Технологическая карта урока «В мире кодов. Способы кодирования информации»
Тема урока: "В мире кодов. Способы кодирования информации". Класс 5
Цель урока: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению понятия кода и способов кодирования через формирование:
- личностных УУД (сомоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание);
- регулятивных УУД (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция , оценка);
- познавательных УУД (общеучебные, логические);
- коммуникативных УУД( планирование , постановка вопросов, управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью выражать свои мысли);
Задачи урока
Образовательная:
1)закрепить знания об информационных процессах;
2)обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов;
3)сформировать общие представления о роли кодирования информации;
4)поупражняться в кодировании и декодировании информации с помощью различных кодов.
Развивающая: учить сравнивать, учить выделять главное.
Воспитательная: побудить учащихся к активности, сформировать интерес к самостоятельному решению задач
Планируемые образовательные результаты:
предметные — общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
метапредметные — умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую;
личностные — понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке: условный знак; код; кодирование; декодирование.
Используемые на уроке средства икт: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, электронное приложение к учебнику: презентация «Кодирование информации», рабочая тетрадь.
https://yandex.ru/images/search?p=1&source=wiz&text=%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%83%D1%81%D1%8B%20%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8&pos=52&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Ffsd.videouroki.net%2Fhtml%2F2018%2F01%2F12%2Fv_5a586eaace504%2F99706038_1.png&lr=197
Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.) https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor5.phpЕдиная коллекция цифровых образовательных ресурсов:
1)видеоролик «Азбука Морзе» в составе CD «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине “Информатика”», часть 1 «Теоретические основы информатики», раздел «Информация в цифровом виде, кодирования» (215485);
2)интерактивное задание «Расшифруй слово» (170362).
Этапы учебного занятия | Образовательные задачи | УУД, формирующиеся на данном этапе | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности учащихся | Задача обучающихся | Инструмент |
1.Организация начала урока | 1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности. 2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность. | 1. Регулятивные: -волевая саморегуляция; 2.Личностные:-смыслообразование (Я должен...) 3. Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками | Приветствует класс, проверяет готовность к занятию | Приветствуют педагога | Проверить уровень своей готовности к уроку. Вырабатывать волевую саморегуляцию | Звонок |
2. Постановка учебной задачи, актуализация субъективного опыта учеников | Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. | . | Беседа. Каждый день вы узнаете что-то, чего не знали раньше, - получаете новую информацию. | | | |
| Зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение правил) | 1. Познавательные:-общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности 2. Формируют способность регулировать , прогнозировать свои действия на уроке | Предлагаю вам дать "Интервью" на тему "Информация". - Что такое информация? -Какие действия человек совершает с информацией? - Как человек хранит информацию? - Как человек получает и передает информацию? | Участвуют в коллективном обсуждении проблемы, играя в игру "Интервью". Узнают чужое мнением и высказывают свое собственное мнение | Ответить на вопросы, точно выражая свои мысли | Игра "Интервью" |
| Мотивировать учащихся к учебному действию. | 2. Логические:-анализ, сравнение, синтез. | Учитель создает проблемную ситуацию: приглашает одного из учащихся для участия в одном из информационном процессе. Передаю листочек с ребусом и прошу класс назвать информационный процесс, а участника - прочесть информацию. | | Прочесть информацию | Приложение 1 |
| Зафиксировать учебные затруднения | 3. Регулятивные:-контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия. | Информация может поступать | Уч-ся приходят к выводу: чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, | Сформулировать вопрос для получения ответа. Ожидаем: не могу прочесть, так как не знаю... ИЛИ надо расшифровать ИЛИ знаю как прочесть, нужно время, чтобы расшифровать... | Приложение 1 |
| Организовать выполнение учащимися учебного действия. | | Записываем тему нашего урока | Уч-ся фиксируют тему урока в тетрадь | Решите ребус и запишите ответ в тетради | Приложение 1 |
3.Усвоение новых знаний и способов действия | Обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов, сформировать общие представления о роли кодирования информации. | Регулятивные: -целеполагание как постановка учебной задачи, -планирование,-прогнозирование. Познавательные: -умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. | Организую построение проекта изучения нового знания. Чему вы хотите научиться? (записать на доске: кодировать, декодировать информацию и т.п.) | Учащиеся формулируют цель и задачи урока. Мы познакомимся... Мы узнаем... Мы научимся... Я хочу узнать... Я хочу научиться... Я хочу понять.. | Используя ключевые слова определите чему вы хотели бы научиться? Что хотели бы узнать? Чтобы достичь поставленной цели, какие задачи вы будете решать? | Приложения 2,3 |
| | Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. | | Учащиеся определяют средства (учебник, презентация, справочники, Интернет...) | Каждый выберет то средство, с помощью которого можно решить поставленные задачи. | |
| | 1.Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества 2. Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации-смысловое чтение-построение логической цепи рассуждения | Организую просмотр слайдов, работу с учебником, словарем, поисковиком. | Просмотр слайдов (восприятие, осмысление, запоминание). Находят ответы на вопросы и делают записи в тетрадь. | До чтения параграфа- определите значение понятий. Во время чтения- найдите ответы. После чтения- зафиксируйте в тетради свое значение слов : код, кодирование, декодирование. | Текст п.7, электронное приложение (презентация) к учебнику «Информатика» для 5 класса (УМК Босова Л.Л) |
| | | Одна и та же информация | Заполняют таблицу Проговаривают способы кодирования: графический, числовой, символьный Записывают цифрами числа, встречающиеся в тексте и располагают их в порядке возрастания | Для чего люди используют коды, кодирование? На каких предметах информация закодирована? С какими способами кодирования вы встретились, выполняя задание? Что вы делаете, выполняя данное задание? | Приложения 4 Приложения 5 Приложение 6 |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации | Установить правильность и осознанность изученного материала | ЛУУД (смыслообразование): «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него | Организую распределение по группам с помощью жребия, используя смайлики | Распределение на 4 групп. Уточнение задания. | Распределитесь на 4 группы. Обсудите и выполните задания. | |
| | КУУД (планирование ): определение цели, функций участников, способов взаимодействия | Организую работу групп над решением задач | Выполняют, уточняют, совместно обсуждают и решают задачи. Подготавливают устное выступление | Выполнить задания | Приложения 7, 8, 9 |
5. Коррекция знаний и способов действий | Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материал Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий Установить причины выявленных недостатков Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям | Регулятивные: Прогнозирование | 1. Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2. Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности 3. Организует обсуждение решений задач и сравнение их с правильными ответами | Взаимопроверка | Сравнить свое решение с правильным ответом | Бланк ответов |
6. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. | | 1. Познавательные: -умение структурировать знания -оценка процессов и результатов деятельности 2. Регулятивные: -волевая саморегуляция -осознание того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению | 1. Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | Отвечают на вопросы Чему вы научились на уроке? -Что далось вам легко? -Где возникли трудности? Записывают ДЗ: изучить п.7, выполнить № 97РТ | Возвращаются к целям и задачам урока. Отмечают, что цель и задачи урока выполнены. Выставляет оценки. | |
7. Рефлексия | Анализ результатов учебной деятельности | Коммуникативные: умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности | Организовать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками. | Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками. | | Приложение 10 |
Приложения
Впишите подходящие по смыслу слова
Домашнее задание
Приложение