Технологическая карта занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе " Птицы"
Технологическая карта занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе.
Дата проведения: 01.10.25
Тема ОС: | Знакомство с видами птиц и пополнением знаний о них. | ||
Технология | 1. «Ситуация», Л.Г. Петерсон. 2. Информационно-коммуникационные технологии (интерактивные методы обучения) 3. Здоровьесберегающая технология («Гимнастика» Г.Г. Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян). | ||
Образовательная область. | Социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, игровая деятельность. | ||
Цель: | Создать условия для обогащения и активизации лексико–грамматического строя речи и навыков связной речи по лексической теме: «Птицы нашего края». | ||
Задачи: | Развивать речевые навыки детей. Обогатить словарный запас по теме «Птицы», «Миграция» Формировать умение строить простые предложения и проводить обсуждения. | ||
Оборудование: | ИКТ, Картинки птиц. Аудиозаписи птичьих голосов. Раздаточный материал с заданиями и вопросами. Листы бумаги и цветные карандаши. | ||
Предварительная работа: | Рассматривание иллюстраций из серии наглядно-дидактических пособий «Птицы»; просмотр презентации «Зимующие птицы»; Дидактические игры «Птица и птенец», «Сложи картинку», тематические пазлы. Чтение художественной литературы по теме. Разучивание текста и движений пальчиковой гимнастики. | ||
Этапы занятия: | Деятельность педагога. Приемы работы | Деятельность детей | Планируемые результаты |
Введение в ситуацию. Введение в проблемную ситуацию | Педагог: Здравствуйте ребята, сегодня к нам прилетел не обычный гость. Послушайте загадку и угадайте о ком речь? Воскресенье ли, суббота — У неё всегда работа. По деревьям прыг да скок, Где там спрятался жучок? Целый день по ним снуёт, Всех вредителей найдёт. А сама-то невеличка — И зовут её СИНИЧКА! ( 3Д игрушку синичку) Педагог: А вы знали, что я понимаю о чем говорят птички. Сейчас я буду переводчиком для Вас. (Запись пения синички) Педагог: Синичка хочет с Вас поприветствовать по своему, согласны? Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) Вот присела на минутку, (Присели.) Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево- вправо.) И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) (А. Барто) (Запись пения синички) Педагог: Наша синичка потеряла свою семью в раннем детстве ее приютил и вырасти садовник из городского сада а т.к она совсем молода ей только будет скоро год и она собралась познавать лесную жизнь. Расскажем ей об этом вместе о птицах которых она может встретить у нас в регионе. | Коммуникативная Коммуникативная, игровая Коммуникативная | Налаживание эмоционального контакта Проявляют заинтересованность, включаются в процесс Мотивирование детей на участие в предстоящей деятельности Погружение в проблемную ситуацию |
2. Актуализация знаний и умений Формирование речевых умений, навыков, необходимых для «открытия» нового знания. 3. Затруднение в ситуации Физминутка Развитие координации движений, чувства темпа и ритма в движении. Профилактика нарушений зрения. Включение нового знания в систему знаний. | -Ребята, давайте рассмотрим картинку с изображением птиц и расскажем о них нашей гостьи. Интерактивная игра: https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/igra-pro-ptic (на слайде птицы дети рассматривают, вспоминают как их зовут) Бывают птицы взрослые, а бывают их детки. А как их будут называть? Игра «Назови детеныша». Ворона -вороненок, грач- грачонок. Педагог: Теперь наш новый друг знает как выглядит птичка и сможет их узнать при встречи. Но для полной ориентации нужно ещё и уметь узнавать их по голосу. А вы знаете всех птичек по голосовому звучанию? Тогда давайте вместе с нашей гостей познакомимся с пением птичек живущих в нашем регионе. Медиотека. Голоса птиц: https://do.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/67/topic/481/lesson/1422 Педагог: Запомнили? А это мы с Вами узнаем после физминутки. Педагог: Птички начали спускаться, На поляне все садятся. Предстоит им долгий путь, (Наклоны в стороны.) Надо птичкам отдохнуть. И опять пора в дорогу, (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.) Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».) Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора. (Прыжки на месте.) Включить аудиозапись голоса перелетных птиц. Интерактивная игра для детей дошкольного возраста Тренируемся. Чей голосок 1? Чей голосок 2? Чей голосок 3?https://do.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/67/topic/481/lesson/1422 | Игровая Двигательная. Дети подходят к доске и выполняют задания в игре Коммуникативная Игровая Игровая Коммуникативная. речевая | Актуализировать знания детей; Тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать внимание, память. Дети играют, переключают активность на двигательную Сравнивают, анализируют. |
4. Открытие нового знания Побуждение детей к «открытию» нового знания в совместной с педагогом деятельности. | Педагог:Что нужно делать, если чего-то не знаешь? (ответы детей) Стимулирует участие детей в следующей игре. Формирует мотивацию общения в условиях помощи взрослому. Педагог: Дятел — трудолюбивая птица, которую называют «лесным сторожем» или «лесным доктором». Он лазает по древесному стволу, мощными ударами клюва разбивает его и извлекает жучков и личинок. Игра «Опиши птицу» Ответьте на вопросы: Какая она? Как она поет? Чем она питается? Где мы можем её встретить? Командные задания: Разбить детей на группы и дать каждой группе несколько картинок с птицами. Педагог: Ребята, а теперь вы придумайте небольшую историю о птице, используя слова: "летит", "гнездо", "зима", "полет", "песня". Представление историй (каждая группа по очереди). | Творческая активность. | Умеют взаимодействовать в коллективе. Принимают участие в обыгрывании. |
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка. | -Наш гость принес нам подарок. Давайте посмотрим, что в нем. (Листы и карандаши) Что бы наша синичка ни чего не перепутала, нарисуем ей портреты каждой птички. Рисуем и раскрашиваем портреты. | Коммуникативное, Художественно – эстетическое. | Приступают к рисованию. |
6.Заключительный. Рефлексия познавательной деятельности | Рефлексия и заключение -Ребята, кто сегодня к нам приходил в гости? -О чем вы синички? -Что нового сегодня узнали? -Вам было интересно? -А что было самым трудным? -А что вы уже знали? Мне тоже сегодня было с вами интересно. Дети и педагог прощаются с гостем. | Коммуникативная. | Осмысление информации. Построение логической цепочки систематизации полученного опыта. |
5