Технологическая карта урока забайкаловедения по теме «История консервной банки» (3 класс)
Технологическая карта урока
Предмет: забайкаловедение класс 3
Тема урока |
Место урока по теме |
История консервной банки |
1 урок |
Тип урока |
Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения |
Урок открытия нового знания |
Форма урока: урок – исследование . Форма учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная. Методы обучения: сравнения, проблемные ситуации, обращение к опыту учащихся, работа в группе, работа с учебником, метод проблемного обучения – диалог. |
Цель урока |
Задачи урока |
Активизировать экологическое воспитание детей через пропаганду идеи сохранения чистоты в окружающем мире. |
воспитательные: - воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга; - воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к предмету. развивающие: - развивать познавательную активность учащихся; - развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию; образовательные: - систематизировать знания детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых отходов; |
Предполагаемый результат |
|
Предметный результат |
Компетенции / УУД |
- Знать, чем опасен бытовой мусор для человека и окружающей среды; - иметь представление об утилизации мусора и вторичном использовании бытовых отходов; - использовать жизненный опыт в поиске, анализе и творческой переработке информации;
|
Личностные УУД: - понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; – не бояться собственных ошибок; – быть терпимым к чужим ошибкам и другому мнению; Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия; - систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, жизненный опыт; -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схем; – анализировать тексты, выбирать главное. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной форме; – работать в группе; – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; - ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; Регулятивные УУД: – принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; - прогнозировать предстоящую работу ; -контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; – выполнять работу в соответствии с заданным планом; – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата; |
Педагогические технологии |
Оборудование |
Технология деятельностного метода обучения. Технология оценивания образовательных результатов. |
Компьютер, мультимедиа проектор, презентация, фонограмма песни «С чего начинается Родина»; книга для чтения в начальной школе «Родное Забайкалье» (О.В. Корсун, Е.А. Игумнова); карточки- названия групп, листы с заданием для групп, материалы для поделок; сигнальные карточки красного, жёлтого, зелёного цвета – по количеству учеников. |
ХОД УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированного результата |
Компетенции/ аспекты компетенции/УУД |
I Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности( 2 мин.) Цель: подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Задачи: создать условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок; |
|||
- проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность; - создает эмоциональный настрой на работу на уроке; |
- настраиваются на предстоящую работу в классе; - оценивают готовность к уроку; |
Рифмованное начало урока Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнем И наш урок начнем. Начинается урок. Он пойдет вам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. |
Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других; Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - настраивать себя на продуктивную работу; |
II Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (7 мин.) Цель: актуализация опорных знаний необходимых для «открытия нового знания» с фиксацией индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Задачи: Зафиксировать затруднения учащихся в пробном учебном действии; определить границы знания и незнания; актуализировать опорные знания и изученные способы действий; подготовить учащихся к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания» |
|||
- С чего начинается Родина? - Что такое Родина? - Что для вас малая родина? - Любите ли вы поселок, в котором живёте? - Что особенно вам нравится в посёлке? - Какие есть места, где вы любите находиться, чем вы гордитесь? - А ваши родители, близкие любят место, где они живут? - Как мы относимся к тому кого, что любим? Слайд: - Где эта улица? Где этот дом?... - В нашем любимом посёлке родном. - Кто это сделал и почему? Что послужило причиной тому? -Откуда берётся мусор? |
- отвечают на вопросы учителя; Делают вывод: Мы любим свой посёлок! - Бережно, с заботой, стараемся сделать что-то приятное. - отвечают на вопросы Делают вывод: Мы засоряем свой посёлок. |
Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина?» Слайды: 2-4
Слайды: 5-7( фотографии посёлка).
На доске (слайде) запись: Мы любим свой посёлок!
Слайд:8 (фотографии мусора на улицах посёлка). На доске (слайде) запись: Мы засоряем свой посёлок. |
Познавательные УУД: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - осуществлять самоконтроль; - выполнять пробные учебные действия; |
III Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности (2 мин.) Цель: определение места и причины затруднения в пробном учебном действии учащихся, формулировка совместно с учащимися проблемы, цели и задач урока. Задачи: организовать обсуждение с учащимися возникшего затруднения (почему возникли затруднения, что мы ещё не знаем);определить и сформулировать проблему; создать условия для формулировки учащимися цели урока и постановки учебных задач (определение темы урока); разработать план учебных действий по достижению цели урока. |
|||
– Посмотрите на (слайд) доску. Какое вы заметили противоречие? - Можно ли найти оправдание людям, которые выбросили этот мусор? Есть ли выход? - Мусороперерабатывающие заводы у нас есть? Мы с вами можем как-то повлиять на их появления? Появится ли он у нас в ближайшее время? А пока он у нас не появиться, что делать? -Неужели мы ничего не можем сделать? - Можем ли мы, каждый из нас как-то повлиять на это? – Какой возникает вопрос? - Тема нашего урока: История консервной банки. Только ли о консервных банках мы будем говорить? - Определители задачи урока. |
Почему мы мусорим в месте, где живём, которое любим? Отвечают на вопросы, высказывают различные точки зрения, среди которых могут быть и такое: построить мусороперерабатывающие заводы.
С помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Что может сделать каждый из нас, чтобы наш посёлок стал чище? Формулируют задачи урока: - узнать, чем опасен мусор для человека и окружающей природы; - предложить способы сохранения чистоты в посёлке; - подумать, как каждый из нас может повлиять на сохранения чистоты в посёлке . |
Слайд:9 На доске (слайде) запись: Почему мы мусорим в месте, где живём, которое любим?
Слайд:10 На доске (слайде) запись: Что может сделать каждый из нас, чтобы наш посёлок стал чище? |
Познавательные УУД: - выдвигать предположения; - проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; - формулировать и аргументировать свое мнение и позицию; Регулятивные УУД: - высказывать предположения на основе наблюдений; - определять и формулировать проблему урока с помощью учителя ; - определять цели учебной деятельности ; Регулятивные УУД: - планировать свою учебную деятельность; - определять способы выхода из затруднения |
IV Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) ( 7 мин.) Цель: построение проекта выхода из затруднения в пробном учебном действии учащихся и его реализация. Задачи: - определить шаги по решению проблемы (что необходимо сделать чтобы решить проблему); - организовать решение проблемной ситуации |
|||
- Что бы ответить на основной вопрос урока, я предлагаю вам поработать в группах. - Вспомним правила работы в группе. 1-я группа Эксперты. Должны найти информацию и подготовить сообщение о вреде мусора. - На самом ли деле мусор на улицах это проблема? - Может дело только во внешнем виде посёлка? - Почему нельзя оставлять мусор на земле? - Может разрушители помогут нам и переработают этот мусор? - Что произойдет, если мусор не убирать? - Какие меры предпринимают в нашей и других странах по сохранению чистоты? -Что вам поможет в поиске информации? - У вас на столах книга «Родное Забайкалье» в которой вы можете найти и выбрать нужную информацию 2-я группа Агитаторы. Посоветоваться и решить, что можно предпринять по сохранности чистоты на уровне посёлка? Разработать листовки - обращения к жителям посёлка с призывом сохранять чистоту в посёлке. Составить план экологических мероприятий. 3-я группа Хозяева. Посоветоваться и решить, что можно предпринять по сохранности чистоты посёлка в каждой семье, лично вам? 4-я группа Дизайнеры. Придумать применение вторсырья: автомобильных шин, пластиковых бутылок, целлофановых пакетов, газет и т.д. 5-я группа Творческая мастерская «Из отходов в доходы» Изготовить поделки из вторсырья (фантиков. футляров от киндер сюрпризов.. Придумать самостоятельно или воспользоваться предложенным вариантом. |
- делятся на 5 групп - вспоминают правила работы в группе - каждая группа получает задание. - составляют план действий; - выполняют задание; - перерабатывают, используют информацию для решения учебных задач; - анализируют учебный материал, организуют поиск решения;
-Учебник, книги. |
Слайд:11 Правила работы в группе Слушай, что говорят другие. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы. Говори спокойно ясно, только по делу. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки. Помогай товарищам, если они об этом просят. Точно выполняй возложенную на тебя роль. Задания для групп: 1-я группа Эксперты. Найти информацию в учебнике, книгах и подготовить сообщение о вреде мусора, о мерах, которые предпринимают в нашей и других странах по сохранению чистоты. 2-я группа Агитаторы. Посоветоваться и решить, что можно предпринять по сохранности чистоты на уровне посёлка? Разработать листовки - обращения к жителям посёлка с призывом сохранять чистоту в посёлке. Составить план экологических мероприятий. 3-я группа Хозяева. Посоветоваться и решить, что можно предпринять по сохранности чистоты посёлка в каждой семье, лично вам? 4-я группа Дизайнеры. Придумать применение вторсырья: автомобильных шин, пластиковых бутылок, целлофановых пакетов, газет и т.д. 5-я группа Творческая мастерская «Из отходов в доходы» Изготовить поделки из вторсырья (фантиков. футляров от киндер сюрпризов.. |
Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения; - выделять главное, критически оценивать достоверность информации; - устанавливать причинно-следственные связи; - находить в тексте ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; - аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации; - формулировать собственное мнение, позицию; - участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Регулятивные УУД: - планировать свою учебную деятельность; - определять способы выхода из затруднения; - сохранять учебную задачу и осуществлять контроль;
|
VФизкультминутка |
|||
- проводит физкультминутку |
- выполняют движения по тексту стихотворения |
Мы по улице идем, на которой мы живем, Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем. в корзину, Наклоняем дружно спину. |
|
VI Реализация построенного проекта ( 6 мин.) Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения Задачи: выбрать вместе с учащимися оптимальный способ действий для решения исходной проблемы, вызвавшей затруднения; организовать ситуацию решения учебной задачи, систематизировать полученную информацию. |
|||
-организует работу в группах, - организует ситуацию решения учебной задачи; - выбирает совместно с учащимися оптимальный способ действий для решения исходной проблемы, вызвавшей затруднения. -обеспечивает контроль за выполнением задания; - организует проверку задания; - организует самооценку. - Просим представителей от групп представить результаты работы группы. - Остальные слушают, после выступления можете внести свои предложения, замечания, оценить работу группы. После выступления каждой группы: - Как вы считаете, группа справилась со своим заданием? - Оцените их работу: информация нужная и полезная – зелёный сигнал, отметка участникам группы «отлично»; информация интересная, но нам не пригодиться – жёлтый сигнал, отметка участникам группы «хорошо»; информация не имеет никакого отношения к проблеме урока – красный сигнал, участники группы остаются без отметок.
- организует взаимооценку, подсчёт голосов . |
- представляют результаты работы (остальные слушают, оценивают работу пар); - отвечают на поставленные вопросы; выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы; - осуществляют взаимопроверку и взаимоконтроль; |
1-я группа Эксперты. Сообщение о вреде мусора и о мерах, которые предпринимают в нашей и других странах по сохранению чистоты. 2-я группа Агитаторы. Листовки - обращения к жителям посёлка с призывом сохранять чистоту в посёлке. План экологических мероприятий. Варианты плана: Организация и участие в субботниках. Посадка весной цветов около домов, школы. Помощь в выбрасывании мусора пожилым людям . 3-я группа Хозяева. Слайд:12-16 Варианты предложений: Выкидывать мусор только в специальную машину. Взять на себя обязанность выкидывать мусор. Пищевой мусор отдавать животным. Бумажный мусор сдавать в макулатуру. Стеклотару использовать вторично. Не покупать часто целлофановые пакеты, использовать матерчатые сумки. 4-я группа Дизайнеры. Представляют варианты применение вторсырья: автомобильных шин, пластиковых бутылок, целлофановых пакетов, газет и т.д. 5-я группа Творческая мастерская «Из отходов в доходы» Представляют поделку из вторсырья. |
Познавательные УУД: - самостоятельно отбирать (использовать) информацию, используя ее для решения поставленной задачи; - выдвигать гипотезы (предположения); - находить в тексте ответы на вопросы (находить и выделять необходимую информацию); - систематизировать, обобщать изученное, жизненный опыт Коммуникативные УУД: - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - осуществлять работу в группе; - вести диалог, высказывать свое суждение, выслушивать мнение партнера в рамках диалога - адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать её в работе. Регулятивные УУД: - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - контролировать и корректировать свою деятельность; - контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и способу действия - адекватно воспринимать оценку;
|
VI Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (3 мин.) Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценки результатов деятельности учащихся. Задачи: установить соответствие между поставленной целью и результатом урока; организовать рефлексию и самооценку учащихся; проанализировать и оценить успешность достижения цели. |
|||
– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? - Поднимите руку те, кто знает ответ на этот вопрос? -Продолжите одно из предложений. Прием незаконченного предложения - Ребята, вы сегодня приобрели новые знания по сбережению и охране нашей природы, по утилизации бытового мусора, поделитесь своими знаниями, с родителями, соседями, друзьями, товарищам, чтобы они тоже бережно относились к окружающему нас миру - Нас с вами 30человек. Если хотя бы в наших семьях будут соблюдаться эти простые правила, каждый станет стремиться сделать чище свой двор, улицу, посёлок, город, Земля станет хоть на немного чище и красивее! Ведь ухоженную землю имеет тот, кто для этого что-то делает! Помните об этом! Начните с себя! - В заключении я предлагаю вам прослушать стихотворение А. Усачёва «Мусорная фантазия»
|
- осуществляют самооценку собственной учебной деятельности; - соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Что может сделать каждый из нас, чтобы наш посёлок стал чище? Продолжают одно из предложений.
Подготовленный ученик читает стихотворение А. Усачёва «Мусорная фантазия» |
Слайд:16 (Что может сделать каждый из нас, чтобы наш посёлок стал чище?) Слайд:17 Прием незаконченного предложения: Теперь я могу… Я научился… Было трудно… У меня получилось… Было интересно… Меня удивило… Сегодня я узнал(а)… А. Усачёв Мусорная фантазия Не бросайте никогда корки, шкурки, палки – Слайд:18 (Спасибо за урок) |
Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание; Регулятивные УУД: - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - осуществлять познавательную и личностную рефлексию; |