Технологическая карта урока по теме: «Падеж имени существительных»

3
0
Материал опубликован 26 January 2022


Тема

Падеж имен существительных.

Педагогическая цель

Дать представление о склонении имен существительных, формировать умение различать падежи имен существительных, определять падеж имен существительных, определять падежные окончания имен существительных.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Знают, что такое склонение имен существительных, различают падежи, определяют падеж имен существительных, определяют падежные окончания имен существительных.

Личностные результаты

Формировать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к учебе, устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; воспитывать отношение к русскому языку как показателю индивидуальной культуры человека; формировать уважительное отношение к мнению других.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; соотносить учебные действия с известным алгоритмом; выполнять учебное задание с взаимопроверкой.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: формулировать понятное для партнера высказывание, используя термины; согласовывать позиции и находить общее решение; адекватно использовать речевые средства для предоставления результата.

Основные понятия и термины

Имя существительное, падеж имени существительных.

Методы, формы работы

Словесный, наглядный, практический методы; фронтальная и индивидуальная формы.

Образовательные ресурсы

Учебник «Русский язык» Школа России 3 класс ч.2 с36-37, мультимедийная презентация.





Технологическая карта урока


Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Приветствие

Эмоциональный настрой

Проверка готовности к уроку.

Добрый день!
– Дети, вам тепло?
Да!
– В классе светло?
Да!
– Прозвенел уже звонок?
Да!
– Уже закончился урок?
Нет!
– Только начался урок?
Да!
– А хотите ли  вы  учиться?
Да!
– Значит можно всем садиться!


Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

III. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.


Введение в тему урока (на основе анализа языкового материала), постановка проблемы.

Сл. 2.

- Посмотрите внимательно на двух друзей на слайде.

- Прочитайте , как зовут одного друга ? (падеж)

- А как зовут второго друга? (имя существительное).

- Сейчас я вам прочитаю сказку о падеже и его друге имени существительном, а вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос , почему существительные и падежи не могут друг без друга?

У падежа спросили?

- Зачем нужны вы существительным?

- Им без меня нельзя, отвечал падеж.

-Ведь я помогаю связать имя существительное с другими словами в предложении. Ведь если бы не я, люди не понимали бы друг друга.

- Почему имя существительное и падеж не могут друг без друга? (потому что при помощи падежа существительное связывается с другими словами по смыслу).


Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач

Определение темы и задач урока

-Ребята, кто же догадался, какова будет тема нашего урока? (падеж имен существительных)

-Сл.1

-Сегодня мы с вами на уроке:

- узнаем, сколько падежей в русском языке и как они называются;

- узнаем, что такое склонение имен существительных, изменение по падежам;

- будем учиться определять падеж имен существительных, выделять падежные окончания имен существительных.

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи

Изучение нового материала (10-15)

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.


Открытие нового знания (вып.упр. 64 стр.36)

Откройте учебник на стр. 36-ой, прочитайте задание к упражнению 64-му.

-Что необходимо сделать в этом упражнении? (Вставить в нужной форме слово сосна, так, чтобы оно было связано с другими словами по смыслу).

-Поставьте слово сосна в каждое предложение. Что вы заметили?

- Какая часть слова изменяется? (Изменяется окончание слова).

- Выделите окончания.

- На какой вопрос отвечает имя существительно сосна в первом предложении? (………)

На какие вопросы отвечает имя существительное сосна в других предложениях? (……….)

-Сл.2 ( что? сосна, чего ?сосны, к сосне, на сосну, под сосной, на сосне.

- Можем ли мы назвать эти слова однокоренными? (нет, это формы одного и того же слова).

- Сколько раз имя существительное сосна изменило свои окончания? (…..)

- Что мы делали сейчас? ( изменяли слово сосна по вопросам)

Сообщение учителя: изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный , предложный. Каждый падеж отвечает на свои вопросы , употребляется со своими предлогами и выполняет свою роль в предложении и словосочетании.

Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала, подводит учащихся к выводам, обобщает.

Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание

Знакомство с правилом (учебник, таблица)

-Подтвердим наши выводы, познакомившись с правилом.

-Прочитайте правило на с.36-37.

- Что значит изменить существительные по падежам? (изменить их по вопросам).

- Как по другому называется изменение по вопросам (по падежам)? (склонение).

-Что такое склонение? (Изменение по падежам).


- Рассмотрите таблицу падежей имен существительных.

-Сколько всего падежей в русском языке? Назовите их.

-На какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже? (кто? что?)

- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже? (кого? Чего?)

- На какие вопросы отвечают имена существительные в дательном падеже, винительном, творительном и предложном.

Сообщение учителя: в русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный , предложный. Каждый падеж отвечает на свои вопросы , употребляется со своими предлогами и выполняет свою роль в предложении и словосочетании.

Знакомит учащихся с правилом. Ставит учебную задачу- прочитать правило про себя, вслух, задает вопросы по содержанию правила, просит привести примеры на данное правило.

Читают правило про себя, вслух, отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.

Упр.66, стр.38

(работа в группах)

- А сейчас я предлагаю вам поработать в паре.

- У вас на столах лежат карточки с пословицами. Каждой группе необходимо определить смысл каждой пословицы и задать вопросы к выделенным именам существительным, выделить окончание.


1 группа : Сделал дело, теперь гуляй смело.


2 группа: Языком не спеши, а делом не ленись.


-На выполнение этого задания даю вам две минуты.


Проверим, правильность выполнения вами задания.

- Кто правильно выполнил задание, поставьте себе оценку 5.

- Кто правильно выполнил задание, поставьте знак+.

- У кого были допущены ошибки, поставьте знак -.

- Какое задание мы сейчас выполняли? (изменяли существительные по падежам, склоняли).

- Что такое изменение имен существительных по падежам, склонение? (это изменение имен существительных по вопросам)


ВЫВОД: изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный , предложный.

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу

Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль.

Упр.67, стр.38

(работа в парах)

- А сейчас мы с вами поработаем в группах.

Вам необходимо найти ошибку в окончаниях выделенных имен существительных, выделить правильные окончания. (документ –камера).

Например: спрыгнул (с чего?) с деревом.


1 пара: летел на (чем?) паутинка , радуюсь (чему?) тишина.

2 пара: доволен (чем?) прогулка, расцвели (что?) ландыш.

3 пара: увидел (кого?) дятед, увидел (кого?) сова.

4 пара: рисунок (у кого?) у змея, вред (кому?) человек.

-Что мы сейчас с вами делали? (изменяли имена существительные по вопросам, выделяли правильно окончания, чтобы они подходили по смыслу).

- Как называется изменение имен существительных по вопросам? (изменение по падежам, склонение).

- Сколько падежей в русском языке? (6)

-Назовите их. (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).


ВЫВОД: изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный , предложный.

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу

Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль.

Итог урока

Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.

Обобщающая беседа,

- Как называется изменение имен существительных по вопросам? (изменение по падежам, склонение).

- Сколько падежей в русском языке? (6)

-Назовите их. (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

-Проверим, как вы запомнили название падежей.

(кластер, с пропущенными падежами, дети должны последовательно вставить пропущенные падежи).



Задает вопросы, подводит итог урока.


Отвечают на вопросы учителя; формулируют выводы в соответствии с задачами урока

Рефлексия (Оценочный лист), выставление оценок


Проводит рефлексию деятельности.

Отвечают на вопросы. Устанавливают причинно-следственные связи. Оценивают свою работу на уроке.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации