Технологическая карта урока «Значение дыхания. Органы дыхания»
Технологическая карта урока
Предмет: биология
Класс: 8
Учебник (УМК) Биология 8 класс. Пасечник. Биология. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Г. Г. Швецов ; под ред. В. В. Пасечника ; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, 2018,255 стр.
Тема урока: Значение дыхания. Органы дыхания.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: карточки, таблица самоанализа, видеофильм, доска.
Цель урока: знакомство со строением органов дыхания и выполняемыми ими функциями.
Задачи урока:
Образовательные:
дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни
изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;
раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
выяснить механизмы голосообразования;
Развивающие:
продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни;
решать проблемные и интеллектуальные задачи.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;
Планируемые результаты
Предметные:
- знать особенности строения органов дыхания и их функции;
- раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в классе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с учебником;
- выделять главное;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
Этапы урока | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемого результата | Деятельность ученика | Формируемые универсальные учебные действия. Предметные действия |
I. Организационный момент (5 минуты) | Создать настрой на работу, объяснить порядок заполнения листа самооценки и работы с технологической картой урока | Объяснения учителя | Фронтальная работа | Приветствует учеников. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Объясняет, как работать с листом самооценки, с технологической картой. | - Проверка готовности к уроку. - Порядок работы с листом самооценки и технологической картой | Слушают учителя, проверяют свою готовность к уроку, разбираются с порядком заполнения листа самооценки и технологической карты. | Метапредметные Регулятивные: -оценить готовность к уроку; - оценить понимание сути работы с листом самооценки и технологической картой. Коммуникативные: - умение выслушать. |
II. Актуализация знаний (5 минут) | Актуализировать уже имеющиеся знания по теме «Кровеносная система» | Беседа по теме «Кровеносная система» | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. | Беседует по теме «Кровеносная система». | - Вспомнить, какие органы относятся к кровеносной системе и их функцию. | Беседуют с учителем, отвечают на его вопросы. | Предметные: Познавательные: -углубляют знания о кровеносной системе. Метапредментные: Регулятивные: - способность соотносить свои представления с услышанной информацией. Коммуникативные: - умение выслушать Личностные: - развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
III. Стадия вызова (5 минут) | Активизировать учащихся, представить возможность учащимся ставить цель урока, мотивировать их для дальнейшей работы (пробудить познавательный интерес к теме), определить направление в изучаемой теме. | Беседа. Обсуждение цели и задач урока. Составление вопросов «тонких» и «толстых». Градация вопросов по значимости. | Фронтальная работа. Работа в парах. | Выдвигает проблему. Помогает поставить и озвучить цель и задачи урока. Просит учеников в парах составить вопросы, используя вопросительные слова, записанные на доске, подчеркивая, что вопросы должны их интересовать. Записывает вопросы на доске. Просит выбрать наиболее важные вопросы. Предлагает упорядочить ученикам вопросы (определить, в какой последовательности необходимо на них отвечать). | - Определение цели и задач урока. - Составление «тонких» и «толстых» вопросов. - Градация вопросов по значимости. - Оценка умений формулировать вопросы. - Оценка умения составить план действий. | Обсуждают цель и задачи урока. В парах составляют вопросы. Сообщают вопросы классу и учителю. Обсуждают, какие из вопросов необходимо оставить для работы на уроке в связи с их важностью. Обсуждают, в какой последовательности необходимо изучать эти вопросы | Предметные: - актуализация знаний о дыхании, - определение основных направлений в изучении темы. Метапредметные: Познавательные: - самостоятельное формулирование познавательной цели, - построение логической цепи вопросов. Регулятивные: - целеполагание как способность соотносить то, что известно и то, что не известно, - формирование умений формулировать вопросы и составлять план действий. Коммуникативные - умение доносить свою позицию, - участие в коллективном обсуждении вопросов. Личностные: - развитие познавательных интересов, учебных мотивов, - способность взаимодействовать с товарищем в паре |
