Технологическая карта урока «В мире кодов. Способы кодирования информации»

2
0
Материал опубликован 4 December 2020

Тема урока: "В мире кодов. Способы кодирования информации". Класс 5


Цель урока: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению понятия кода и способов кодирования через формирование:
- личностных УУД (сомоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание);
- регулятивных УУД (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция , оценка);
- познавательных УУД (общеучебные, логические);
- коммуникативных УУД( планирование , постановка вопросов, управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью выражать свои мысли);

Задачи урока

Образовательная:

1)закрепить знания об информационных процессах;

2)обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов;

3)сформировать общие представления о роли кодирования информации;

4)поупражняться в кодировании и декодировании информации с помощью различных кодов.

Развивающая: учить сравнивать, учить выделять главное.

Воспитательная: побудить учащихся к активности, сформировать интерес к самостоятельному решению задач

Планируемые образовательные результаты:

предметные — общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

метапредметные — умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую;

личностные — понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке: условный знак; код; кодирование; декодирование.

Используемые на уроке средства икт: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, электронное приложение к учебнику: презентация «Кодирование информации», рабочая тетрадь.

https://yandex.ru/images/search?p=1&source=wiz&text=%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%83%D1%81%D1%8B%20%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8&pos=52&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Ffsd.videouroki.net%2Fhtml%2F2018%2F01%2F12%2Fv_5a586eaace504%2F99706038_1.png&lr=197

Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.) https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor5.php

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

1)видеоролик «Азбука Морзе» в составе CD «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине “Информатика”», часть 1 «Теоретические основы информатики», раздел «Информация в цифровом виде, кодирования» (215485);

2)интерактивное задание «Расшифруй слово» (170362).












Этапы учебного занятия

Образовательные задачи

УУД, формирующиеся на данном этапе

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности учащихся

Задача обучающихся

Инструмент

1.Организация начала урока


1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

1. Регулятивные:

-волевая саморегуляция;

2.Личностные:-смыслообразование

(Я должен...)

3. Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками

Приветствует класс, проверяет готовность к занятию

Приветствуют педагога

Проверить уровень своей готовности к уроку. Вырабатывать волевую саморегуляцию

Звонок

2. Постановка учебной задачи, актуализация субъективного опыта учеников

Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.

.


Беседа. Каждый день вы узнаете что-то, чего не знали раньше, - получаете новую информацию.






Зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение правил)

1. Познавательные:-общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

2. Формируют способность регулировать , прогнозировать свои действия на уроке


Предлагаю вам дать "Интервью" на тему "Информация".

- Что такое информация?

-Какие действия человек совершает с информацией?

- Как человек хранит информацию?

- Как человек получает и передает информацию?


Участвуют в коллективном обсуждении проблемы, играя в игру "Интервью". Узнают чужое мнением и высказывают свое собственное мнение

Ответить на вопросы, точно выражая свои мысли


Игра "Интервью"


Мотивировать учащихся к учебному действию.

2. Логические:-анализ, сравнение, синтез.


Учитель создает проблемную ситуацию: приглашает одного из учащихся для участия в одном из информационном процессе.

Передаю листочек с ребусом и прошу класс назвать информационный процесс,

а участника - прочесть информацию.


Прочесть информацию

Приложение 1


Зафиксировать учебные затруднения

3. Регулятивные:-контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия.

Информация может поступать
от источника к приёмнику
с помощью различных сигналов.


Уч-ся приходят к выводу: чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал,
но и расшифровать его.


Сформулировать вопрос для получения ответа.

Ожидаем: не могу прочесть, так как не знаю...

ИЛИ надо расшифровать

ИЛИ знаю как прочесть, нужно время, чтобы расшифровать...

Приложение 1


Организовать выполнение учащимися учебного действия.


Записываем тему нашего урока

Уч-ся фиксируют тему урока в тетрадь

Решите ребус и запишите ответ в тетради

Приложение 1

3.Усвоение новых знаний и способов действия

Обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов, сформировать общие представления о роли кодирования информации.

Регулятивные:

-целеполагание как постановка учебной задачи, -планирование,-прогнозирование.

Познавательные:

-умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.


Организую построение проекта изучения нового знания.

Чему вы хотите научиться? (записать на доске: кодировать, декодировать информацию и т.п.)


Учащиеся формулируют цель и задачи урока.

Мы познакомимся...

Мы узнаем...

Мы научимся...



Я хочу узнать...

Я хочу научиться...

Я хочу понять..


Используя ключевые слова определите чему вы хотели бы научиться? Что хотели бы узнать?

Чтобы достичь поставленной цели, какие задачи вы будете решать?

Приложения 2,3



Общеучебные:

Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.


Учащиеся определяют средства (учебник, презентация, справочники, Интернет...)

Каждый выберет то средство, с помощью которого можно решить поставленные задачи.




1.Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества

2. Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации-смысловое чтение-построение логической цепи рассуждения

Организую просмотр слайдов, работу с учебником, словарем, поисковиком.


Просмотр слайдов (восприятие, осмысление, запоминание).

Находят ответы на вопросы и делают записи в тетрадь.


До чтения параграфа- определите значение понятий. Во время чтения- найдите ответы. После чтения- зафиксируйте в тетради свое значение слов : код, кодирование, декодирование.

Текст п.7, электронное приложение (презентация) к учебнику «Информатика» для 5 класса (УМК Босова Л.Л)




Одна и та же информация
может быть представлена разными кодами (в разных формах). Организую работу в парах для заполнения таблицы

Заполняют таблицу







Проговаривают способы кодирования: графический, числовой, символьный



Записывают цифрами числа, встречающиеся в тексте и располагают их в порядке возрастания

Для чего люди используют коды, кодирование? На каких предметах информация закодирована?

С какими способами кодирования вы встретились, выполняя задание?





Что вы делаете, выполняя данное задание?


Приложения 4







Приложения 5









Приложение 6




4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Установить правильность и осознанность изученного материала


ЛУУД (смыслообразование): «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него



Организую распределение по группам с помощью жребия, используя смайлики

Распределение на 4 групп. Уточнение задания.

Распределитесь на 4 группы. Обсудите и выполните задания.




КУУД

(планирование ): определение цели, функций участников, способов взаимодействия
КУУД (постановка вопросов): инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
КУУД (управление поведением партнёра): контроль, коррекция, оценка действий партнёра
КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли)

Организую работу групп над решением задач

Выполняют, уточняют, совместно обсуждают и решают задачи. Подготавливают устное выступление

Выполнить задания

Приложения

7, 8, 9

5. Коррекция знаний и способов действий

Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся

Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материал

Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий

Установить причины выявленных недостатков

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

Регулятивные:

Прогнозирование

1. Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2. Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности

3. Организует обсуждение решений задач и сравнение их с правильными ответами

Взаимопроверка


Сравнить свое решение с правильным ответом

Бланк ответов

6. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.


1. Познавательные:

-умение структурировать знания -оценка процессов и результатов деятельности

2. Регулятивные:

-волевая саморегуляция

-осознание того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению

1. Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Отвечают на вопросы

Чему вы научились на уроке?

-Что далось вам легко?

-Где возникли трудности?

Записывают ДЗ: изучить п.7, выполнить № 97РТ

Возвращаются к целям и задачам урока.

Отмечают, что цель и задачи урока выполнены.

Выставляет оценки.


7. Рефлексия

Анализ результатов учебной деятельности

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Организовать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.


Приложение 10


Приложения


t1607054614aa.pngt1607054614ab.png


t1607054614ac.pngt1607054614ad.png



t1607054614ae.png  Запишите цифрами числа, встречающиеся в тексте и расположите их в порядке возрастания

t1607054614af.png

Впишите подходящие по смыслу слова

t1607054614ag.pngt1607054614ah.png

  Домашнее задание

t1607054614aj.png


Приложение 

t1607054614ak.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации