, отстаивают свою точку зрения, приводят примеры, анализируют просмотренную презентацию. | 13. 14. 15. 16. 17. 18. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Первичное закрепление. Работа в группах. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечить осмысленное, усвоение и закрепление знаний по теме занятия | Предлагает задание на усвоение «новых знаний». Изучение свойств древесины. Выполнение лабораторно-практической работы №1«Изучение свойств древесины. Распознавание древесины и древесных материалов». Раздача образцов пород древесины. Текущий инструктаж: во время урока учитель регулярно напоминает учащимся о соблюдении правил техники безопасности при работе. | Учащиеся делятся на группы. Ученики выполняют задания №1 в рабочей тетради. Задание 1. Получите у учителя образцы древесины. Проведите под присмотром учителя опыт: вдавливая в поверхность каждого образца шило (не вращая его), определите, какие породы твёрдые, а какие – мягкие. Заполните таблицу.
Задание 2. Получите у учителя образцы древесных материалов, изучите их. Определите количество слоёв в образце фанеры и измерьте линейкой его толщину. Результаты занесите в таблицу.
Задание 3. Проверьте себя. Верны ли следующие утверждения? Заполните таблицу (если утверждение верное, то ставьте «+» в колонке «Да»; если утверждение неверное, то ставьте «+» в колонке «Нет»).
| | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определить типичные ошибки и возможные пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения, коррекции и совершенствования | Консультирование учащихся. Учитель выполняет роль тьютора. Консультирует учащихся при возникновении затруднений. Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Развивает умение у учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности. | Представляют результаты работы в группе, осуществляют контроль (с помощью учителя применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, возможных допущенных ошибок. | Правильные ответы к заданию «Проверь себя» по теме «Древесина. Технологические и декоративные свойства древесины»
Выставление отметок. Неправильных ответов нет – отметка «5». Неправильных ответов 1-2 -«4». Неправильных ответов 3-4 - «3». | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информировать о домашнем задании | Три уровня домашнего задания: 1.Ответить на вопросы, приведённые в конце §. Работа по учебнику*. 2. Принести на следующий урок чертёжные инструменты**. 3.Найти в интернете: отличие древесины карельской берёзы от древесины берёзы, произрастающей в средней полосе России. Рассказать на уроке***. | Осознают вариативность домашнего задания, выбирают посильный вариант его выполнения и работы над ним. Чем больше ***, тем сложнее задание | 19. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Рефлексия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке. -Что нового узнали на уроке? - Что такое конструкционные материалы? - Какими свойствами обладает древесина? - Где можно применить полученные знания в практической деятельности? -Какие затруднения у Вас возникли? -Дайте анализ своей деятельности на уроке. -Учитель подводит итог совместной и индивидуальной деятельности, выставляет оценки за урок. | Учащиеся работают с таблицей знаю-хочу узнать-узнал (акцентируют внимание на графу узнал) Отвечают на вопросы учителя, анализируют проделанную ими работу на уроке, выполняют самооценку, ее обсуждают, делают выводы. | |