IV. Стадия содержания (20 минут) | - Сохранение интереса к теме при работе с новой информацией (фильм). - Организация активной работы с текстом. - Постоянное продвижение к «новому» знанию (удовлетворение познавательных вопросов). - Знакомство со строением органов дыхания. - Изучение функции органов дыхания. | Просмотр фильма. Методы активного чтения: - чтение с пометками. Составление маркировочной таблицы. Работа с текстом учебника. Работа с заданиями оценивания своих результатов. | Индивидуальная работа | Учитель предлагает посмотреть фильм. Предлагает прочитать текст «Значение дыхания» с пометками и заполнить маркировочную таблицу («Знаю», «Узнал новое»). Просит сопоставить несколько таблиц. Предлагает оценить умение определить границы «Знаний» и «незнаний» и умение работать с информацией. Просит выполнить ряд заданий, которые помогут узнать: 1) путь прохождения воздуха по воздухоносным путям; 2) строение органов дыхания; 3) функцию органов дыхания; | - Просмотр фильма. - Активное чтение с пометками текста «Значение дыхания». - Составление маркировочной таблицы («Знаю», «Узнал новое»). - Составление таблицы. - Самооценка. - Знакомство с дыхательными путями по учебнику (§20) . - Определение особенностей строения в связи с выполняемой функцией (§20). - Определение функций органов дыхания . - Работа в тетрадях по технологической карте урока. | - Смотрят фильм. - Читают текст «Значение дыхания» в §20 с пометками. - Составляют маркировочную таблицу.. - Сопоставляют свою таблицу с таблицами других учеников. - Оценивают сами себя. - Выполняют ряд заданий по §20 учебника и фильму в тетради по технологической карте. Это им позволяет узнать путь прохождения воздуха по дыхательным путям, строение органов дыхания в связи с выполняемой функцией. | Предметные: - умение определять границы знаний и незнаний по дыхательной системе, - получают новые знаний о дыхательных путях, о строении органов дыхания в связи с функциями, о значении дыхания Метапредметные: Познавательные: - учащиеся получают возможность приобрести новую информацию из учебника и фильма, переработать эту информацию. Регулятивные - закрепляют умение организовать свою деятельность, - осознают качество и уровень усвоения материала, - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Коммуникативные: - инициативное сотрудничество в поиске информации. Личностные: - развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
V. Стадия рефлексии (10 минут) | Закрепить полученные знания. Возвратиться к цели урока и задачам, определить степень их достижения. Сделать вывод к уроку. Определить направление для дальнейшего изучения темы (домашнее задание). | Работа с тестом. Оценка своих результатов (степени усвоения новых знаний по дыхательной системе). Организация дискуссии. Подведение итога урока (дописать предложения) | Индивидуальная работа Фронтальная работа | - Предлагает ученикам выполнить тест. - Предлагает вернуться к цели и задачам урока и определить степень их выполнения. - Предлагает вернуться к вопросам, которые они сформулировали на стали вызова и проверить, смогли ли они найти ответы. - Предлагает сделать вывод к уроку в одной единственной фразе. - Просит записать домашнее задание. | - Выполнение теста. - Самопроверка теста. -Рефлексия с использованием презентации (органы дыхания). - Определение степени достижения цели урока. - Определение степени получения ответов на поставленные вопросы. - Работа с листом самооценки. - Подведение итога урока. - Сообщение домашнего задания. | - Выполняют тест. - Проверяют по ключу. Проговаривают функцию и строение органов, используя презентацию. - Определяют, выполнена ли цель урока. - Определяют, получили ли ответы на свои вопросы. - Заполняют лист самооценки. - Подводят итог урока, делают выводы к уроку. - Записывают домашнее задание. | Предметные: - получают возможность закрепить знания о дыхательной системе. Метапредметные: Познавательные: - контроль и оценивание результатов деятельности в форме определения полноты удовлетворения информационного запроса, - выделение и формирование познавательной цели. Регулятивные: - оценка как выделения и осознания того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: - участие в коллективном обсуждении, - развитие познавательных интересов, учебных мотивов, - оценка своих действий. |