Технологическая карта внеурочного занятия по теме «Ученье- свет, неученье- тьма»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: “Ученье – свет, а неученье – тьма”.
Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное.
Вид внеурочной деятельности: познавательная.
Название кружка: «Философия для детей».
Возраст обучающихся: 10-11 лет.
Тип занятия: получение новых знаний их первичное закрепление.
Технология занятия: информационно-коммуникативная, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология.
Цель: прививать детям понимание необходимости учебы, развить в них стремление к получению знаний.
Задачи:
воспитательная – воспитывать интерес детей к образовательной деятельности, желание учиться и получать знания
развивающая – развивать речь детей, умение отвечать на вопросы полным ответом
образовательная – учить быстро переключаться с одного вида деятельности на другой
Формируемые УУД:
- личностные:
-формировать адекватную мотивацию учебной деятельности, понимать значение знаний для человека
Метапредметные:
- регулятивные:
формировать умение определять цель деятельности на уроке, планировать свою работу
- познавательные:
Формировать умение осмысления прочитанной или услышанной информации
- коммуникативные:
Формировать умение слушать и понимать других, общаться с одноклассниками
Планируемые результаты:
- третий уровень: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Формы организации внеурочного занятия: индивидуальная, групповая, коллективная.
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (доска).
Основные понятия: «учение», «невежество».
Оборудование: икт
Использованные источники: « Философия для детей» (сказки и рассказы ) М.Андрианов ,Программа формирования УУД в начальной школе ФГОС
План занятия
№ п/п | Название этапа | Время (мин) |
1 | Организация начала занятия. Приветствие. Вводная беседа | 3 1 2 |
2 | Основной этап 2.1. Работа с пословицей «Ученье - свет, а неученье – тьма» 2.2. Введение понятий учение, невежество 2.3. Игра «Вспомни пословицы и поговорки» 2.4. Чтение сказки 2.5. Работа с классом 2.6. Физкультминутка 2.7. Загадки | 33 5 4 4 5 5 2 8 |
3 | Заключительный этап 3.1. Подведение итогов внеурочного занятия 3.2. Рефлексия | 4 2 2 |
40 минут
Ход внеурочного занятия
Этапы внеурочного занятия | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Организацион ный момент | 1 мин | Приветствует обучающихся | Приветствуют, слушают учителя. | Коммуникативные (формируем умение слушать). |
2.Основная часть | 33 мин | - Каждый из вас наверняка слышал такую пословицу: «Ученье – свет, а неученье - тьма». - Как вы её понимаете, ребята? Хорошо, молодцы А как вы понимаете значение слова «учение»? Правильно ребята. В разное время педагоги и ученые по-разному трактовали понятие «учения». Усвоение знаний, умений и развитие общих познавательных процессов (И. Гербарт) Приобретение знаний и умений решать разные задачи (Я.А. Коменский) Получение знания и решение проблем (К.Д. Ушинский) Разные виды приобретения опыта (Ж. Пиаже) - Что же касается слова «неученье», как таковое оно не употребляется. В словаре есть синоним этого слова – «невежество» - это отсутствие образования, знаний, т.е. когда человек не зная чего-то, совсем не стремится к знанию. Мудрые люди говорят, что невежество есть главное зло человечества. Когда человек не хочет познавать нового, его душа останавливается в своем росте и человек постепенно начинает глупеть. А кто мне скажет, что будет, если люди перестанут учиться, получать знания, ходить в школу? - Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки об учении! “Век живи – век учись” “Грамоте учиться – всегда пригодится” “Терпенье и труд – всё перетрут” “Без наук, как без рук” “На ошибках учатся” “Мир освещается солнцем, а человек – знанием” “Чему учился, тому и пригодился” “С книгой поведёшься –ума наберёшься” “Повторение – мать учение” “Перо пишет, а ум водит” - Ребята, вы молодцы - А сейчас ребята я вам прочитаю сказку “Когда все учиться перестанут” - Слушайте внимательно, потому что я буду задавать вопросы. (Сказка и вопросы в конце таблицы).
- Всё правильно ребята. - А теперь давайте проведём физкультминутку: Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. - Ребята садитесь за парты. - Сейчас вы будете работать в группах. Вам нужно будет отгадать загадки. Ребята, поделитесь пожалуйста на 3 группы. (Загадки в конце). - Ребята, вы сегодня хорошо поработали, все молодцы. | Отвечают на вопрос учителя Отвечают на вопрос учителя Ученики, по желанию, выходят к доске и соотносят пословицы и поговорки. Внимательно слушают учителя. Делают физкультминутку Делятся на группы . Отгадывают загадки. После отгадывания загадок, один из учеников из каждой группы выходит к доске, читает загадку и говорит ответ. | Коммуникативные (формируем умение слушать и понимать других, формируем умение оформлять свои мысли в устной форме) Регулятивные (формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем) Познавательные (формируем умение извлекать информацию из прочитанного текста) |
Подведение итогов, обобщение и систематизация знаний | 2 мин | Наше занятие подходит к концу. Кто мне скажет о чем мы сегодня говорили? - Что нового вы узнали? | Отвечают на вопрос учителя | Регулятивные (способность к организации своей деятельности). Коммуникативные (формируем умение слушать и понимать других, формируем умение оформлять свои мысли в устной форме) |
Рефлексия | 1 мин | Ребята, поднимите руку, кому было все интересно и понятно. | Выполняют задание. | Регулятивные (оценка своей деятельности). |
“Когда все учиться перестанут”
Пришел Лёня из школы расстроенный, сел на диван и загрустил:
– Опять эти уроки противные делать надо, как я их не люблю. Полдня в школе учат, а потом еще и дома эти взрослые поиграть спокойно не дают. И кто вообще эти школы придумал, лучше бы их на свете не было. Вот если бы родители сами не учились в школе, то они, наверное, и детей своих учиться не заставляли бы, – подумал Леня. – А то сначала их заставляли бабушки и дедушки учиться, а теперь они нас продолжают заставлять и мучают своими домашними заданиями, кто их только выдумал.
Сел Леня на диван, раскрыл учебник по математике и вместо решения задач стал представлять, как хорошо и весело жилось бы людям без школ и уроков.
– Вот бы было здорово, – мечтал Леня, – если бы взрослые сами всю жизнь не учились и вообще не знали даже, что такое школа. Вот жизнь настала бы тогда! Ни уроков тебе, ни заданий. Целый день играй себе, веселись, отдыхай, и никакой учебы. И вдруг все вокруг потемнело, голова Лёни закружилась, а через полминуты все прошло и опять светло стало.
Посмотрел Леня вокруг себя и чуть не ахнул от удивления. Учебник по математике, ранец с тетрадками ручки, книги – все это куда-то исчезло, а в комнате остались одни только игрушки. Взглянул Леня в окно и от радости аж запрыгал. Там, где сегодня с утра стояла школа, теперь только деревья росли.
– Неужели моя мечта сбылась?! – подумал Леня. Ему не верилось, что его заветное желание может так легко исполниться. Вдруг в соседней комнате послышалась возня и крики. Выглянул Леня из-за двери, а там папа, мама, бабушка и дедушка побросали все свои дела и, торопясь во двор, одеваются. Папа набрал целые карманы Лениных машинок, а дедушка нашел рогатку, мама с бабушкой взяли мячик и детское ведерко с лопаткой и через минуту все убежали играть во двор.
– Ура! Это все по-настоящему, – закричал Леня, – вот жизнь-то теперь настанет!
Выбежал Леня вслед за родителями во двор и не поверил своим глазам. Двор было не узнать. Во дворе целая толпа взрослых играет, катается, носится. Кругом сплошные визги, веселые крики и шум стоит. Никогда не думал Леня, что столько взрослых в его доме живет. Мамы в догонялки играют, дедушки по деревьям и по гаражам лазают. Бабушки через скакалки прыгают и на качелях катаются, а папы все в песочницу залезли и там машинки катают.
– Вот это да, – подумал Леня, – вот здорово, неужели теперь всю жизнь с утра до вечера можно будет во дворе играть и уроки никто не заставит делать?!
Побежал Леня со своими приятелями-одноклассниками в песочницу играть. Да какое уж там! Папы толкаются, песком кидаются, машинок не дают и говорят, что им и так места в песочнице слишком мало. Решил Леня с мамами в догонялки поиграть, а они, оказывается, малышей в свою игру не принимают. Что делать, чем заняться? На деревья не залезешь – там кругом дедушки все места позанимали. В мяч не поиграешь – все мячи бабушки себе позабирали. Весь двор эти взрослые заняли, места так мало стало, что сплошная толкотня получается.
До самого вечера никто домой не собирался со двора уходить. Наконец, проголодавшись, Леня отыскал во дворе бабушку и попросил его накормить. Бабушка обрадовалась три пирожка слепила из травы и мокрого песка и говорит:
– На, Ленечка, покушай.
– Ну, вообще уже эта бабушка заигралась, – подумал Леня. – Неужели она все забыла и не знает, чем надо детей кормить. Побежал Леня к маме и стал ее просить дать ему деньги на булочку и мороженое. Но у мамы денег не оказалось, а все карманы жвачками доверху набиты. Достала мама три жвачки и пожевать предложила.
– Вот тебе и на, – подумал Леня, – о чем думают эти взрослые, неужели жвачками наесться можно? Пошел Леня голодный домой. Открыл холодильник, налил себе молока, отрезал хлеба, только успел он поесть, как в квартиру наперегонки взрослые ворвались. По комнатам с криками носятся, какую-то старую игру вспомнили, а Леню в игру не принимают, он правил не знает. Сидит Леня на кухне и думает:
– Когда же они наиграются и беситься перестанут, скоро всю квартиру вдребезги разнесут, хоть бы кто-нибудь из них не об игре, а о голодном ребенке подумал.
Когда стало совсем поздно, Леня захотел спать и лег в кровать. Но разве тут заснешь. Соседи вверху топочут, за стеной шумят. А дедушка с папой решили на ночь глядя в войну поиграть – то дедушка с автоматом под кроватью спрячется, то папа в комнату со стрельбой ворвется.
Засыпает потихоньку Леня и уже мечтает о том, чтобы все обратно на свои места возвратилось и стало все как прежде. Незаметно Леня заснул и упал с кровати. Открыл Леня глаза, поднялся с пола и понять ничего не может. Рядом на диване учебник по математике и ранец с тетрадками валяется, а за окном на прежнем месте школа стоит.
– Так это был всего лишь сон, – обрадовался Леня. – Да, все-таки хорошо, что люди школы придумали и что все учиться должны, чтобы стать умными папами и мамами. Тогда хоть и одетым, и накормленным будешь, а то с глупыми людьми долго не проживешь.
[?] Почему взрослые стали глупыми? (Не учились в школе и всю жизнь играли).
Почему Лене сначала было хорошо, а потом стало плохо? (Потому что родители не учились и поступали неумно, по-детски).
Вы хотели бы очутиться в таком мире и жить рядом с ничего не знающими родителями?
Что было бы с Леней через месяц? (Еда в магазинах и холодильниках закончилась и пришлось бы идти жить в лес).
Какое животное, очень похожее на человека, но не учащееся в школе, живет в джунглях? (Обезьяна).
1 — группа:
1.Все рисунки вмиг сотрёт,
Если в ход она пойдёт. __________________
2.Дороги есть — ехать нельзя,
Земля есть — пахать нельзя,
Луга есть — косить нельзя,
Реки, моря есть — плавать нельзя. _______________
3. На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой,
Нам показывая страны,
Реки, горы, океаны. ______________________
4.Всегда в портфеле я сижу,
И как ты учишься, скажу. ___________________
5.Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом проведёт,
Там и след кладёт. _______________________
6.Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. ___________________________
7.Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать новую черту
Вам я помогаю. _______________________
8.Новый дом несу в руке,
Дверцы дома — на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. ________________
9.То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка! ____________________
10.Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. _______________________
2 — группа:
1.Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. _________________
2.Кулик не велик,
Да целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись. _____________
3.Стоит дом:
Кто в него войдёт,
Тот ум приобретёт. __________________
4.Укажет, хоть без рук,
Где север, а где юг. _________________
5.Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. __________________
6.По чёрному белым
Пишут то и дело.
Протрут тряпицей —
Чиста страница. _______________
7.Эта книга непростая:
По ней буквы изучаю. _____________
8.Я уроки посещаю
И всегда веду дневник.
Сам себя я называю
Школьник или...__________________
9.Пишу в тетради аккуратно,
Хочу, чтоб было все понятно.
Я написал уж много строк,
Остался чист один...___________________
10.Звенит звонок, и непременно
Наступает...______________
3 — группа:
1.Нарисую лето, маму
И себя. На мне — панаму.
Море, радугу и дом.
Все хранит в себе... __________
2.Продлевает жизнь тетрадкам
И учебникам немножко,
С ней они всегда в порядке —
Защищает их...
3.Учитель ставит нам отметки,
Всегда все справедливо, метко.
В дневник их выставляет нам,
Себе — фиксирует в ... _______________
4.Подруга всех учеников,
Она от школьной жизни старта
До школьников-выпускников
Повсюду рядом. Это... ________________
5.Был ко мне учитель строг —
Я не выучил... _______________
6.На доску учитель крепит таблицу,
А этот «товарищ» не даст ей свалиться,
Крепко удержит и все закрепит.
Мы все с ним знакомы, это... ______________
7.Раз! Два! И тотчас
Вновь наточен карандаш.
Стружек, как на лесопилке, —
Тут работала... ________________
8.Ученик напишет «рыпка» —
В слове мы найдем...
9.Если трудно сосчитать,
Мне его придется взять.
Кнопки лишь я нажимаю
И ответы получаю.
Он всегда считает верно,
Нет ошибок в вычислениях. _____________
10.Мы переходим в класс другой,
У нас сегодня...___________________
“Век живи – век учись”
“Грамоте учиться – всегда пригодится”
“Терпенье и труд – всё перетрут”
“Без наук, как без рук”
“На ошибках учатся”
“Мир освещается солнцем, а человек – знанием”
“Чему учился, тому и пригодился”
“С книгой поведёшься –ума наберёшься”
“Повторение – мать учение”
“Перо пишет, а ум водит”