Технологическая карта занятия «Практическая работа на электрическое поле»
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Слободотуринский аграрно-экономический техникум»
Байкаловский филиал
Технологическая карта открытого занятия
Тема: «Практическая работа на электрическое поле»
Разработчик: Рудакова М.А.,
преподаватель физики,
1 кв. категории
Дата: 20.12.2016
с. Байкалово, 2016
Учебная дисциплина: «Физика»
Группа 14 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
Тип занятия: повторение
Время занятия: 90 минут
Тема |
Практическая работа «решение задач на электрическое поле» |
Цели |
Образовательные: сформировать умения решать физические задачи; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни Развивающие: формировать пространственные представления; развивать познавательную деятельность; развивать умения наблюдать, умения рассуждать по аналогии; делать выводы; развивать умения оперировать основными понятиями. Воспитательные: воспитание чувства ответственности, культуры диалога в работе в паре; воспитание интереса к физике; создание условий для целостного восприятия общей картины мира; показать связь изучения темы с другими науками, с жизнью, практическую значимость. |
УУД (универсальные учебные действия) |
Личностные: осмысление, осознание и принятие жизненных ценностей Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; постановка вопросов; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблем |
Планируемые результаты |
Предметные: - сформированность умения решать физические задачи; -сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни; - умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; -понимание роль физики в формировании кругозора и грамотности человека для решения практических задач; -владение основополагающими физическими понятиями, законами и символикой; - владение основными методами научного познания: наблюдение, описанием, измерение, эксперимент; Личностные: - умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; - умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач; - умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; Метапредметные: - умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; - умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность; - умение анализировать и представлять информацию в различных видах; - умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации; знать: - физические понятия, законы и символику; - основные методы научного познания: наблюдение, описанием, измерение, эксперимент; |
Основные понятия |
Электрические заряды, закон сохранения заряда, закон Кулона, электрическое поле, напряженность электрического поля, принцип суперпозиции полей, работа сил электрического поля, потенциал, разность потенциалов, эквипотенциальные поверхности, связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля, диэлектрики в электрическом поле, конденсаторы, энергия заряженного конденсатора, энергия электрического поля |
Межпредметные связи |
«Математика», «Электротехника» |
Формы урока |
Ф-фронтальная, П–парная |
Технология |
Информационно-коммуникационная технология (ИКТ) Технология развивающего обучения Здоровьесберегающие технологии Традиционная технология Групповая технология Дифференцированная технология |
Технологическая карта занятия по ФГОС
Этап урока и время |
Виды работы, формы, методы, приемы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Планируемые результаты |
Формируемые УУД |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||
Мотивация к учебной деятельности (10 минут) |
Словесное приветствие. |
Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. - Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Добрый день! - Вы готовы к нашему уроку? |
Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем |
Метапредметные: -умение публично вести дискуссии |
Личностные: осмысление, осознание и принятие жизненных ценностей Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи |
||
Формулирование темы, целей и задач занятия (фронтально) |
-Мы на предыдущих занятиях прошли теоретический материал по теме «Электрическое поле». -Как вы считаете, какая тема нашего урока? Какие новые знания мы должны получить сегодня на уроке? Сформулируем цель и задачи практического занятия «Решение задач на электрическое поле» (слайд1,2) |
Формулируют тему, цель и задачи занятия |
|||||
Постановка учебной задачи (фронтально) |
- Прочитайте инструкцию, указания и посмотрите образец выполнения практической работы. -Практическая работа выполняется в парах, поэтому оценка, которая будет выставлена вашей паре по окончании урока, во многом будет зависеть от работоспособности каждого из Вас. -Выполнение практической работы пригодиться в дальнейшем нам на УД «Электротехника», «Математика», «Физика» и т.д. |
Читают инструкцию, указания и образец по выполнению практической работы. |
|||||
Актуализация знаний (20 минут) |
Теоретические вопросы по теме «Электрическое поле» (парная работа) |
Объясняет задание -Прочитать краткий теоретический материал и ответить на вопросы (слайд 4) Диктует правильные ответы на задание (слайд 5) |
