Технологическая карта учебного занятия «География космических ресурсов» (10–11 классы)
Технологическая карта учебного занятия
в формате сетевого образовательного модуля
I. Общая информация о модуле
Название (тема) модуля |
«География космических ресурсов» |
Возрастная группа обучающихся |
10-11 кл. |
Группа предметных областей (предметная область) |
География, история |
Разработчик(и) модуля |
Котов Алексей Леонидович - учитель географии |
Цель модуля |
Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся, при изучении географии мировых природных ресурсов, а также космических (климатических) ресурсов. |
Задачи модуля и ожидаемые результаты |
сформировать представление о космических (климатических) ресурсах, а также классификации природных ресурсов; сформировать представление о географической среде, видах природных ресурсов отдельных стран и регионов мира; создать условия для усвоения обучающимися принципов экологического поведения и проявления его в реальной социальной практике; побудить обучающихся к общественно полезной активности в области экологии как форме самовыражения и реализации потребности в общественном признании достижений; развивать у обучающихся умения анализировать результаты научных исследований на экологическую тематику; способствовать развитию у обучающихся навыков проектной деятельности и проектного мышления; развивать навыки устной и письменной речи, умения формулировать и аргументировать собственную позицию по актуальным вопросам. |
Педагогические и образовательные технологии |
сетевой образовательный модуль; игровые технологии; творческая мастерская; проблемное обучение; обучение вне стен классной комнаты. |
Используемые площадки проведения модуля |
Площадки лагерей |
Тематические партнёры |
МГРИ РГГРУ |
Краткое описание модуля (аннотация) |
В рамках практического блока учащиеся получают теоретические знания о Космических (климатических) ресурсах, а также изучают ресурсы Мирового океана, Географию мировых природных ресурсов, применяя полученные теоретические знания в творческой деятельности. Выполняя практические задания, обучающиеся углубят знания о, космических (климатических) ресурсах, водных, минеральных и земельных ресурсах. Главная проблемная задача, которую решают обучающиеся: как сократить добычу исчерпаемых ресурсов на нашей планете, и как нам повлиять на ухудшающуюся экологическую обстановку? Сотрудники МГРИ РГГРУ проводят мастер-классы, геологоразведочные работы по поиску полезных ископаемых, также интеллектуальные игры по данной тематике СОМа. Обучающиеся анализируют запасы мировых ресурсов, их взаимоотношение, а также выделяют главную причину упадка экологии. Обучающиеся получают возможность научиться определять мировые природные ресурсы, определять ведущие, а также узнают от чего зависит их исчерпание, и как с этим бороться. В ходе занятия обучающиеся на практике вырабатывают исследовательские навыки: постановка цели и задач, выдвижение гипотезы, использование научных методов, оценка и анализ полученных результатов исследования, а также навыки их презентации. |
Продукты и эффекты сетевого образовательного модуля |
Заполненный обучающимися оценочный лист индивидуальной (или групповой) учебно-исследовательской деятельности; Буклеты на тему «Мировые ресурсы»; Отчет о проделанной работе по теме «Космические ресурсы»; |
Критерии оценки результатов |
• последовательный, полный, логичный письменный и устный ответ на поставленный вопрос (максим. бал - 3.); • показывает глубокое полное понимание сущности рассматриваемых понятий «природный комплекс», «часть света», «географический регион», «высотная поясность», «широтная зональность» и т. д.; (максим. бал - 3.); • умение работать в группе, согласовывать свои действия со сверстниками и взрослыми (максим. бал - 3.); • умение использовать учебные материалы для аргументации и самостоятельных выводов (максим. бал - 3.); • степень осознанности и понимания изученного (максим. бал - 3.); • восприятие на слух и через наглядность изучаемый материал (максим. бал - 3.); • креативность при создании творческого проекта (максим. бал - 3.); • умение пользоваться дидактическим, учебным и информационным материалом. (максим. бал - 3.) 20-24 баллов – оценка «отлично» 15-19 балл – оценка «хорошо» |
Формы контроля результатов |
За занятие обучающиеся получают 2-3 отметки по следующим формам контроля результатов: проверка устных ответов обучающихся, оценивание правильных ответов в игре «Своя Игра»; проверка индивидуальных рабочих (оценочных) листов обучающихся; проверка творческих работ обучающихся. |
II. Модель учебного занятия в формате сетевого образовательного модуля
Элементы СОМ |
Хронометраж |
Кол-во ак. часов |
Реализаторы |
Форма реализации |
Предметное содержание элемента |
Место проведения |
||||||
I смена |
II смена |
|||||||||||
Вводная часть |
9.00-9.15 |
15.00-15.15 |
1 |
Учитель-разработчик (география) |
Фронтальная работа со всеми группами обучающихся. Учитель кратко знакомит учащихся с тематикой СОМа, определяет вместе с ними основную учебную задачу, а также распределяет их по группам. |
Ресурсы Мирового океана. |
Площадки лагерей |
|||||
Этап 1 |
9.20-10.00 |
15.20-16.00 |
1 |
Учитель-разработчик (география) |
Работа в микрогруппах. Интеллектуальная игра «Своя Игра» |
Минеральные и земельные ресурсы. |
Площадки лагерей |
|||||
Этап 2 |
10.05-10.45 |
16.05-16.45 |
1 |
Сотрудник МГРИ РГГРУ |
Будет проводиться мастер-класс под названием «Охрана окружающей среды при проведении геолого-разведочных работ», на котором будет происходить обсуждение вопросов охраны окружающей среды и правил поведения при геологоразведочных работах. Занятие будет сопровождаться презентационным материалом. |
География мировых природных ресурсов. |
Площадки лагерей |
|||||
Этап 3 |
10.50-11.30 |
16.50-17.30 |
1 |
Вожатый А |
Работа в микрогруппах. Группа выполняет буклеты на тему «Природно-ресурсный потенциал». Выявляют особенности современного этапа взаимодействия природы и общества. Показать основные закономерности размещения природных ресурсов, а также их связь с историей. Определить влияние времени на ресурсы, а также выявить кризисные ситуации, при увеличенном использовании ресурсов. Влияние истории на мировые ресурсы, выявить факты, привести яркие примеры. |
Природно-ресурсный потенциал |
Площадки лагерей |
|||||
Этап 4 (групповая работа): СИД |
11.35-12.05 |
17.35-18.05 |
1 |
Разработчик: Котов А.Л. Реализатор: Вожатый Б |
Индивидуальная работа на тему «Космические (климатические) ресурсы». |
Космические (климатические) ресурсы |
Площадки лагерей |
|||||
Заключительная часть |
12.10-12.40 |
18.10-18.40 |
1 |
Учитель-разработчик |
Фронтальная работа со всеми группами обучающихся. Группы представляют получившиеся у них исследовательские продукты. Учитель подводит итоги модуля, организует рефлексию и оценку индивидуальных достижений учащихся. |
Биологические ресурсы. |
Площадки лагерей |
III. Информация о рабочей группе
Состав рабочей группы |
Направления деятельности (задачи) |
||
|
Учитель-разработчик (география) |
Разработка модуля, подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, предметное консультирование, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке, разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в модуле, проведение аттестации обучающихся по модулю, участие в презентации творческих продуктов. Проектирование и организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование). |
|
|
Вожатый А |
Проводит один из этапов модуля, проводит этап по выполнению буклетов на тему «Мировые ресурсы». Выявляют особенности современного этапа взаимодействия природы и общества. Показывает основные закономерности размещения природных ресурсов, а также их связь с историей данной страны. Влияние истории на мировые ресурсы, выявить факты, приводят яркие примеры. Подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, предметное консультирование. |
|
|
Сотрудник МГРИ РГГРУ |
Проведение одного из этапов модуля «География мировых природных ресурсов». Будет проводиться мастер-класс под названием «Охрана окружающей среды при проведении геолого-разведочных работ», на котором будет происходить обсуждение вопросов охраны окружающей среды и правил поведения при геологоразведочных работах. Занятие будет сопровождаться презентационным материалом. |
|
|
Вожатый Б |
Раздает задания на 4 этапе, следит за порядком, по завершении этапа собирает работы. |
|
|
Заместитель директора школы по координации образовательных программ |
Организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование). Взаимодействие с подразделениями, отвечающими за материально-техническое, транспортное сопровождение модуля и специалистом, курирующим заключение договоров. Контроль над проведением сетевого образовательного модуля на практике. |
|
|
Заместитель директора школы по учебной работе |
Консультирование разработчика модуля по методическим и организационным вопросам, помощь в составлении технологических карт, редактирование технологических карт, контроль над проведением сетевого образовательного модуля на практике, анализ проведённого модуля. |
IV. Информация о сопровождениии обеспечениимодуля
Перечень необходимого |
Назначение |
Количество |
|
1. Транспортное обеспечение |
|||
2. Материальное сопровождение |
|||
|
Бумага А4 |
Печать оценочных листов, необходимых материалов к СОМ. |
300 шт. |
|
Ручка шариковая синяя |
Заполнение оценочных листов обучающимися. |
50 шт. |
|
Карандаш простой |
Заполнение оценочных листов обучающимися. |
50 шт. |
|
Точилка |
Заполнение оценочных листов обучающимися. |
10 шт. |
|
Ластик |
Заполнение оценочных листов обучающимися. |
10 шт. |
|
Цветные карандаши |
Заполнение оценочных листов обучающимися. |
5 п. |
|
Фломастеры |
Заполнение оценочных листов обучающимися. |
5 п. |
|
Метеостанция школьная |
Для формирования приемов учебной работы по наблюдению погоды, обработке собранных материалов |
1 шт. |
3. Информационно-техническое сопровождение |
|||
|
Интерактивная доска |
Проведение игры «Своя Игра» |
2 шт. |
Приложение к технологической карте
Приложение 1. Материалы для СИД (СТД)
Задание 1. Космические (климатические) ресурсы
Разработчик: Котов А.Л..– учитель географии
Реализатор: вожатый Б
Суть задания (кратко обозначить суть задания): Обучающиеся выполняют самостоятельное исследования, заполняют индивидуальные буклеты.
Требования к выполнению задания: правильные, грамотные ответы, а также правильные составленные карты и рисунки обучающихся, выполняемые вместе с реализатором.
Время на выполнение задания: 40 минут (из них 30 минут на выполнение, 10 минут на инструктаж)
Форма организации деятельности детей при выполнении задания: индивидуально
Содержание задания (привести рабочий лист обучающихся):
Фамилия, имя_________________________ Класс в «Артеке»_____________ Отряд_________ Лагерь__________
Задание 1. Климатообразующие факторы.
Географическое положение; 2.____________________;.3______________________; 4.________________;
5.___________________; 6._____________________.
Задание 2. Посмотрите внимательно на схемы, показанные ниже. Определи, что изображено. Опишите данные схемы, укажите их название, значение и роль.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Задание 3. Определите, какому типу климата соответствует описание:
Зима очень морозная и продолжительная. Полярная ночь. Лето холодное, средняя t около 0°С. Осадков не много, но увлажнение избыточное. Ответ: _______________________
Преобладает западный перенос ветров и циклональная деятельность. Зима не очень холодная, лето теплое. От +12–14°С, на севере, до +22°С на юге. Ответ: __________________________________
Зимой устанавливается морозная ясная погода – антициклон. Особенно холодно в котловинах – инверсионная температура. Господствует континентальный воздух. Лето теплое (+16–18°С). Ответ: ___________________
В этом поясе самая суровая зима, средние температуры около -40°С, лето прохладное. Ответ: ____________
Зима холодная и сухая. Снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди.
Ответ: __________________________.
Задание 4. Обеспеченность человечества разведанными запасами четырёх важнейших видов минеральных ресурсов оценивается следующим числом лет: 50, 65, 150, 240. Определите, к каким конкретным видам минерального топлива и сырья относится каждый из этих показателей.
Нефть - ___________________; Газ - ____________________; Уголь - ___________________;
Железные руды - _______________________.
Задание 5. Среди перечисленных ниже стран подчеркните те, которые обладают особенно большими разведанными запасами нефти: Венесуэла, США, Ирак, Иран, Монголия, Кувейт, Китай, ОАЭ, Саудовская Аравия, Украины, Польша.
Задание 6. В перечисленном ниже списке стран отметьте две страны, обладающие наибольшими разведанными запасами природного газа: Россия, Китай, Германия, Беларусь, Монголия, США, Канада, Афганистан, Кувейт, Австралия, Египет, Иран.
Задание 7. Закончите фразу: «Самыми большими разведанными запасами угля в мире обладают…» (выберите правильную строку): Беларусь, Россия, ФРГ, Китай, ЮАР, США, Австралия, Канада, Египет.
Задание 8. Напишите страны, которые особенно выделяются:
по запасам железной руды: ___________________________________________________________;
по запасам медной руды: _____________________________________________________________;
по запасам бокситов: ________________________________________________________________;
по запасам олова: ___________________________________________________________________;
Задание 9. Перечислите известные вам виды нетрадиционных (альтернативных) источников энергии: ______________________________________________________________________________________________.
Задание 10. Что такое космические (климатические) ресурсы. Опишите их. Назовите основные климатические ресурсы, без которых невозможна жизнь на планете. Придумайте новый вид климатических ресурсов, и как их можно использовать в современной жизни? ________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________.
Задание 11. Проанализируйте карту «Добычи минерального сырья по регионам России». Назовите регионы максимального индекса добычи.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Задание 12. Подумайте, какие факторы определяют уровень добычи минерального сырья.
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________.
Задание 13. Отметьте на контурной карте «центры добычи»: алмазов, нефти и газа, угля, руды, леса.
Задание 14. Выберите субъект Федерации с самыми благоприятными условиями жизни населения: Мурманская область; Белгородская область; Республика Коми. Назовите наиболее неблагоприятные для жизни регионы.
___________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________.
Рекомендации для реализатора этапа: ознакомить обучающихся с предоставленной информацией перед выполнением заданий. Работать с картами вместе обучающимися.
Формы контроля результатов (Котов А.Л.): Письменный контроль знаний.
Критерии выставления отметок: правильные, грамотные ответы и расчёты.