Технологическая карта урока по теме: «Падеж имени существительных»
| |
Тема | Падеж имен существительных. |
Педагогическая цель | Дать представление о склонении имен существительных, формировать умение различать падежи имен существительных, определять падеж имен существительных, определять падежные окончания имен существительных. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемые результаты (предметные) | Знают, что такое склонение имен существительных, различают падежи, определяют падеж имен существительных, определяют падежные окончания имен существительных. |
Личностные результаты | Формировать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к учебе, устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; воспитывать отношение к русскому языку как показателю индивидуальной культуры человека; формировать уважительное отношение к мнению других. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; соотносить учебные действия с известным алгоритмом; выполнять учебное задание с взаимопроверкой. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: формулировать понятное для партнера высказывание, используя термины; согласовывать позиции и находить общее решение; адекватно использовать речевые средства для предоставления результата. |
Основные понятия и термины | Имя существительное, падеж имени существительных. |
Методы, формы работы | Словесный, наглядный, практический методы; фронтальная и индивидуальная формы. |
Образовательные ресурсы | Учебник «Русский язык» Школа России 3 класс ч.2 с36-37, мультимедийная презентация. |
Технологическая карта урока
Этапы урока. Цели. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | Приветствие Эмоциональный настрой Проверка готовности к уроку. | – Добрый день! | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
III. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Введение в тему урока (на основе анализа языкового материала), постановка проблемы. | Сл. 2. - Посмотрите внимательно на двух друзей на слайде. - Прочитайте , как зовут одного друга ? (падеж) - А как зовут второго друга? (имя существительное). - Сейчас я вам прочитаю сказку о падеже и его друге имени существительном, а вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос , почему существительные и падежи не могут друг без друга? У падежа спросили? - Зачем нужны вы существительным? - Им без меня нельзя, отвечал падеж. -Ведь я помогаю связать имя существительное с другими словами в предложении. Ведь если бы не я, люди не понимали бы друг друга. - Почему имя существительное и падеж не могут друг без друга? (потому что при помощи падежа существительное связывается с другими словами по смыслу). | Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач |
Определение темы и задач урока | -Ребята, кто же догадался, какова будет тема нашего урока? (падеж имен существительных) -Сл.1 -Сегодня мы с вами на уроке: - узнаем, сколько падежей в русском языке и как они называются; - узнаем, что такое склонение имен существительных, изменение по падежам; - будем учиться определять падеж имен существительных, выделять падежные окончания имен существительных. | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи | ||
Изучение нового материала (10-15) Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. | Открытие нового знания (вып.упр. 64 стр.36) | – Откройте учебник на стр. 36-ой, прочитайте задание к упражнению 64-му. -Что необходимо сделать в этом упражнении? (Вставить в нужной форме слово сосна, так, чтобы оно было связано с другими словами по смыслу). -Поставьте слово сосна в каждое предложение. Что вы заметили? - Какая часть слова изменяется? (Изменяется окончание слова). - Выделите окончания. - На какой вопрос отвечает имя существительно сосна в первом предложении? (………) На какие вопросы отвечает имя существительное сосна в других предложениях? (……….) -Сл.2 ( что? сосна, чего ?сосны, к сосне, на сосну, под сосной, на сосне. - Можем ли мы назвать эти слова однокоренными? (нет, это формы одного и того же слова). - Сколько раз имя существительное сосна изменило свои окончания? (…..) - Что мы делали сейчас? ( изменяли слово сосна по вопросам) Сообщение учителя: изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный , предложный. Каждый падеж отвечает на свои вопросы , употребляется со своими предлогами и выполняет свою роль в предложении и словосочетании. | Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала, подводит учащихся к выводам, обобщает. | Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание |
Знакомство с правилом (учебник, таблица) | -Подтвердим наши выводы, познакомившись с правилом. -Прочитайте правило на с.36-37. - Что значит изменить существительные по падежам? (изменить их по вопросам). - Как по другому называется изменение по вопросам (по падежам)? (склонение). -Что такое склонение? (Изменение по падежам). - Рассмотрите таблицу падежей имен существительных. -Сколько всего падежей в русском языке? Назовите их. -На какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже? (кто? что?) - На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже? (кого? Чего?) - На какие вопросы отвечают имена существительные в дательном падеже, винительном, творительном и предложном. Сообщение учителя: в русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный , предложный. Каждый падеж отвечает на свои вопросы , употребляется со своими предлогами и выполняет свою роль в предложении и словосочетании. | Знакомит учащихся с правилом. Ставит учебную задачу- прочитать правило про себя, вслух, задает вопросы по содержанию правила, просит привести примеры на данное правило. | Читают правило про себя, вслух, отвечают на вопросы учителя, приводят примеры. | |
Упр.66, стр.38 (работа в группах) | - А сейчас я предлагаю вам поработать в паре. - У вас на столах лежат карточки с пословицами. Каждой группе необходимо определить смысл каждой пословицы и задать вопросы к выделенным именам существительным, выделить окончание. 1 группа : Сделал дело, теперь гуляй смело. 2 группа: Языком не спеши, а делом не ленись. -На выполнение этого задания даю вам две минуты. Проверим, правильность выполнения вами задания. - Кто правильно выполнил задание, поставьте себе оценку 5. - Кто правильно выполнил задание, поставьте знак+. - У кого были допущены ошибки, поставьте знак -. - Какое задание мы сейчас выполняли? (изменяли существительные по падежам, склоняли). - Что такое изменение имен существительных по падежам, склонение? (это изменение имен существительных по вопросам) ВЫВОД: изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный , предложный. | Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу | Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль. | |
Упр.67, стр.38 (работа в парах) | - А сейчас мы с вами поработаем в группах. Вам необходимо найти ошибку в окончаниях выделенных имен существительных, выделить правильные окончания. (документ –камера). Например: спрыгнул (с чего?) с деревом. 1 пара: летел на (чем?) паутинка , радуюсь (чему?) тишина. 2 пара: доволен (чем?) прогулка, расцвели (что?) ландыш. 3 пара: увидел (кого?) дятед, увидел (кого?) сова. 4 пара: рисунок (у кого?) у змея, вред (кому?) человек. -Что мы сейчас с вами делали? (изменяли имена существительные по вопросам, выделяли правильно окончания, чтобы они подходили по смыслу). - Как называется изменение имен существительных по вопросам? (изменение по падежам, склонение). - Сколько падежей в русском языке? (6) -Назовите их. (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный). ВЫВОД: изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный , предложный. | Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу | Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль. | |
Итог урока Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий. | Обобщающая беседа, | - Как называется изменение имен существительных по вопросам? (изменение по падежам, склонение). - Сколько падежей в русском языке? (6) -Назовите их. (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный). -Проверим, как вы запомнили название падежей. (кластер, с пропущенными падежами, дети должны последовательно вставить пропущенные падежи). | Задает вопросы, подводит итог урока. | Отвечают на вопросы учителя; формулируют выводы в соответствии с задачами урока |
Рефлексия (Оценочный лист), выставление оценок | | Проводит рефлексию деятельности. | Отвечают на вопросы. Устанавливают причинно-следственные связи. Оценивают свою работу на уроке. |