Самостоятельно выполняют письмо по образцу Самостоятельно проверяют по образцу выведенному на экран телевизора и считают количество баллов за выполненное задание |
Личностные -умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; -выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач; Метапредметные -управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; Предметные -владение физическими понятиями, законами и символикой; |
Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; постановка вопросов; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Познавательные: общеучебные |
||
Интеллектуальная физкульт - минутка (индивидуальная) |
Каждый обучающийся получает карточку, на которых крупными буквами написаны фамилии учёных. - Я зачитываю несколько слов об учёном, его деятельности, вкладе в науку, а вы если думаете, что говорится про вашего ученного на выданной карточке, поднимаете карточку с его фамилией и встаете. -Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как появляются открытия, которые преображают мир. Учёный ответил:- Очень просто. Все знают, что сделать невозможно. Случайно находится один невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие. - Французский физик, впервые установивший существование электрических зарядов двух родов. (Ш. Дюфе) (слайд 6) - Профессор Петербургского университета, впервые построивший электрометр, который обнаруживал даже атмосферное электричество. (Г. Рихман) (слайд 7) - Французский учёный, в 1785 году установивший закон взаимодействия точечных зарядов опытным путём. (Ш. Кулон) (слайд 8) - Учёный, впервые предположивший существование электрического поля вокруг заряженных тел. Он же предложил изображать его в виде силовых линий. (М. Фарадей) (слайд 9) - В его честь названа единица электрического напряжения. (А. Вольта) (слайд 10) - Русский учёный, изобретатель радио. (А. Попов) (слайд 11) - Русский учёный, опытным путём открывший существование электрона и измеривший его заряд. (А. Иоффе) (слайд 12) |
Размышляют, поднимают карточку и встают |
|||||
Применение знаний и умений в новой ситуации (30 минут) |
Решение качественных задач (парная)
|
Организовывает проведение лингвистического исследования качественных задач. (слайд 13, 14, 15,16,17) -Что мы знаем о электризации тел? Продемонстрируем опыты, подтверждающие, что при электризации трением оба тела приобретают заряды, противоположные по знаку, но одинаковые по модулю. |
Определяют и записывают решение качественных задач. Подсчитывают баллы за задание |
Личностные: -умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач; Метапредметные: -управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; Предметные: -сформированность умения решать физические задачи; -сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни; -умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величи-нами, объяснять полученные результаты и делать выводы; -понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; |
Личностные: осмысление, осознание и принятие жизненных ценностей Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; постановка вопросов; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблем |
||
Решение количественной задачи (парная) |
Проводит параллель с ранее изученным материалом по УД «Физика» и «Математика». Решает задачу 1 часть. (слайд 18,19) Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания. Готовит обучающихся к самостоятельному выполнению 2 части количественной задачи. |
Записывают, решают 2 часть задачи и делают выводы. Подсчитывают баллы за выполненные задания |
|||||
Обобщение и систематизация знаний (20 минут) |
Выполнение кроссворда по теме «Электрическое поле» |
Объясняет задание (слайд 20) -Меняемся с соседними группами выполненным кроссвордом и проверяем Диктует правильные ответы (слайд 21) |
Чертят и заполняют кроссворд Меняются работами и проверяют кроссворд |
Личностные: -умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач; Метапредметные: -управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; Предметные: -владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; |
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблем. |
||
Контроль и рефлексии (5 минут) |
Подведение итогов |
-Подсчитываем сумму баллов за занятие. Прибавляем все 3 числа и получаем итоговый балл(отметку). Смотрим в критерии оценивания какую отметку получаете за урок (слайд 22). Перечисляю учащихся по ФИО и выставляю отметки за урок |
Подсчитывают сумму баллов за занятие. Называют фамилию, балл и отметку |
Метапредметные: - проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; |
Личностные: осмысление, осознание и принятие жизненных ценностей Регулятивные: контроль, оценка, саморегуляция Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи Познавательные: логические |
||
Домашнее задание (5 минут) |
Постановка домашней учебной задачи |
Объясняет домашнее задание -1. Решить задачу (слайд 23) 2.Разбиться на 3 группы и выполнить задание (слайд 24) |
Слушают, записывают задание 1 и 2 |
Предметные: самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; |
Личностные: осмысление, осознание и принятие жизненных ценностей Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи Познавательные: общеучебные |
Список используемой литературы: